BHA
	{ ФЕВРАЛЯ 1950 г., № 35 (11507)

Научная работа

Ка ода: лова. ЗАБАВ ‘Чл Ль_-. АА.

MP Ns ee ai,
	ТЕЛЕГРАММА ЗАМЕСТИТЕЛЯ
МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
	ВИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
	ПЕВИН, 2 февраля. (ТАСС). Вак пере-
дает агентетво Синьхуа, 2 февраля заме-
ститель министра иностранных дел КВи-
тайской народной республики Ли Кэ-нун на-
правил председателю Генеральной Ассамблеи
ООН Ромуло, генеральному секретарю OOH
Трюгве Ли. & также лелегациям стран—
	членов Организации Объединенных Наций и
	Экономического и Сопиального совета теле-
	трамму следуюшего содержания;
	«19 января 1950 года министр иностран-
ных дел Центрального народного правитель-
ства Китайской народной республики г-н
	Чжоу Энь-лай уведомил вас 0 TOM, что
Центральное народное правительство Ra-
тайской народной республики ° назначило
	Чжан Вэнь-тяня председателем делегации
Китайской народной республики для yua-
стия в заседаниях и в работе Организации
Объединенных Наций, в том числе в засе-
даниях и в работе Совета Безопасности, и
просил вас уведомить. об этом делегации
стран-членов Организации Объединенных
Наций и Совета Безопасности. С тех пор
прошло более десяти дней, а незаконные
делегаты остатков китайской гоминданов-
ской реакционной клики все еще продол-
жают оставаться в Совете Безопасности и
других органах Организации Объединенных
Наций и не были пемедленно удалены.
Я считаю это неоправданным. Поскольку
17 февраля созывается сессия Экономиче-
ского и Социального совета Организации
Объединенных Наций, я хочу, господа пред-
седатель и генеральный секретарь, поста-
вить вас в известность о том, что Цент-
ральное народное правительство Китайской
народной республики назначило Цзи Чжао-
тина представителем Китайской народной
республики в Экономическом и Социальном
совете Организации Объединенных Наций.
Я прошу вас уведомить об этом заинтере-
сованные стороны и дать скорый ответ на
вопрос о том, когда сможет законная деле-
тация Китайской народной республики под
председательством Чжан Вэнь-тяня, & так-
же Цзи Чжао-тин участвовать в заседаниях
соответственно Совета Безопасности и Эко-
номического и Социального совета Opra-
низании Объединенных Наций».

oY GF Pee ye,

aN RENE Se CH gs es paler

1одовшина договора
о советско-румынской дружбе
	низацию сельского хозяйства, тем самым
подготавливают базу для социалистического
преобразования деревни. Трудящемуся кре-
стьянству предоставлены тысячи современ-
ных вельскохозяйственных машин. В стране
уже действует более ста МТС. В прошлом
году организовались первые коллективные
сельские хозяйства.

Быстрый подъем промышленноети и сель-
ского хозяйства обеспечил увеличение на-
ционального дохода, что служиг основой
улучшения материального и культурного
положения трудящихся Румынии;
	В республике открыты тысячи допнтколь-
ных ‘учреждений, насчитывается 15.973
начальных и средних школы. Все они оена-
щены необходимым оборудованием и нагляд-
ными пособиями. Более чем.в три раза уве-
личилось число высптих учебных заведений,
в которых теперь обучаются дети рабочих
и креетьян. Тяга трудящихся Румынии
к образованию исключительно велика,
В минувшем учебном году курсы ликбеза
посещало более полумиллиона человек.

1950 год будет годом нового подъема
эканомики страны, повьшшения материаль-
ного и культурного уровня румынекого на-
рада.

Румынский народ высоко ценит дружбу
и помощь Советского Союза; Генеральный
секретарь ЦЕ Румынской рабочей партии
Г. Георгиу-Деж говорил: «Огромная помощь
Советского Союза — основное = условие,
необходимое для построения социализма, —
помощь идеологическая, политическая, эко-
номическая и техническая, — укрепляет
нангу позицию против имперналистических
планов грабежа и порабощения, обеспечи-
вая нам прочную базу для сопиалистичееко-
го развития».

Особенно ярко любовь к Советскому Co-
юзу, к великому Сталину выразилась в
дни подготовки Е 70-летию товарища
Сталина. Сотни тысяч трудящихся реснуб-
лики в эти дни стали на стахановскую
вахту, отметили  знаменательную дату
огромным производственным и политическим
подъемом в Rene строительства социали-
стического общества и зашиты мира.
	Дружба и сотрудничество Румынии и
других стран народной демократии с Совет-
ским Союзом служат для них жизненной
опорой, залотом непрерывного движения
вперед и обеспечивают их целостность и
независимость.

Советеко-румынский договор — это при-
мер взаимопомощи, дружеского сотрудниче-
ства государств. Вак и другие договоры,
заключенные Советским Союзом со странами
народной демократии, он служит для
румынского народа залогом осуществления
намеченной цели — построения  социа-
листического общества. Советско-румын-
ский договор еще раз подтверждает мудрость
сталинской внешней политики, направлен-
ной на укоепление мира и дружбы между
	аодами.
	Сегодня исполняется два года со
дня подписания Договора ‘о дружбе, сотруд-
ничестве и взаимной помощи между Совет-
ским Союзом и Румынской народной респуб-
ликой. Заключение этого договора явилось
знаменательной вехой в истории советско-
уумынских отношений.
	В годы Великой Отечественной войны ге-
роическая Советская Армия освободила ру-
мынский народ от фаптистского гнета, предо-
ставив ему возможность строить новую, CO-
пиалиетическую жизнь.
	Румынский народ создал подлинно демо-
кратическое государство. Канули в вечность
недоразумения между Созетским Союзом и
Румынией, которая перестала быть очагом
антисоветеких интриг и впервые за 90 лет
своего. существования проводит ‹амоетоя-
тельную политику, исходя из интересов ©во-
его народа. =
	С первых же дней установления народной
власти Румынская республика примкнула к
лагерю стран демократии и мира, возглазв-
ляемому великим Советским Союзом.
	Подписывая Договор о дружбе и взаим-
ном сотрудничестве, советский и румын-
ский народы обязались устранять любую
угрозу повторения агрессии co стороны
Германии или какого-либо другого тосудар-
ства, участвовать во всех международных
действиях, имеющих целью обеспечение
мира и безопасности народов. СССР и Ру-
мынская народная республика заявили,
что они будут действовать в духе дружбы
и сотрудничества, направленного на даль-
нейптее развитие и укрепление экономиче-
ских и культурных связей между обоими
государствами, следуя принципам взаим-
ного уважения к независимости и сувере-
нитету, а также невментательства во внут-
ренние дела другого государства.
	`Дэтовор полностью доказал свою жиз-
ненную силу. Он неизменно служит проч-
ной основой дружбы и взаимной помощи
советского и румынекого народов: объеди-
няет их, усилия в борьбе за мир и способ-
ствует быстрому упрочению экономических
и культурных связей между ними.
	Опираясь на дружбу и 0ескорыстную
помощь Советского Союза, молодая Румын-
ская республика вступила на нуть воциа-
листического развития и в краткий срок
добилась значительных успехов в развитии
своей экономики и культуры. 3а один
только 1949 год промышленное производ-
ство в Румынии увеличилось на 40 про-
центов. Впервые за всю историю в Румы-
нии началось производство тракторов, реч-
ных судов, специального оборудования для
добычи нефти, тяжеловесных паровозов
ит. д.
	Румынии сделаны первые шаги в деле
социалистического преобразования  сель-
ского хозяйства. Опираясь` на бедняков и
укрепляя ©0103 со средним крестьянством,
Румынская рабочая партия едет бесто-
шадную борьбу с кулачеством. Паотия ин
наролное правительство, осуществляя меха-
	Новое на шахтах Понбасса
	ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ
	Безответственное ‘отношение к делу
	Й вот автор решилея сделать то, что, как
	ОН ПИШЕТ,
«обычно остается мимолетным желанием
	замечтавшегося прохожего, Сойдя с авто-
буса... мы смело пошли на свет первого
попавшегося нам освещенного окна, реши-
тельно поднялись по лестнице чужого
нам дома и вошли в квартиру к незнако-
мым людям».
	Ничего путного не получилось из слу-
чайного посещения первой попавшейея квар-
тиры: несколько беглых сведений 0б одной
жильце дома, несколько сведений — о дру-
том да рассуждения 06 «освешенных
окнах»:

<...окно, привлекшее нас своим ярким
светом, принадлежит квартире...

Из окон квартир... открывается широкий
вид...

за ярко освещенными окнами KOp-
пуса...».

Такие пустопорожние материалы-—резуль-
тат неглубокого, невлумчивого отношения
редакции к ответственнейшим задачам пред-
выборной агитации.

Бакинская городская газета «Вышна»
26 января посвятила страницу Бакинеко-
му — Сталинскому избирательному оЕругу
по выборам в Совет Союза. `

Уже первая фраза на странице убеждает,
что редакция отнеслась безответственно Е
делу. Газета пишет, что 12 марта в изби-

рательные урны округа опустят
«бюллетени с именем кандидата в депу-

Ттаты Верховного Совета СССР 300 тысяч

избирателей...»

Возникает вопрос: знакомился ли редак-
тор «Вышки» А. Саркисов в «Положением
о выборах в Верховный Совет СССР», где
яено сказано, что избирательный округ по
выборам в Совет Союза образуется по норме
300 тысяч населения на округ?

Почти половину странины заняло легко-
мыесленное произведение под заголовком «За
	освещенными окнами». Начинается оно так:
«Кто из нас, проходя поздним вечером

мимо затихших домов, не заглядывался
на ярко освещенные окна и не думал в эту
минуту, что происходит за этими окнами?
Что за люди живут за ними?»
	Вырос и преобразилея горняцкий посе-
лок. Восстановлены и вновь построены де-
сятки благоустроенных домов и общежитий,
новая улица домов индивидуальных 3a-
стройшиков. Довоенный фонд жилой пло-
щади уже превышен на 3 тысячи квадрат-
ных метров,

Е услугам горняков и их семей — пре-
красный клуб, больница, амбулатория,
школа, детекий сад и детские ясли, ночной
санаторий горняков, интернат молодых гор-
няков, радиоузел, столовые, магазины.

Еще краше и благоустроеннее будет по-
селок через один — два года. Строятся два
больших 12-квартирных дома, ведетея под-
готовка в стронтельству новой школы, ето-
ловой, магазина, грязелечебницы, горнопро-
мышленной школы, детского сада и детских
яслей, касфальтированию тротуаров и шосее,
в стреительству парка культуры и отдыха.

Существенные изменения произошли и в
коллективе горняков. Неизмеримо в03рос
их политический, технический и общеобра-
зовательный уровень. За последние четыре
тола значительно возросло число работат-
ших здесь горных инженеров и техников.
Среди новых инженеров и техников нёма-
ло горняков шахты, которые без отрыва от
производства закончили средние и высшие
технические учебные заведения. В настоя-
шее время сотни рабочих, младших и сред-
них комантиров посещают различные техни-
ческие курсы, учатся в вечернем горном
техникуме, на заочном отделении Донецкого
индустриального инетитута.

Люди растут, совершенствуют свое ма-
стерство, самоотверженно трудятся в забоях
шахты. Выюоко поднят труд советских шах-
теров. На шахте имени Лутугина около
300 горняков награждены орденами и ме-
далями Советского Союза. Кроме высокой
зарплаты, получаемой горняками, им за
последние два года выплачено вознагражде-
ний за выслугу лет в сумме 3.610 тысяч
рублей.

Новые горные машины, рост технически
подготовленных кадров, хорошие культурно-
бытовые условия — все это способствует
дальнейшему подъему производительности
труда, увеличению добычи угля, укрепле-
нию здоровья и проведению разумного отды-
ха горняков.

— Таких шахт, как наша, в Донбассе
немало,— говорит Герой Социалистического
Труда, почетный шахтер Дмитрий Ивано-
Bay Mapyya,— всех новшеств и достиже-
ний не перечислишь. Словом, шахта на-
ша не та, что была прежде. Ла и мы, гор-
	няки, стали другими. ба весе это большое
шахтерское спасибо коммунистической пар-
тии, великому вождю и учителю Иосифу
 Висезрионовичу Сталину.
	Д. АКУЛЬШИН.
	B заповедваках

На территории Российской Федерации
расположено 37 заповедников. В них ведет-
ся большая научно-иселедовательская рабо-
та, изучается жизнь птид и зверей, ведут-
ся наблюдения за растительным миром.

Большое место в работе заповедников от-
зодитея разведению редких животных и ра-
стечий. В Кавказском заповеднике, напри-

о, ню а -

В городах и рабочих поселках Донбасса
идет деятельная подготовка к предстоящим
выборам в Верховный Совет СССР. Повее-
местно открываются агитпункты.

Десятки тысяч агитаторов на участках
шахт, в цехах заводов, в красных уголках
и на квартирах избирателей рассказывают
о превосходстве советской демократии нал
демократией буржуазной, о неуклонном ро-
	тв ао ВА 2 ое. а АВЯ а

мер, большое внимание уделяется PasBele-   сте могущества нашей Родины. о повышении

благосостояния и культуры советского на-
рода. Слушают эти беседы избиратели
с огромным вниманием,
	Всего четыре года отделяют пас от по-
следних выборов в Верховный Совет СССР.
Срок небольшой. Но какие разительные пв-
ремены произошли в Донбассе, как и 1
всей стране за это время! В начале 1946 го-
да в бассейне шло массовое возрождение
шахт и заводов, разрушенных врагом: из
затопленных шахт откачивали миллионы
кубометров воды, каменщики закладывали
фундаменты будущих зданий, монтажниди
устанавливали оборудование и металличе-
ские конструкции. Всюду высились леса
строек.

Не узнать ныне возрожденный волею
большевиков край угля и металла. Воеста-
новленные и реконструированные предирия-
тия стали более мощными, оснащенными
первоклассной отечественной техникой. Из-
меняют свой облик донецкие города и ра-
бочие поселки.

Чистяковекая шахта имени Лутугина —
одна из 5.200 государственных предприя-
тий, восстановленных и построенных в го-
ды послевоенной сталинской пятилетки.
Здесь ничего не осталось от прежней
довоенной шахты. Вее заново реконетруиро-
вано. Шахта представляет собою настоя-
щий подземный завод. Ее главные горные
выработки подобны тоннелям: широкие, вы-
сокие. одетые в железо, шлакобетон, це-
мент, освещены электрическими лампами
дневного света. По подземным магистралям
на больших скоростях ходят тяжелые элек-
тровозы с длинными составами вагонеток,
груженных углем. В подготовительных за-
боях на прохождении штреков работают
породопогрузочные машины, освободившие
проходчиков от тяжелого ручного труда,
погрузки породы в вагонетки. Во всех ла-
вах, за исключением одной, уголь добывают
комбайнами «Донбасс», & транспортируется
из лавы выесокопроизводительными скре-
	вБовыми -транспортерами.

Поднявшись из шахты, горняки идут от
ствола к бане го утепленному светлому ко-
ридору. Сдав спецовки и приняв горячий
душ, горняки получают чистое белье и на-
правляются в ингаляторий. В просторном
светлом бытовом комбинате находятся так-
	же медицинский пункт, механизированная»
	прачечная.
	пию зубров. Зубровый питомник, создан в

Московской области. В хрутих местах mpo-
водятся опыты акклиматизации бобров,

превращения лосей в домаптних животных.

Ведутся постоянные наблюдения за жизнью
перелетных птиц. Для этой цели только в
$949 году было окольцовано свыше 70
‚ТЫСЯЧ ПТИЦ. :

Заповедники ежегодно посешаются десят-
ками тысяч экскурсантов. Они с интересом
осматривают живописные уголки природы,
знавомятся с животным и растительным
уиром. Лишь в Ильменском минералогиче-
ском заповеднике на Южном Урале в тече-
ние прошлого гола побывало более 20 тысяч
	JbC HY DCAHTOB.
—_—oO—
		ЬИЕВ, 3. (Корр. «Поавды»). Лекцией то-
каря-скоростника завода «Большевик» тов.
Рубана начались в Киеве «стахановские
чтения», организованные Обществом по
распространению политических н научных
знаний. Тов. Рубан — молодой рабочий. Он
первым на заводе перешел на скоростные
методы обработки деталей и за два года
выполнил пять годовых норм.

(0 своем опыте тов. Рубан рассказал в
лекции «Мои методы скоростной обработки
хеталей», вызвавшей живой интерес слу-
лателей — стахановцев нескольких заво-
зов и студентов Еиевского политехническо-
го института.

На следующих «стахановских чтениях»
е лекциями выступят лучишие токари Киева
тт. Семинский, Царик и другие.

«Стахановские чтения»  ортанизуются
также для обувшиков, швейников и работ-
ников других профессий. :
		БИБЛИОТЕКИ
ДЛЯ ЛЕСОРУБОВ
	ИРКУТСК. 3. (Корр. «Правды»). По ве-
	черам в влубе Тальцинекого леспромхоза
всегда много народа. Почти ежедневно для
лесорубов устраиваются лекции и доклады
на политические и естественно-научные те-
мы. Здесь же демонстрируются кинофиль-
мы, организуются выступления коллекти-
ва художественной самодеятельности. В
клубе — хорошая библиотека, комната от-
дыха, всегда можно прочитать свежие га-
зеты.

Выступления драматического, хорового и
хореографического кружков пользуются У
лесорубов большим успехом. Драматический
кружок ставит пьесы на современные темы,
литературные монтажи, в которых расева-
зывается о трудовых подвигах передовых
лесорубов.

Библиотека клуба на всех лесоучастках
организовала передвижки, в которых насчи-
тывдетея но 250—300 книг.

В нынешнем сезоне для лесорубов 0б-
ласти построено несколько клубов, органи-
зовано 12 кинопередвижек.

—Ю50—-
	КОПХОЗНЫЕ НОВОСТРОЙКИ
	ТРОЗНЫЙ. Болыное строительство ведет-
ея в колхозах Грозненской области. B mpo-
шлом году план сооружения жилых домов
был перевыполнен более чем в полтора
раза. Успешно велось строительство жи-
вотноводческих помещений.

Колхозники занялись благоустройством
сел, озеленяля улицы, строили дороги.

Сейчас в области развернулась подготов-
ка к строительным работам 1950 года. По
сравнению с прошлым годом план увеличен
на 60 процентов. В колхозах будут с0ору-
жены новые кирпичные и черепичные за-
воды. («Грозненский рабочий»).
	Познание достижений литератур всех
братских народов СССР укрепляет у людей
нашей великой страны чувство животвор-
ного советского патриотизма, чувство

советской национальной гордости. .
Недавно издан сборник стихотворений

трузинских советских поэтов «Великому
Сталину» *.

Великому вождю и учителю посвящают
поэты Советской Грузии самые проникно-
ванные, самые задушевные слова. Гением
товариша Сталина, его мудрыми указаниями
	вдохновлены веемирно-исторические победы  .
	и подвига советских народов.  Освободи-
тельная борьба утнетенного человечества,
движение за мир, охватившее сотни мил-
лионов людей на земном шаре, победонос-
ное шествие коммунистических идей воз-
тлавлены и озарены гением Сталина, его
волей, силой его научного предвидения,

Оглялывая пройденный под руководством
Сталина исторический путь и всматриваясь
в светлое коммунистическое будущее, в ко-
торое во главе с товарищем Сталиным пер-
выми входят советские народы, каждый со-
Зетский человек испытывает чуветво вдох-
новения, уверениости, бодрости и гордости.
Советский поэт ищет достойные слова, что-
бы в образах своего произведения воплотить
эти величественные чувства. Если их сия-
нием озарено произведение поэта, то на-
род принимает это произведение как свое
родное, как выражение своих дум и чуветв.

В произведениях грузинских поэтов от-
ражены чувства любви и преданности, вос-
хищения и веры, которые питает совел-
ский народ в своему мудрому вождю и
учетелю. }

В сборшике помещены поэмы «Весна в
черном городе» Г. Абашидзе и «Прощание с
Цулукилзе» И. Абашидзе.

Григол Абашидзе и Иреклий Абашидзе
созлаля интересные произведения, в Кото-
рых показаны первые годы революционной
Тоятельности товариша Сталина. Поэма
Г. Абашидзе посвящена пребыванию
товарища Сталина в Чиатурах. Образно, <
большим подъемом и лирическим чуветвом
рисует поэт образ молодого Сталина, ero pe-
волюционную пламенность. его неразрывную
связь © рабочим народом. Поэма И. Абашидзе
волнует своей торжественной музыкаль-
	*# Великому Сталину. Издатель-
ство «Заря Востока», Тбилиси, 1949.
	Забастовка горняков
в США продолжается
	НЬЮ-ИОРЬ, 3 февраля. (ТАСС). Более
100.000 горняков битуминозных угольных
шахт в США продолжают забастовку, требуя
повышения заработной платы и увеличения
пенсий и пособий по болезни. 1 февраля
профсоюз возобновил переговоры с предпри-
нимателями, однако 2 февраля последние
прервали переговоры, так как профсоюз не
согласился отбросить содлержавшийея в ета-
	ром соглашении пункт, который дает горня-
	вам возможность при известных условиях.
отказываться от. работы.

После того ках предпринималели отказа-
лись от дальнейших переговоров, председа-
тель профсоюза горняков Льюис заявил
представителям печати, что предпринимате-
ли надеются на вмешательство правитель-
ства, «чтобы свести горпяков до положения.
рабов», чего не удалось добиться. предири-
нимателам.
	Иьюис сказал, что он не сможет собрать
политический комитет профсоюза ранее
4 февраля, когда, по требованию Трумэна,
профсоюз должен дать ответ на предложе-
ние президента относительно возвращения
горняков на работу нз 70 дней, в то время
как он назначит комиссию по «установле-
нию фактов, привелитих к конфликту».
	Под свою чонгури спой нам!

Предо мной был сын народа —

Кость от кости, нлоть от плоти.

И друтая песня продолжает эту мысль,
говоря о товарише Сталине: «народа еын—
отец его». Беспредельной любовью наполнены
эти песни народного серлца-— победный, тор-
жественный клич и задушевное, тихое слово
сплетаются в них в одно многозвучное вы-
ражение любви, радости и благодарности
вождю, отцу советских народов.

Шесть особенно выдающихся вершин
вздымаются над высотами классической гру-
зинской поэзии: Руставели, Гурамяшвили,
Бараташвили, Чавчавадзе, Церетели, Важа
Пиавела. Среди них самая сияющая вер-
шина -—— Руставели, поэт мирового значе-
ния и в то же время поэт глубоко народный,
пациональный. Советские поэты проделали
большую работу, переведя поэму Руставели
на языки многих советских народов. Поме-
щенные в антологии отрывки из произведе-
ний предшественников Руставели — Чахру-
хадзе и: Шавтели — дают читателю пред-
ставление о том значительном уровне гру-
зинской поэзии ХИ века, на основе которого
рос поэтический гений Руставели.
	Замечалельной фигурой в грузинской ли-
тературе является поэт-патриот, мыслитель
и воин Давид Гурамишвили. Он первый
обогатил грузинокую поэзию русскими и
украйнскими мотивами.

Связь с передовой русской литературой
определила новые пути развития грузин-
ской поэзии. Самой яркой поэтической фи-
гурой, выражающей этот новый подъем и
размах грузинокой поэзии, был Николай
Бараталнвили. Ero творчество достаточно
полно представлено в антологии.
	Поэзия Григория Орбелиани также хорошо
представлена в антология. Следует заме-
тять, однако, что во вступительной статье
к антологии надо было указать и на отета-
лые стороны в творчестве и деятельности
Г. Орбелиани.

Выдающееся место среди грузинских пи-
сателей ХХ века занимает поэт, прозаик,
публицист, общественный деятель — Илья
Чавчавадзе. Революционные демократы Бе-
линокий, Чернышевский, Добролюбов помог-
ли сформироваться его мировоззрению, ко-
торое сделало его одним из самых замеча-
тельных леятелей национально-революцион-
ного движения в Грузии второй половины
XIX sera.
	Поэтическое творчество Ильи Чавчавадзе
ню нашло в антологии хостаточно полного

отражения. Не помещена, скажем, очень
важная мля понимания мировоззрения
	г. Сталино. (Корр. «Правды»).
	Польша, Чехословакия и Венгрия решили установить дипломатические
отношения с Демократической республикой Вьетнам
	Вам, что правительство Чехословацкой рес-
публики решило в связи с обращением пре-
зидонта Демократической республики Въет-
нам и учитывая тот фажт, что правитель-
ство Демократической республики Вьетнам
представляет подавляющее большинетво нс.
селения страны и осуществляет власть поч-
ти над всей территорией страны, устано-
вить с Демократической республикой Вьет-
нам дипломатические отношения.
	БУДАПЕШТ. 3 февраля. (ТАСС). Совет
	министров Венгерской народной республики
принял решение установить дипломатиче-
ские отношения с Демокралической респуб-
ликой Втетнам.
	ВАРШАВА, 3 февраля. (ТАСС). Сегодня
на очередном заседании сейма премьер-ми-
нистр Юзеф Циранкевич сообщил, что пра-
вительство Польской республики приняло
решение установить дипломатические отно-
	шения с Демократической республикой
Вьетнам.

ПРАГА 3 февраля. (ТАСС). Министр
	иностранных дел Чехословацкой республи-
ки Влементис направил министру ино-
странных дел Демократической республики
Вьетнам Хозн Минь Зиаму следующую те-
леграмму:

По поручению правительства Чехосло-
вацкой республики имею честь сообщить

B32 ts eed ei a OE ¢

нидзе свидетельствуют 0 его неустанном
движении вперед, благодаря которому поэт
по праву занимает место в ряду передовых
поэтов Советского Союза. Тем же подъемом,
углублением идейного содержания и ростом
политической активности их поэзии отмечено
творчество С. Шаншиашвили, И. Гриша-
ивили, А. Абзшели, Р. Гветадзе.

Иным был путь поэтов, тоже принадле-
жащих к старшему поколению, но воспитан-
ных школой демократической поэзии, тра-
лициями И. Евдошвили. Таков Г. Вучи-
швили. & грузинским пролетарским поэтам
старшего поколения принадлежит Сандро
Эули.

Антология дает читателю представление
0б идейно-тематической направленности, о
свовобразии выразительных средетв, о вее
большей и большей высоте партийного,
большевистского духа в развивающемся
творчестве таких передовых поэтов Грузип,
кав 0. Чиковани, И. Абашидзе, №. Каладзе,
А. Мирцхулава (Машаливили), И. Мосашви-
ли. Их ноэтический путь началея уже под
звездой советской власти. Они могут быть
названы поэтами среднего поколения. В поз-
там более молодым принадлежат успешно и
неустанно растущие Г. Абашидзе, И. Ноне-
швили, Р. Маргиани и другие.

В антологии широко представлено твор-
чество грузинских советских поэтов — от
старшего поколения до поэтов, вошедших в
литературу перед Отечественной войной. 0д-
нако надо отметить, что для творчества
Тото’ чорого, молодого поколения поэтов, ко-
т%0р0е влилось в грузинскую поэзию за по-
следние, послевоенные годы, не нанглось
почему-то мест» на страницах антологии.
	Не все помещенные в сборниках стихо-
творения предоставляют собой неоспоримую
идейную и художественную ценность. В. Га-
бескирия дал стихи, не несущие в себе зна-
чительной мыели, поверхностно касающиеся
основной темы сборника.  Риторичность
искажает смысл стихотворения Д. Гачечи-
лалзе «Домик на берегу Куры».

К сожалению, ряд досадных опечаток и
недосмотров искажает смыел и образы мно-
гих помещенных в антологии «Поэзия Гру-
зпи» произведений. Так, например, в зна-
менитом стихотворении Н. Баратаивили
«Мерани» вместо слова «наездник» наие-
чатано «наследник», вместо «душевный
трепет» — «душный трепет» ит. п.

Несмотря ‘на отмеченные недостатки, вы-
хол обеих книг радует, как еше одно значи-
	тельное проявление крепнущих взаимосвя-
ей всех братских литератур наролов СОБР.
		И. Чавчавадзе поэма «Бидения», драмати-
ческий диалог «Мать и сын» и другие.
	Революционная борьба рабочего класса
определила собой дальнейшее развитие
грузинской поэзии, ее передовые творче-
ские силы. В рабочей печати чаще
н чаще стали появляться поэтические
произведения, отражавшие мысли и чаяния,
жизнь и быт пролетариата. В антологии
желательно было бы дать больше тавих про-
изведений — часто неизвестных авторов,
часто подписанных псевдонимами, — пред-
ставляющих сейчас немалую историческую
ценность, как зарождение новой, рабочей
поэзии. Приведенные в книге образцы про-
изведений И. Евдошвили и Н. Чхиквадзе
могут дать читателю некоторое, но далеко
не полное представление об этом новом эта-
пе развития грузинской поэзии.
	Победа Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции в России и установление
советской власти в Грузии вымели из жиз-
йи классы помещиков и капиталистов, &
вместе с ними—и их идеологов. Дворянско-
буржуазная грузинская Поэзия, поэзия
энтинародная и упадочническая, пришла Е
своему бесславному концу, хотя ее пере-
житки и давали себя чувствовать в истории
грузинской советской поэзни.

Из недр раскрепощенного народа в лите-
ратуру пришли и неустанно приходят но-
вые и новые таланты.
	Творчество народного поэта Грузии la-
лактиона Табидэе, так решительно, с первых
же дней борьбы за Советскую Грузию, по-
рвавшего с буржуазно-символистекой шко-
лой, показано в антологии наиболее ха-
рактерными произведениями всех эталюв его
развития. Но отсутствие. дат, определяющих
время написания, под таким, скажем,
сугубо символистским стихотворением, как
«Синие кони», может ввести в заблуж-
дение читателя. Отвергнув  символист-
скую муть и гниль, поэзия Галактиона Та-
бидзе прославляет свободный труд советских
людей, обновляющий и преобразующий лицо
ролной земли. Таковы его «Песня 0б обнов-
ленной Грузин», «Абхазия», «В горах» и

другие.

Преодолевая старые влияния и пережит-
ки, черпая свое вдохновение в окружающей
их советской действительности, овладевая
стилем социзлистического реализма, поэты
старшего поколения дали ряд ценных произ-
ведений, свидлетельствующих о подъеме их
творческих сил. Г. Деонидзе создал глубоко
волнующую, полную любви, нежности и вос-
хищения поэму о детских и отроческих годах
товарища Сталина. Последние стихи Г. Лео-
	иской поэзии

книги грузи
	вым путем развития поэзии грузинского
народа.

Прежде всего это поэзия мужествен-
ного, не сгибавшегося ни перед какими
испытаниями, свободолюбивого народа. Вос-
певая доблесть, преданность родине, бес-
страшие, песня помогала народу противо-
стоять бесчисленным врагам, столько веков
посягавшим на земли и на самое жизнь
грузинского народа.

Воспламеняя ненависть к иноземным за-
хватчикам, народная поэзия острие свое на-
правляла и против внутренних угнетате-
лей — феодалов, князей, помещиков. Чув-
ством классовой ненависти насыщены та-
ки) выразительные творения народа, как
«Истребление князей Арешидзе» или песни
«Мы сойдемся в Хидистави», «В яму высы-
пал я просо». Замечательна «Песнь об Ар-
сене», народном герое первой половины
ХХ века, борце против угнетателей кре-
стьянства — грузинских помещиков, рус-
ских чиновников, стяжателей-мироедов.

Если в тяжелейших условиях угнетения
п бесправия народ создавал подлинные со-
кровища народной песни, то как же вдох-
новенно и радостно должен петь юн, оево-
божленный, счастливый, уверенный в сво-
ем завтрашнем дне! Так и произошло. На-
родная поэзия засверкала новыми, небыва-
лыми красками, приобрела неслыханное
досель звучание. Радость, уверенность,
бодрость, беспрелельная любовь к великим
зодчим свободной социалистической жизни,
гордость за свое могучее отечество — Совет-
ский Союз, ненавиеть и презрение к его
врагам, все самые высокие чувства совет-
ского человека сияют и поют в народной
поэзии Советской Грузии. .

Bew теплоту любящего народного сердца
несут в себе народные песни о. Ленине и
Сталине. Неисчерпаем светлый поток песен
о самом любимом человеке, о мудром вожде
и учителе — Сталине.

Самое счастливое воспоминание для совет-
ского человека — его. встреча с вождем,
беседа с ним. 0 такой встрече радостно
рассказывает песня «Я приветствую»;
	Слой, чонгури, как вошли мы
Под Еремля родные своды,

Как раскрыл пред нами двери
Тот, за вем идут народы,
Поздоровалея со иною

И с улыбкою спогойной

— Мололец.— сказал. & HY-ES,
	ностью, напряженноетью чувства, своей
жизнеутверждающей мыслью. 0браз верного
соратника товарища Сталина — Ладо Renxo-
вели дал Симон Чиковани в стихотворении
«Дало Кепховели». -

Ряд произведений посвящен городу, где
родилея товарищ Сталин, -—— Гори. № наи-
более удачным произведениям на эту тему
принадлежат стихи И. Гришашвили «Вели-
кому Сталину от маленьких  горийцев»,
К. Каладзе «Гори 21 декабря», Г. Леонидзе
«Очаг вождя», И. Нонешвили «Гори».

_ Семидесятилетию товарища Сталина по-
свяшает свое стихотворение Галактион
Табилзе: .

Дорогой чести, доблести и славы

Ты семьдесят прошел прекрасных лет.

И этой жизни подвиг величавый ‘

Теперь увенчан торжеством побед.

Нас к подвигам обязывает новым

Век коммунизма, небывалый век.

И каждым делом сталинским и словом

Богат и горд советский человек.

Трудовые подвиги советских народов,
совершаемые под руководством товарища
Сталина во имя построения коммунистиче-
ского общества, воспевает Р. Маргиани в
проникновенном реалистическом стихотво-
рении «Утро», А. Гомиашвили — в песне
0б «Освобождении Амирани». /

Грузинские советские поэты своим ебор-
ником. посвященным великому Сталину,
внесли ценный вклад в общее дело всех со-
ветских писателей. Вместе с антологией
ЗПоэзия Грузии» этот сборник — новое
	достижение советокой культуры.
ля овлаления богатством и многообра-
	зием литературы ‘народов СССР особенное
значение имеют переводы на, русский язык.
Русские писатели успешно и плодотворно,
се истинной любовью и творческим вдохно-
вением работают в этой области. Новым до-
стижениеи русских советских поэтов яв-
ляется выход в свет большой антологии гру-
зинской поэзии, включающей в себя образ-
цы грузинской народной поэзии, произве-
дения поэтов ХИ — ХХ веков и произведе-
ния поэтов Советской Грузии **.

Уже вышли на русском языке антологии
армянской, белорусской, азербайджанской,
казахской поэзии. Появление антологии
грузинской поэзии дает возможность совет-
скому читателю ознакомиться © многовеко-
	+ Поэзия Грузии. Гослитиздат, 1943.