12 ФЕВРАЛЯ 1950 г., № 43 (1
	СОФИЯ, 11 дэвраля. (ТАСС). Газета «Ра-
ботническо дело» опубликовала доклад зе-
кретаря ЦЁ Болгарской коммунистической
партии ^ Вылко Червенкова па январском
пленуме ЦЬ Болгарской компартии «06
основных уроках раскрытия банды Трайчо
Костова и борьбы за ее разгром, о недостат-
ках в партийной работе и наших задачах».

В своем докладе тов. Вылко Червенков
заявил, что раскрытие и разгром шпионекой
группы Трайчо Костова является большим
успехом компартии и болгарского народа.

Разгромлена самая опасная вражеская
агентура, искусно прикрывавшаяся  пар-
тийным билетом.

Наша страна, сказал тов. Червенков,
избавилась от страшной опэености подзерг-
нуться участи ныпенией Югослазин-—быть
изолированной от лагеря мира, демократии
и социализма, от. нашего великого 0евобо-
дителя — Советского Союза и быть брошен-
пой в хищнические лапы англо-американ-
ских колонизаторов и их титовских назу-
НИКОВ.
	Империалистический план, существова-
ние которого было документально установае-
но еще нь будапештеком пропесее Райка a
К°, а именно: с помощью предательской
клики Тито подготовить и осуществить от-
рыв стран народной демократии от Совет-
ского Союза, восстановить в них капита-
лизм и превратить эти страны в базы англа-
американской агрессии против Советекого
(оюза, потернел. полный крах как в Венг-
рии, так и в нашей стране. Еще раз векры-
т& гнусная роль титовской фашистекой кли-
ки, как орудия англо-американекой импе-
риалистической агрессия. Разоблачены за-
хватнические намерения титовцев в отно:
шении болгарской территории.
	Песомненно, что разгром банды Трайчо
Ростова свидетельствует о силе нашей на-
родной демократии, о силе коммуниетиче-
ской партии, о ее решимости сохранить вер-
ность и преданность нашего трудящегося на-
рода лагерю мира, демократии и социализма,
великому Советскому Союзу, отстоять нацио-
пальную независимость и социалистический
путь развития нашей страны.
	Борьба против трайчокостовщины еще
более закаляет коммунистическую партию,
повышает ее бдительность, делает её бо-
лее сильной, крепкой и мудрой. Трудящи-
вся нашей страны еще теснее сплачиваются
вокруг коммунистической партии. Растет их
политическое сознание, повышается их бди-
тельность, крепнет государственная дис-
циплина в стране. 0б этом свидетельствуют
огромный трудовой подъем, результаты 50-
циалистического соревнования, новые произ-
водственные успехи. 06 этом свидетельствует
блестящая победа Отечественного фронта
	на выборах 18 декабря прошлого года.

Раскрытие и разгром банды Трайчо Во-
стова являются новым поражением импе-
риалистов, поджигателей новой войны, на-
рушителей порядка и спокойствия на Бал-
ванах и в Европе.

Было бы, однако, недопустимой ошибкой,
говорит тов. Червенков, если бы мы, как
партия, ограничились лишь этой правиль-
ной констатацией.

Мы смогли разбить предательекую груп-
пу Трайчо Костова. В этом отношении пар-
тийное руководство оказалось на высоте
положения,

Но нужно признать, подчеркнул доклад-
Чик, что для нас трайчокостовщина оказа-
лавь неожиданностью.

Как случилось, спрашивает тов. Червен-
ков, что Болгарская компартия, разбившая
своих открытых врагов, начиная от амери-
канского шпиона Гемето и кончая шпион-
ской группой евангелических пасторов, дол-
гое время не могла разоблачить замаскиро-
вавшихся в партии Трайчо Костова и его
фщников? :

Наша партия — старая партия. Она, имеет
иемалый опыт борьбы с различными ан-
типартийными течениями и группами. Наша
партия имела и всегда должна иметь в виду
богатый всемирно-исторический опыт борьбы
ВЕП(6) против вражеских течений и груп-
пировок. Она знала об опыте борьбы ВЕП(б)
против троцкистско-бухаринских шпио-
нов и вредителей. Мы изучали и изу-
чаем Ленина и Сталина. Ленин и Сталин
уча, а опыт ВВШб), опыт memry-
народного рабочего движения всецело под-
тверждает их учение о том, что враг при-
бегает к дъявольским усилиям и всяческой
хитрости, чтобы проникнуть в ряды комму-
НИСТИиЧекой Партии с пелью разлагать ее
изнутри, изнутри наносить ей удары; что
враг особенно свирепеет после прихода к
власти коммунистической партии, что он
тогда начинает особенно маскироваться, дву-
рушничать, лгать и изворачиваться, чтобы
пробраться и закрепиться на наиболее от-
реттвенных постах, вредить как можно ис-
куснее, наносить свои удары в самые труд-
НЫе и опаспые для партии моменты.

Мы знали это. Мы знали и то, что враг
стремится использовать прежде всего неус-
Тойчивые элементы в Партии, те элементы,
Воторые в той или иной степени отклоня-
кот партийной линии, участвовали в ан-
типартийных группах, стояли на троцкист-
CRUX, левосектантских и других антипар-
тайных позициях. Как объяснить, что Цен-
тральный комитет партни долгое время не
мог распознать настоящее лицо Трайчо Ro-
това и его единомышленников. .

Докладчик отмечает, что были предупре-
дительные признаки и тревожные сигналы
0 неблагополучии с Трайчо Костовым. Й в
Центральном комитете партии они были из-
вестны, Нельзя и не следует отрипать этого.
По они долгое время не принимались во
Внимание. не послужили поводом для по-
становки вопроса о действительном лице
Трайче Костова.

Наше политическое чутье. наша peBo-
люционная бдительность не были на долж-
Ной высоте,

В этих наших слабостях и опибках мы
Isamu дать себе полный отчет. Мы 104-
ны их видеть и обознать до конца.

Мы не отдавали себе ясного отчета в не-
пабежности обострения классовой борьбы
при нашем лальнейшем наступлении на ка-
питалистические элементы и не приняли
‘воеврененно всех мер в тому, чтобы под-
иовить Центральный комитет и всю пар-
тиЮ к новым Формам борьбы наших врагов
Против нашей партии, народно-демократи-
ческой власти. т ыы

Нужно признать, что после 9 сентября
1944 года среди нас ещо долгое время имело
\%то и тяготелю над всей нашей прахтиче-
	Болзарской компартии

Пусть товарищ Добри Терпешев скажет,
стоял ли он на страже государственных ин-
тересов страны так. как должен стоять
большевик, член Политбюро. которому вве-
рено руководство Плановой комиссией? Раз-
ве не факт, что под его председательством
Плановая комиссия, не спрашивая никого,
благословляла явно заниженные планы, &
с другой стороны, благословляла расход
миллиардов без наличия каких-либо утвер-
Жжденных Политбюро и правительством
проектов и смет? Кто же главный винов-
ник разбазаривания и расхищения материа-
лов, средств, их замораживания? Почему у
нас не планировалось денежное обращение?
Почему Плановая комиссия даже не поста-
вила этого вопроса? Ёто в первую очередь
отвечает за извращение в планировании
товарооборота? Фондов зарплаты? За те без-
образия, которые были вскрыты при инвен-
таризации? Вто несет главную ответствен-
ность? Ёто прежде всего должен отвечать
за отсутетвие действительной статистики,
без которой мы просто как без глаз и 663
руЕ?

Это решающие вопросы, вопросы жизни
и смерти для нашего хозяйства. Некоторые
хотят ухватиться за значительные успехи,
которые мы, вопреки вредительству и без-
образиям, несомненно, имеем и которые
свидетельствуют только 0 том, насколько
жизнеспособен народно-демократический
строй, насколько велика самоотверженноеть
наших трудящихся; некоторые хотят ухва-
титьея за успехи и умолчать об огромном
вреде, причиненном хозяйству умышлен-
но и неумышленно. Этого нельзя допускать.
Только решительно раздавив вредителей и
без колебания отетранив  самодовольных
руководителей, которые не стоят, & «лежат»
на позициях марксизма, которые не руко-
водят, & наслаждаются своим руководящим
постом, и поставив на их место людей
деловых, людей с сознанием своей ответ-
ственности, мы ликвидируем срывы и 006-
спечим хозяйственный подъем. страны.
	В этом отношении не должно быть ника-
ких колебаний!

Политбюро Центрального комитета, пре-
одолевая вышеуказанные слабости и ошиб-
BH, постепенно освобождаясь от неправиль-
ных методов работы, вскрывая подлинное
лицо Трайчо Костова, раскрыло его подлую
шпионскутю банду и организовало ее раз-
гром. Штаб банды Трайчо Костова разбит
наголову. Приняты вее меры в тому, чтобы
довести до конца раскрытие трайчокостов-
ского заговора. Удары но этому заговору
не прекратятся до тех пор, пока он не бу-
дет полностью ликвидирован во всей стране,
где бы ни появились его следы. Разгром
трайчокостовщины означает и должен
означать безжалостный, сокрушительный
разгром иностраниой  капиталистической
агентуры в нашей стране. Мы должны очи-
стить, и мы до конца очистим партию, го-
сударственный аппарат, общественные орга-
низации и всю страну от вражеских гнезд
и гнездышек.

Трудящиеся нашей страны с чуветвом
облегчения встречают решительную борьбу
партии против врагов народа. Они с чув-
ством облегчения видят, что наш Централь-
ный комитет крепко держит в своих руках
знамя товарища Георгия Димитрова.

Далее тов. Червенков говорит о задачах
Болгарской компартии.
	Следует, отмечает он, укрепить Цен-
тральный комитет партии, обеспечить кол-
легиальноеть в его работе.

Необходимо укреплять глубокую, не при-
знающую уступок и компромиссов принци-
пиальность, никогда не довольствоваться
достигнутым, быть непримиримыми к недо-
статкам, никогда не забывать 0б ответетвен-
ности перед народом и родиной.
	В нынешней обстановке, когда мы отве-
чаем за государство, за судьбы народа,
строим основы социализма, нельзя руково-
дить без знаний, без овладения учением
Маркса—Энгельса-—_Ленина—Сталина. Что-
бы строить с успехом, необходимо овладеть
наукой.

Нам самим, членам Центрального комите-
та, необходимо учиться по книгам, у жизни,
у народа и прежде всего учиться на все-
мирно-историческом опыте великого Совет-
ского Союза. Укрепляя коллегнальность в
работе Политбюро и Центрального комитета,
следует одновременно с этим усиливать лич-
ную ответственность. Центральный комитет
должен быть монолитным. Необходимо поло-
жить конец всяческому разнобою, положить
конец самовольным действиям. Центральный
комитет отвечает за все в нашей стране.
В его ‘руках находятся судьбы карода и
государства. Он должен принимать все меры,
чтобы работать образцово.

Одной из важнейших задач, говорит
докладчик, является укрепление партии,
развитие внутрипартийной демократии,
развертывание критики и самокритики, по-
вышение революционной бдительности.
	мы должны в корне изменить методы
руководства партийными организациями’ со
стороны Центрального комитета... Нужно ре-
шительно ликвидировать последние остатк
какого бы то ни было команлованая.
	Коллегиальноеть в работе должна вне-
дряться во всех наших партийных руково-
дящих органах, не только в Центральном
комитете. Элементы командования в окруж-
ных, околийских и местных партийных ру-
ководящих органах, несомненно, более зна-
чительны. Эти эяементы командования
должны быть ликвилированы без остатка.
	у крепить партию-—это значит с еще боль-
шей настойчивостью соблюдать внутрипар-
тийную демократию. Необходимо внутри
партии развивать критику и самокритику,
невзирая на лица. Без широчайшей крити-
ки и самокритики нельзя доконца вытра-
вить из. партии трайчокостовщину. Без кри-
тики’ и самокритики невозможно укрепить
революционную бдительность в партии.
Против каждого, кто в той или иной сте-
пени мешает критике, душит критику в
партии, следует действовать строго, беспо-
щадно.

Тов. Червенков останавливается на важ-
ной роли партийной печати в развертыва-
нии критики и самокритики, говорит о зна-
чении рабочих и крестьянских корреспон-
хентов.
	Товариш Сталин учит, что для того,
чтобы вожди, руководители не забывались,
чтобы они не отрывались от масс и массы
не отрывались от них, необходимы крити-
ка и самокритика.
	для различных отраслей нашего хозяйства,
для хозяйственного и государственного ру-
BOBOACTBA.

Достаточно напомнить, что только в про-
шлом году законом о высшем ‘образовании
было установлено такое положение, соглас-
но которому в выспгих учебных заведениях
имеют право учиться лишь сыновья и до-
чери трудящихся. Мы пока еще не решили
задачу подготовки специалистов для наше-
го народного хозяйства, для управления го-
сударством из людей, вышедших из среды
рабочего класса.

Проверка партийных кадров, вниматель-
ное изучение партийных работников, забота
00 их росте, 06 их правильном развитии и
своевременной критике их недостатков, о
своевременной помощи им — эта столь важ-
ная часть работы партийного руководства
стоит у нас на низкой ступени.
	Работа отдела кадров Центрального коми-
тета и отделов кадров в партии вообще
неудовлетворительна. Она протекает. фот-
мально. И поэтому Центральный комитет
не смог своевременно раскрыть всех тех, кто
скрывал от партии евое прежнее действи-
тельное поведение в полиции, свои связи ©
полицией и свои обязательства служить фа-
шистеким органам «общественной безопас-
	ности» и иностранной разведке.
	Процесс в Будапеште и Софийский про-
Цесс показали, что враг в своей деятельно-
сти ориентируется особенно на бывших
троцкистов, фракционеров, правых оппорту-
Нистов, левых сектантов, & также на людей,
которые жили много лет в западных капи-
талистических странах. Таких людей нужно
всегда внимательно изучать. На ответетвен-
	ную работу не следует выдвигать людей, в
	отношении которых неясно или не совсем
яено, порвали ли они со своим антипартий-
ным прошлым. Если бы у нас, в Централь-
ном комитете, правильно было бы постав-
лено изучение кадров, мы бы смогли раньше
раскрыть наличие провокаторов-банлитов.
	Вывод должен быть таков: решительное
переустройство и улучшение работы © кадра-
ми в партии, в Центральном комитете.

Была у нас, товарищи, и другая слабость,
которая давала возможность вратам оста-
ваться долгое время замаскированными. Я
имею в виду отнопение к сигналам, к раз-
личным предупреждениям, поступающим в
Центральный комитет. Мы не всегда отно-
сились © необходимой серьезностью ко всем
сигналам. Нечуткость к сигналам является
большим недостатком. Она нам преграждает
пути и лишает нас возможности ликвидиро-
вать серьезные опасности и провалы. Мы
должны извлечь урок и в корне изменить
наше отношение к сигналам, поступающим
от партийных организаций, от членов пар-
тии, от трудящихся.

Основной слабостью, особенно подчеркну-
той тов. Георгием Димитровым на 5-м съез-
де нашей партии, которая еще не изжита,
являетея наша теоретическая слабость. №о-
нечно, главное — в правильности генераль-
ной линии партии, ее политики. Генераль-
ная линия нашей партии, ее политика прз-
вильны. Но проведение в жизнь этой поли-
тики должно быть подкреплено глубоким
марксистско-ленинским анализом изменяю-
шейся обстановки, путей и средетв нашего
продвижения вперед к социализму. Теоре-
тические знания и теоретическая зрелость
партийных руководителей являются жиз-
ненной необходимостью для того. чтобы они
могли с успехом осуществлять правильную
политику. :

Тоз. Георгий Димитров отметил, что на-
ши теоретические обобщения во многих от-
ноптениях носят случайный характер, что
наша теоретическая мысль значительно от-
стает от практики, что мы недостаточно
умели применять марксистско-ленинекое
учение в наших условиях, что мы не еде-
лали всего необходимого лля обеспечения
ето правильного применения во многих
важных случаях. Причина этого заключает-
ся в отсутствии систематического коллек-
тивного обсуждения и решения вопросов в
Политбюро и Центральном комитете и в
недооценке необходимости коллективной
теоретической маркеистско-ленинской раз-
работки основных проблем нашей политикн.
	Мы, члены Политбюро и Централького
комитета, сказал тов. Червенков, несем от-
ветственность за указанные слабости и
ошибки, которыми объясняется то обстоя-
тельство, что не смогли раньше раскрыть
трайчокостовщину. Мы, члены Централь-
ного комитета, министры, все мы лично от-
вечаем за те участки народного хозяйства
и государственного строительства, которыми
непосредственно руководим. И Центральный
комитет, и партия, и трудящиеся нашей
страны обязаны потребовать от каждого из
нас отчета в том, как мы работали и как
работаем. Никто из Hac не может екры-
ваться за спиной Центрального комитета,
за спиной Политбюро.

Но есть две области, к которым в связи
с трайчокостовщиной необходимо  предъ-
явить особые требования, где необходимо тре-
бовать наибольшей ответственности. Я имею
в виду деятельность по обеспечению без-
опасности государства и по руководству
народным хозяйством. Мы вправе спросить,
как работало раньше министерство внут-
ренних дел? Почему в хозяйственных ми-
нистерствах и органах распространялась
трайчокостовекая, антисоветская директи-
ва, а со стороны министерства внутренних
дел не было никакого тревожного сигнала?
Как получилось, что в органах госудерет-
венной безопасности на ответетвенные посты
пробрались иностранные шпионы? Как они
тула попали? В течение более четырех
лет товариш Югов был министром внутрен-
них дел. Следовательно, товариш Югов
лично несет ответственность за такое поло-
жение.

Трайчокостовцы нанесли самый боль-
щой ущерб в хозяйственной области. Това-
pam Добри Тернешев был председателем
Плановой комиссий, а до этого — председа-
телем Верховного хозяйственного совета.
Почему же товарищ Добри Терпешев не бил
тревогу? Как получилось, что он, член
Политбюро. зная 06 антисоветской дирек-
тиве Трайчо Костова, не пришел в Полит-
бюро сообщить об этой директиве? Добри
Терпешев обязан дать отчет Центральному
комитету партии о своей работе в Государ-
ственной плановой комиссии, объяснить, в
какой степени он ответственен за нанесен-
ный народному хозяйству ущерб вследствие
отсутствия действительного руководства
	Плановой комиссией.
	ской деятельностью представление 0б oco-
бом, чуть ли не самобытном пути развития
нашей страны, который в один прекрасный
день приведет вас к социализму. Это пред-
ставление исходило из того предположения,
что после 9 сентября классовая борьба бу-
дет вое больше и больше затухать, что мы,
в отличие от Советского Союза, могли бы
перейти к социализму без пролетарекой
диктатуры. безболезненно. так сказать, 0р-
ганически, в силу простого’ количественного
и постепенного нарастания наших успехов.
Отсюда — необходимость сотрудничества с
представителями буржуазного класса. кото-
рые после 9 сентября якобы приручилиеь к
сопиалистическому строительству,  нача-
лось. так сказать. их мирное врастание в
социализм.

На ХУ! пленуме Центрального комитета
нашей партии товариш Георгий Димитров
осудил и раскритиковал это представления,
как вредное и опасное.

Наличие представления о каком-то особом
пути к социализму в Болгарии, отличном эт
пути к социализму советских рабочих и кре-
стьян, естественно, не могло содействовать
действительной и полной подготовке партия
к обостряющейся классовой борьбе, повы-
шению революционной бдительности и спо-
собности. распознавать врагов, под какой бы
маской они ни выступали. Наоборот, такое
положение содействовало притуплению бли-
тельности наших людей. Оно давало врагу
возможность окапыватьея и использовать
новые формы борьбы против нае.
	Мы считали, что наша партия по вуще-
ству застрахована от такой заразы, как на-
ционализм.

Мы не смогли раньше осознать как сле-
дует, что сейчас, после разгрома буржуаз-
ной оппозиции, после национализации,
главную опасность для нас представляет не
открытый, & скрытый враг, враг с партий-
ным билетом. Мы не представляли себе
раньше этой опасности и потому оказались
захваченными врасплох  трайчокостовиии-
ной, не заметили ее.

Мы не сделали всех выводов из того
обстоятельства, что после 9 сентября двери
партии были широко открыты для всёх.
Трайчо Коетов был ярыме защитником ши-
рокого приема в партию новых членов,
приема без всяких ограничений. Как из-
вестно, в члены партии принимались без
каких-либо требований, а кое-где про-
ето на публичных собраниях. Поэтому ‘в
партию, наряду с честными и преданными
людьми, вступили и случайные, неустой-
чивые, гнилые и карьеристские элементы.
Вступили и враги. Сейчае совершенно ясно,
что внутренние и внешние враги из импе-
ризлистических разведывательных штабов
	не преминули воспользоваться нашим го-
	степриимством, засылали в ряды нашей пар-
тии своих людей.
	Наши призывы Е бдительности, к борьбе
против врагов не могли быть достаточно и
всегда эффективными, т. к. за врага при-
нимали лишь того, кто открыто в данную
минуту поднимал на нас руку. Врага мы
искали прежде всего и главным образом
вне партии. Мы не воспитывали с необхо-
цимой, последовательностью, настойчиво,
ежедневно нашу партию и народ тому, что,
чем дальше мы будем итти вперед, тем с
большим остервенением враг будет хватать-
ся за самые гнусные методы ш средства,
прибегать в всевозможным. маневрам, хит-
ростям, в самым утонченным средствам ма-
CRADOBEH,

Мы знали, что так было в Советском Су-
юзе. Мы знали 06 этом, но считали, что
наша страна будет исключением, что она
не пойдет по тому же пути, что у нас это
не повторится.

Несмотря на то, что из опыта всего меж-
дународного рабочего движения мы знали 9
неуклонном стремлении буржуазии разла-
гать коммунистические партии путем за-
сылки в них провокаторов, путем вербовки
в трудной обстановке неустойчивых элемен-
тов в качестве шпионов, мы после 9 ceH-
тября 1944 года, в момент, когда после бо-
лее двух десятилетий фашистской диктату-
ры наша партия вышла из подполья и вета-
ла во главе государства, не подвергли серьез-
ной проверке наши партийные кадры —
снизу доверху и сверху донизу.

В свете уроков борьбы с трайчокостов-
щиной мы 0собенно ясно видим наши слабо-
ети. недостатки и ошибки.
	Прежде всего нужно отметить наличие в
течение длительного времени после 9 сен-
тября неправильных, непригодных метолов
работы в ЦЕ партии, в его исполнительном
и постоянно действующем органе — Полит-
бюро, на что товарине Георгий Димитров на
ХУ! пленуме ЦА обратил серьезное вни-
мание партии.

В партийном руководстве отсутствовала
необходимая коллегиальность в работе, в
связи c чем Центральный комитет и его
Политбюро не были веецело полновластны-
ми руководителями политической, обще-
ственной, хозяйственной и культурной
жизни страны.

Наш Центральный комитет почти не рас-
полагал и сейчас еще не вполне раеполо-
гает необходимым аппаратом. Это совсем
не случайно! Это — прямое следствие явной
недооценки роли Центрального комитета.

Центральный комитет до недавнего вре-
мени почти не занимался серьезно вопроса-
ми партийного строительства, регулироза-
ния социального состава партии, работой
отдельных партийных организаций. Очевил-
HO, что при таком положении опыт партий-
ных организаций учитывается совсем недо-
статочно, связь Центрального комитета с
партийными организациями не находится на
должной высоте, внутряпартийная демокра-
тия в должной мере не соблюдается, крити-
ка и самокритика, несмотря на наши призы-
вы, стоят еще на низкой ступени.

С другой стороны, и с Центральным коми-
тетом, с его решениями пе всегда считались.
Для многих наших общественных, государ-
ственных и даже партийных организаций
Центральный комитет нашей партии на деле
является лишь одной из многих существую-
щих руководящих инстанций. Частое явле-
ние у нас, что член Центрального комите-
та — министр или другой ответственный
работник — решает некоторые вопросы вам,
не спрашивая мнения Центрального коми-
тета. Подобная практика чужда большевизму,
чужда ленинско-сталинским методам работы,
но у нас она имела и продолжает иметь место.
	Вследствие практики несоблюдения колле-
гиальности в работе Политбюро и Централь-
	ного комитета оказались возможными такие
вредные факты, как самовольное уменьше-
ние государственных поставок. министром
торговли на две трети против утвержденного
правительством плана на 1949 год, как са-
мовольное разрешение председателем плано-
вой комиссии в 1947—49 годах строи-
тельетв на миллиарлные суммы.
	При такой практике, говорят тов. Червен-
ков, не удивительно, что Трайчо Костов хит-
ро плел свою контрреволюционную сеть, ©0-
бирал свою банду, тайно вредил нам и раз-
лагал наши ряды и что ему удавалось даже
некоторые свои вредительские установки и
намерения протаскивать в официальные ре-
шения. Не удивительно при такой празтике,
что пресловутый комитет по экономическим
и финансовым вопросам при Совете Мини-
стров превратился на деле во второе прави-
тельство, что многие вопросы решались не
только без Политбюро, но и без товарища
Георгия Димитрова, за спиной товарища
Георгия Димитрова, нашего учителя и вождя.
Не удивительно при такой практике, что
мы не могли быстро найти концы нитей
заговора, раньше разглядеть действительное
лицо Трайчо Костова, раскрыть и ликвиди-
ровать его банду, вредительские действия
иван-стефановцев, петко-кунинцев и им по-
добных.

Ufo же из этого следует?
	Из этого следует, что мы, члены Полит-
бюро, Центрального комитета, несем ответ-
ственность перед всей партией за то, что
долгое время в партийном руководстве суще-
ствовали и были терпимы вредные. неболь-
шевистекие методы работы, которые облег-
чили деятельность врага и не дали нам воз-
можности раньше раскрыть и ликвидиро-
вать его деятельность. Из этого следует, что
нужно осознать до конца вред всякого на-
рушения коллективной работы в партийном
руководстве, всякой недооценки Централь-
ного комитета.

Ни одно важное для нашей страны реше-
ние не может быть принято, ни одно важное
для нашей родины и для трудящихся дей-
ствие не может быть предпринято без Цен-
трального комитета Болгарекой коммунисти-
ческой партии, без его согласия и утвержде-
ния. Это должно стать железным законом
для всех.
	В работе Центрального комитета партии,
помимо нарушения принципа коллегиально-
CTH, до сих пор еще полностью не преодо-
лены некоторые элементы либерализма,
взаимного пропения, благодлушия.
	Мы часто руководствуемся  гнилыми,
непартийными ‹©оображениями: не обидеть
товарища, не подводить его, человек, мол,
имел большие заслуги в прошлом и пр., и пр.
Но эта практика не большевиетская, она
опасна. Она тем более опасна, если иметь в
виду, что мы являемся партией, стоящей у
власти в стране, что с нас не только берут
и должны брать пример вее другие организа-
	ции, все трудящиеся, но что за каждую на-
Гу ошибку, за каждое наше упущение рас-
‘плачиваются трудящиеся и на евоем соб-
ственном горбу испытывают последствия на-
ших ошибок и упущений.

Политбюро, например, говорит тов. Чер-
венков, отнеслось с непозволительной ени-
сходительностью к неоднократным ошибкам
и слабостям тов. Добри Терпешева как руко-
водителя. Политбюро ограничилось замеча-
ниями, предупреждениями и уговорами в
своем тесном кругу.

В своей работе в Государственной плано-
вой комиссии т. Добри Терпешев, как ее
председатель, допустил. много серьезных
ошибок.

Нопосредетвенно перед пятым съездом
партии, после того как стало известно эб
антисоветских действиях Трайчо Rocrosa,
т. Добри Терпешюв заявил в Политбюро, что
он знал о директиве Трайчо’ Костова скры-
вать от Советекого Союза пены, по которым
мы торгуем с капиталистичеекими страна-
ми. До этого он не пришел в Политбюро раг-
сказать об этой директиве. Привлекли ли мы
т. Добри Терпешева к ответетвенности? На-
казали ли мы его? Подвергли ли где-либо
т. Добри Терпешева критике? Заставили ла

его выступить с самокритикой, дать ответ—

почему он так поступил? Нет. И до сего дня
партия ве знает, почему он поступил таким
образом. Мы и в этом случае терпели, про-
шали т. Добри Терпеневу — за счет партии.
посударетва, в ущерб правильному воепита-
нию кадров. Сколько раз т. Добри Терпешев
бывал уличен в том, что он не соблюдает
тайны, говорит о делах. о которых нельзя
говорить? Наказали ли мы его, били ли мы
его за это? Нет. Мы терпели, прощали ему,
щадили его. Но разве не ясно, что такая
практика язляетея гнилой и вредной. что с
таким вредным либерализмом мы должны
раз и навеегла покончить и выжигать его
каленым железом? Разве. не ясно, что подоб-
ная практика может быть только на пользу
врагам нашей партии?

Такой либерализм был допущен не только
в т. Добри Терпелтеву.

Мы должны признать, говорит далее тов.
Червенков, что существовали и все еще су:
ществуют большие недостатки в работе с
кадрами, что, совершенно очевидно, созда-
вало благоприятную обстановку лля дея-
тельности хорошо замаскированных врагов.

Прежде всего необходимо отметить нали-
чие в течение продолжительного времени
нерешительности в деле выдвижения новых
людей к руководству партией и тгосудар-
ством, новых калров из рядов рабочего
класса. Как будто наши новые руковоля-
щие кадры должны упасть е неба готовы-
ми, знающими свое дело. Нам, безусловно,
следовало и следует использовать в народ-
ном хозяйстве старых, воспитанных в бур-
	жЖуазном духе специалистов, помогать им
перевоспитаться и приобщиться к делу го-
циализма. Но в этом, мне кажется, мы ло-
пустили серьезную ошибку: мы некритиче-
ски подошли в использованию некоторых
старых специалистов, делавших вид, что
они «наши», и мы им передоверили: не
только передоверили, но и оставили их поле
новластными руководителями в целом ряде
‘решающих отраслей наптего народного хо-
зяйства; мы не сумели всюду приставить
в этим специалистам наших верных работ-
ников, которые, хотя еще и не овладели
специальностью, но, с одной стороны, осу-
ществляли бы контроль нал ними, а, с дру-
гой,— засучив рукава, сами взялись бы за
учебу и в кратчайший срок стали бы спе-
пиалистами. Мы запоздали с постановкой и
	разрешением вопроса 0 подготовке вышед-
ших из рядов рабочего класса: спепиалистов
	Товарищ Сталин учит, что критика и
самокритика снизу должны разворачивать
ся смело, что руководители должны приз
слушиваться к ней внимательно.

«Одно. дело, говорит товариш Сталин —
когда десяток-—пругой руководящих това=
рищей глядит и замечает недостатки в на-
шей работе, а рабочие массы не хотят или
не могут ни глядеть, ни замечать недостат-
ков. Тут есть все шансы на то, что навер-
няка проглядишь, не все заметишь. Другое
дело, когда вместе с десятком— другим ру-
ководящих товарищей глядят и замечают
недостатки в нашей работе сотни тысяч и
миллионы рабочих, вскрывая наши онтиб-
ки, впрягаясь в общее дело строительства
и намечая пути для улучшения дела. Туз
больше будет поруки в том, что неожидан-
ностей не будет, что отрицательные явле-
ния будут во-время замечены и во-время
булут приняты меры для ликвидации этих
явлений». (Соч., т. 11, стр. 35—36).

При помощи критики и самокритики раз
бочий класс учится управлять страной,
экономикой, промышленностью. Чтобы ему
научиться управлять, нужно дать простор
силам и способностям рабочего класса кри-
тиковать наши опшибки и недостатки. А
что значит критиковать недостатки, чтобы
устранить их, улучшить работу, двигать. ее
вперед? Это означает активное участие ра-
бочего класса в строительстве, управаёнии
страной, рост у него чувства хозяина. Это
очень важное обстоятельство, товарищи.

Нужно жестоко бороться против бюро=
кратизма, против этого буржуазно-арието-
кратического, тупого и бездушного отноше-
ния к живому человеку — в партии, в
профсоюзах, в государственном аппарате,
в хозяйстве — BCIOAY.

Говоря о необходимости борьбы с бюро-
кратизмом, тов. Червенков напоминает ука-
зание товариша Сталина, что, «подьмая
ярость трудящихся масс против бюрокра-
тических извращений наших организаций,
приходится иногда задевать некоторых на-
ших товарищей, имеющих в прошлом за-
слуги, ‘но страдающих теперь бюрократи-
ческой болезнью». ((оч., т. 11, стр. 73).
	Нужно организовать, развернуть мас-
совую критику снизу,—говорит тов. Чер-
венков.

Мы должны сказать нашим рабочим, всем
трудящимея нашей страны:

Еритикуйте! Критикуйте смело и откры-
то язвы и недостатки в нашей работе! Не
бойтесь критиковать! Не колебайтесь кри-
тиковать по той причине, что не можете
выражаться изысканно и точно! Достаточно
говорить честно и добросовестно, достаточно
иметь желание помочь — критикуйте сла-
бости, не миритесь с ними, не проходите
мимо них! За такую критику никто не по-
страдает! Пострадает и должен пострадать
по заслугам каждый, кто мешает критике,
кажлый, кто пытается ее задушить!
	Критика сверху — та критика, которую
мы сами, руководители, осуществляем,
является недостаточной. Она необходима, на
недостаточна.

Необходима критика и снизу. Критика
снизу для нас сейчас — главное.

Вритика и самокритика — это особен-
ный, большевистский метод воспитания
кадров. В нашей народно-демократической
обстановке критика и самокритика—одна
из основных движущих сил.
	Отсюда наша главная задача: развер-
нуть самую широкую, здоровую и новсе-
местную критику и самокрятику.

Это диктуется коренными интересами
трудящихея, интересами социализма.

Так учит товарищ Сталин.
	Важнейшей задачей в борьбе за укреп-
ление. партии, — отмечает докладчик, —
являетея повышение идейно-политического,
марксистско-ленинского уровня партийных
работников и рядовых членов партии.
	Особенно необходимо организовать рабо-
ту по самообразованию ереди членов окруж-
ных, околийских и местных комитетов. На-
ши руководящие кадры должны в процессе
практической работы овладеть большевиз-
мом, стать не только марксистеки грамот-
ными, но и высоко культурными, полити-
чески закаленными и зрелыми руководите-
лями, способными самостоятельно ориенти-
роваться в международной и внутренней
обстановке. От этого, товарищи, зависит
будущее нашей партии, нашей. страны.

Мы должны, — продолжает далее тов.
Червенков,— очистить нашу партию от
проникших в нее и обосновавшихся в ней
врагов и сомнительных элементов. С трай-
чокостовщиной внутри нашей партии мы
еше не покончили.

Необходимо провести проверку партий-
ных кадров, начиная с Центрального коми-
тета и кончая рукозодством первичных
организаций. В ходе проверки мы особенно
должны быть взыскательны и строги к тем,
кто в прошлом участвовал в фракционных,
антипартийных группировках в партии. Но
при этой проверке надо подходить не огуль-
но, не вообще, а строго индивидуально.
	Революционная бдительность в отноше-
нии врагов должна стоять сейчас в партии
чрезвычайно остро. Строительство сопиа-
лизма осуществляется в условиях обострен-
ной классовой борьбы. Влассовая борьба
не будет затухать, а будет обостряться.
Капиталистические элементы, опускающие-
ся на дно, бешено сопротивляются. Они
пользуются поддержкой англо-американско-
19 империализма. Постоянная бдительность
в партии необходима, как воздух. Нало
беспощадно боротьея против всякого само-
успокоения, против всякой недооценки не-
обходимости самой пристальной бдительно-
ети в отношении врагов народной власти и
нашей партии.

Нужно объявить войну благодушию, при-
миренческому отношению к недостаткам.
Надо беспощадно воевать против мелкобур-
жуазных, мешанских пережитков, бесприн-
цирноети, угодничеетва.
	Браг жив, он окончательно не уничтожен,
в нашей стране еще не ликвидированы усло-
вия, которые ободряют врагов. Враг действу-
ет. Разгромив трайчокостовский заговор; мы
нанесли ему ошеломляющий удар. Но сейчас
речь идет о том, чтобы не дать ему возмож-
ности окопаться. Надо его уничтожить окон-
чательно.

Национализм и националистические про-
явления должны искореняться, где бы они
ни встречались, как вражеская фашистская
	HACOJOPHA.
	(Окончание на б стр.)
		а,
Ba,