Пролетарии. всех стран, соединяйтесь!
Илана нии
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).
		  ЦЕНА 20 КОП.
	Суббота, 4 марта 1950 г.
			-Голосуя: за кандидатов блока коммунистов и беспар-
тийных, избиратели будут голосовать за дальнейший
подъем народного просвещения в нашей стране, за
неуклонный рост культурно -технического уровня. тру-
дящахся, за новый расцвет советской науки и культуры.
	B COBETE MHAHCTPOB COLISA CCP
	О присуждении Сталинских премий
за выдающиеся работы в области науки
	и изобретательства за 1949 год
	Совет Министров Союза
	CCP постановил присудить
	изобретения и коренные усовершенствования методов производ-
ственной работы за 1949 год:
	№ 63 (1535)
	РАСЦВЕТ СОВЕТСКОЙ
		Сегохня в «Правде» публикуется поста-
новление Совета Министров Союза ССР
о: присужлении Сталинских премий 3a
выдающиеся научные работы, изобретения
и коренные усовершенствования методов
производственной работы. ‹ Присуждение
Сталинских премий — яркое свидетельство
новых замечательных успехов передовой
‘советской науки и` техники, ‘достигнутых
под руководством великой партии Ленина—
Сталина.

В исторической речи на собрании изби-
рателей 9 февраля 1946 года товарищ
Сталин говорил: ‹

— Я не сомневаюсь. что если окажем
холжную помошь нашим ученым, ‘они
сумеют не только догнать, но и превзойти
в ближайшее время достижения науки за
пределами нашей страны.

Влохновленные великим Сталиным, ©0-
ветские ученые неустанно трудятся над
выполнением этой исторической задачи. В.
нашей стране созланы все условия для
расцвета передовой науки и техники. Ком-
мунистическая партия и советское прави-
тельство проявляют исключительную заботу
о деятелях науки и техники. Советское
государство шедро отпускает средства на
широкое строительство всякого рода научно-
исследовательских институтов. позволяю-
„щих науке развернуть свои силы.

Советский народ, руководимый партией
Ленина— Сталина, успешно осуществляет
послевоенный сталинский план восстано-
вления и развития народного хозяйства.
Достигнут и в значительных размерах пре-
взойлен довоенный уровень промышленного
производства, превышен ховоенный уровень
валовой продукции социалистического сель-
ского ‘хозяйства, неуклонно повышается
материальное и культурное благосостояние
трудящихся массе. Наглялным проявлением
неустанной заботы коммунистической пар-
тии, советского правительства, великого
вождя и учителя советского народа
товарища Сталина о повышении. жизнен-
	ного уровня трудящихся является толь50
‘что проведенное новое снижение государ-
	‚ственных розничных цен Ha продоволь-
	ственные и промышаенные товары.

‚В борьбе за новые успехи социалистиче-
‚ской Родины, за ее экономический и куль-
турный прогресе, за дальнейший рост благо-
состояния трудящихся масс огромную роль
‘играют наша передовая советская наука и
техника. Деятели передовой советской науки
_и техники. добиваются больших успехов.
потому, что они руководствуются теорией
марксизма-ленинизма, освещающей путь
5 победе коммунизма.

В советском обществе наука впервые в
истории человечества поставлена на служ-
бу народу, строящему коммунизм. Наша
наука, как ‘указывает товарищ Сталин,
_ве отгораживается от народа, не держит
себя вдали от народа, & готова служить
народу, готова передать народу все завоева-

‚ ния. науки. Наша передовая наука обелу-
живает народ не по принуждению, а добро-
вольно, с охотой.

Совершенно иное положение занимают
наука и техника в условиях капитализма.

‚ Научные достижения и технические
усовершенствования в капиталистических
странах используются в целях подготовки
новой войны, еще болыпего  обогаще-
ния кучки эксплузтаторов, еще большего
закабаления трудящихся. Там, в странах

`° капитала, достижения науки и техники
влекут за еобой дальнейшее обнищание
	_ народных масс, рост армии безработных.
	Р весе достижения науки являются
	_©общенародным достоянием. Широкое внед-
	рение этих достижений в народное хозяйство
Советского Союза обеспечивает неуклон-
	_ ный технико-экономический прогресс, дает
	возможность советскому государству успеш-
но разрешать крупнейшие народнохозяй-
ственные проблемы. ускорять наше движе-
	ние вперед, по пути & воммунизму.
	Советские ученые, инженеры, конструк-
торы, изобретатели упорно трудятся, нал
	` решением важнейших теоретических вопро-
` сов в области технических, естественных и
‹ общественных наук, над созданием новой
технологии и нозых методов производства.
	Сталинскими премиями за 1949 rox
	отмечены вылающиеся работы в самых раз-
	личных областях науки, & также выдаю-
щиеся изобретения и коренные усовершен-
ствования методов производственной рабо-
ты Славная армия лауреатов Сталинской
	‚ премий пополняется новым многочислев-
	ным отрядом, насчитывающим 1.285 дея-
телей науки и техкики, Новаторов произ-
	 BOICTBA.
	Нремии присуждены большои группе уче-
	ных. лобившихся успешного разрешения ря-
	Ja важных научных проблем в области
физико-математических, технических, хи-
мических и геолого-географических наук.
Брупное ‘значение имеют удостоенные
(талинских премий” работы в области
биологии. Заботой 0 здоровье советеких
людей проникнуты научные труды 10 Me-
хидике. Многим ученым и инженерно-тех-
	ГЕХНИКиИ
	ническим работникам присуждены Сталин-
ские премии за открытие и исследование
новых месторождений полезных ископае-
мых. Сталинскими премиями отмечен ряд
работ советских ученых по истории нашей
Родины, а также по истории зарубежных
стран. Ур
Среди лауреатов Сталинских премий
рядом с известными учеными — академи-
ками, профессорами — мы видим рабочих и
мастеров, передовиков социалистического
сельского хозяйства, в совершенстве овла-
девших современной техникой и добившихся
выдающихся успехов в области изобрета-
тельства и коренного усовершенствования
методов производственной работы. Это ‘яв-
ляется ярким выражением происходящего в
нашей стране процесса стирания граней
между трудом умственным и трудом физи-
ческим, свидетельством быстрого и непре-
станного технического прогресса нашего ©0-
циалисгического народного хозяйства.
Советские ученые в содружестве с нова-
торами нромышленности и сельского хозяй-
ства разработали ряд новых конструкций
машин, приборов, аппаратов, новых техноло-
тических процессов, обеспечивающих даль-
нейший рост производительности труда и
	снижение себестоимости продукции. Созданы
	усовершенствованные конструкции и освое-
HO производство новых видов металлурги-
ческого и шахтного оборудования, новых
типов тракторов, хлопкоуборочных и дру-
гих сельскохозяйственных машин, новых
типов самолетов, автомобилей. Созданы но-
вые мощные  гидротурбины. . Выведены
новые высокопродуктивные породы скота,
новые ценные сорта сельскохозяйственных
культур.

Сталинские премии присуждены также
за освоение производства новых видов про-
мышленной продукции, коренное улучше-
ние технологии, за внедрение новых, ета-
	хановских методов труда, обеспечивающих
улучшение качества продукции и экономию
сырья и материалов.

Многообразны и значительны успехи
советской науки и техники. Они го-
	ворят 0 высоком творческом подъеме
нашей научной и технической интеллиген-
ции, о приобщении.к науке и культуре.
широких масс трудяшихся. Советский на-
род — Hapox-TBopen, ‘народ-созидатель —
выдвигает из своей среды талантливых уче-”
ных, Новаторов производства, деятелей
культуры. прокладывающих новые пути в
науке и технике.

Творческое содружество деятелей науки
и работников производства таит в себе
неисчерпаемые резервы всестороннего и
быстрого развития нашей экономики, вне-
дрения новой техники и повышения про-
изводительности труда.
  Одним из самых замечательных фактов,
свидетельствующих о расцвете науки в на-
шей стране, является присуждение Сталин-
ских премий деятелям науки и техники
различных национальностей Советского.
Союза. Среди удостоенных Сталинских пре-
мий — много женщин,  раскрепощенных
советским строем и активно участвующих
в строительстве новой жизни. В числе
лзуреатов — представители молодого Il0E0-
ления сталинской эпохи.

Присуждение Сталинских премий 3a
выдающиеся работы в области науки и изо-
бретательства — праздник веей советской
науки и техники. В присуждении Сталин-
ских премий советский ‚народ видит про-
явление сталинской заботы 0 развитии
самой передовой и самой революционной
науки в мире. С именем корифея науки
великого Сталина связаны все достижения
советских ученых и новаторов производ-
ства. Великий Сталин вдохновляет совет-
ских ученых, инженеров, изобретателей,
новаторов производетва на творческий труд
во имя нашей социалистической Родины.
Патриотический хлолг всех деятелей совет-
  ской науки и техники, новаторов производ-
ства ответить на сталинскую заботу о про-
цветании науки и техники новыми науч-
ными подвигами. новыми выдающимися
достижениями. Не успокаиваться на до-
стигнутом, неустанно итти вперед и вие-
ред— такова задача.

В Обращении к избирателям‘ Центральный
Комитет ВЕП(б), отмечая успехи в развитии
советской науки и культуры, указывает,
что в ближайшие годы коммунистическая
партия намерена добиться еще больших
успехов советской культуры. Партия будет
бороться за новые достижения советской
‘науки, за неуклонный технический прогресс
в промышленности, транспорте, сельском
хозяйстве.

С чувством захонпой гордости за передо-
вую советскую науку встретит наш народ
постановление. Правительства © присужде-
нии Сталинских прёмий авторам выдающих-
ся работ в области науки и изобретательства.

Приветствуя новый отряд лауреатов
Сталинских премий, пожелаем нашим уче-
ным, изобретателям, новаторам производ-
ства новых творческих успехов, изобрете-
ний и открытий, достойных великой
Сталинской эпохи!

Сталинские премии за выдающиеся научные работы, выдающиеся
	бталиисние премии за вылающиеся научные работы в области:
	в размере. 100.000 рублей
	ственного университета имени М. В. Ломо-
носова, Гродзовсному Мотелю Валмановичу,
профессору, заведующему, лабораторией Все-
союзного научно-иселедовательского инсти-
тута’ подземной газификации углей, Колод-
цеву Христофору Иосифовичу, старшему
научному сотруднику Всесоюзного теплотех-
нического научно-иселедовательского инсти-
тута имени Ф. 9. Дзержинского, Хитрину
Льву Николаввичу, старшему научному
сотруднику Московекого государственного
университета имени М. В. Ломоносова, Цу-
хановой Ольге Александровне, старшему на-
учному сотруднику Энергетического инсти-
тута имени Г. М. Вржижановского Академии
наук. СССР, — за теоретические и. экспери-
ментальные исследования процесса горения
углерода, изложенные в монографии «Горе-
ние углерода», опубликованной в 1949 году.

5. Чибисову Константину Владимирови-
чу, члену-корреспонденту Академии Haye
СССР, научному консультанту Научно-ис-
следовательского кино-фотоинститута, Ми-
хайловой Александре Алексеевне, Титову
Алексею Алексеевичу, старшим научным
сотрудникам того же института,— за ис-
следования природы светочувствительности
и механизма процессов, протекающих при
синтезе фотографических эмульсий, изло-

женные в журнале «Труды НИБФИ» в
1948 году.
	Премии ВТОРОЙ степени
	Т. Дубинину Михаилу Михайловичу,
академику, —за научные исследования
явлений злсорбции и изучение структур
сорбентов, опубликованные в журналах:
«Доклады Академии наук СССР» и «Жур-
нал физической химии» в 1947—1949 го-
дах.
2. Иванову Константину Ивановичу,
профессору, заведующему ° лабораторией
Всесоюзного теплотехнического научно-ис-
следовательского института имени ©. 2.
Дзержинского, — за исследования в области
реакций автоокисления углеводородов и раз-
работку метода получения и выделения орга-
нических перекисей, изложенные в моно-
графии «Промежуточные продукты и проме-
жуточные реакции автоокисления углеводо-
родов», опубликованной в 1949 году.
	>. Наргину Валентину — Алексеевичу,
члену-корреспонденту Академии наук
CCCP, заведующему лабораторией Научно-
исследовательского физико-химического ин-
ститута имени Л. Я. Карпова, — за иселедо-
вания в области физической химии высоко-
полимерных ‘веществ, опубликованные в
журналах: «Доклады Академии наук СССР»
и «Журнал физической химии» в 1948—
1949 годах. ‹

4, Предводителеву Александру Саввичу,
CCCP, профессору Московского  государ-
	а. Физико-математических наук
	Премии ПЕРВОИ степени
	1. Амбарцумяну Виктору Амазасповичу,
СССР, президенту Академии наук Армян-
ской ССР, директору Бюроканской астро-
физической обсерватории, Марнаряну- Бе-
нямину Егишевичу, старшему научному
сотруднику той же обсерватории, — за
открытие и изучение нового типа звездных
систем («звездных ассоциаций»). изложен-
ные в серии статей, опубликованных В
журналах: «Сообщения Бюроканской обсер-
ватории», «Доклады Академии наук Ар-
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Векуа Илье Несторовичу, члену-кор-
респонденту Академни наук СССР, лей-
ствительному члену Акалемии наук Гру-
зинской CCP, профессору Тбилисского
государственного университета — имени
И. В. Сталина,— 3a монографию «Новые
методы решения эллиптических уравне-
ний», опубликованную в 1948 году.

2. Волькенштейну Михаилу Владимиро-
вичу, профессору Ленинградского государ-
ственного университета имени А. А. Жла-\
нова, ‘Ельяшевичу Миханлу Александрови-
чу, профессору Ленинградского института
точной механики и оптики, Степанову Бо-
pucy Ивановичу, старшему научному co-
труднику Государственного оптического ин-
ститута;— з& монографию «Колебания мо-
лекул» в двух томах, опубликованную в
1949 году.

3. Иваненно Дмитрию Дмитриевичу, бо-
колову Арсению Александровичу, профессо-
рам Московского государственного универ-

в размере 200.000 рублей
	мянской ССР» и «Астрономический журнал»
	в 1949 году.

2: Шайну Григорию Абрамовичу, акаде-
мику, директору Крымской астрофизиче-
ской обсерватории. за спектральные ис-
слелования звезлных атмосфер, завершив-
шиеся открытием в них аномального содер-
жания тяжелого изотопа углерода, изло-
женные в серии. статей, опубликованных
в журналах: «Известия Крымской астрофи-

зической обсерватории» и «Доклады Ака-
демии налк СССР» в 1948—1949 годах.
	в размере 100.000 рублей
	ситета имени М. В. Ломоносова, Померан-
чуку Юзику Яковлевичу, доктору физико-
математических наук, заведующему севто-
ром теплотехнической лаборатории Акаде-
мии наук СССОР,—за работы по теории

«светящегося» электрона и по современным
проблемам электродинамики, изложенные в
монографии «Классическая теория поля»,
опубликованной в 1949 году,

_ 4, Погорелову _ Алексею Васильевичу,
доктору физико-математических наук, за-
ведующему отделом геометрии Научно-ис-
следовательского института математики, и
механики при Харьковском государственном
университете имени А. М. Горького, — 3a
работы по теории выпуклых поверхностей,
изложенные в статье «Однозначная опреде-
ленность выпуклых поверхностей» и в
серии статей, опубликованных в журнале
	«Доклады Академии наук СОСР» в 1948—
1949 годах.
	в размере 100.000 рублей
	3. Норноухову Николаю Васильевичу,
члену-корреспонденту Академии наук Укра-
инской ССР, заведующему отделом Инети-
тута строительной механики Академии наук
УССР —за научный труд «Прочность и
устойчивость стержневых систем», опубли-
кованный в 1949 году.

4. Тимроту Дмитрию Львовичу, про-
фессору, заведующему сектором Beecows-
ного теплотехнического научно-исследова-
тельского института имени Ф. 9. Дзер-
жинского, Варгафтику Натану Борисовичу,
старшему научному сотруднику того же ин-
ститута,— за научные исследования тепло-
вых свойств водяного пара при высоких
давлениях и температурах, результаты ко-
торых изложены в серии статей, ‘опублико-
ванных в журнале «Известия Воесотозного
теплотехнического института имени Фелик-
са Дзержинского» в 1948—1949 годах.
	в размере 200.000 рублеи
	щиты имени В. Е. Ворошилова,— за науч-
ные исследования по нитрованию углеводо-
	родов‘и их производных, опубликованные
в журналах: «Доклады Академии наук
СССР» и «Журнал общей химии» в 1946—
1949 годах.
						г. Г еолого-географических наук
	в размере 200.000 рублей
	2. Паффенгольцу Константину Николае-
вичу, действительному члену Академии на-
ук Армянской ССР, профессору Всесоюзного
научно-исследовательского геологического
	института, — за научный труд «Геология
Армении». опубликованный в 1948 году.
	в размере 109.000 рублей
	ские исследования вулканогенных горных
пород Грузии; обобщенные в научном труде
«Домиоценовый эффузивный вулканизм
Грузии», опубликованном в 1948 году.
	5. Соболеву Владимиру Степановичу,
профессору Львовского государственного
университета имени Ивана Франко,— за
научный труд «Введение в минералогию
силикатов», опубликованный в 1949 году.

4. Тронову Михаилу Владимировичу, до-
центу Томского государственного универ-
ситета имени В. В. Куйбышева, — за на-
учные труды: «Современное оледенение
Алтая» и «Очерки оледенения Алтая»,
опубликованные в 1948—1949 годах.
	Премии ПЕРВОЙ степени
	1. Обручеву Владимиру Афанасьевичу,
академику, —за многотомный научный труд
«История геологического исследования Си-
бири», опубликованный в 1931—1949 го-
дах.
	Премии ВТОРОЙ степени
1. Громову Валерьяну Иннокентьевичу,
	  ДОБТОТу Ггеолого-минералогтических наук, за-
	ведующему отделом Института геологиче-
ских наук Академии Hays CCCP,— за гео-
лого-палеонтологические исследования и
разработку новой методики расчленения
четвертичных отложений, обобщенные в на-
учном труде «Палеонтологическое и архео-
логическое обоснование стратиграфии кон-
тинентальных отложений четвертичного
периода на территории СССР», опублико-
ванном в 1948 году.
	2. Дзоценидзе Георгию  Самсоновичу,
профессору, заведующему лабораторией Ин-
ститута геологии-и минералогии Академии
налЕь Грузинской ССР.— за петрографиче-
	б. Технических наук
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Власову Василию Захаровичу, про-
фессору, заведующему отделом строительной
	 механики Института механики Академии
	наук СССР, — за научные труды: «Общая
теория оболочек» и «Строительная меха-
ника тонкостенных пространственных си-
стем». опубликованные в 1949 году.

2. Данилову Виталию Ивановичу, члену-
корреспонденту Академии наук Украинской
ССР, научному руководителю лаборатории
кристаллизации Центрального научно-ис-
следовательского института черной метал-
лургии Министерства металлургической.
промьииленности СССР,— за работы в 0б-
ласти кристаллизации жидкостей, обобщен-
ные в статьях: «Некоторые вопросы кине-
тики кристаллизации жидкостей» и «0 3a-
рождении центров кристаллизации в..пере-
охлажденной жидкости», опубликованных в
1949 голу.
	Премии ПЕРВОИ степени
	1. Комкову Ивану Петровичу, старшему.
научному сотруднику  Научно-исследова-
тельского ‘института,— за теоретические
исследования в области органической хи-
мии. °

2. Титову Александру Ивановичу, про-
фессору Военной Академии химической за-
	В.А. Обручев,
	академин,
	в. Химических наук
	д.  Биологических наук.
Премии ПЕРВОЙ степени в размере 200.000 рублей
	(Продолжение на 2 стр.)
	миссивных болезней», опубликованный в
1948 году.

2. Скрябину Константину Ивановичу,
зкалемику.——за научный труд «Тремато-
ды животных и человека» в трех томах,
опубликованных в 1947—1949 годах.
	А. И. Титов,
	профессор.
	1. Павловскому Евгению Никаноровичу,
академику, директору Зоологического ин-
ститута Академии наук ССОСР,/— за науч-
ный труд «Руководство по паразитологии
человека с учением о переносчиках транс-
	ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
	Е. Н. Павловский,
	академик.
	В. А. Амбарцумян,
	элен-корреспондент Академии наук СССР.
		Вручение верительных грамот Заместителю Председателя
Президиума Верховного Совета СССР М. С. Гречухе
Послом Республикн Индии г. С. Радхакришнаном
	3 марта в Кремле: Заместитель Председа-

в ба
	‚При вручении. верительных грамот при-
	en ЗЛА ПОРТ ee р

теля Президиума Верховного Совета СССР   сутетвовали Заместитель Министра Ино-
мае. Пончайного и   странных Дел СССР В. А. Зорин, Секретарь
	публики Индии   Президиума Верховного Совета СССР А. Ф.
свои   Горкин, Заведующий Отделом Юго-Восточ-
Азии МИД СССР В. А. Михайлов, Заме-

a

“ee EV EAT Aw pee

‚Полномочного Посла Республики
г. ‘С. Радхакрищнана,  вручившего.   р.
_верительные трамоты от имени Президента   ной
	Республики. ВЕ,
Т-на Радхакришнана сопровождали. пер-
вые Секретари Посольства г. Р. П. Капур и.
	`т..Х. Гошаль. атташе Посольства г. П. Н.
	ститель Заведующего - Протокольным Отде-
	лом МИД СССР П. А. Бушуев.
`Носле вручения верительных грамот
	Toca’ вручения верительных грамот
М. С. Гречуха имел беседу с г. С. Радха-
	 ЕР Бы — < РБ ыда- Е ЫС, Мг Про

Rayap - ‘ar. B. B. Axyamxa, которые были   кришнанои. - и. беседе принял. участие

SPA LIL
	представлены М. С. Гречухе Послом.
	В А. Зорин. М 01860