д МАРТА 1950 г., № 63 (11535)

Bb A SED
	ПР А
		В ответ на великую заботу
партии и правительства
	благодарности Ев великому Сталину —
творцу всенародного счастья.

— Друзья, какой для нас сегодня боль-
шой праздник! — воскликнула знатная ра-
ботница фабрики «Скороход» тов. Мушту-
кова, выступая перед работницами. — Rag
же не сказать спасибо великому Сталину,
родной коммунистической партии, когда
видишь столько заботы о простом советском
человеке!

Постановление Совета Министров СССР

и ЦК ВКП(б) о новом снижении цен вызва-
ло у ленинградцев не только горячее чуз-
ство благодарности, гордость за свою Роди-
ну, но и твердую решимость своим трудом
умножить великие победы советского на-
рода.
В десятом цехе завода «Электросила»
имени С. М. Вирова коллектив смены ма-
стера тов. Жильцова решил в 12 марта
выполнить месячное задание. Десятки тонн
металла и проката сверх плана обязались
дать трудящиеся Кировского завода, тыся-
чи пар обуви — работницы фабрики «Ско-
роход».

Рабочие и работницы, ученые и деятели
техники -— все, кто участвует в борьбе
за освоение и выпуск новых машин, стан-
ков; приборов, аппаратов, ощущают боль-
шой прилив творческого вдохновения, с но-
вой силой развертывают соревнование 3a
	дальнейший технический прогресе про-
мышленности.
	ЛЕНИНГРАД, 3. (Корр. «Правды»). На
предприятиях, в учебных заведениях и В
учреждениях Ленинграда прошли многолюд»
ные митинги и собрания, посвященные по-
становлению Совета Министров СССР и ЦЕ
ВКП(б) о новом снижении государственных
розничных цен на продовольственные и
	промышленные товары.
Старый производственник завода «ВБрас-
	ный выборжец» механик тов. Дубинин, вы-
ступая на общезаводском собрании, сказал:

— Мы все знаем, сколько разрушений и
невзгод принесла минувшая война. Но про-
ттло несколько лет, и снова дымят трубы
всех предприятий, кипит работа на колхоз-
ных полях. День ото дня краше становится
жизнь на советской земле.

Посмотрите, как изменилась наша род-
ная Выборгекая сторона, На многих ули-
цзх мы видим новые дома. Рядом с нашим
заводом воздвигнуто прекрасное здание
школы. Для рабочих завода открыт клуб.
Для ‘наших  физкультурников построен
стадион. И так везде,. во всех районах
Ленинграда, во всех уголках огромного
Советского Союза.

Стахановец вальцовщик Кировского за-
вода тов. Яковлев, профессор технологиче-
ского института тов. Журавлев, токарь
завода «Электросила» имени С. М. Вирова
тов. Огурцов и многие другие — все, кто
в эти дни выступал на собраниях, обращз-
ли первые свои слова теплой душевной
	к. воветско-венгерским
торговым отношениям
	В результате переговоров между Мини-
м внешней торговли СССР и Вен-
герской торговой делегацией, протекавлтих
в атмосфере дружественного взаимопони-
мания, 1 марта с. г. подписан Протокол о
взаимных поставках товаров между Союзом
ССР и Венгерской Народной Республикой
на 1950 год.

Осуществляя стремление к дальнейшему
расширению товафооборота, Стороны догово-
рились о значительном увеличении объема
взаимных поставок товаров на 1950 год.

В результале достигнутой договоренности
товарооборот между СССР и Венгрией в
1950 году возрастет по сравнению с 1949
годом более чем на 20 процентов.

Советский Союз будет поставлять в
Венгрию хлопок, железную руду, кокс, ме-
таллы, промышленное оборудование, сель-
хозмашины, лесоматериалы. и другие то-
вары, в которых нуждается народное хозяй-
ство Вентерской Народной Республики.

Венгрия будет поставлять в Союз CCP
промышленное оборудование, паровозы, ва-
гоны, баржи, ткани и другие товары.

Протокол подписали: с советской сторо-
ны —— Министр внешней торговли М. А.
Меньшиков, с венгерской стороны — Ми-
нистр внешней торговли Ронаи Шандор. `
		Полевые работы на te
	ТАШЬЕНТ, 3. (Корр. «Правды»). В: кол-
хозах и совхозах Узбекистана идут полевые
работы. Услешню ведется сев колосовых
культур в крупнейших зерновых совхозах
республики. В совхозах «Ударник», «Галля-
Арал», имени Сталина, «Кок-Даля» и «Заа-
мин» уже засеяна значительная часть яро-
вого клина.
	Около 100 колхозов южных ‘районов
Узбекистана завершили сев колосовых и
ведут пахоту под хлопчатник. Волхозы Са-
маркандской области приступили к севу
сахарной свеклы.

5 +

СТАВРОПОЛЬ; 3. (Норр. «Правды»).
После небывало сильных морозов в крае
	установилась теплая, солнечная погода. На
полях колхозов Ипатовекого. Молотовского,
Дмитриевского и ряда других районов нача-
лось боронование зяби. Широким фронтом
идет подкормка озимых посевов. Озимые
почти повсеместно хорошо перенесли суро-
вые морозы, ибо снежный покров был до-
статочно боелыпим.
		Сталинский избирательный округ г. Москвы
	Беседы о великом вожде
	щихся величайшим достоянием человече-
ства, энциклопедией революционного мар-
KCHIMS.
	Трудящиеся Сталинского округа хорошо
помнят историческое выступление товарища
Сталина 9 февраля 1946 года, когда
великий вождь, характеризуя задачи
коммунистической партии, указывал: «Я
не сомневаюсь, что если окажем должную
помощь нашим ученым, они сумеют
не только догнать, но и превзойти в
ближайшее время достижения науки за пре-
делами нашей страны». Каждый советский
ученый повеедневно ощущает сталинскую
заботу о процветании отечественной науки.
За четыре года, прошедшие © тех пор, когда
были произнесены эти пророческие слова,
советская наука, служащая интересам наро-
да, добилась серьезных успехов. Советские
ученые овладели секретом получения атом-
ной энергии. Новаторы налпей науки, окру-
женные вниманием и заботой пафтии, пра-
вительства, товариша Сталина, помогают
развитию социалистической промышленно-
сти и сельского хозяйства.

Й, естественно, каждый раз мы вопоми-
наем вдохновителя творческого труда совет-
ских ученых товарища Сталина.

Чутко относясь к ученым и изобретате-
лям, всегда поддерживая их начинания, он
сам лично, вникая в детали их работы, как
великий корифей науки, с громадным зна-
нием дела денными советами направляет их
работу, подсказывает правильный путь К
решению поставленных задач.
	Товарищ Сталин придает громадное зна-
чение внедрению передовой науки и техники
во вое отрасли назолного хозяйства.
	Исключительное внимание Иосиф Висса-
рионович уделяет высшему образованию —
подготовке кадров советских специалистов.
На развитие высшей школы государство
отпускает огромные средства. Для высших
учебных заведений строятся звеличествен-
	ные здания-дворцы. аборатории оснаща-
ются совершенным оборудованием, обеспе-
	остный трул
	заявили, что повышают свои обязательства
в соревновании. «Мое слово — восемь ме-
сячных норм к 12 марта», — сказал токарь
тов. Горелов. «Ёо дню выборов выполню семь
месячных норм», — объявил шлифовщик
тов. Голубков. Не отстал от передовиков и
Владимир Исаев.
	И вот, начиная новый рабочий день, он
нё теряет ни минуты. Исаев за первый же
час обработал почти вчетверо больше де-
талей, чем определено нормой.

С творческим вдохновением трудились
сотни других стахановцев. Счет времени они
вели не только на минуты, но и на секунды.
	Заточник тов. Челищев, работающий в
цехе зуборезных инструментов, за. четыре
года сталинской пятилетки выполнил шест-
надцать годовых норм. Многим в цехе каза-
лось, что тов. Челищев «выжал» из своего
станка все, что он может дать. Но стахано-
вец не довольствуется тем, что уже достиг-
нуто. И сейчас, когда трудящиеся Сталин-
ского избирательного округа готовятся
ко дню выборов, чтобы отдать свои голоса
за первого всенародного кандидата товарища
Сталина, тов. Челищев нашел способ еще
выше поднять производительность станка.
За 480 рабочих минут он сделал работу,
на которую по норме положено 3.000 ми-
нут! Стахановец выполнил более шести
норм.

Богатой советской техникой оснащен ин-
струментальный завод. Отахановцы не толь-
ко владеют ею в совершенетве. Они помо-
	тубокое волнение овладело мною, когда
на собрании представителей трудящихся
Сталинского избирательного округа я, бес-
партийный ученый, услышал of избрании
меня в числе других доверенным лицом.
Веякое общественное поручение в округе,
re дал согласие баллотироваться в депута-
ты Верховного Совета СССР великий Сталин,
почетно.
	Работа в Сталинском округе налагает
особую ответственность на Hac, доверенных,
за наши доклады и беседы © избирате-
лями: наш кандидат является всенародным
кандидатом, великим вождем  прогрессив-
ного человечества. ,
	Осветить тразностороннюю деятельность
Иосифа Виссарионовича — дело исключи-
тельно трудное. Творческий гений великого
вождя воплощен в миллионах больших и
малых дел, любов из которых может служить
темой лля развернутого выступления.
	Вместе с тем работа в Оталинском округе
облегчает задачу доверенного. Сами избира-
тели являются пламенными агитаторами за
кандидата. В задушевных беседах избира-
тели говорят о товарище Сталине с такой
любовью, с таким энтузиазмом, что их ело-
ва западают в душу, вдохновляют, помо-
тают доверенному в выполнении его почет-
ных обязанностей.

Моя работа как доверенного протекает в
основном среди избирателей, связанных по
роду своей деятельности с высшей школой,
с намкой и техникой. Проводимые мною хэ-
	клады в клубе Московского высшего техни-
ческого училища имени Баумана и на агит-
пунктах Бауманского района посвящаются
жизни‘ и деятельности И. В. Сталина, его
классическим трудам, развивающим мар-
коистеко-ленинскую теорию применительно
Е новой эпохе, эпохе империализма и проле-
тарских революций, эпохе победы социализ-
ма в нашей стране.

Нельзя не отметить того исключительного
подъема, того глубокого волнения, которые
охватывают аудиторию во время собраний,
тле говорится о сталинских трудах, являю-
		чивающим ученым проведение фабот, обога-
щающих мировую науку.

Великий Сталин проявляет ‘неустанную
заботу о процветании высшего образования
в нашей стране. По инициативе Иосифа
Виссарионовича приняты исторические ре-
шения партии и правительства, которые
являются направляющими вехами в разви-
тий выешей школы.
	Для бесед, для докладов ишешь все луч-
шее, что сказано о товарище Сталине.
С неувядающей свежестью на предвыбор-
ных собраниях звучат слова, сказанные
06-Й. В. Сталине Анри Барбюсом: «История
его жизни — это непрерывный ряд побед
над непрерывным рядом чудовищных труд-
ностей. Не было такого года, начиная
е 1917, когда он не совершил бы таких
леяний. которые любого прославили бы на-
	всегда».
		Вместе с великим пролетафеким писате-
лем Максимом Горьким мы говорим о радости
жить «в стране, освешенной гением
Владимира Ильича Ленина, в стране, где
неутомимо и чудодейственно работает же-
лезная воля Иосифа Сталина».
	Вея жизнь товарища Сталина — это ге-
роическая борьба за счастье трудящихся.
Вот почему с огромным воодушевлением
избиратели округа, как и весь советский
народ, встретили весть о согласии товарища
Сталина баллотироваться в депутаты Совета
Союза Верховного Совета СССР по Сталин-
скому избирательному округу Москвы.
	12 марта, подходя в избирательной урне,
каждый из нас скажет: «Дорогой и любимый
вождь! Я голосую 3a Bac потому, что Вы
воплотили в себе все самое лучшее, потому,
что Вы отдаете свою жизнь на благо народа,
потому, что Ваше имя является знаменем
мира в сознании всех народов. Обещаю Вам,
что во всех своих деяниях я буду стараться
следовать Вашему великому примеру!»
	Проф. А. ОРЛИН.
	Шахтеры Караганды повышают добычу угля
	КАРАГАНДА, 3. (Корр.  «Правды»).
С чувством отромного удовлетворения и
сердечной благодарности партии, прави-
тельству и великому Сталину встретили
шахтеры Караганды постановление Совета
Министров СССР и ЦЕ ВЕП(б) о новом сни-
жении розничных цен.

На всех шахтах бассейна прошли много-
людные собрания рабочих. Ha собрании
горняков шахты № 3 имени Кирова высту-
пил почетный шахтер горный мастер тов.
Умбаев Сембай. Он сказал:

— В каждом слове постановления наше-
то правительства мы видим сталинскую за-
боту o советском ‘народе. У товарища
Сталина, у партии нет другой, более важ-
вой заботы, чем забота об улучшении жиз-
ни и благосостояния трудящихся. А для
нас, советских людей, нет более важной
задачи, чем задача дальнейшего укренле-
ния могущества родной страны. Будем же
и впредь, не покладая рук, трудиться на
благо Ролины.
	_Бритадир навалоотбойщиков тов. ByRypor
Вали заявил:
	БОЛЬШОЙ ТРУДОВОЙ
ПОДЪЕМ
	ЧЕЛЯБИНСВ, 3. (Корр. «Правды»). Ота-
хановским трудом ознаменовали трудящиеся
Челябинска большое событие в жизни нашей
Родины — снижение государственных цен.
Рабочие Челябинского металлургического
завода стали на стахановскую вахту и
ночью 1 марта перевыполнили план по
всему производственному циклу. Наиболее
высоких результатов за все последние ме-
сяцы достиг коллектив доменного цеха, ру-
ководимый мастером Фокиным. Значительно
перевыполнены сменные задания коллек-
тивами  мартеновского,  электросталепла-
вильного и прокатного цехов, выдавших де-
сятки тонн стали и проката сверх плана.
Сталевар первой печи электросталеплавиль-
ного цеха тов. Родоманцев выдал за смену
две скоростные плавки.

С болышим трудовым подъемом работают
в эти дни тракторостроители, энергетики,
коллективы прядильно-ткацкой, табачной,
обувных и швейных фабрик, часового за-
	BOHa и других прелприятий Челябинска,
	стремясь выпустить больше продукции для
народного хозяйства и трудящихся страны.
	ющейся природы светочувствительности фо-
тографических эмульсий. Эти работы послу-
жили основой, на которой развивалась и
достигла болыших успехов технология про-
изводетва ряда фото-киноматериалов.
Академику В. А. Обручеву присуждена
Сталинская премия за научный труд «Ието-
	рия геологического исследования Сибири».
В этом огромном пятитомном труде В. А. 05-
ручев широко излагает историю и библиогра-
фию изучения геологии Сибири от XVII pera
	д0 предвоенного периода.
	Фундаментальное значение для геологи-
ческих разведок в Армянской ССР имеет
труд действительного члена Академии наук
Армянской ССР БВ. Н. Паффенгольца «Геоло-
	гия Армении».
	Г — Я выЫыПОЛНЯЮ. ЛО ПОЛУТОРА СМеННыЫХ
	норм. Мой ередний месячный заработок —
3—4 тысячи рублей. Во. связи © новым
снижением цен еще выше поднимается моя
заработная плата. Две нормы в смену —
вот мое обязательство в ответ на заботу

налией партии и правительства.

Начальник пятого ‘участка тов. Машев
Сексембай сообщил о том, что горняки взя-
ли обязательство ко дню выборов добыть
сверх плана три эшелонз угля. Это обяза-
тельство уже перекрыто.

— Коллектив участка обязался, — ска-
зал в заключение тов. Машев,—к 12 марта
добыть сверх плана еще 2.500 тонн топ
лива.

Шахтеры Каратанды ‘единодушно заяв-
ляют, что они не останутся в долгу перед
партией и правительством, досрочко выпол-
нят программу, неустанно будут бороться
за повышение производительности труда, 38
лучшее использование механизмов, за сни-
жение себестоимости топлива.
	СЛОВО БЕЛОРУССКИХ
КОЛХОЗНИКОВ
	MHHCK, 3. (Корр. «Правлы»). Белорус-
ские колхозники с глубоким удовлетворс-
нием встретили весть о новом снижении
розничных цен.
	Ha собрании колхозников сельхозартели
имени Первого мая, Слуцкого района, Боб-
руйской области, бригадир Сергей Влюйко
сказал: :

— В ответ на сталинскую заботу наша
бригада берет обязательство вырастить в
нынешнем году ‘на всей площади высокий
урожай зерновых культур и картофеля.
	Рядовая колхозница Мария Вриводубская
говорит о том, какую болышую выгоду полу-
чают крестьяне от новоге снижения цен.
	конце собрания колхозник Данил bo-
тошко предложил послать письмо товарищу
Сталину. Это предложение было единодупено
одобрено. Колхозники в своем письме дали
вождю слово в 1950 году собрать по
15 центнеров зерна и по 350 центнеров
картофеля с гектара на всей площади посе-
	ва, надоить молока от каждой коровы по
2.200 литров.

Раннее мартовское утро. Оживление ца-
рит в корнусах Московского инетрументаль-
Horo завода. Все здесь налюминает о тадост-
ных днях, которые переживает сейчас за-
BOICKOH коллектив. Вот большюе красное
полотнище с надписью: «Родной товарищ
Сталин будет баллотироваться в депутаты
Верховного Совета СССР по нашему Сталин-
скому избирательному округу! Слава отцу,
другу и учителю трудящихся великому
Сталину!». В витрине помещено постанов-
ление Совета Министров СССР и ЦЕ ВЕП{5)
о новом снижении цен. Листки-«молнии»
сообщают о новых славных успехах стаха-
новцев. Коллективы участков и цехов взяли
на себя новые обязательства в соревновании
в честь выборов.
	Очередной рабочий день на заводе прошел
в радостном творческом труде.

..Отрелки на больших электрических ча-
сах показывают 7.45. Делают первые обо-
роты сотни станков.
	В цехе нестандартного инструмента вклю-
чает свой станок заточник 20-летний Вла-
димир Исаев. За несколько минут до этого
его поздравил мастер:
	— Вчера ты выработал за смену боль-
ше трех норм...
	Накануне в цехе состоялось собрание,
посвященное постановлению Совета Мини-
стров СССР и ЦЕ ВЕП(б) о новом снижении
цен. Рабочие и работницы горячо благодари-
ли партию и родного Иосифа Виссарионовича
Сталина за великую заботу о трудящихся.
Тут же, на собрании, многие стахановцы
		гают еще больше улучшать эту перво-
классную технику. Тот же тов. Челищев
предложил ценное приспособление к своему
станку, в несколько раз ускорившее уста-
новку на нем шлифовальных кругов.
	за повьншение производительности труда
энергично борются инженеры, техники,
мастера завода. Технолог цеха зуборезных
инструментов тов. Нерослов закончил состав-
ление чертежа двойного копира для 3убо-
шлифовальных станков. это приспобобление
поможет ликвидировать простой станков
при переводе их с деталей одного размера
на детали другого размера.

Технолог тов. Жаров в содружестве с тре-
мя стахановцами — тт. Кондрашовым, Ан-
тоновым и Романцевым работает над ову-
ществлением другого замысла. А замы-
сел таков: к 12 марта перевести универ-
сально-фрезерный станок на скоростную
работу. Новзя оснастка для станка уже под-
тотовлена.
	..дакончилея еще один плодотворный
трудовой день. В производственном кален-
даре было отмечено, что завод с начала
нового года уже на пять суток опередил
трафик.

Имя великого Сталина, первого всена-
родного кандидата в депутаты. Верховного
Совета СССР, отеческая забота товарища
Сталина о благосостоянии трудящихся, 0
счастье народа воодушевляют рабочих
	завода, как и всех советских людей, на
новые трудовые подвиги во славу Родины.

СОРЕВНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ ВЫБОРОВ
	ВЛАДИВОСТОВ, 3. (Корр. «Правды»).
Рыбаки, шахтёры, нефтяники, моряки, ле-
сорубы, колхозники Сахалина в ответ на
Обращение Центрального Комитета партии
ко всем избирателям и постановление о сни-
жении цен увеличивают производительность
труда.

Передовые рыболовецкие ‘колхозы ведут
зимний лов рыбы. Рыбаки Восточно-Саха-
линской моторно-рыболовной станции до-
срочно выполнили квартальный план добы-
чи рыбы.
	Успешно. справляются со своими обяза-
	тельствами лучшие лесорубы области. Вол-
	лектив Двуреченского лесопункта Томарин-
ского леспромхоза нарубил сверх плана
свыше тысячи кубометров древесины. Ста-
хановцы-лесорубы т.т. Чистяков, Сычев и
Марыжихин выполняют дневную норму на
200—250 процентов.
	Церевыполняют задания портовики Вор-
сакова и Холмека. Первенство в соревнова-
нии держит механический цех Холмекого
порта.
	Горняки шахты «Долинская» досрочно
заверпгили январский и февральский пла-
	ны, выдав на-гора сверх задания сотни тонн
угля.
	области кристаллизации жидкостей, выпол-
ненные за последние годы членом-коррес-
пондентом Академии наук Украинской ССР
В. И. Даниловым.

Большую ценность представляют также
работы члена-коррестондента Академии нз-
ук Украинской ССР Н. В. Корноуховз, изло-
женные им в научном труде «Прочность и
устойчивость стержневых систем».
	Выдающихся успехов достигли советские
ХИМИКИ.
	Новые страницы в синтетической химии
открыли исследования молодого ученого
H. Il. Комкова. .
	Профессору А. И. Титову присуждена
Сталинская премия за иселедования по
нитрованию углеводородов и их производ-
ных. Эти исследования могут быть широко
попользованы для разработки современных
промышленных методов синтеза веществ,
являющихся ключевыми в ряде отраслей
химической промышленности.

Академик М. М. Дубинин известен свои-
ми исследованиями в области адсорбции.
Процессы адсорбции имеют большое значе-
ние для очистки газов, разделения их, во
	многих других областях химической про-
мышленности.
	Боллектив авторов под руководством про-
фессора Московского государственного уни-
верситета А. С. Предводителева выполнил
важную работу по исследованию процессов
горения углерода. Исследования авторов
представляют несомненную ценность для
металлургии, химической и ряда других от-
раслей промышленности. Они дают принци-
пиальные основы расчета таких процессов,
которые ранее строились лишь’ на эмпири-
ческой основе.

Научный сотрудник Всесоюзного тепло-
технического института проф. К. Й. Иванов
удостоен Сталинской премии за научные pa-
боты в области реакций автоокисления угле-
водородов кислородом воздуха и исследование
очень малоизученного класса органических
соединений — перекисей, приобретающих

все большее значение в химической про-
мышленности.
	Работы проф. В. А. Каргина по физико-
химическим исследованиям высокополимер-
ных веществ имеют прямое отношение к ис-
пользованию целлюлозы, каучука, к полу-
	чению ценных пластмасс и синтетического
ВОЛОКНА.
	Исследования группы‘ сотрудников Науч-
но-исследовательского  кино-фотоинститута
	нод руководством члена-корреспондента Ака-
демии наук СОСР Б. В. Чибисова относятся к
	взсьма важной и интерсеной области, каса-
	о2@а новые Оостижения
науки и техники
			Академик А. НЕСМЕЯНОВ
®
	В наш век радио, электронной техники,
автоматики, атомной энергии достижения
физико-математических наук приобретают
исключительно важное практическое зна-
чение для развития новейшей техники.
В то же время достижения теоретической
физики, астрофизики и математики расши-
ряют наше познание природы, понимание
природных явлений.

Сталинской премией первой степени в
области физико-математических наук отме-
чены работы по астрофизике президента
Академии наук Армянской ССР, директора
Бюроканской астрофизической обсерватории
В. А. Амбарцумяна и старшего научного
сотрудника обсерватории Б. Е. Маркаряна.

В. А. Амбарцумян и Б. Е. Маркарян
установили существование нового типа
звездных объединений — звезлных ассоци-
аций, объединяющих звезды, разбросанные
иногда на громадном пространстве. Эти
звезды связаны рядом общих астрофизи-
ческих характеристик и общностью проис-
хождения. Удостоенными Сталинской пре-
мии учеными открыто и обследовано свы-
ше двадцати звездных ассоциаций. Ими
сделаны смелые космогонические выводы,
в корне расходящиеся с представлениями,
распространенными в зарубежной науке.
По Амбарцумяну, звездные ассоциации объ-
единяют молодые звезды, возраст которых
меньше возраста земли. Процесс. образова-
ния звезд происходит в этих ассоциациях
и в наши дни.

Вторая работа в области астрофизики,
удостоенная Сталинской премий, принадле-
жит академику Г. А. Шайну, директору
Крымской астрофизической обсерватории.
Г. А. Шайн сделал большое число крупных
открытий в области спектроскопии звезд.
Он впервые доказал вращение ряда звезд
вокруг своей оси, используя для этого спек-
тральный метод; им было открыто большое
число новых спектральнодвойных звезд и
слелан ряд других исследований. В работе
	последних лет Г. А. Шайну удалось дока-
	Невиланный расцвет науки и техники в
натней стране является результатом гран-
диозных социалистических преобразований,
совершенных советским народом под руко-
водством большевистской партии, вождя и
учителя трудящихся товарища Сталина.

Советское тосударство ставит своей зада-
чей широчайшее развитие производитель-
ных сил страны, непрестанный прогресс
всех отраслей промышленности, бельского
хозяйства, транспорта. У нас созданы
неограниченные возможности для всесто-
роннего развития науки, техники, куль-
туры.

На фоне упадка буржуазной науки, слу-
жащей целям дальнейшего усиления экс-
птуатации трудящихся и подготовки новых
агрессивных войн, особенно натлядны до-
стижения передовой советской науки, той
науки, которая, как подчеркнул товарищ
Сталин, «не отгораживается от народа, не
держит себя вдали от народа, a готова слу-
жить народу, готова передать народу все
завоевания науки, которая обслуживает
народ не по принуждению, а добровольно,
с охотой».

Развитие науки в СССР обусловлено са-
мой природой советского строя, так как
само наше социалистическое государство
строится на подлинно научной основе. Вот
почему так велика роль передовой совет-
ской науки в построении коммунистиче-
ского общества.

Четыре года назад товарищ Сталин по-
ставил перед советскими учеными всемир-
но-историческую задачу: не только догнать,
но и превзойти в ближайшее время дости-
жения науки за пределами нашей страны.

Публикуемые ежегодно постановления
Правительства о присуждении Сталинских
премий являются ярким свидетельством
того, что советские ученые, инженеры, изо-
бретатели и новаторы производства отдают
все свои силы и знания, всю свою энер-
TH для выполнения указаний великого
	Сталина.
	зать, что в атмосферах некоторых звезд,
помимо обычного углерода с атомным в8-
сом 12, имеется огромное количество изо-
топа углерода с атомным весом 13. Значе-
ние этого открытия весьма велико.

Крупный вклад в развитие современной
Физики вносит монография профессоров
Московского государственного университе-
та Д. Д. Иваненко и А. А. Соколова и док-
тора физико-математических наук Ю. Я.
Померанчука «Классическая теория поля».
В монографии завершены и обобщены ори-
гинальные работы авторов по ряду наибо-
лее фундаментальных вопросов современ-
ной физики.

Большой интерес представляет двухтом-
ная монография ленинградских профессо-
ров М. В. Волькенштейна, М. А. Ельяше-
вича и старшего научного сотрудника
Б. И. Степанова. Результаты исследований
авторов по-новому ставят и решают труд-
нейшие вопросы теории колебательных
спектров молекул и будут способствовать
дальнейшему развитию теоретических рз-
бот и шировому применению спектроекопи-
ческих методов исследования молекул в
разнообразных областях физики, химии и
техники.

Молодой харьковский ученый, доктор
физико-математических наук А. В. Погоре-
лов удостоен Сталинской премии за матема-
тические работы по теории выпуклых по-
верхностей.

Профессор Тбилисского государственного
университета И. Н. Векуа создал простые и
удобные методы решения эллиптических
уравнений, которые применяются при ис-
следовании ряда важнейших физических и
технических проблем.

Премией отмечены труды профессора
В. 3. Власова «Общая теория оболочек» и
«Строительная механика . тонкостенных
пространственных систем». В этих обшир-
ных монографиях подведены итоги много-
летней работы автора по теории оболочек.
Созданные им методы расчета конструкций
позволяют решать задачи, связанные с
проектированием сооружений из железобе-
тона, кирпича и металла, при строительстве
промышленных и гражданских объектов.

Крупное значение имеют исследования в
	apex Боголюбского, Тимура и других.

Археолог, доктор исторических наук
А. П. Окладников открыл, а профессор Мос-
вовекого университета М. А. Гремяцкий и
Н. А. Синельников исследовали в’ гроте «Те-
шик-Таш» (Гиссарекий хребет в Южном
Узбекистане) ископаемые остатки скелета
палеолитического человека — ребенка при-
мерно 8—9 лет. Доказано существование
Ha азиатском материке человека неандер-
тальского типа, что является важным аргу-
ментом против реакционных зарубежных
расистеких теорий.

В работе профессора Московского государ-
ственного университета В. Н, Шалоптникова
«Техническая микробиология» дано глубо-
ков теоретическое изучение разнообразных
биохимических процессов, вызываемых
микроорганизмами.

Трехтомный труд академика В. И. Скря-
бина «Трематоды животных и человека»,
38 который он удостоен Сталинской премии,
имеет не только большое теоретическог зна-
чение, но практически важен для ветери-
нарных и медицинских врачей, зоотехников
и биологов.

Сталинская премия присуждена профес-
сору Второго Московского медицинского ин-
ститута Н. А. Богоразу за его научно-кли-
ническое исследование в области восстано-
вительной хирургии. Н. А. Богораз разра-
ботал и ввел в практику большое чиело
собственных оригинальных оперативных
методов. С именем Богораза связаны опера-
ция закрытия дефектов на артериях при
ранениях и много`других выдающихся хи-
рургических операций по восстановлению
утраченных органов.

Действительный член Академии меди-
цинских нзук профессор Военно-морской
медицинской академии И. И. Джанелилзе
посмертно удостоен Сталинской премии 3а
монографию «Бронхиальные CBHI огне-
стрельного происхождения».

Профессор Института туберкулеза” АБа-
демии медицинских нзук Н. Г. Стойко раз-
	работал ряд оперативных методов, для Хи-
рургического лечения легочного’ туберкуле-
за, в частности оперативноелудаление кз-
верн. Научно-клинические исследования
автора обобщены „в ‘монографии «Хирур-
гическое лечение легочного туберкулеза».

Удостоен Сталинской премии член-вор-
‘респондент Академии наук СССР профессор
М. А. Шателен за научный труд «Русские
электротехники». Старейший элевтротех-
ник М. А. Шатолен является живым сви-
	детелем многих описываемых им событий
из истории отечественной науки.
	Профессор Института геологии и минера-
norma Академии наук Грузинской CCP
Г. С. Дзоценидзе удостоен Сталинской пре-
мии за. петрографические исследования вул-
	канических горных порол Гоузии.
	Доцент Томского университета М. В. Тро-
нов открыл и ибеледовал свыше 500 лед-
ников Алтая. Он установил закономерности
теографического распространения ледников
Алтая в зависимости от сочетания условий
климата и рельефа.

Сталинские премии присуждены также
за открытие и исследования новых место-
рождений полезных ископаемых.
	В достижениях советских ученых видное
место занимают успехи в развитии биологи-
ческих и сельскохозяйственных наук.

Акздемику Е. Н. Павловскому присужде-
на Сталинская премия за его исключитель-
ной важности исследования в области пара-
зитологии, результаты которых обобщены в
монографии «Руководство по паразитологии
человека с учением о переносчиках транс-
миссивных болезней». Исследования Е. Н.
Павловского в значительной части поевяще-
ны изучению насекомых, являющихся пере-
носчиками инфекционных заболеваний.
Автор указал и решение практических 33-
дач здравоохранения в этой области е био-
	логическим обоснованием действенных мер
профилактики паразитарных и трансмис-
сивных болезней.
	‚Интересна работа старшего научного со-
трудника Института истории материальной
культуры М. М. Герасимова. Он разработал
научный. метод восстановления лица по
костному рельефу черепа. Контрольные про-
верки, выполненные автором, свидетель-
ствуют о портретном сходстве восстановлен-
ных физических обликов с действительным
обликом людей. Создана, серия скульштур
исторических лиц’Ярослава Мудрого, Ан-
			Большгих успехов за истекший год до-
бились советские ученые ‘в области физико-
	математических Bayh.