м. А. Шателен,
	член-корреспондент Академии наук СССР,
премия присуждена за научный. труд
«Русские электротехники».
	премии.

о
	Личный пример Блаженова дал толчок дви-
жению пятисотников. А ведь каждый пяти-
сотник как бы выводил на линию допод-
нительный локомотив! Сколько же эконо-
мии принесли етране успехи передовых ма-
ииниетов?”
	—щ оначит, вы открыли замечательное
движение советских людей? — спроеил
Ли Юн Блаженова.
	— Нет — отвечал Блаженов,— его от-
крыл Ленин. В мае 1919 года наши желез-
нодорожники здесь провели первый комму-
нистический субботник, и Ленин назвал
его «Великим почином». В коммунистиче-
ских еубботниках он видел одну из ячеек
нового, социалистического общества, несу-
щего всем народам земли избавление oT
ига капитализма и войн.
	—- Я знаю эти великие слова Ленина, —
сказал Ли Юн‚— о них говорил нам наш
вождь Мао Цзе-дун, чье имя носит мой
паровоз. Но вы прошли уже огромный путь
к солнцу, а мы только начинаем его. Я
очень благодарен вам за все, мой молодой
учитель.
	Долго еще длилась беседа двух машини-
стов. 0 многом очень важном они успели
иотоворить. На прощанье, похлопав узкой
желтой ладонью по записной книжке, Ли
Юн сказал:
	— Здесь у меня целый сундук совро-
виш, вы мне их подарили, как брату.
			заведующий сектором Института истории

Академии наук Латвийской ССР, премия

присуждена за научный труд «Остзей-
ский вопрос в ХУШ вене».
	Н. Д. Глубоков,
	старыший машинист депо Отрожка Юго-
Восточной ж. д.. премия присуждена
за разработку и внедрение нового стаха-
новского метода труда на железнодорож-
ном транспорте (движение машинистов-
патисотников).
		К. А. Байрак, _
	инженер.
	А. А. Трофимук,
	инженер.
	В. И. Данилов,
	член-корреспондент Академии наук Украин-
ской ССР, премия присуждена за работы
в области кристаллизации жидкостей.
		Премия присуждена за участие в разработке и освоение законтурного заводнения
	значительно повысившего его нефте-
	оамечательное
открытие
	Талантливый советекий ученый доктор
биологических наук профессор Борие Пет-
рович Токин удостоен Сталинской премии
3% научный труд «Фитонциды».

Б. П. Токину принадлежит замечательное
открытие. Он установил, что растения вы-
деляют особые вещества, названные уче-
ным «фитонцидами», что означают «губи-
тели микробов». Эти вещества убивают
микроорганизмы или тормозят их развитие.

Над этой проблемой Токин работает уже
в течение 20 лет. Он привлек внимание
работников медицины к тому факту, что
самые обыкновенные пищевые растения—
чеснок, лук, хрен, редька и другие — обла-
дают мощными фитонцидами. Еели, напри-
мер, чеснок, натереть, то полученная «ка-
шица» в течение двух-—пяти минут убивает
своими химическими веществами на рассто-
янии многие вредные для человека бакте-
рии. К настоящему времени уже обнаруже-
но свыше 500 растений, обладающих фи-
тонцидными свойствами.

Профессор Б. П. Токин руководит лабо-
раторией фитонцидов Института экспери-
ментальной медицины Академии медицин-
ских наук СССР и заведует кафедрой
эмбриологии Ленинградского университета
имени А. А. Жланова.
	—о—

Новые советские.
фрезерные  станки
	В нынешнем тоду Горьковский завод
полностью переходит на серийный выпуеь
станков нового совершенного образца. Уже
запущены в производетво и изготовлены
первые партии горизонтальных, вертикаль-
ных и универсальных фрезерных станков.
Им присвоена марка «Н», что значит «но-
вый». Эти станки представляют действи-
тельно совершенно новые образцы, отве-
чающие всем требованиям современной тех-
ники. Они могут быть использованы для
различных универсальных работ и в мас-
терской МТС, и на крупнейшем автомобиль-
ном заводе.

Творцы новых образцов — конструктор
Б. И. Петяшин, главный инженер завода
Ъ. Н. Муравин и ведущий технолог Н. М.
Хитрун в своей работе исходили из особых
требований, которые предъявляет советское
предприятие к станкостроителям. Наши
конструкторы не могли взять за исходный
ни один из иностранных образцов. Они не
удовлетворяют этим требованиям.
	На наших предприятиях пгирокое распро-
странение получила скоростная обработка
металла. Вонструклоры уделили особое вни-
мание скоростным режимам резания. В но-
вых образцах станков скоростные режимы
резки являются основными рабочими режи-
мами. Фрезеровщик имеет возможность до-
вести скорость обработки металла до 550
метров в минуту. Число оборотов шпинделя
в новых образцах в два с лишним раза боль-
ше, чем у серийных станков, выпускаемых
в настоящее время.

Серия «Н» характеризуется также и вы-
сокой жесткостью, способностью преодоле-
вать колебания, вибрацию при работе. Это
благотворно сказывается на точноети обра-
ботки деталей, на  производительности.
Станки серии «Н» имеют производитель-
ность, в полтора раза большую по сравнению
с обычными станками. Однако рабочий при
этом затрачивает значительно меньше тру-
да. Конструкторы создали особую, удобную
систему управления. Она осуществляется
кнопками и рукоятками. По сравнению с
иностранными образцами управление более
удобное. В образцах серии «Н» управление
осуществляется с двух сторон — спереди и
слева.

В американских станках сразу нельзя
включать скороеть, скажем, в 500 оборотов
в минуту. Для этого нужно последовательно
сперва включить, скажем, 300, затем 400
оборотов. Наш фрезеровщик на новом станке
может сразу включить высшую скорость,
минуя все промежуточные передачи.
	Новые фрезерные: станки можно исполь-
зовать как полуавтоматы. Один рабочий мо-
жет обслуживать несколько таких станков.
	Первая партия станков серии «Н» уже
работает на заводах нашей страны.
	Создателям новых, совершенных высоко-
производительных станков Б. И. Петяптину,
	Ь. Н. Муравину и Н. М. Хитруну присужде-
на Сталинская премия.
	Среди работников завода, удостоенных
Сталинской премии, — и конструкторы тя-
	желых станков М. М. Иванов и В. А. Ануф-
риев.
	Нрисуждение Сталинских премий созда-
телям новых высокопроизводительных стан-
	ROB говорит 0 значительном росте советского
станкостроения.
	А. ЕРОХИН.
г. Горький.
	Туймазинского нефтяного месторождения,
			QAHRUHCKUS
	ривет лоаур
				Удар по идеализму
	Правильное решение вопросов о проис-
хождении и развитии земли, солнца и дру-
тих небесных тел имеет важное теоретиче-
ское и большое практическое значение. Из-
вестно, что с процессом образования и раз-
вития нашей земли, как планеты, связаны
многие закономерности в геологии. Изуче-
ние развития солнца и звезд, несомненно,
принесет много новых данных о природе
источников энергии их излучения.

Огромный рост астрономической инетру-
ментальной техники, применение новей-
ших физических методов исследования в
астрономии позволили накопить за послед-
ние десятилетия многочисленные данные о
различных небесных телах (звездах, ту-
манностях, планетах), находящихся в раз-
личных стадиях развития. Сопоставление
и правильное обобщение этих фактических
данных, полученных путем наблюдений,
должно привести’ к выяснению закономер-
ностей происхождения и развития небес-
ных тел.

Общий кризис науки в Америке и в 3a-
падной Европе нашел свое отражение и в
астрономии. В результате отрасль астро-
номий, занимающаяся вопросами развития
небесных тел и получившая название кос-
мотонии, сделалась ареной веякото рода’
идеалистического бреда и нелепых выду-
мок, имеющих, в конечном счете, целью
эзосстановить легенду о сотворении мира.

Известный физик-идеалист Иордан въы=
ступил с «теорией» о беспричинном рожде-
нии звезд «из ничего». Английские астро-
номы Хойль и Бонди выдвигают гипотезу
о повееместном рождении материи. Абеурд-
ность этих гипотез настолько очевидна, что
на них не стоит и останавливаться. Но и
более «солидные» космогонические иселе-
дования ряда западных ученых, например,
типотеза Джинеа о происхождении солнеч-
ной системы, натолкнулись на непреодоли-
мые трудности при объяенении твердо
установленных фактов. Советский астроном
Парийский математическими расчетами до-
казал ошибочность прежде весьма раепро-
страненной теории Джинса, приводившей к
идеалистическому выводу об исключитель-
ности солнечной системы.

Весьма распространено в западной науке
и утверждение о том, что звезды, входящие
в звезлную систему, в том числе и солнце,
образовались в одну отдаленную эпоху и
что якобы теперь процессы звездообразо-
вания более не: совершаются.

Советские астрономы развернули’ боль-
шую работу по изучению многочисленных
фактов, относящихся к проблеме развития
небесных тел. Изучение и обобщение фак-
тов привело наших астрономов к ряду инте-
ресных выводов. Так, академик В. Г. Фе-
сенков на основании тщательного анализа
фактов, относящихся к вращению звезд
вокруг своей оси, разработал теорию проис-
хождения планетной системы, окружающей
солнце. Професеор Московского университе-
та Б. В. Вукаркин, основываясь на работах
советских исследователей переменных звезд,
показал, что звездная система, в которой
мы живем, —Галактика-—состоит из ряда
подсистем звезд, причем звезды различных
подсистем имеют различный возраст.

Недавно на Бюроканской астрофизиче-
екой обсерватории Академии наук Армян-
ской ССР были открыты и исследованы
звездные системы совершенно нового ти-
па, входящие в качестве составных частей,
так сказать, «членов-коллективов», в на-
шу большую звездную систему — Галакти-
ву. Эти системы были названы «звездны-
ми ассоциациями».

Было установлено, что каждая звезлная

ассоциация состоит из группы весьм& м5-  ,
	чодых звезд, прошедших лишь ничтожную
часть своего жизненного пути. Возраст
звезд в среднем измеряется миллиардами
лет. Звезды же, являющиеся членами звезд-
ных ассоциаций, имеют возраст, измеряю-
щийея всего только месколькими миллио-
нами лет, что для гигантеких масштабов
времени жизни звезд является ничтожным
сроком.

Звездные ассоциации представляют собой
весьма разреженные группы звезд. Именно
это обстоятельство не позволяло обнару-
жить их до сих пор. Благодаря своей малой
плотности они, при прямых наблюдениях,
не выделяются на общем фоне остальных
звезд Галактики. Только изучение спектров
звезд, находящихся в определенных обла-
стях неба, привело к выводу, что там име-
ются весьма рассеянные группы горячих
звезд-гигантов. Эти труппы и’ являются
звездными ‘ассоциациями,

Разреженность звездных ассоциаций пря-
мо указывает на то, что звезды, их состав-
ляющие, не могут удерживаться в аесоциа-
циях силами взаимного притяжения. это
означает, что под влиянием различных при-
чин они должны разойтись, как бы раство-
ритьея среди остальных звезд. Иными сло-
вами, звездные ассоциации должны быстро
разрушиться. Между тем мы наблюдаем
сейчае значительное число таких систем.
Значит, эти системы и входящие в них
звезды возникли сравнительно недавно и
еще не успели разрунгиться. Есть ассоциа-
ции, в которых процесе формирования звезд
еще продолжается. Это привело к следую-
щему выводу: процесс звездообразования в
Галактике продолжается и в напгу эпоху.
Этот вывод является прямым опровержением
теорий о возникновении всех звезд в одну
отдаленную эпоху.

’ Другим важным выводом было заключе-
‘ние о том, что звезды в Галактике образу-
ются значительными группами.

Оказалось, что и внутри ассоциаций
звезды возникают не все вместеи не по оди-
ночке, а отдельными кратными звездными
системами. Ряд таких чрезвычайно интерес-
ных, кратных систем ‘был наблюден на
Бюроканской обсерватории в наиболее моло-
дых звездных ассоциациях.

Таким образом, мы подошли вилотную к
изучению процесса возникновения звезд и
к изучению тех тел, из которых они воз-
никают. Следует думать, что каждая из
кратных систем, входящих в ассоциацию,
возникла из одного тела — протозвезды.
Нет сомнения, что в ряде ассоциаций на-
ряду е уже сформировавшимися  звезлами
имеются протозвезды, которые еще должны
разделиться на звезды. Изучение прото-
звезд является одной из очередных налних
задач. Следовательно, не может быть и ре-
чи о спонтанном, беспричинном возникно-
вении звезд. Возникновение целой группы
звезд из протозвезды свидетельствует не
только о том, что формирование звезды
есть процесс обусловленный, но и о том,
что у целой групны звезд эта причина 06-
щая, материальная.

Наша промышленность снабжает обсер-
ватории страны все более мощными астро-
номическими приборами. На советских об-
серваториях в ближайшие годы будут уста-
новлены новые гигантские инструменты.
И тогда наши ученые получат возможность

проникнуть еще глубже в тайны вселен-
ной.

В. АМБАРЦУМЯН.
Лауреат Сталинской премии,
президент Академии наук
Армянской ССР.
	Мощный красавец-зокомотив «1-450»
стоял на путях, освещенный лучами зим-
него солнца.

Машинист паровоза Виктор Блаженов.
обстоятельно и неторопливо знакомил ©
устройством локомотива человека, который
на вид был вдвое старше своего собеседни-
ка. Но радостная улыбка, скрадывая годы,
делала его лицо сейчас очень молодым.

Собеседником Виктора Блаженова был
знаменитый китайский машинист, герой
труда Ли Юн.

Блаженов рассказал Ли Юну о выдаю-
щихся технических качествах могучего ло-
комотива, о новых приспособлениях и ме-
ханизмах, которыми был оснащен паровоз,
о том, что машина выпущена недавно и
является детищем сталинской послевоенной
пятилетки. И хотя переводчика затрудняла
специальная техническая терминология,
китайский машинист и без переводчика по-
нимал, что машина эта поистине замеча-
тельная и что ни один трофейный амери-
канский паровоз не может с ней срав-
НИТЬСЯ.
	Ши Юн тщательно записал все новше-
ства, внесенные в конструкцию паровоза,
но его волновало и другое: извинивитись,
он попросил разрешения у Блаженова за-
дать ему несколько вопросов, касающихся
его собственной жизни,
		Ли Юн хотел знать, как Виктор Блаже-
нов ‘в тридцать три года добилея звания
лучшего машиниста страны, каким обра-
зом достиг суточного пробега паровоза B
пятьсот, шестьеот и даже семьсот километ-
ров и при этом сэкономил тосударетву три-
ста семьдесят тысяч рублей.
	Вели это объясняется личными качест-
вами самого Блаженова, то почему и дру-
гие машинисты депо после рекорда Блаже-
нова стали проходить пятьсот километров?
Значит, есть что-то такое, ‘что помотает
обыкновенному человеку стать необыкно-
венным? Вроме того, он, конечно, очень
уважает молодость Блаженова, но знает по
себе, что глубокие, истинные знания и опыт
приходят с годами. После беседы с Блаже-
новым он имеет основания думать, что
Блаженов инженео, тогда почему он рабо-
тает машиниетом?
	И Виктор Блаженов рассказал о себе
	знаменитому китайскому машиниету, рас-
	сказал, как по окончании школы ФЗУ, в во-
семнадцать лет, он совершил свой первый
рейс на паровозе; как помогали-ему старые
машиниеты, как он сдавал экзамен на право
самостоятельного управления паровозом и
комсомольская организация доверила ему
лучший комсомольский паровоз. Он рас-
сказал о днях Великой Отечественной войны,
0 том, как многие сутки не покидал паро-
воза и каждый раз, когда приводил состав
строго по расписанию, с радостью думал о
том, что ожесточенные бомбежки  гитде-
ровцев не могли заставить советских же-
лезнодорожников нарушить свой график,
	В 1943 голу Блаженова командировали
	на центральные технические курсы Мини-
стерства путей сообщения.
	..Вончилась война. Машиниеты депо
Москва-Сортировочная, тде работал Бла-
женов, получили от коломенцев новые, усо-
вершенетвованные локомотивы.
	Блаженов хорошо изучил новаторские
методы работы знаменитых советских ма-
птиниетов: Лунина, Матросова, Соловьева,
Коробкова, Папавина и Панина. Вее новое,
что они открыли в своей работе, он ис-
пользовал как достойный ученик.
	Но всем сердцем большевика он пони-
мал, что этого мало, нужно самому отвры-
вать новое, применять это новое на прак-
тике и тем помогать стране в ее победо-
HOCHOM шествии к коммунизму.

. Блаженов пришел к практическому вы-
воду, что можно значительно повысить
	В. КОЖЕВНИКОВ
©
	техническую скорость локомотива, быстрее
набирать воду и топливо. Изучив марш-
рут, он убедился, что некоторые остановки
не нужны. Новый, уплотненный график
Блаженова сокоатил оборот паровоза ©
	19.8 часа до 12 часов.
	Осуществить уплотненный график Бла-
женову помогли работники других служб.
Он много; беседовал с людьми, увлекал их
своим планом, разъяснял всю важноеть
борьбы за новое начинание. Сотни людей,
от простых обходчиков пути до профее-
соров научно-исследовательских  институ-
тов, были заинтересованы в осуществлении
этого начинания.
	Когда Блаженов вел по маршруту свой
товарный экепресе, груженный машинами,
металлом, строительными материалами, он
знал, что каждая выигранная им секунда,
каждый отвоеванный час служили делу
сопиалиетического строительства.
	Из окна мчащегося паровоза Блаженов
видел строящиеся фабрики и заводы, ка-
менные громады новых зданий в городах,
светящиеся в ночи новыми созвездиями
недавно электрифицированные деревни,
блестящие асфальтовые ленты новых до-
рог. Й ему казалось, что’ родная земля то-
же словно мчится вперед на повышенных
скоростях, обгоняя мерную поступь вре-
мени. Он чувствовал это великое движение
и тогда, когда его экспресс. отетукивал ко-
лесами по новому ажурному стальному мо-
сту, строительство которого было закон-
чено на четверть года раньше срока, и когда
его догоняли колонны новых, мощных
автомапгин колоссальной грузоподъемности.
	\ирос ощущение красоты,   могущества
Родины, ее великой, неустанной, созидатель-
ной, творящей энергии He раз во время
рейсов переполняло дулу машиниста, И хо-

телось работать еще больше, еще лучше,
еще энергичнее.
	— Ты представь себе, — говорил Бла-
женов своему напарнику, — представь вею
сеть железных дорог страны, представь, как
по ней идут тысячи соетавов, как нетерпе-
ливо ждут строители на фабриках и заво-
лах необходимые материалы. От нас чаето
зависит работа многих тысяч людей; 3a-
ставь в часах быстрее вращаться одно ма-
ленькое колесико, и весь механизм будет
работать быстрее. Одно маленькое колесико!
Конечно, и оно само зависит от сотен других:
Но тем лучше, а не хуже! Если на одном
нашем участке добиться высоких скоро-
стей, ведь это скажется ‘нь всей линии,
потом на всей дороте, а затем на всем транс-
порте. А если траненорт будет работать бы-
стрее, это поможет строителям. в разных
	концах страны. Нодумаешь тах, и сразу
будто какие-то необыкновенные силы окры-
	ляют тебя, и трудности перед такой великой
целью ничтожными кажутся.
	Вивтор Блаженов взыскательно и требо-
вательно искал, изучал скрытые возможно-
сти мощностей локомотива. Он ‘терпеливо
добивался минимального расходования воды,
чтобы еще больше сократить время на эки-
пировке машины. Он связался с лаборато-
рией, где изучал ‘методы наиболее эконом-
ного, выгодного использования топлива. Он
подружился с учеными-специалистами, стал
читать книги, написанные ими, стремясь
	сще лучше овладеть искусством вождения
паровоза.
	И Блаженов добилея победы. Суточный
пробег паровоза достиг свыше семисот ки-
лометров. Но Блаженов ясно отдавал себе
отчет, что дело не только в ето личном
успехе: главное в том, чтобы тысячи ма-
шинистов етали быстрее водить паровозы,
	Воллектив Московского электро-механи-
ческого института инженеров железнодо-
рожного транспорта имени Ф. 9. Дзержин-
ского выдвинул машиниста Виктора Гри-
торьевича Блаженова кандидатом в депута-
ты Верховного Совета СССР.
	За выдвижение кандидатуры Блаженова
голосовали академики, профессора, студен-
ты. Они видели в простом железнодорожное
рабочем-машгинисте достойного представи
теля советской интеллигенции, человека с

больыйевиетеким чувством нового, смелого,
образозанного новатора.
	одесь, в. институте, на тринадцатой на8-
учно-технической конференции машинист
ВБлаженов сделал доклад 0б опыте работы
паровозной колонны машиниетов-пятиесот-
ников. здесь он обосновал перед учеными
необходимость дальнейшего развития ско
ростного движения и поставил ряд науч:
но-технических проблем, которые ученых
предстояло решить.
	Ех слова были проникнуты горячей,
кровной заботой о. дальнейших успехах
патриотического движения скоростников-
пятисотников. Он не говорил «я», OF
товорил «мы». Он знал, знал, как боль
шевик, что в налней стране успех каждою
начинания решают не одиночки, — нужно
по-большевиетеки увлечь людей, ясно BI-
деть самому цель, не бояться никаких пре
	град. Нужно поступать так, как учит па}*
тия, и тогда любая трудность будет пре

одолена, любая цель будет достигнута, 2ю-
бая высота взята!
	Виктор Блаженов, как и многие тысячи
советских рабочих-стахановцев,— человек
нового типа. Он участвует в великом с03и-
дательном творческом труде всего советско-
го народа. Смелый новатор производетва,
он увлекает на путь новаторства своих

товаришей по труду.
	за разработку и внедрение нового CTA
хановского метода труда на транспор
(движение машинистов-пятисотников) ВиЕ-
тору Григорьевичу Блаженову вместе 6
группой других знатных железнодорожни-
ков присуждена Сталинская премия.
	Людей, подобных Блаженову, породил
советский общественный строй, воспитала
партия большевиков. Для них и творче-
ский труд. и жизнь озарены велико
	целью коммунизма.
			Избиратели поздравляют лауреатов
	дарили родного товарища Сталина за сни-
жение цен на продовольственные и промыш-
ленные товары. Сегодня — новый успех,
новая радость: присуждены Сталинские пре-
мии з& выдающиеся работы в области нау-
ки и изобретательства. А’это значит, доро-
тие товарищи, что страна наша растет и
крепнет. все больше богатеет и расцветает.
	— Наука в Советском Союзе — достоя-
ние народа,— сказал В. М. Смирнов. —
В нашей простой рабочей семье все дети
получили высшее и среднее образование,
Разве это было возможно до революции?
Перед нами живой пример отца: после трех
классов сельской школы он вынужден был
пойти в ученики к сапожнику. Такова была
сульба веех детей трудящихся. Мы, совет-
ские люди, ‘гордимся успехами нашей
науки. Нам радостно видеть, что труд нова-
торов производства ценится в нашей стране
так же высоко, как заслуги ученых.
	Голосуя за великого Сталина, мы, совет-
ские люди, от всей души отблатодарим пар-
тию, великого нашего вождя за неустанную
	заботу об укреплении могущества социали-
стической Родины.
	Тема очередной беседы на агитпункте
15-го избирательного участка Сталинекого
избирательного округа г. Москвы — «Вы-
лающиеся успехи советской науки и тех-
НИКИ». $

— Сегодня советский народ от всей души
поздравляет новых лауреатов Сталинских
премий, — начал беседу инженер А. В. Ме-
щеряков.— Советская наука тесно связана
с практическими нуждами социалиетиче-
ского строительства. Она верно служит своей
Родине. В числе новых лауреатов — знат-
ные люди Сталинского избирательного
округа столицы,

Тов. Мещеряков и выступивший вслед за
ним инженер И. Т. Головин рассказали о
работах лауреатов Сталинских премий,

— Этих замечательных людей, — гово-
pat тов. Головин, — вырастили большевист-
ская партия, наш великий Сталин.

Беседа об успехах советской науки вы-
звала живой отклик У избирателей. Многие
из них просят елово, чтобы выразить свои
чувства благодарности товарищу Сталину.

— Жизнь приносит нам радость за ра-
достью,— говорит A. С. Meprymosa.—
Только на лнях мы от веего сердца отблаго-
							Крупный вклад в советскую географию
	гие миллионы киловатт энергетической
мощности, Изучение ледников — основных
источников питания этих рек — позволит
рациональнее использовать эти мощности,
В монографии «Современное оледенение Ал-
Tad» дана общая более или менее закончен:
ная физико-географическая карта оледене-
НИЯ, устанавливается его связь е климатох
	за научные труды «Современное оледе-
нение Алтая» и «Очерки оледенения Ал-
	тая», являющиеся крупным вкладом в со-
	ветскую географию, доценту Томского госу-
дарственного университета Михаилу Вла-
димировичу Тронову присужлена Сталин-
	ская премия. Эти работы были начаты
автором еще в 1913 году. В результате мно-
голетних исследований и многочисленных
экспедиций ученый собрал болышой мате-
риал о масштабах и распределении горных
ледников Алтая. Изучение их позволило ему
сделать интересные и ценные для народного
	сделать интересны

хозяйства выводы.
— Па таить т
	—Й Но данным первых экспедиций, побы-
вавших в горах Алтая еще до революции. —
	рассказал М. В. Тронов,— там было из-
	Бестно всего около пятидесяти ледников.
Сейчас на территории советского Алтая мы
знаем о существовании 765 ледников с об-
щей площадью в шестьсот квадратных кило-
	Алтай является
	метров. Таким образом,
	третьим по величине районом горного оле-
денения в СССР’ после хребтов Средней
Азии и Кавказа.
	Среди недавно открытых нами летников- и рельефом, отмечаются его роль и значе:
	ние в питании и режиме горных рек.

Бодьшой научный интерес представляю
полученные нами некоторые общие законо-
мерности, Они позволяют по-новому 00%
яснять многие явления древнего и cospe:
менного оледенения и в ряде случаев п
гнозировать дальнейшее повеление делит
		06000 должен быть отмечен ледник Маз-
шей, третий по величине в этих местах. Он
имеет сходные черты с знаменитым ледни-
кои Кзраугом на Кавказе и особенно выде-
ляется своей «устойчивостью».

Наша работа не ‘ограничивается реги-
страцией и описанием ледников. Бурные и
	полноводные реки Алтая таят в себе мно-