7 МАРТА 1950 г.; № 66 (11538)

В. А. Каргин,
	член-корреспондент Академии наук
СССР, премия присуждена за иссле-
дования в области физической хи-
мии высокополимерных веществ.
	TPA
	BA A’ .
	ЛА УРЕАТН
		А. Дыщшкант,
	отли нови пои
	Н. Е. Ольшанов,
	Ф. Д. Шавлюгин,
		Б. Г. Павлов,
	И. М. Рахманин,
	А. Р. Дембо,
	руководитель работы, премия при-
суждена за участие в разработке и
внедрение в. производство скоро-
стного способа монтажа врашаю-
	эаиаснор уралмашзавода. старшии мастер того же. завода.
Премия присуждена за участие в создании советского рельсо-балочного
		каменщин. каменщик. каменщик.
Премня присуждена. за... разработку _и внедрение высокопроизводительных методов
	кирпично-кладочных работ.
	Рабочие Франции усиливают борьбу
против наступления капитала _
	От собственного корреспондента
«Правды»
		5а забастовку высказалось также около
70 проц. текстильщиков Севера. С успехом
проходит референдум в нользу забастовки
на железорудных шахтах Мозеля. Забаето-
вали рабочне национальных rearpos. Не
сетодня-завтра забастуют работники аптек.
Этот перечень можно было бы продолжать
долго. Решимость трудящихся Франции от-
стоять в борьбе свои экономические требо-
вания представляет собой лишь одно из про-
явлений общего недовольства французского
народа последствиями плана Маршалла и
Атлантического пакта. Борясь за хлеб, они
борются в то же время за мир и за сохра-
нение республиканских свобод, па которые
покушается реакция.
	Очень важно отметить, что бастующие
встречают сочувствие и активную поддерж-
КУ У самых широких слоев населения. Уже
десятки муниципалитетов единодуно при-
няли решения о выделении специальных
Фондов в помощь бастующим, о создании
бесплатных столовых для них.
	Перед лицом растущей решимости рабо-
чего класса Франции отетоять свои закон-
ные требования ряд предпринимателей на-
ходит более разумным удовлетворить эти
требования. Уже на 69 предприятиях. ме-
таллообрабатывающей промышленности ра-
бочим предоставлена прибавка зарплаты на
3 тысячи франков, на чем они настаивали.
Забастовка на этих предприятиях уже пре-
кращена. Блестящей победы добились до-
керы рана. В городе Райан строителям
зарплата повышена в полтора раза.
	  Однако наиболее крупные предпринима-
тели и администрация национализирован-
ных предприятий продолжают упорствовать,
не теряя надежлы на то, что забастовку
рабочих удастся сломить силой. Немалые
надежды, видимо, возлагаютея, в частности,
на тотовящиеея в парламенте «сверхзвер-
ские» законы. Хотя министр юстиции Рене
Мейер и утверждал, что.эти законы не бу-
дут использованы против бастующих рабо-
чих, бросается в глаза исключительная
спешка, с которой эти законы проводатея
через парламент.
	После дливигихся в течение трех сутоЕ
без перерыва бурных прений премьер-ми-
нистр Бихо заявил, что он ставит вопрос
0 доверии. Бак отмечают в парламентеких
кругах, такой поворот событий свидетель-
ствует о стремлении правительства быстрее
й притом любой ценой получить в свои
руки острое оружие законов о репрессиях.
	Ю. ЖУКОВ.
	г. Париж, 6 марта.
	забастовочное движение во Франции ши-
рится с каждым днем и носит исключитель-
но дружный характер. Тем временем пра-
вительство прилагает. все усилия к тому,
чтобы побыстрее провести через парламент
новые законы ‘о репрессиях, получившие в
народе прозвище «еверхзверских». Прогрес-
сивная общественность считает такое в0-
впадение не случайным, потому что, опи-
раясь на новые законы, правительство и
предприниматели могли бы заговорить е
профсоюзами языком ультиматумов.

В ответ. на это трудящиеся Франции
единодушно усиливают борьбу за удовае-
творение своих законных требований. Ме-
таллисты бастуют уже десять дней. Строи-
тели прекратили работу на сотнях строи-
тельных площадок. 4 марта была прекра-
щена на 24 часа работа во всех портах
Франции. 6 марта во всех городах остано-
вились трамваи и троллейбусы. Парализо-
ваны на Неограниченный срок аэропорты
Парижа. Сегодня прекратили работу рабо-
une парижского метрополитена и авт0-
уса.
	Повсюду профессиональные организации  -
	всех направлений — как примыкающие Е
Всеобщей конфедерации труда, так и ка-
толические, автономные и другие — до сих
пор выступали единым фронтом; недоволь-
ство рабочих своим нищенским материаль-
ным положением настолько велико, что да-
же отпетые раскольники из созданной пра-
выми социалистами сна американские
деньги группировки «Форе увриер» вы-
нуждены были голосовать за забастовку.
	Брепнущее единство французского про-
летариата не на шутку встревожило аме-
риканских покровителей французской pe-
акции, которые с беспокойством следят за
развитием событий во Франции. И вот
вечером 5 марта, за несколько часов до
начала забастовки работников парижекого
метро и автобуса, за которую высказались
все профсоюзы, правые ‘социалисты и ка-
толики забили отбой.

Шло общее собрание персонала, на кото-
ром заканчивались последние приготовле-
ния в прекращению. работы метро и авто-
буса. Был проведен закрытым голосованием
референдум в пользу забастовки, за нее го-
лосозало 82 проц. персонала; уже был
создан согласованный комитет всех проф-
союзев, уже формировались забастовочные
комитеты. И вдруг на трибуну один за, дру-
гим поднялись представители «Форс уври-
ер», католического и автономного проф-
союзов и предложили... отложить забастов-
ку. Почему? Да потому, что администрация
в последнюю минуту заявила. что она ©0-

Вдохновляющий пример   а МИр, против поджигателей войны!
	ПХЕНЬЯН, 6 марта. (ТАСС). Пхеньян-
ские газеты продолжают печатать отклики
Ha снижение цен в Советском Союзе. Депу-
тат Верховного народного собрания Корей-
ской народно-демократической республики
Вим Гир Су пишет, что снижение цен и но-
вышение курса рубля еще раз показывают
мощь Советского Союза и ярко свидетель-
ствуют о преимуществах социалистической
системы по сравнению с капиталистиче-
ской. Новое снижение цен в Советском Сою-
зе является наглядным результатом успей-
ного выполнения планов послевоенной ня-
тилетки. Непрерывно повышается жизнен-
ный и культурный уровень советского наро-
да, что является выражением исклю-
чительного внимания и отцовской заботы
мудрого вождя трудящихся всего мира
Генералиссимуеа Сталина.
	Известный корейский писатель Ли Тхя
Дюн пишет в газете «Нодон синмун»: (0-
ветекая страна становится все более бога-
той, Новое снижение цен на промышленные
и сельскохозяйственные товары ‘создает
предпосылки для еще более зажиточной
жизни советского народа. Повеедневное
улучшение материального’ положения и
культурной жизни советского народа создает
исключительно благоприятные условия для
развития благородной советской науки и
искусства. Решение советского правитель-
ства о снижении цен вдохновляет вее наро-
ды, борощиеея за мир и безопасность во
	всем мире.
	Решения съезда коммунистической партии Голландии
	В решениях о. борьбе за мир говорится 0
необходимости широкой поддержки предло-
жений Постоянного комитета Всемирного
конгресса сторонников мира. Никакое аме-
риканское вооружение не должно разгру-
жаться в Голландии, ‘говоритея в реше-
нии. ’ Нужно положить конец военным
приготовлениям и запретить перевод’ заво-
дов с производства мирной продукции на
роенную.

Далее в решениях съезда говорится, что
Голландия должна отказаться от агрессив-
ното Атлантического пакта и аннулировать
секретные соглашения е Соединенными
Штатами. Америки. Необходимо положить
конец перевооружению Западной Германии.
Съезд коммунистической партии выступает
за восстановление независимости Голландии
и установление дружеского сотрудничества
8 Советским С0ю30м, а также с другими де-
мократическими странами,

Съезд горячо приветствует всех докеров
голландских портов, отказавшихся разгру-
жать американское оружие.

Съезд коммунистической партии призы“
вает мобилизовать все силы для того, чтобы
аннулировать принятые голландским прави-
тельством мероприятия в области фапиза-
ции Голланлин. Оъезд 06060 подчеркивает,
что борьба за мир должна быть расиеирена,
что должны быть созданы местные комите-
ты сторонников мирз в каждом селении, на
каждом предприятии. Съезд призывает к
чистоте и увеличению рядов партии, Е уси-
дению политико-маюсовюй работы.
	ТААГА, 5 марта; (ТАСС). Газета «Де Ва-.
архейд» опубликовала решения, принятые
На состоявшемся недавно съезде коммуни-
стической партии Голландии. Решения
съезда направлены на укрепление единства
рабочего класса Голландии, укрепление про-
летарского интернационализма, усиление
борьбы за дело мира, улучшение положения
трудящихея Голландии.

В решениях съезда особо выделяются вы-
сказывания великого’ вождя трудящихея
всего мира И. В. Сталина об укренления
мира.

Съезд одобрил политическую линию
Центрального комитета коммунистической
партии Голландии и политический отчет
генерального секретаря Пауля де Гроот.

В решениях по вопросам экономики гово-
рится, что коммунистическая партия дол-
жна бороться за улучшение условий жизни
трудящихся, за то, чтобы Голландия отка-
залась от так называемого плана Маршалла
и развивала широкие торговые отношения с
Советским Союзом, странами новой демо-
кратии, с Китайской народной республикой
и Германской демократической республикой.

По вопросу об Индонезии в решениях го-
ворится, что нужно всеми силами поддер-
живать, борьбу индонезийского народа за
освобождение от иностранных империали-
стов и их атентов. Все голландские войска
должны быть отозваны ‘из Индонезии. Все
солдаты, отказавшиеся участвовать в’ коло-
ниальной войне, должны быть немедленно
освобождены из тюрем.

Памирского тракта имени Сталина. 0 лю-! правливостью передают чувства советского
	гласна начать переговеры о мизерной при-
бавке от 1.000 до 1.200 франков в месяц.
	Буря негодования охватила рабочих. дни
решительно отвергли требование руководи-
телей соглашательских  профеоюзов 06
отсрочке забастовки. Из восьми тысяч при-
сутствовавших на. собрании 7.979 про-
голосовали за немедленное прекращение ра-
боты и только двадцать подали свои голоса
против и один воздержался.

Сегодня утром парижане налили закры-
тыми двери станции метро. Автобусы тоже
оставались в депо и гаражах. И только к
9 часам утра администрации и соглаша-
тельским профсоюзам удалось пустить не-
сколько поездов парижекого метрополитена
И всего несколько десятков из 2.100 авто-
	бусов, обычно циркулирующих в Париже и
его пригородах.
	Власти бросили на перевозку пассажи-
ров военные грузовики и собранные наспех
туристские  автокары, принадлежащие
частным владельцам. Но все эти меры ни в
малейшей стенени не могли разренить про-
блемы транспорта в этом огромнем городе,
где метро и троллейбусы перевозят. обычно
несколько миллионов пассажиров в день.

_ В конце концов даже то далеко нелоста-
‘точное движение городского транспорта, ко-
торе было организовано ‘силами кучки
штрейкбрехеров и военных Частей, было
свернуто. Администрация метро. объявила,
что’ движение поездов «По соображениям
безопасности» (!) прекращается в 9 часов
вечера. - Одновременно исчезли © улиц и
редкие автобусы, и воённые грузовики. ^
	Забастовка работников городекого транс-
порта продолжается, невзирая на преда-
тельский маневр раскольников. Централь-
ный забзстовочный комитет издал комию-
нике, в котором говорится, что он «решил
	активно продолжать организацию заба-
CTOBEH.
	Тем временем продолжается референдум
0 проведении забастовки в ряде других от-
раслей промышленноети и транспорта. За
забастовку уже высказались единодушно
работники почти всех электрических стан-
ций и газовых заводов Парижа. Окончатель-
ные результаты референдума будут изве-
стны завтра, и возможно, что в четверг в
столице Франции погаснет свет и прекра-
тится полача газа.

ВЕНГЕРСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
О СНИЖЕНИИ ЦЕН В СССР
	БУДАПЕШТ, 6 марта. (ТАСС). Вомменти-
руя постановление Совета Министров СССР
и ЦЕ ВКП(5) о новом снижении  государ-
ственных розничных ‘цен на продоволь-
ственные и промышленные товары, а также
постановление о переводе курса рубля на
золотую базу, еженедельник «Фюггетлен
мадьярорсаг» пипьт, что эти постановле-
ния показывают, что трудящиеся самой
прогрессивной страны — страны  евоциа-
лизма достигли огромных результатов BO
всех областях производства. В то время как
показатели производства в капиталистиче-
ских странах постоянно енижаются, в С9-
petckom Cowse oun неуклонно растут. Эти
постановления свидетельствуют о том, что
	правительство Советокото Союза использует
огромные достижения в области экономики
на повышение благосостояния трудящихся.
	«Факты — упрямая вощь», — пишет
«Фюггетлен мадьярорсат», и они упрямо и
убедительно доказывают народам мира пре-
восходство социалистического. планового хо-
зяйства над капиталистическим производ-
ством.

ВСЕАЛБАНСКИЙ КОНГРЕСС СТОРОННИКОВ МИРА
	ского. комитета в защиту мира. С привет-
ствием oT писателей Албании выступил
Шевхет Мусарай; ‘от имени албанских
профсоюзов участников конгресса привет-
ствовал Садик Бектении.

Конгресс приветствовали также генерал
Вандровский — от именн Всепольского ко-
митета сторонников мира, Йозеф Валов-— от
Чехословацкого комитета сторонников мира,
кочтр-адмирал. Раймонд Мулек — от Фран-
цузского комитета сторонников мира, Петр
Димитров — от Болгарского национального
комитета защиты мира.
	Or Союза албанских женщин выступила
Фитиерете Шеху.
	ступавигие призывали женщин западной
Германии воспрепятетвовать ‘подготовке к
войне против Советского Союза, прекратить
разгрузку оружия в портах, перевозку ору-
жия и произволство вооружения.
	Wet Ae ate ЕЛЕ Pa ieee SF ee Re ee 54

поэта, воочию увидевшего жизнь феодаль-
ного Востока, жизнь в рабстве и угнетении.
Поэт гневно рассказывает о том, как анг-
лийские империалисты зверски экснлуати-
руют индусский народ. Он видит невыноеи-
мые условия существования. Но
	«Хоть обездолен там народ вконец,—
восклинзет Мирза Туреун-зале.—
	\ивет надежда в глубине сердец, —
Так уголек под черною золой

Еще мерцает искрой золотой.

За долг отновский сына там берут

С младенчества на непосильный труд.
Й он растет — со сгорбленной спиной,
С опущенной понуро ‘головой.

Как много в пышном городе калек,
Вак страшно беззашитен человёк!»
	Ho не вечно будет так. Не вечно будет
хозяйничать там британен.
	«Индусы! «гостя» гнать домой пора,
ища до ‘вашего добра!
Здесь нужно только золото’ ему,
Он больше не привязан ‘ни к чему.
Он, кроме рабства, голода и слез,
Вам ‘ничего ‘в замену не принес.
В стране богатых, сказочных охог
Он дичью для себя избрал народ.
Он прожил двести лет в дому У вас
Й чужаком осталея посейчае.
Хоть с виду власть его еше сильна,
Основа власти той сокрушенах.
	юбовь к своему народу сделала Мирзо
Туреун-заде поэтом, близким сердцу каж-
дого таджика. Многие его произведения
стали так популярны, что их зачастую счи-
тают народными. Случается, что певцы в
отдаленных горных кишлаках поют стихи
Мирзо как народные песни, даже не зная,
что они принадлежат перу известного совет-
ского поЗта. .
	Поэт-патриот Мирзо Туреун-заде популя-
рен не только в Советском Союзе, но и да-
леко за его’ рубежами. В прошлом году на
Всемирном конгрессе сторонников мира в
Париже Турсун-заде был одним из послан-
цев страны Советов.

‘Общественная и поэтическая деятель-
ноеть Мирзо Турсун-зале неотделимы друг
от друга. Советский поэт не может стоять в
стороне. от жизни своего: народа, своей Ро-
дины. Таджикский народ вновь © радостью
выдвинул. своего поэта, общественного и
государственного деятеля Мирзо Турсун-
зале канлидатом в депутаты Совета Союза.
	‚ ТИРАНА, 6 марта. (ТАСС). На вчераш-
нем вечернем заседании Всеалбанекого. кон-_
гресса сторонников, мира. выступил ми-
нистр здравоохранения Медар Штюлла,
который подчеркнул, что мощный размах
движения за мир приводит в ужае. поджига-
телей войны и что империалиеты «никогда
не смогут осуществить свои захватнические .
планы потому, что лагерь мира ‹илен, и
потому, что им руководит Советский Союз,

BO главе которого стоит гениальный
Сталин».
	Вюнгреес получил привететвенные теле-
граммы от Постоянного комитета Всемирно-
го конгресса сторонников мира‘и от Китай-
	БЕРЛИН, 6 марта. (ТАСС). Как сообщает
западногерманское атентство ДПА, подгото-
вительный комитет по проведению «Дня
борьбы женщин за мир» организовал вчера
в Дюссельдорфе массовый митинг. Вы-

дях цветущего Таджикистана поэт создает.
такие вдохновенные стихотворения, как
«Гиссарская долина», «Сокровищница пе-
сен» и особенно «Письмо от имени строи-
телей  Памирского тракта товарищу
Сталину».

В годы Отечественной войны поэт вме-
сте со воем советским народом борется про-
тив захватчиков; Его’ влохновенные, гнев-
ные произведения помогали воинам на фрон-
те бить врага. Поэт публикует стихи о
дружбе народов, о героическом советеком
тыле, пишет поэму «Сын Родины», в Ко-
торой запечатлен образ воина-таджика.

В марте 1947 года Мирзо Турсун-заде
участвовал в межазиатской конференции,
происходившей в Индии. Вернувитись на
родину, Поэт создал цикл «Индийские
стихи». 3a стихотворения «Индийская
баллада», «Ганг», «Шли © туманного ‘за-
пада люди», «Тара-чандри», «Висячий сад
в Бомбее» и «В человеческой памяти» в
1948 году Мирзо Турсун-заде присуждена
Сталинская премия.

Мирзо Турсун-заде. настойчиво. учится
мастерству. у классиков русской литерату-
ры, критически осваивает. классическое
наследство таджикской литературы. Его
творчество пронизано идеей советского пат-
риотизма; любовью к Родине, к партии
большевиков. Возврашаясь из Индии, поэт
писал:

«Я вновь себя вижу в объятиях края
	родного.
Я с новым и свежим стихом прихожу
	& нему снова.

Я BOBAYX отчизны всей трудью вдыхаю
опять,

Я пью из ключа, что прозрачен, как
ясное слово».
Но, говоря о ‘счастливой судьбе таджик:
ского народа, живущего свободно и радо-
стно в семье советских народов, поэт BMe-
сте с тем напоминает и о судьбах порабо-
щенных народов: 7
«Я счастлив... но МУЧАЮСЬ мукой хругого
	} ‚ ‹ Народа,
Он в собственном доме стоит, словно

нищий у входа.
	В далевую Индию, песня моя, полети,—
Я верю, я знаю, что ты из крылатого
рода!»
	Стихи Турсун-заде об Индии, его. «Ин-
дийская баллада», с большой страстью и
	МИТИНГ В ЗАЩИТУ МИРА _ В ПЮССЕЛЬЛОРФЕ

искусств с большим успехом выступали пе-
ред москвичами. Декада явилась яркой де-
монстрацией все более крепнущей дружбы
братских народов — русского и таджик-
ского.   7

Немало прекрасных стихов посвятил этой
дружбе Мирзо Турсун-заде. Взволнованно
славит он русский народ в проникновен-
ных строках:
	О русский народ, о великий народ!
Тебя моя вольная песня поет.
Талжикам ты крылья огромные дал,
Ты замыслы нам неуемные дал.
Величьем и мужеством славный народ,
Другие народы ведешь ты вперед.
Биография Мирзо Турсун-заде — био-
графия верного сына таджикского народа.
В 1911 году в селении Каратаг (Шах-
ринауский район, Таджикской ССР) в
семье плотника родился Мирзо. бемья жила
бедно, но, несмотря на это, плотник Турсун
не жалел средств для того, чтобы дать вы-
ну образование. Чуть не половина CKYAHO-
	го заработка шла мулле в уплату 38 oby-
чение Мирзо.
	Революция принесла большие перемены
в жизнь затерянного в горах Гиссара селе-
ния. В 1925 году Мирзо уже учится, в
открывшейся в Варатаге советской школе.
Затем учится в Дюшамбе в детдоме и в
педтехникумё, после окончания которого
получает высшее образование в Таджикском
институте. просвещения в Ташкенте.
	Впервые в печати Мирзо Турсун-заде вы-
ступил как прозаик. Векоре он начинает
	писать стихи, Которые отличаются взвол-
	нованностью, простотой и искренностью.
Поэт рисует картины новой жизни, про-
никновение новых, социалистических отно-
шений во все уголки Советского Таджи-
кистана.

В 1932 году вышел из печати первый
сборник стихов Мирзо Турсун-заде. С этого
времени ежегодно появляются новые про-
изведения Мирзо как в области поэзии, так
и в области драматургии, К десятилетию
Таджикской ССР Мирзо Турсун-заде вместе
с поэтом А. Дехоти написал либретто. пер-
вой таджикской оперы «Восстание Восе»,
посвяшенной народному восстанию в
Больджуанском  бекстве в 1885 году.
В 1940 году вышла из нечати поэма «Яи-
вая вода». Мирзо Турсун-заде активно уча-
ствует в народном строительстве Большого
	Певей таОожикскою народа
	Мирсаид МИРШАКАР

но — до Великой Октябрьской победы —
наш таджикский народ жил в невыносимо
тяжелых условиях. Хуже всех жили гор-
ные таджики, среди которых родился Мирзо
Турсун-заде.

Что же теперь представляет родина на-
шего талантливого поэта? В стране, где до
революции было лишь. несколько мелких
полукустарных предприятий, за годы
сталинских пятилеток создана крупная
промышленность. Чиело рабочих  исчи-
сляется десятками тысяч. За годы совет-
ской власти таджики обрели свою государ=
ственность. Из нищей, разоренной окраины.
царской России Таджикистан превратился
в цветущую социалистическую республику,
стал равноправным членом великой семьи
братских народов Советского Союза. Таджи-
кистан — страна передового сельского хо-
зяйства, передовой промьпиленности, высо-
кой культуры. Шреобразилась и география
страны.
	Еще в 1913 году один исследователь
писал, что долина Вахша принадлежит к
числу слабо населенных и даже малоизвебт-
ных областей; берега реки-пороели: обшир-
ными джунглями, и кишлаки встречаются
очень редко. Если бы автор этих строк. уви-
дел Вахшскую долину теперь, когда ее назы-
вают «Жемчужиной Таджикистана», он бы
не поверил своим глазам.
	Много веков стремились люди покорить
буйный Вахш, но безуспешно. Только боль-
шевики сумели‘ заставить реку орошать
земли лолины. В годы сталинских пятилеток
было закончено строительство Вахшекого
оросительного канала. С энтузиазмом осваи-
вали таджики новые земли. Они знали,
что сами будут пользоваться плодами

своего труда.
	В возрождении. Таджикистана огромную
братекую помощь оказал великий русский
народ. Партия Ленина-—Сталина вдохно-
	вляет таджикский народ на подвиги.
“Таджикистане теперь немало благо-
`
			Среди кандидатов в верховный орган
власти моей советской страны стоит имя
бывшего воспитанника далекого от Москвы
дюшамбинского детского дома Мирзо Турсун-
заде. Несколько разоя повторяю про себя
Имя этого талантливого поэта моей рес-
публики, и перед глазами караваном про-
ходят воспоминания...

Страшная судьба была У таджикского
народа, страшная судьба была у его по-
ЭТов...

Мне не забыть рассказов моих земляков
0 ТОМ, как местный ишан загубил любимого
палирского народного поэта Кудрата, кото-
рый бичевал баев и ишанов, восхвалял-бед-
ный, простой люд, пел о TOM, что правда
существует, но ее спрятал. от народа жад-
ный ишан. То’было в конце прошлого ве-
ка. Поэт поплатился за свои звонкие песни
Жизнью...

Но не станем долго вспоминать о том,
чего уже нет у нас, на советском Востоке,
тде людей искусства — поэтов, писателей,
певцов — окружают любовью, заботой и
вниманием! Не будем приводить старые при-
меры! Вспомним о тяжкой судьбе нашего
современника — турецкого поэта Назим
Хикмета. Более двенадцати лет талантливый
поэт, любимец турецкого народа, последо-
ваТельный борец за свободу и независи-
мость своей родины, томится в тюрьме. Пыт-
Ки и издевательства надломили его здоровье.
Яизнь поэта в онаености.

0 том, что было ‘бы се таджикским наро-
дом, если бы не Великая Октябрьская со-
циалистическая революция, мы можем себе
представить, обратив взоры за пределы на-
шей Родины.

Достаточно выйти на берег Пянджа и
ВЗГЛЯНУТЬ через реку на страну, в которой
хозяйничают антло-американские колониза-
торы, на бедные поселения, на’ изможден-
ных, скорбных жителей, гнущих спину под
бичом феодалов, чтобы понять, какие гран-
лиозные перемены произошли в Таджики-
стане при советской власти. Если бы не
Октябрь, таджики могли бы исчезнуть с ли-
ца земли, как исчезли индейцы в Америке,
или влачили бы жалкое ‘существование
угнетенното колониального народа. .
	Действительно, ведь еще совсем недав-
	устроенных кишлаков, превосходных дорог,
оросительных каналов. Многие колхозы по-
лучают миллионные доходы. Земные недра
открывают пытливым советским людям свои
тайны. Все новые и новые богатства стано-
	BATCA достоянием‘ народа.
	Веемирно-историческим завоеванием Ок-,
	Тября является то, что революция «одним
ударом разорвала цепи национального угне-
тения, перевернула старые отношения меж-
ду народами, подорвала старую националь-
ную вражду, расчистила почву для сотруд-
ничества. народов и завоевала русскому
пролетариату доверие его инонациональных
братьев не только в России, нои в`Ёвропе
ив Азии» (И. Сталин). .
	Изменилась судьба народа. Классическая
таджикская литература, которую пытались
присвоить себе турки, иранцы, арабы, вновь
обрела свою подлинную родину в Советском
Таджикистане. Только при советекой власти
такие величайшие поэты и ученые, как
Фирдоуси, Рудаки, Абу-Али Сино (Авинен-
на), Омар Хайям, Саади; Амир Хисрав,
Гафиз,  Сапдо Насафи и другие, стали до-
стоянием не только таджиков, но и. всех
братских наролов. За тоды советской власти
и благодаря ей ‘таджики - воскресили для
миллионов людей своих классиков.

Таджикекий народ ценит и бережно хра-
HUT Bce лучшее, что ееть в сокровищнице
‘мировой культуры. Таджикский народ. все-
го три десятилетия назад был неграмотен
(только полнроцента таджиков ‘было гра-
мотно), а теперь. таджики читают на
своем родном языке тениальные труды
Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Ши-
рокое распространение в Таджикистане по-

лучили произведения Пушкина, Горького,
Низами, Абая, Навои, Шевченко, Шекспира,
Байрона, Барбюса и многих, многих
других.

В Таджикистане создана своя социали-
стическая по содержанию, национальная по
форме советская литература. 0 ‘ее успехах
красноречиво свидетельствует прошедшая
в сентябре минувшего года в Москве декада
таджикской литературы. В эти дни в клу-
бах предприятий, в учебных заведениях,
в крупнейших концертных залах столицы
таджикские поэты, прозаики и мастера