а МАРТА 1950 г.,„. № 68 (11540)

ив

ских ШПИОНОВ В БОЛГАРИИ
	датель суда. Такой же вопрос задает Thm.
ву его защитник.

Шипков, не колеблясь, отвечает, что My.
лобные утверждения смехотворны, ибо м
свои показания на предварительном след.
ствии он давал добровольно и так же добру.
вольно и открыто он подтверждает эт
показания и сейчаз.

На вечернем заседании суда © обвинт-

тельной речью выступил прокурор Петри.
ский.
Американская миссия, вмешиваясь м
внутренние дела Народной республики Бо.
гарии, заявил Петринский, совершила гр}.
бое беззаконие, не совместимое с законами
страны и элементарными требованиями
международных правил и дипломатической
этики.

В заключение своей речи прокурор з4-
явил, что он поддерживает обвинение, изл-
женное в обвинительном заключении, и вл-
стаивзет перед судом на строгом и справ.
дивом приговоре.

Защитники подсудимых признали тя.
жесть преступлений, совершенных их под.
защитными, ‘но, ссылаясь на некоторые
смягчающие вину обстоятельства, просили
суд о снисхождении при определении по).
судимым приговора. :

Затем каждому подсудимому было предо
ставлено последнее слово. Вее подсудимые
признали себя виновными в совершенных
ими преступлениях против безопасности
своей страны и просили суд о онисхожде-

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
	СОФИЯ, 7 марта. (ТАСС). В конце утрен-
него заседания 6 марта суд допросил подсу-
димого Стефана Ёратункова.

В августе 1949 года, показывает подеу-
димый, я получил от подсудимой Риндовой,
‘находившейся в Плевене, письмо на анг-
лийском языке, в котором она просила меня
зайти на квартиру в Фэрбапь, связаться в
ней и передавать ей сведения политическо-
го, экономического и военного характера.
Кратунков подробно рассказывает, как он,
выполняя задание ‘капитана Гиббса, соби-
рал шпионские сведения.

На. вечернем заседании 6 марта еуд ло-
просил подсудимого Николу Цанова.

Подсудимый Цанов отмечает, что Вратун-
ков рассказал о своих связях е предетавите-
нями миссии США в Софии и, в частности,
с Гиббеом, который поручил ему собирать
пишионские сведения. Позже Вратунков по-
ручал Цанову собирать эти шпионские све-
дения, что он и выполнял. В частности, им
был сделан план рудника в селе Бухово.

Последним допрапиваетея подсудимый
Василь Малчев. ;

Малчев вращался в среде разложившихся
людей, связанных с американцами.

Намереваясь бежать за границу, показы-
вает подсудимый, я и Хачикян пошли в
американскую миссию. 18 января 1949 го-
да мы ветретились © сотрудником американ-
ской миссии Берком и сообщили ему о на-
ших намерениях. Берк записал наши имена
и адреса. Он дал нам понять, что для того,
чтобы получить помошь ‘американской
миссии, необходимо ее заслужить. Во
время одной из встреч Берк предложил, что-
бы яи мои друзья подписали коллективное
заявление, что мы не признаем нынешнего
политического курса Болгарии и что хотим
бежать из’ страны. Берк весьма интересо-
вался деятельностью политических орга-
низаций.

В дальнейшем Берк требовал от подсуди-
мого различных сведений, касающихся про-
цесса предателя Трайчо Востова и его с0-
общников.

На вечернем заседании 6 марта суд за-
слушал также показания свидетелей и за-
ключения экспертов. _

Свидетель Димитр Котев — житель села
Бели Искар — показал, что прибывшие в
район этого села «охотники» — генерал
Оксли, М. Шипков и другие лица, сопро-
вождавшие Оксли, — занимались «изуче-
нием» местности, а также выетроенного
здесь водохранилища «Бели Искар», фото-
графировали водохранилище и другие
объекты.

СОФИЯ, 7 марта. (ТАСС). Утреннее за-
седание софийского окружного суда 7 мар-
та началось допросом свидетелей.

Свидетель Гавриил Цветанов подробно
остановился на своих связях с англо-аме-
риканской разведкой.

В 1936 году, говорит свидетель, я был
назначен директором английского библей-
ского общества в городе Варна (ныне город
Сталин).

Непосредственным моим начальником
был Джейме Уайле, являвшийся директором
такого рода обществ в странах Восточной
Европы. Я был завербован им на службу
английской разведки. Эта моя связь с Уайл-
сом продолжалась до 1938 года, когда про-
изошло елияние указанного английского 0б-
щества с американсвим.

Мне была дана новая связь — с Порма-
ном Девис, бывигим преподавателем англий-
ского языка в Софийском университете. Под

его руководетвем я работал до весны
1941 года, собирая для него свеления шпи-
	ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ПРЕМИЯ МИРА
	ПРАГА, 8 марта. (ТАСС). На состоявшем-
ся вчера заседании совета министров чехо-
	ТРУППЫ АМЕРИКАН
	Когда в связи с войной

онского характера.
Болгарию,

представители Англии покидали
Девис” сообщил мне о состоявшемся согла-
шении между руководителями английской и
американской разведок и указал мне на н?-
обходимость работать на остававшихся В
	стране американцев. Конкретно мне прел-
лагалось установить связь © г-жей Вудроу,
работавшей в американской начальной шко-
ле в Софии, или с г-жей Мелони Тернер, ко-
торую я знал ранее‘ как директора амери-
канекого колледжа в городе Ловеч. Я ра-
ботат пол ве руководством, снабжая ее
	шпионскими сведениями.
Летом 1944 гола, показывает свидетель,
	мною было получено от американской раз-
ведки в Стамбуле указание установить связь
с тогдашним премьер-министром Болгарии
Иваном Багряновым. Эта связь была нуж-
на американцам, чтобы ускорить подписа-
ние перемирия с Болгарией до того, как со-
ветские войска достигнут Дуная. Связь 6
Багряновым помог установить тогдашний
руководитель болгарского рабочего союза
Борис Попов. Он договорилея о нашем сви-
дании в Багряновым, которое было назна-
чено на 27—28 августа в Рильском мона-
стыре. Но эта встреча из-за развернувшихся
событий не. состоялась. Таким образом, за-
дача опередить советские войска не была
выполнена.

После 9 сентября 1944. г. американская
п английская разведки в качестве основной
задачи ставили —— не донуетить вступле-
ния Болгарии в войну против Германии. С
такими инструкциями приехал в страну
	Г. М. Димитров (Темето).
Задача внести раскол в Отечественный
	фронт, говорит свидетель, была возложена
на меня Кириллом Блэк, приехавшим с
ВБарнсом,

В дальнейших показаниях свидетель Цве-
танов подробно рассказал о своих связях 3
представителями американской политиче-
ской миссии Барнсом и Джеймсом Вларком,
по указаниям которых он устанавливал
связь е руководителями и влиятельными ли-
пами Болгарекого земледельческого союза,
входившего в Отечественный фронт. Зада-
ча состояла в том, чтобы. ликвидировать
представительный характер  болгарекего
правительства и тем самым дать повод аме-
риканскому правительству для отказа под-
писать мирный договор с Болгарией.

Далее свидетель Цветанов подробно оста-
новилея на характеристике связи амери-
канской разведки с представителями мето-
дистокой церкви в Болгарии. Из встреч с
посланником США в Софии Хитом и cBa-
щенниками методистекой церкви Янко Ива-
новым и Василем Зяпковым, как показы-
вает свидетель Цветанов, он убедился, что
существовала тесная связь между амери-
канской разведкой и церковью, особенно
методиетской перковью, за спиной которой
стоял американский посланник. Посланник
Хит, заявил свидетель, несомненно, являлея
главным руководителем американской раз-
ведки в Болгарии.

Затем суд задал ряд вопросов подеудимо-
му Шипкову относительно его показаний.

«Голос Америки» и другие реакционные
радиовещательные станции, агентства и га-
зеты западных держав в связи с софийским
процессом распространяют клеветнические
слухи о том, будто бы подсудимых, в чает-
ности подсудимого Шипкова, вынуждают
истязаниями и силой давать угодные бол-
гарским властям показания.

—- Действительно ли вас истязали и вы-
нуждали давать нужные показания? —
спрашивает подсудимого Шипкова предее-
	КОМИТЕТЫ БОРЬБЫ ЗА МИР
В РУМЫНИИ
	БУХАРЕСТ, 8 марта. (ТАСС). Движение
	IB газе my «ПР ав оО a»

От бывшего помощника редактора журнала

«Британский Союзник»—  3 ’“’.
	Р. Доли.
	Господин редактор!
	Недавно я прочитал книгу, опубликован-
ную в Англии, под названием «Военный
атташе в Москве», написанную генералом
Хилтоном, который в 1947 году заслужил
печальную славу в Вашей страке благодаря
своим неудачным попыткам питионажа под
Москвой. Похоже на то, что генерал раздра-
жен тем, что его неумная деятельность не
имела успеха, и поэтому решил. написать
сердитую маленькую книгу, полную лжи и
клеветы на Советский Corns.
	Из книги становится ясно, почему гене-
рал решил прибегнуть ко всей этой лжи о
советском народе: он заинтересован в навя-
зывании новой войны Советекому Союзу.

Прочитавшего книгу Хилтона поразит
большое число инсинуаций и очевилных
противоречий, которыми заполнены ее стра-
ницы. любой честный человек, проживший
в Советском Союзе хотя бы несколько не-
дель, может сказать, что во всей этой книге
нет ни слова правды. Однако дело не только
в Хилтоне; соглаено закону о государствен-
ных секретах, действующему в Англии, его
книга не могла быть опубликована без раз-
решения и одобрения со стороны английско-
го правительства.

Где собрал генерал Хилтон всю эту грязь?
	_Не прячась ли в канавах около советских
заводов? Нет. Он нашел ее в делах русекого
секретариата английского посольства в
Москве.

_Хотя генерал делает вид, что говорит, как
«простой солдат», однако он дает своей
книге название — «Военный атташе-в, Мо-
скве». Фактически он выступает как вер-
ный слуга англо-американской клики под-
жигателей войны и милитаристов, которые
хотят возбудить в: моем народе ненависть
против Советского Союза.
	Многие тысячи моих соотечественников
уже поняли этот обман и твердо выступили
за мир’ и дружбу с Советским Союзом. Но
в Англии еще много простых мужчин и
женщин, которые постоянно обрабатыва-
ются. подобными измышлениями в такой
степени, что им становится трудно сделать
выбор между войной и дружбой с Совет-
ским Союзом. Имеется много людей с добры-
ми намерениями, которые думают, что мож-
но остаться индифферентными, но если они
не станут на сторону мира, они невольно
окажутся в руках сильных бизнесменов и
милитаристов, которые готовят новую
войну. _

Работая в английском посольстве в Мо-
скве, я достаточно насмотрелся на деятель-
ность экспертов, которые подобно Хилтону
фабрикуют клевету и обман. С их помощью
правительство моей страны пытается и на-
дезтся вызвать враждебные чувства к Co-
ветскому Союзу в английском народе и втя-
нуть мое поколение в новую мировую войну.
	Я хочу, чтобы все, что я видел и слышал,
помогло моим соотечественникам понять,
где правда и где ложь, чтобы не стать еле-
пым орудием в руках бесчестных полити-
канов.

До последнего времени я был членом
консервативной партии. Во время войны в
течение 4-х лет служил в Королевеких воз-
душных силах. После войны вернулея в
Кэмбриджекий университет, где изучал
русскую историю и литературу в славян-
ском институте.
	Должен оговориться, что курс ‘русской
истории и литературы, который там читал-
ся, заканчивался 19 веком. Информацию о
	жизни современной России можно было по-

4 = hee ge Hae
	лучить только из каких-либо сомнитель-   тот, кто проявляет усердие в должном на-
ных источников, которые, как я обнаружил правлении, т.е. в отыскивании или, более

точно, в выдумывании «фактов» для дискре-
хитации советского образа жизни.
	В целях укрепления антисоветского духа
и должного «просвещения» в посольстве
устраивались специальные лекции 0 раз-
личных сторонах советской политики.
	Как англичанина, достаточно воспитан-
ного, чтобы разбираться в элементарных
понятиях о чести, меня возмущало лицеме-
рие этих дипломатов.
	Мне предстояло сделать выбор: между
успешной карьерой в роли клеветника и
борьбой против политики войны. Я выбрал
политику мира.

На одной из очередных лекций о совет-
ской внешней политике, которую читал пер-
вый секретарь посольства М. Уорр, я от-
крыто выступил против его утверждения
0 том, что Рессия использует коммунизм в
Европе как, орудие военной агрессии. Этого
было достаточно. Мне не могли позволить
возражать и, как сказал мне Доббе, иметь
мнения, противоречащие «линии, проводи-
мой посольством».
	Ноднимать край «железного занавеса»,
покрывающего английское посольство, не
разрепгалось.
	На следующий день меня вызвал к себе
посол сэр Девид Келли и предложил немед-
ленно покинуть Москву или изменить свое
поведение. _

Впрочем, в конце разговора посол много-
значительно сказал мне в знак любезности:
«Я могу сказать, что наше отношение к
Вам — ничто по сравнению с тем, как бы
поступили с Вами, если бы Вы работали
У американцев».

Я вручил свою отставку и покинул по-
COIBCTBO.

Если бы я пожелал использовать свое
знание русского языка в ‘антисоветских пё-
	лях, я мог бы остаться в посольстве. Но AAS
	британской дипломатии оказалось невыгод-
ным иметь в посольстве человека, осмелив-
шегося увилеть правду.

Я убедилея в том, что Советский Союз
является силой, стоящей за мир во всем
мире, и что это искажается и скрывается
именно теми людьми, которые должны бы-
ли бы обеспечивать дружбу и мир е Совет-
ским Союзом.

В действительности ‘их деятельность не
направлена на обеспечение мира, а служит
интересам поджигателей войны. °

Политика Бевина—Эттли, которая опре-
деляется Атлантическим пактом, ничем не
отличается от политики Черчилля и ею
друзей, продающих мою страну американ-
ским империалистам.

Важдый честный англичанин, любящий
свою страну, свой народ и верящий в его
будущее, должен избрать единственный пра-
вильный путь — путь борьбы за мир.

Я и люди моего поколения не пойдут на
войну для ‘того, чтобы увеличивать доходы
Услл-стрита и Сити.

Верю, что таким образом мир может быть
обеспечен.

Я намереваюсь вернуться в Англию с
тем, чтобы принять участие в этой борьбе
за мир и дружбу © Советским Союзом неза-
висимо от того, как ни тяжела будет эта
борьба.

’Буду блатодарен, если-Вы поместите мое
письмо на страницах Вашей газеты.
	Искренне Ваш
	сейчас, показывали жизнь в России в
извращенном виде.

Естественно, я не мог узнать, что же в
действительности представляет собой жизнь
в Советском Союзе.

В 1948 году по рекомендации профессора
мисс Хилл, руководителя славянского ин-
ститута Вэмбриджекого университета, мне
была предложена должность помощника ре-
лактор» журнала «Британский Союзник» в
британском посольстве в Москве. Я принял
это предложение.

Припоминаю свою беседу с мисс Хилл
перед выездом из Англии. Она поинтересо-
валась, каких политических взглялов я
придерживаюсь, являюсь ли сторонником
лейбористов или консерваторов. «Это, несо-
мненно, олно и то же, но Вы, надеюсь, не
коммунист»,— сказала она.  Я ответил, `что
нет. З
«Тогда впереди у Вас блестящая карье-
ра»,— добавила мисс Хилл.

Я спросил, смогу ли я, находясь в Мо-
скве, узнать русекий народ. Она в ужасе
воздела руки: «Не будьте настолько
наивны, мой дорогой Даглиш, там Вы буде-
те не в состоянии познакомиться хотя бы
© одним русским гражданином».
	По приезде в Москву я сейчас же оказал-
ся в атмосфере лжи и сплетен о Советской
России, царившей в посольстве. Эта атмо-
сфера умышленно повседневно создается в
посольстве, и я убедился в этом на личном
опыте.

Мне хотелось познакомиться с жизнью в
России и я думал, что для этото должен
буду прорываться через «железный зана-
вес», как был предупрежден об этом в Ми-
нистерстве иностранных дел перед отъ-
ездом. Но как только я ознакомился с си-
туацией в. Москве, я понял,‘ что меня
умышленно запугивали. Если в действи-
тельности и существует «железный зана-
вес», то только на Софийской набережной
в британском посольстве. Он создан с одной
целью — распространять клевету и ложь о
Советском Союзе и не давать возможности
каждому вновь прибывшему узнать правду
с жизни в России.
	Старшие члены посольства опасаются,
что даже их собственные служащие, столк-
нувшись с советской реальностью, поймут,
что их обманывают.
	И вот я своими глазами увидел Москву.
Благодаря знанию русского языка я имел
возможность узнать, как живут советекие
люди. Передо мной открылась совершенно
другая жизнь, другие люди.
	Русские, с которыми я встречалея, про-
извели на меня глубокое впечатление своей
любовью. к новому, своим оптимизмом и ве-
рой в будущее. Я убедился, что советский
народ искренне верит в мир и борется за
него.

Живые факты ломали оболочку моих
собственных предубеждений. Я не мог не
задуматься над тем, что происходило во-
круг меня.
	Бее это полностью противоречило тому,
что мне говорили другие члены посольства,
такие, как М. Уорр — первый секретарь,
Лк. Доббе — пресс-атташе посольства и
С. Бульмер — помощник редактора «Бри-
танското Союзника».
	Эти так называемые эксперты по рус-
ским делам, эти «джентльмены». слелали
	себе карьеру на фабрикации лживых «со0б-
щений из Москвы». Оказалось. что «селе-
	тать карьеру», заслужить одобрение может

СОФИЯ, 8 марта. (ТАСС). Сегодня софий-
ский окружной суд вынес приговор по делу
	группы американских пшионов в Болгарии:
Михаила Шипкова, Живки Риндовой, (те-
фана Кратункова, Николы Цанова и Ва-
силя Малчева.

На судебном заседании присутствовали
многочисленные представители обществен-
ности столицы, а также представители 60.
гарской и иностранной печати.

Суд признал всех подсудимых виновны-
ми в том, что в период © 1945 г. до фев-
раля 1950 года они собирали в Софии ив
других пунктах страны сведения, представ-
ляющие государственную, тайну, и переда-
вали их агентам американской разведки.

Суд приговорил:

Михаила Шипкова—к 15 годам строгом
тюремного заключения с лишением прав
на 18 лет, к штрафу в размере 8.000 левов
и к конфискации в пользу государства по-
ловины имущества:

Живку Риндову-—— к 12 годам строго
тюремного заключения с лишением прав на
15 лет, к штрафу в размере 8.000 левов и
к конфискации имущества в пользу’ госу.
даретва на сумму в 250.000 левов.

Стефана Кратункова — к 10 годам стро.
того тюремного заключения с лишением
прав. на 12 лет, к штфафу в размере
6.000 левов и к конфискации имущества в
пользу государства на сумму в 150.000
левов. }

Николу Цанова -— к 6 годам 8 месяцах
строгого тюремного заключения с лише-
нием прав на 8 лет, к штрафу в размере
5.000 левов и к конфискации имущества
в пользу государства на сумму в 50 тысяч
левов.

Василя Малчева — к 4 годам 5 месяцам
и 10 дням строгого тюремного заключений
к штрафу в размере 5.000 левов и к KOE
фискации имущества в пользу’ государств:
на сумму в 50 тысяч левов.

Всем осужденным зачтено время пред-
варительного заключения.
	ОГРОМНЫЙ РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ
В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
	НЬЮ-ИОРК, 8 марта. (ТАСС). Безрабо-
Tana в Соединенных Штатах продолжает
систематически расти. По данным стати-
стического бюро министерства торговли, эм
увеличение за период с февраля 1949 rox

по февраль 1950 года составляло 1.463
тысячи человек.
	Систематическое увеличение безработицы
за прошлый год наблюдалось не только в
США, но и во всех капиталистических стрз-
нах, 0б этом ярко свидетельствует опубли:
кованное на днях отделом печати 00Н в-
общение Международного бюро труда. В в
общении указывается, что за 1949 год чи.
сло безработных увеличилось в Финляндии
на 103,4 процента, в Западной Германии
в англо-американской зоне — на 99,9 проц.
во французской зоне — на 375 проп., в
Швейцарии — на 100 проц., во Франции —
на 56 проц., в Канаде — на 54 проц. в
Голландии — на 52,6 проц., в Австрии —
на 49,5 проц., в Бельгии — на 22 проц,
в Норвегии — на 21 проц.
	Увеличение числа безработных 38 эт
период наблюдалось также в Англии, Дании,
Португалии. Испании.
	Сообщение Международного бюро труд
составлено на осповании сведений mm
вительственной статистики, имеющей тен:
денцию к значительному занижению 10доб:
ных данных. Но даже эти цифры показы:
	вают огромный рост числа безработных
капиталистических странах.
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ
	(Начало спектаклей в 8 ч, вечера)
	ГОС. БОЛЬШОЙ Т-Р — Иван Сусанин,
ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО Т-РА — Галька,

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — Воскресение
ФИЛИАЛ МХАТ — Домби и сын,

ГОС. МАЛЫЙ Т-Р — Ревизор,
ФИЛИАЛ МАЛОГО Т-РА -—- Голос Аме ин
Т-Р им. ЕБГ. ВАХТАНГОВА — Миссурийский
	с Т-Р им. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА-
емья.

ЦЕНТР. Т-Р КРАСНОЙ АРМИИ — Незабы
ваемый 1919-й (премьера).

ЦЕНТР, Т-Р ТРАНСПОРТА‘ — Бесноватый
галантерейщик,

T-P им. СТАНИСЛАВСКОГО и НЕМИРО
ВИЧА-ДАНЧЕНКО — Корневильские колокола.

ТР им. МОССОВЕТА (пл. Журавлева)-
Чаша радости. ФИЛИАЛ (Пушкинская, 26)-
Станан воды,

T-P ДРАМЫ (ул. Герцена, 19) — Леди н
	  ТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19)—)
ржентльмены,

Т.Р им. ЕРМОЛОВОЙ — Невольницы.
Г T-P ОПЕРЕТТЫ -- Акулина.
   Т-Р САТИРЫ -- Роковое наследство.
	Т.Р ДРАМЫ И КОМЕДИИ — Мачеха (сп. тра
им. Ермоловой). *
	МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ЦИРК -
премьера — Женщины — мастера цирка. На
чало в 8 ч 30 м. вечера. Билеты продаются.

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. ЧАНКОВСКОГО -
	5-и концерт 10 абонемента. В программе
Чайковсний. Нач. в8ч 30 м рогр
	словацкое правительство одобрило предло-  в защиту мира в Румынской народной pec-
жение, внесенное министром информации и   публике принимает все более широкие раз-
культуры Копецким, об учреждении чехо-   меры. По последним данным, в стране из-
	словацкой премии мира.

РУ 1 3-39-65; Партийной жизни —
Информации — Д 3-15-89; Nutenaryr
	15-64; Отдела Объявленый
	браны 8.515 комитетов борьбы за мир.
	сы, для борьбы за освобождение территории
от колониального гнета. В настоящий мо-
мент эта организация ограничивается тем,
что требует полного применения на терри-
торин Африки той конституции, которую
установил для себя французский народ. Это
обеспечило бы населению французской Аф-
рики свободу и равенство, которые записа-
ны в этой конституции.

Однако в течение поеледних двух с по-
ловиной лет наша организация подвергает-
ся преследованиям. Демократическое объ-
единение Африки безоговорочно и с самого
начала примкнуло к движению сторонни-
ков мира. Для развития нашего молодого
народа нужен мир. .

Нас преследуют, но мы полны надежд.
Нас поддерживает не только рабочий класс
Франции. Наша борьба входит в рамки 0б-
щей борьбы всех народов, стремящихся к
миру. Поэтому демократическое объединение
Африки убеждено, что дело мира, которое
защищают миллионы людей, socropme-
ствует.

Член делегации итальянский сенатор
Луссу подчеркнул. что движение в защиту
мира приняло в Италии широкий размах.

этом движении участвуют не только
левые. но и многие католические оргапиза-
ции. В авангарде движения за мир стоят
бывшие участники движения сопротивле-
ния, боровшиеся е фашизмом и с немецкими
захватчиками.

Член делегации депутат французкого
Национального собрания д’Астье де ла Ви-
жери отметил, что делегация вынесла опре-
деленное впечатление от своего пребывания

В КАСТА + EE ENE ERE DN RR RAE

в СССР: она убедилась в глубокой привя-
занности советского народа к миру, в етой-
кости его борьбы и в том, что он активно
поддерживает движение сторонников мира.
	Успепгное выполнение

EI IES ILENE NAR EL ESAS

делегацией своей

миссии в СССР вызовет новый подъем дви-
	иения в защиту мира во Франции.

Д’Астье де ла Вижери подробно
на вопрос об отношении французеко
да к войне во Вьетнаме.

Меред окончанием  пресс-конф
председатель Советского комитета
	а a и ре

мир Н. Тихонов огласил заявление, в ко
тором СОБОЙ, пон ое
	о NMA комитет защиты мира от
имени всех сторонников мира в Советском
Союзе протестует против запрещения въезда
в США и Голландию делегациям Постояя-
ного комитета Всемирного. конгресса сторон-
кивов мира, уполномоченным вручить пар-
паментам этих стран предложения, направ-

Aho om oe
	ленные в защиту. мира.
	Р. Даглиш.
7 марта 1950 года.

Пресс-конференция делегации Постоянного комитета
Всемирного конгресса сторонников мира
	$ марта в Москве, в Центральном доме
журналиста, состоялась пресс-конференция
делегации Постоянного комитета Всемирно-
го. конгресса сторонников мира; возтлав-
ляемой председателем французской органи-
запии «Борцы за мир и свободу» г-ном
Ивом Фаржем.

На пресс-конференции присутствовали
представители Советского комитета защиты
мира, представители советской печати,
& также иностранные корреспонленты:
	Открывая пресс-конференцию, А. А. Сур-
ков сообщил, что делегация была принята
8 марта в 3 часа дня в Большом Кремлев-
ском дворце председателями обеих палат
Верховного Совета СССР т.т. В. В. Кузне-
цовым и И. А. Парфеновым, которым она
рручила обращение Постоянного комитета:
Всемирного конгресса сторонников мира.
	После вступительного слова А. А. Сур-
кова члены делегации ответили на много-
численные вопросы представителей печати.
	Отвечая на вопрос относительно впечат-
ления, которое делегация вынесла в резуль-
тате выполнения своей миссии в Совет-
ском Союзе, глава делегации Ив Фарж за-
явил, что Советский Союз является первой
страной, где делегация получила ясный от-
вет на предложения Постоянного комитета,
касающиеся сохранения мира.
	Ив Фарж отмесил, что делегации удалось

лишь вручить обращение Постоянного ко-
митета председателям сената и палаты ле-
путатов Италии, а также председателю
французского Напионельного собрания.. При
попытке передать это обращение голланд-
скому парламенту делегация была вызла-
на из страны. В Бельгии ей припеоеь на-
править обращение Постоянного комитета к
парламенту почтой. Что касается США, то
американское посольство в Париже: отказа-
ло членам делегации в визах на въезд в
эту страну.

Сегодня мы удовлетворены, сказал Ив
Фарж, потому что мы смогли высказать
наше мнение ответственным руководите-
лям Верховного Совета СССР, и ответ, ко-
торый мы от них получили, дает нам 0с-
нования для самых лучших надежд.

Председатель Комитета сторонников ми-
ра Канады Джейме Эндикотт, коснувшись
	отказа в визах на въезд в США членам де-
легации. заявил:
	— Б Северной Америке прежде сущест-
вовали традиционные свободы, но теперь
их больше нет.

На Межамериканском конгрессе сторон-
ников мира в Мексике я сделал по этому
поводу заявление. Я заявил, что США орга-
низовали в Канаде широкую сеть шпионов,
которые следят за жизнью канадского на-
зления. Канадское правительство, так же
как американское правительство, отрицале
этот факт. Ванадекое правительство хотело
даже арестовать меня за «измену родине».
	Однако совсем недавно, в январе этого
года, один из работников ФБР (Федераль-
ное бюро расследований — американская раз-
ведка) допустил неосторожность, заявив,
что он располагает списком лиц, подозре-
ваемых в подрывной деятельности; и что в
этом списке числится 11.000 канадцев.
	Этот вопрос был поднят в канадском пар-
ламенте. Там был задан вопрос: кто передал
этот список ФБР? Канадская полиция илв
кто-либо другой составлял этот список? На-
до сказать, что в Северной Америке всякий,
кто принимает какое-либо участие в движе-
нии сторонников. мира, включается в спи-

сок лиц, подозреваемых в «подрывной» дея-
тельности. -
	Далее Эндикотт подчеркнул, что ему за-
прещен въезд в США, несмотря на’ то, что,
согласно существующему между Канадой и
США соглашению, граждане этих стран
имеют право’ без всяких виз ездить из США
в Езнаду и обратно, и несмотря: на то, что
сотни тысяч американцев приезжают в Ка-
наду.

Эндикотт рассказал также о том, что
‘одному его другу было запрещено приехать
в США лишь потому, что в свое время он
устроил теплый прием настоятелю Кентер-
берийското собора. Тысячам канадцев 3a-
прещен. сейчас въезл в США.
	Я не могу сказать, добавил Эндикотт, что
положение в Канаде отличается от положе-
ния в США. Еели сторонники мира созыва-
ют собрание в каком-либо помещении, то
полиция ‘имеет право закрыть это помеще-
ние. Если канадец пригласит к себе друзей
	и если при этом они будут положительно
	отзываться 0 Советском Союзе, отмечая,
например, что в СССР хорошо заботятся о
детях, то полиция имеет право заявить, что
это «защита коммунизма», выгнать этого
канадца на улицу и опечатать его квартиру.
Он не сможет даже обжаловать эти действия
полиции в суде.

Я думаю, справедливо будет сказать, что
в Америке ликвидированы демократические
свободы и что там орудуют поджигатели
войны. Одним из ярких фактов является
приглашение немецкого генерала Гудериана,
которому руководители американской армии
поручили составить план военного контроля.
	Борьба за мир в Америке, подчеркнул
Эндикотт, превратилась в борьбу за граж-
данские свободы п за гражданские права.

Эндикотт отметил далее, что американ-
ская печать ведет кампанию лжи против
Советского Союза, помещая самые вздорные
сообщения. В частности, извращением фак-
тов занимается газета «Нью-Йорк таймс».

Американский художник, председатель
«Международного рабочего ордена» Рокуэлл
Кент, также являющийся членом делегации,
подчеркнул радушный прием, оказанный де-
легации в Москве. Он е восхищением ото-
звался о столице Советского Союза, о чието-
те ее улиц. Если бы по примеру Москвы,
сказал он, кто-либо вздумал наводить такую
же чистоту в Нью-Йорке (Вент указал при
этом, что Нью-Йорк грязен), то эту идею
немедленно осудили бы, как «исходящую
из Москвы».

Коснувшись вопроса о гражданских сво-
бодах, Кент заявил, что, по его мнению,
антисоветская клевета используется лишь
для того, чтобы вызвать в американском
народе вражду к советскому народу.

Один из корреспонлентов попросил г-на
	  Рогге высказатьея по вопросу о граждан-
	ских свободах. Рогге заявил, что он в неко-
торых отношениях не согласен с тем, ` что
сказали Вент и Эндикотт. Он высказал `мне-
ние, что, хотя в последние годы в США
ликвидированы многие гражданские права,
некоторые свободы остаются.

Товоря о возможности советеко- -американ-
ского сотрудничества, Рогге попытался воз-
ложить ответственность за ныненгнее’” со-
	стояние отношений между США и СССР в
одинаковой мере на обе страны, упуская из
	виду, что именно США развязали так назы-
ваемую «холодную войну».

Отвечая на другие вопросы, Рогге за-
явил, что, по его мнению, государственный
департамент США допустил ошибку, отка-
завшиеь выдать визы на въезд в США чле-
нам делегации Постоянного комитета Все-
мирного конгресса сторонников мира. Рогге
признал также, что недавний процесе, ин-
сценированный над лидерами американской
компартии, явилея грубым нарушением
гражданских свобод.

Член делегации американский журна-
лист Иоганес Стил ответил на вопрос о
развитии движения сторонников мира в
США. Он заявил, что это движение растст
и ширится, несмотря на все препятствия и
махинации поджигателей войны: В США,
сказал он, движение за мир принимает
самые‘ разнообразные формы, и в нем
участвуют многие организации.

— Я не хочу преуменьшать те трудно-
сти, которые стоят перед всеми нами, кто
активно участвует в борьбе за мир, —
сказал Стил.— Нз нас оказывается очень
сильное. давление, но я убежден. что 99
процентов американцев хотят мира.

Один из иностранных корреспондентов
понросил Стида высказать свое мнение о
разрыве Соединенными Штатами диплома-
тических отношений с Болгарией. Будучи
журналистом, мыслящим  резлистически,
сказал Стил, я считаю, что в данном случае
США поступили весьма неразумно. В Ва-
шингтоне, отметил он далее, было семь бол-
гареких представителей, а в Софии — 58
американских представителей, 15 из них—
военные атташе. (Смех). Я не знаю, кто
до этого додумался. но, если бы я занимался
поошрением «холодной войны», я бы так не
поступил. Я надеюсь, что вы меня поняли.
Эти 15 военных атташе, конечно, найлут
себе работу в другом месте, и я не сомнева-
юсь, что они не будут безработными.

Что касается американского народа, то
нужно говорить правду. Американский на-
род многого не знает. Его не информируют.
В нашей стране «совершенно свободная пе-
чать», но для того, чтобы начать издавать
газету, нужно иметь всего лишь... 10 мил-
лионов долларов.

Член делегации Конатэ Мамаду, являто-
щийся председателем Комитета сторонников
мира французской Черной Африки, Заявил,
что самой активной организацией в борьбе

за мир является Демократическое объеди-
нение Африки. Эта организация объединяет
	всех мужчин и женщин, без различия ра-

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Моснва, 47, Ленинградское шоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ‹ ОТДЕЛОВ
Экономического — Д 3-36-82; Иностраннсго — Д 3-37-50; Стран народной демократии — — 4 3-35-46; Писем — Д 3-15-69; Местных
Д 3-10-81; Науки и технини — Д 3-35-33; Критики и библиографии — Д 3-31-05; Пресс-бюро
		ОТДЕЛОЗ PEAAKUHH: Справочного бк
Местных корреспондентов — Д 3-15-47;
ресс-бюро —Д 3-30-99; Секретариата—Д 3-
	с ии бииорарифодайь

Типография газеты «Правда» имени. Сталина.
	Д 3-39-16; Пропаганды — Д 3-33-88; Сельскохозяйственного — Д 3-10-85;
м_И иснусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63; Местных газет =

К О 2 oe СЯ
		Изд. № 160,