7 СЕНТЯБРЯ 1950 г., № 250 (11722)
	О
- ra paras CRP о ЛЬ

(С зерном нового
урожая.
	СКОРОСТНЫЕ РЕЙСЫ. СУДОВ
	НОВОСИБИРСК, 6. (Корр. «Правды»). Б
Новосибирский порт из Каргополово при-
был теплоход № 211, доставивший свыше
600 тонн сибирского зерна нового урожая.
Теплоход шел по часовому графику, значи-
тельно сокралив предусмотренное распиеа-
нием время нахождения в пути. Это второй
скоросткой рейс с зерном, совершенный
стахановеким экипажем судна, возглавляе-
мого капитаном тов. Веселкиным. Став на
вахту мира, команда теплохода из месяца в
месяц значительно перевыполняет задания
по перевозке важнейших грузов.

На реках Западной Сибири ширится со-
ревнование за доставку зерна скоростными
рейсами. Команды судов кесут вахту мира
и © честью выполняют свои социалистиче-
ские обязательства. Скоростными рейсами
перевозят. хлеб теплоход «Керчь», самоход-
ные баржи №№ 202, 208 и другие суда. 3a
последние десять дней экипаж теплохода
«Керчь» вместо запланированных шести
рейсов сделал семь.

В соревнование включились работники
пристаней и элеваторов. Коллектив при-
стави Камень и работники элеватора за-
ключили договор социалистического сорев-
новакия на быстрейшую погрузку и отправ-
кл. зерна. Они привели в образцовое. соетоя-
	‚ние причалы и складокие помещения.
	Воллективы передовых судов взяли 06я-
зательство перевезти до конца навигации
тысячи тонн зерна сверх плана.
		ормеализма в руководстве
	_ От корреспондента «Правды»
по Краснодарскому краю
	обычно по одному принципу: выполнил
промысел оперативное задание — значит
там «высокий ‘уровень  партийно-орга-
низационной и партийно-политической ра-
боты». Если же цифра в сводке неудовле-
творительная, то руководителю предприятия
	В июле, например, бюро райкома отме-.
тило 0собенно хорошую работу промысла.
«Широкая балка» и его руководителей —
заведующего тов. Цветкова и секретаря
парторганизации тов. Самылина. Но вскоре
после этого 3a плохую работу промыела тот
же самый Цветков был снят © поста руко-
водителя, а секретарю парторганизации Са-
мылину и главному инженеру треста Рябову
объявлено по выговору. Причем характерно,
что в принятом по этому повоху решении
райкома ни в какой мере не раскрыты
причины плохой работы промысла, о руко-
водителях которого не столь давно так. лес!
но отзывались в райкоме партии.

Поверхностный подход к делу, админи-
стрирование — вот что характеризует стиль
работы Нефтегорского райкома партии. 05
этом наглядно говорят такие, например,
цифры. В текущем году райком вынес
строгие партийные взыскания 47 коммуни-
стам, 24 секретаря парторганизаций осво-
бождены от работы. Происходит частая еме-
на хозяйственных руководителей. На про-
мысле «Широкая балка» за последние годы
меняется уже пятый руководитель. То же
самое наблюдается на промыслах №№ 2, 5
и других.

Важнейшим условием большевистского
руководства является проверка исполнения
решений, проверка не только сверху, но и
снизу, со стороны масс, Между тем Неф-
тегорский райком партии недооценивает
значение проверки исполнения. Работники
райкома видят конечную свою цель лишь
в том, чтобы принять решение по тому или
иному поводу, и не заботятся о дальнейших
практических результатах, ради чего, соб-
ственно, и выносятся решения.

Заведующий промышленным отделом рай-
кома тов. Синолицын в. разговоре на эту
тему заявил:

— Наши секретари райкома требуют
только одного: побольше «протолкнуть» во-
просов через бюро. Почти все свое время
мы теряем ‘на составление проектов много-
численных решений. Времени для проверки
исполнения у нас не остается.

Не удивительно, что многие решения рай-
кома становятся лишь уделом канцеляреко-
	Го архива, не достигают поставленной цели.
Показателен такой факт. В феврале рай-
	Передача опыта партийной работы

широко использует различные-формы мас-
с0во-политической работы среди горняков.
Участники семинара имели возможность
наглядно. ознакомиться © работой этой пар-
тийной организации. Они спускались в шах-
Ту на участки, где успешно осваиваются
угольные етруги и горные комбайны, бесе-
довали с партгруппоргами, коммунистами,
беспартийными рабочими и командирами
производства, присутствовали на беседах и
читках газет, проводимых агитаторами, по-
сещали общежития, рабочие квартиры, сто-
ловые, магазины, клуб, библиотеку. Затем
секретарь парторганизации шахты тов. Ни-
кифоров ответил на многочисленные вопро-
вы; которыми интересовались гости.
Недавно отдел машиностроения обкома
партии провел такой же семинар на пе-
редовом машиностроительном заводе. имени
Кирова. В Горловку еъехалось около 40 се-
кретарей цеховых и заводских парторгани-
заций машиностроительных предприятий

ком отмечал в одном из своих решений от-.
ставание Хадыженского леспромхоза. После
Этого почти мюлгода в райкоме даже и не
вспоминали о существовании леспромхоза.
И только когда оказалось, `что план по заго-
товке и вывозке древесины. леспромхозом
не выполнен и наполовину, тогда появилось
на свет новое грозное решение райкома
партии:

Но и на этот раз решение было подготов-.
лено чисто канцелярским методом, без изу-.
чения дела на месте.

0 порочном стиле руководства райкома
очень много говорилось несколько месяцев
назад на районной партийной конференции.
Прислушались ли руковохители райкома к
критике? Нисколько. Бюро райкома не вы-
полнило прямых и конкретных указаний
конференции. Конференция предлагала, на-
пример, укрепить аппарат райкома квали-
фицированными инструкторами, усилить их
воспитание. Никаких изменений, однако, не
произоттло.

За это время в промышленном отделе рай-
кома сменилось три состава инструкторов.
Такая же картина и в отделе партийных,
профсоюзных и комсомольских организаций.
	Секретари райкома не, уделяют внима-
ния работе инструкторов и других работни-
ков аппарата. Невероятно, но факт: секре-
тарь райкома тов. Конюхов с инструкторами
разговаривает не иначе, как только через
своего помощника. Чтобы получить от
тов. Конюхова какие-либо указания, инструк-
тор прежде обязан изложить суть дела его
помощнику. Тот в свою очередь докладывает
тов. Конюхову. А ответ снова передается
через помощника секретаря.

Такой же бюрократический поряхок завел
тов. Конюхов и для приема секретарей парт-
организаций и других работников. Надо ли
удивляться после -этого, что секретари даже
крупных парторганизаций чрезвычайно ред-
ко встречаются с глазу на глаз с секрета-
рем райкома.

Нетрудно предетавить себе, какие труд-
ности должны преодолеть рядовые коммуни-
сты, чтобы удостоиться приема у тов. Во-
НЮХоВ8.

Тов. Конюхов и другие члены бюро Неф-
тегорского райкома отнюдь не склонны
прислушиваться к критике. Характерным
в этом отношении является и такой факт.

В начале августа собрание партийного
	актива района еще раз подвергло резкой
	критике работу райкома. Снова указывалось
на формально-бюрократический стиль руко-
водетва промышленностью, говорилось 0
том, что бюро райкома не выполняет реше-
ний районной партконференции. Однако и
	после этого в практике работы секретарей  .
	Нефтегорекого райкома ничего не изменилось.
Их стиль руководства остается вее таким же
	порочным.
Я. КРИВЕНОК.
	Сталинской области. В течение трех. дней
участники семинара знакомились с Поста-.
новкой партийной и массовой работы, побы-
вали в цехах и общежитиях завода, присут-,
ствовали на беседах агитаторов и собраниях
партийных групи, интересовались . опытом
заводского лектория и клуба.
	В заключение было проведено итоговое
занятие семинара, на котором выступили
многие секретари парторганизаций. Они рас-
сказали о том, что ценного и положительно-
го восприняли от кировцев, а также выека-
зали свои критические замечания и пожела-
ния в адресе парторганизации завода имени
Кирова. Опыт показывает, что проведение
таких семинаров имеет большое воспита-
тельное значение и способствует дальней-
шему усилению партийно-организационной
й массово-политической работы в первич-
ных партийных организациях.
	Л. АКУЛЬШИН.
	американским. ‚истребителям He открывал,
а был сбит в результате беспричинного ma.
падения на него одиннадцати американеки
истребителей. › › -

Советское Правительство категорически
отвергает американскую версию и заявляет
решительный протест Правительству. СИ
против преступления, бовершенного амер.
канской военной авиацией.   .. НЫ

Советское Правительство возлагает пл
Правительство США всю ответственность:
преступные действия американских воен.
ных властей, запятнавших себя этим вопу-
ющим нарушением общепризванных нор
международного . права, и «настаивает 1
строгом расследовании и наказании лиц, от.

зететвенных,

BOPCTRBCHHDIX 3a: ‘указанное ‘нападение, a так:
	же на возмещении ущерба, причиненного
гибелью экипажа в составе трех летчиков
и. уничтожением советского самолета,
	Советское Правительство” считает таку
необходимым обратить внимание Правитель.
ства США на серьезные последствия, кото-
рые могут иметь подобные действия ‘о т:
роны ‘американских военных властей»,
	Посол США г. Вэрк заявил, что амер:
канские вооруженные силы в районе 11.
хого океана находятся в подчинении 001,
что данный вопрос якобы должен рассмат
риваться в Организации Объединенных 1.
ций, а не правительством США, и под эп
предлогом отказался принять ноту.

А. Я Вышинский указал ‘г. Вэрку м
полную несоетоятельность подобного мот.
Ba, так как инцидент 4 сентября не имет
никакого отношения к военным действия
в Корее. Поскольку советский самолет был
сбит американскими истребителями, ответ
ственность ‘за их действия ‘лежит исключи:
тельно на американских военных: властя,
действующих под контролем правительеть
США.

В тот же день изложенная выше Hora
Министерством Иностранных Дел СССР (в.
ла направлена американскому посольству в
Москве.
		узбекских хлопкоробов
	в короткий срок, без потерь и полность
расечитаться с государством.

Сборщица.Мунакат Саматова подвреь
ляет свой слова высокими производстве
ными показателями в труде и сейчас еже
дневно: собирает более 200 килограию
хлопка-съырца. -

` Собранный хлопок колхозы тут же It
оставляют на. тосударственные. затотовитет.-
ные пункты, организуя красные 0,
Первый красный 0603 был организовал в
Карасуйском районе, Ташкентской обла:
Колхозы им. ХУШ. партеъезда, им. Кали»
на, им; Вороптилова, им: М. Горького и
вили © ‘06030м на. Ташкентский хлопка
им. Ахунбабаюва свыше 40 тонн хм,
принятого первыми‘ сортами. Его сбил
колхозники, ставииие на стахановекхую м:
	  Ту мира.
	6. сентября Министр. Иностранных Дел.
СССР.А. Я. Вышинекий принял ‘посла СШ?
г. А. Кэрка и передал ему следующую ноту,
	предварительно огласив текст ноты.
	` «Правительство Союза Советских Социа-
тистических Республик считает необходи-
	мым на основании проверенных данных за-
свите Правительству Соединенных Штатов
	следующее. . eo .
4 еентября в 12 час. 44 мин. по местно-

му времени двухмоторный самолет военно-
воздушных сил СССР, не имевший ни бом-
бардировочного, ни торпедного” вооружения,
совершавший тренировочный полет из Порт-
Артура.в район острова Хайян-Дао, входя-
щего в границы Порт-АрФурской о военно-
морской базы и `Находящегося в 140 км.
от берегов Кореи, без всякого основания и
повода был атакован и обстрелян одинна-
дхцатью истребителями военно-воздушных
сил США. В результате атаки советский
самолет был сбиг и упал горящим в море,
в 8 км. южнее острова Хайян-Дао. Свиде-
телями этого нападения американских
истребителей на самолет советских военно-
воздушных. сил были два других советских
самолета, совершавших тренировочный по-
лет совместно с погибшим : самолетом, а
также советский пост службы наблюдения
И связи на о. Хайян-Дао.
	Чтобы прикрыть это ничем не оправды-
ваемое нападение: на’ советский самолет,

представитель США в Организации Объеди-
ненных Наций пустил в ход лживую версию
	0 том. что советский самолет якобы про-
	шел над судном, осуществлявшим прикры-
тие, и направился с явно враждебными
целями к центру соединения Объединенных
наций и якобы открыл огонь по американ-
CKHM истребителям.

В действительности же ‘советский само-
лет не только не проходил над американским
судном, но и не приближался к нему, на-
ходясь от него на расстоянии более 10 км..,
и совершал, как уже было сказано выше,
тренировочный полет, ‘никакого огня по
	 Грудовая вахта мира
	ТАШЕЕНТ. 6. (Корр. «Правды»). В Узбе-,
	кистане‘началея сбор хлопка-сырца’ нового
урожая. Радостные вести о богатом: урожае
илут из колхозов Кашка-Дарьинекой, Фер-
ганской, Зухарекой и Ташкентской. 0бла-

стей. первыми в’республике пристутивиих
к сбору хлопка.

Первые дни сбора` хлопка-сырца повсе-
местно отмечены дружной и организован-
ной работой колхозников на хлопковых
плантациях. Сборщики берут на себя по-
вышенные обязательства, объявляют Ha
сборе хлопка стахановские вахты.

Знатная сборщица колхоза им. Калинина,
Пай-Арыкского района, Самаркандской 0б-
ласти, Мунакат Саматова, собравшая в’ про-
TOM: Tory: За сезон около восьми тысяч ки-
лограммов хлопка, в этом году, став на ста-
хановскую вахту мира, обязалась” собрать
	3& сезон 10 тысяч килограммов сырца.
	— Узбекские хлонкоробы дружно при»)
ступили ‘в’ сбору `ввоёго ‘урожая на полях —
сказаль она.— Волхозники знают, что 6во-
им  самоотверженным трудом’ помотают
укреплять мощь нашей Родины. Узбекские.
хлопкоробы не пожалеют сил и энергии для
того, чтобы с честью выполнить взятые на
себя обязательства, убрать богатый урожай
	:..Идет очередное заседание бюро Нефтегот-
ского райкома партии. В приемной возле ка-
бинета, где происходит заседание, скопилось
множество людей, вызванных на бюро. Сре-
ди них— руководители трестов и промыслов
объединения «Краснодарнефть», секретари
парторганизаций. Уже в течение двух часов
они томятся в ожидании. Все это время
ненрерывно-^ раздаются телефонные звонки
	с предприятий. Там возникают различные
	вопросы, требующие дезотлагательного раз-
решения.
	Руководители нефтепромыеслов нервни-
чают и нетерпеливо посматривают на часы.
	Ho вот, наконец, их приглашают
в комнату, где заседает бюро райкома. А че-
рез пять минут они уже выходят обратно.
На их лицах недоумение. Столько убить
времени на ожидание ради пятиминутной
формальности! Оказывается, хозяйственни-
ков и секретарей парторганизаций пригла-
сили на’бюро лишь для того, чтобы объ-
явить им решение райкома в связи с ито-
гами выполнения оперативного производ-
ственного задания промыслами.

Характерно, что при подготовке реше-
ния инструкторы промышленного отдела
райкома даже не побывали ‘на промыслах.
При оценке деятельности работы предприя-
тий и парторганизаций они руководствова-
лись лишь цифровой сводкой.
	В принятом бюро райкома решении вее
проникнуто административным — духом.
Щедро розданы взыскания работникам: ко-
му строгий выговор, а кому просто выго-
вор — в зависимости от того, что показы-
вает сводка о работе промыелов.
	Случайна ли эта сцена? Нет. То же самое
повторяется почти на каждом заседании
бюро Нефтегорского райкома.
	Свое руководство промышленностью рай-
ком сводит главным образом к рассмотрению
Ha бюро данных о выполнении так назы-
ваемых оперативных заданий. . Другими
сторонами жизни промыслов и их коллекти-
вов райком не интересуется.
	Обсуждение в райкоме вопроса о выпол-
нении оперативных заданий носит чисто
формальный характер. Мерилом всего cay-
жат одни лишь голые статистические дан-
ные. Создавая таким образом внешнюю ви-
химость якобы оперативного руководства
промышленностью, райком в действитель-
ности не знает того, что происходит на
нефтепромыслах и на других предприятиях.
Основной же недостаток такого метода
состоит. в том, что райком совершенно
не проявляет себя при этом как орган поли-
тического руководства, не видит за сводками
состояния партийной работы.

Все решения райкома по вопросу о ра-
боте промышленности, как две капли воды,
похожи одно Ha другое. Они крайне поверх-
ностны. Kak правило, они составляются
	СТАЛИНО, 6: (Корр. «Правды»). При rop-
комах и райкомах партии Сталинской обла-
сти стали регулярно проводиться семинары
секретарей первичных парторганизаций. На
семннарах читаются доклады и лекции по
вопросам партийного строительства, проис-
ходит обмен опытом партийно-организацион-
ной и массово-политической работы.
	Учитывая пожелание участников семина-
ров, Советский райком партии ворода Ma-
кеевки практикует проведение семинаров
непосредственно на предприятиях, партий-
ные организации которых располагают наи-
лучшим опытом работы. Одно из первых
занятий проведено на шахте Ново-Моспино,
партийная организация которой заслуженно
считается лучшей в Макеевке. Она умело
сочетает партийную и хозяйственную дея-
тельность, по-большевистеки возглавляет
весь шахтерский коллектив на борьбу за
уголь, за освоение новой горной техники,
	ЧАЙНЫЕ ПЛАНТАЦИИ
В НОВЫХ РАЙОНАХ
	БАКУ, 6. (Корр. «Правды»). С весны ны-
нешнего года приступила к работе объеди-
ненная комплексная‘ экспедиция Академии
наук СССР по развитию культуры чая. За-
дача экспедиции — изучить условия для
создания крупных чайных плантаций в
Ленкоранской и Закатальекой зонах Азер-
байджана, определить возможности продви-
жения культуры чая в новые районы стра-
ны-—в Закарпатье, Молдавию, Крым, в
республики Средней Азии, на Дальний Во-
сток, Сахалин и Курильские острова.

Как сообщил находящийся в Баку на-
чальник экспедиции профессор В. Д. Виеля-
ков, особенно большие перспективы для ши-
рокого развития чайного хозяйства имеются
в Азербайджане, в частности в Ленкоран-
ской и Закатальской зонах. В этих районах
в текущем году развернулись основные ис-
следования экспедиции. Здесь работает
около 200 сотрудников экспедиции — поч-
воведы, климатологи. мелиораторы, агрохи-
мики, лесоводы, гидрогеологи, энергетики,
агрономы, экономисты.

Экспедиция установила, что в Азербай-
джане, в Закарпатье, Молдавии и в других
районах имеются крупные массивы земель,
пригодные для разведения культуры чая.
Научные работники выявляют здесь мест-
ные водные ресурсы. проектируют электри-
	  фивацию сельского хозяйства Денкоранской
	и Закатальской зон. Обобщается опыт пере-
довых колхозов и научных учреждений по
повышению‘урожая чайного листа. :

`Вначителвная ‘работа по выяснению в63-
	можностей лля созлания крупного чайного
	хозяйства развернулась в Закарпатье. зало-
	жена сеть опытных участков в Моллавии,
	Крыму, Вазахстане, Киргизии, на Дальнем
Востоке, на Сахалине. Ведется подготовка к
опытам в Узбекистане, Туркмении и Талжи-
	HUCTAHE.
	`Красные ‘0603ы “6 хлопком колхозы уу
низуют и в других областях ‘pecrty Smite,
Узбекские хлопкоробы, выраетивигие бо
тый урожай в 1950 году, горят желание
с честью выполнить обязательство, взято
в письме товарищу Сталину, — дать стран

хлонка-сырца на тысячи тонн больше, че
в прошлом году.
		ТЕЛЕФОНИЗАЦИЯ
УКРУПНЕННЫХ КОЛХОЗОВ
	КАЛИНИН, 6. (Корр. «Правды!»). В Ra-
лининекой области начались работы ‘по
телефонизации укрупненных колхозов. Те-
лефонные коммутаторы и аппараты уже
имеют около двадцати сельскохозяйствен-
ных артелей Бежецкого, Нерльского и Ново-
торжекого районов. В‘ ближайшее время
намечено телефонизировать многие укруп-
ненные колхозы облаети.
	садках, о создании местных водоемов было
встречено населением как большое, радо-
	стное событие. Вот почему колхозники и
	горожане с великой энергией взялись за
претворение в жизнь  правительственного
решения. И мы уже видим, как колхозни-
ки старательно закладывают будущие зе-
леные стены, которые защитят поля от
губительного дыхания пустынь.
	Мы осматриваем посадки. молодого ДУбз.
Желуди, посаженные весной, дали всходы:
маленькие дубочки в несколько листьев
покачиваются на ветру.

— Цепкое дерево, — любовно говорит
агроном Павел Васильевич Завьялов. —
Но,—<© грустью добавляет он— нужна
вода. Смотрите, даже старик-дуб и тот «по-
весил крылья»: жара!
		Брошюра товарища И. В. Сталина «Марксизм и вопросы
.’ языкознания» на финском. языке
	И. В. Сталина: «Относительно марксизм
языкознании», «№ некоторым вопрких
языкознания», «Ответ товарищам». ь

Перевод ° осуществлен‘ Варело-финокм
филиалом Института. Маркса — Энгельса —
	Леонид Александрович Припотень, пов‘
зывая рукой в сторону будущей плотины,
рассказывает, ‘сколько миллионов. куб
ров земли придется вынуть, сколько ми:
лионов кубометров понадобится це
песка, строительного’ леса, сколько пот
буется ‘металла. И перед мыеленных в
ром присутствующих” возникает вели
ственная панорама гигантской электроий-
ции, огромной плотины; a BOT W каны в
правом берегу Волги протяжением ло пе
стисот километров: из него волжекие во
хлынули в степь. Вот второй канал, Rt
рый разрезает правобережье вплоть ‘до ри
Терека. Всюду’ вепыхнули электричек
отни. На полях работают электротрактоты,
Поля зеленеют тучными хлёбами. сочным
	травами. Навсегда сгинули суховеи, Из!
нился климат.
	— Бы только подумайте, товари
когда и какое правительство вынобило №
шение, которое ставило бы целью’ изменить
климат на огромных пространствах с
ны?! А Советское правительство и ‘боль
вистская партия вместе со всем народу
решили изменить климат в Прикаспии. №
	  и не только в Прикаспии. ‘но и во всем №
	волжье! -—— говорит тов. Припотень.
	После него выступают инженеры, rexel
ки, геологи. Геотехник тов. Егоров говорит,
что OH принимал участие во многих 5:
скательских работах, но никогда еще!
испытывал такой радости, как сейчас, пи
закладке сталинградской плотины.
		ПЕТРОЗАВОДСК, 6. (ТАСС). Государ-
ственное издательство Карело-Финской ССР
выпустило в’ свет в переводе на финский
язык брошюру товарища И. В. Сталина
«Марксизм и вопросы — языкознания».
В брошюру вошли труды товарища

— Оросить такую. тромадную. площадь.
	земли! Столько электроэнергии дать про-
мышленности и сельскому хозяйству!
	— А что же с нашей Нижней Волгой?
Когла же и здесь мы сможем заставить слу-
жить себе могучую силу великой русской
реки? — говорили сталинградцы.
	И вот 31 августа на улицах Сталинграда
	началось необычайное оживление. Еще на-
	кануне все услышали по радио решение
правительства о сооружении Сталинтрал-
	ской гидроэлектростанции. А утром оно бы-
ло опубликовано в газетах. —
	Чувством горячей благодарности и глу-
бокой признательности. товарищу Сталину,
большевистской партии и Советскому пра-
вительству, восхищением перед гигантски-
ми масштабами строительства были проник-
нуты слова сталинградцев, когда они взвол-
нованно обсуждали каждый пункт истори-
	ческого решения.
	ВЕЛИКО СОЗИЛАНИЕ
	$

©, TIAH®EPOB
oO
	стей и открывали амбары, продавая втридло-
рога зерно.
В таких тяжелых условиях купцу за

бесценок отдавали скот, одежонку, отдава-
ли землю и даже «страховые листы» на
избушки. В. случае пожара. кулаки-мироеды
страховые деньги забирали себе. Поэтому
они нередко подкупали забулдыг, и те под-
жигали села и деревни.
	Tak в голодную годину богатеи стано-
вились миллионерами, & беднота голодала
и гибла.

Вапиталисты и слышать не хотели 0

борьбе с бичом полей — суховеями. Это им
было невыгодно.
	...Йз года в год, из столетия в столетие
пустыня неумолимо наступала на, Поволжье,
и когда-то цветущий край начал покры-
ваться волончаками, на которых вместо ду-
боевых рощ`и прекрасных трав стали про-
израстать колючки — корм для верблюдов,
да кургузые, неуклюжие ветлы. Затем по-
явились пески. и на полях образовались
	ДЮНЫ.
	Из-за Волги медленно поднимается огром-
ная красная луна. День сегодня был ветрен-
НЫЙ, ПЫЛЬНЫЙ.

Злесь пыль особенная. Состоящая из
микроскопических песчинок, поднимаемая
бурями в среднеазиатской пустыне и го-
нимзя вихревыми ветрами, она врывзется в
Прикаепий, в Центрально-Черноземную 06-
ласть и на Украину.

Такая пыль, или, как иногда горестно
называют ее, «дар пустыни», в иную
годину с ранней весны нависает над огром-
ными пространствами. И тогда хлеборобы го-
popat: :

— Добра не жди.

Пыль в такую годину висит в воздухе
вплоть до поздней осени. Временами ona
настолько густа, что в ней, словно в мут-
ном зеркале, отражаются строения, реки,
леса. Она оседает на листву, на травы, на
хлеба и высушивает, съедает все. Ишенич-
ка только выскочит из земли и, склонив-
шись маленьким колоском, чахнет. Такую
пшеница нельзя ни жать; ни косить, ее тере-
бят руками. Треплется на ветру пустоколо-
сая рожь. Карликовый подсолнух опустил
сожженные листья. Травы почернели так,
словно по ним прошел огонь степного по-
жара. Да и настоящие пожары вспыхивают
то тут, то там, стирая с лица земли дере-
веньки и села.

1.
	— Опять голод, — шептали потресвав-
шимися губами крестьяне и с ужасом смот-
рели в мутное, раскаленное небо.

Бежать! Куда бежать? На Волгу... и там
наняться в батраки, грузчики. Но от груз-
чика — один короткий шаг до босяка.
Сколько их у пристаней, этих окончательно
обнищавших горемык! Страшно опуститься
до босяка, а еще страшней оставаться дома,
где из каждого угла на тебя и на твоих ре-
бятишек смотрит голодная смерть. Вуда ж
еще бежать? В хлебные места и там гнуть
спину, батрачить у кулака-мироеда?

Й деревенская беднота бросала свое
скудное «хозяйство» и шла «Будь глаза
глядят», «куда ноги дотащат».

—- Голод! — радовались, потирая руки,
кулаки, купцы, мукомолы, торгаши всех ма-
	устойчивые, высокие: урожаи. Однако в ус-
пориях капиталистического строя-их учение
не могло претвориться в: жизнь: И пустыня
безостановочно двигалась вперед, — так,
как ныне она наступает в Иране, Турции,
Америке и многих других странах.
		Машгина несется в Сталинграду, по то-
му тракту, по которому когда-то крестьяне-
бедняки ходили за хлебом на Дон, на
Украину, в центральные черноземные гу-
бернии. Ныне таких пешеходов нет. Теперь
по тракту мчатся грузовые машины с хлё-
бом, лесом, кирпичом, цементом. В степи
уже нет ленточек-полое, былых нищенеких
наделов. Поля разбиты на широкие квад-
раты, прекрасно разработаны тракторами,
приготовлены для хорошего произрастания
хлебов..

Огромный труд. вложили колхозники В
свой поля _
	Но злые ветры и до сих пор господ-
ствуют в степи. Они временами сбивают с
ног человека, сносят верхний слой пахоты
и развеивают посеянное зерно по кюзетам,

канавам, оврагам. И у колхозников не-
вольно вырываетея:
	`— Да будь они прокляты, эти ветры!
Хоропю, если летом перепадут дожди,
Rak перепали они в этом году;— тогда уро-
жай обеспечен. Но бывают годы, когда ©
ранней весны до осени все дышит. жаром;

земля трескается и суровыми морщинами
смотрит на пахаря.

Такая же картина в Заволжье.

Ветры, суховеи господствуют и здесь,
как постоянные хозяева безводных степей.

Но вот на левом берегу Волги раскину-
лась Ахтубинекая пойма. Она покрыта
озерами. здесь растут великолепные арбу-
зы, виноград, зерновые культуры. Здесь
зеленеют шатровые дубы. 970 долина

изобилия. А за Ахтубой тянется: полупу-
стыня.

Нужны леса; нужны, чтобы преградить
путь злым ветрам, чтобы сохранить влату.
06 этом давно уже думали труженики По-
	волжья. И поэтому постановление прави-
тельства о лесозащитных полосах, лесопо-
	Вода! Нужна вода!

Мы на макушке Мамаева кургана. Он
высится над поднимающимея из руин
Сталинградом. Отсюда видны пгирокая Волга
и далекие просторы ‘заволжекой степи.

Волга со своими протоками, рукавами,

поймами величественно распростерлась у
подножия города.

Сколько воды!
Какое изобилие!
	Всякий раз, когда крестьянин в дорево-
люционные годы бежал от голода в хлебные
	места, он останавливался перед Волгой и
с завистью думал:
	— Вот бы что нам на`поля!
	Но при том социальном строе, какой су-
ществовал тогда, немыслимо было напоить
Волжской водой жаждущие поля. Немыели-
	мо было производить лесопосадки, да еще
в таких масштабах, в каких они произво-
дятся теперь. Это было пустой, безнадеж-
ной мечтой. Разрозненные люди перед та-
ким мероприятием были столь же бесеиль-

ны, как муравей перед бревном: не под-
Hats!
	Решение Советского правительства о со-
оружении Куйбышевской гидроэлектростан-
ции на Волге глубоко взволновало сталин-
градцев. Люди читали и перечитывали
опубликованное в газетах решение нрави-
	тельства, ‘дивились масштабам, цифрам. Го-
ворили:
	— Да! Это мыеслимо только при совет-
ской власти.
	Сталинградская ‚ Гидроэлектростанция
должна дать стране в среднем около десяти
миллиардов киловатт-часов: в год. Волжекие
	воды  ‘оросят около 13 миллионов. гектатюв
	земли по 0бе стороны реки.
	— И все это через пять лет? — спра-
шивает рабочий у начальника изыскатель-
свой экспедиции, работающей на месте
	свой , экспедиции, работающей на месте
будущей гидроэлектростанции. Леонида Але-
	ксандровича Припотеня.
	— Да. Через пять лет с засухой на всех
этих землях будет покончено.
	В тот же день весть о решении прави-
тельства молниеносно облетела колхозы,

проникла в самые отдаленные уголки сте-
пи. И колхозники облегченно вздохнули,
как будто’ Волга уже хлынула по ороси-
тельной системе на их поля. В тот день,
в вечеру, на заводах, фабриках, в колхо-
зах и на полевых станах — веюду возник-
ли стихийные митинги: труженики Ниж-
него Поволжья высказывали свою ралость
	и посылали товарищу Оталину великий по-
	КЛОН.
	В тот же день, к вечеру, когда багря-
ное солнце уходило за необъятную степь,
работники  изыскательской экспедиции
Сталинградской гидроэлектроетанции собра-
лись на возвышенном берегу Волги. Co-
брались все — рабочие, инженеры, геоло-
ги,— люди, которые вели изыскания на

Куйбышевском узле и‘ на Молотовском, в
Сибири и в Казахстана.
	‚..Ообрание на берегу закончилось. Вол
ев притоки, рукава, поймы, далекие степи —
все кутается в предвечерние сум
А перед нами“ снова — яено и зримо — 3
гораются будущие огни  Сталинградеко
гидроэлектростанции.

— Много труда’ ‘надо будет приложить
чтобы претворить в жизнь ‘решение прав
тельства, — как бы думая велух, говор
агроном Завьялов. - т

— Даже нам, инженерам, трудно ох”
тить мыслью эти маситабы,— откликаеты
Леонид Александрович Припотень.
	— Только наш народ способен претвориг
в жизнь такой план,-— уверенно произнойи
Завьялов.
	Да, великий советский народ, который
победил онаснейшего ‘врага на фроми
	С

Отечественной войны, победит и стихийный
силы природы.
	г. Сталинград.
	Дюны! От Астрахани и Гурьева, вверх
по Волге передвигались они. Были «уче-
ные», которые равнодушно отмечали, что
«на Поволжье наступает пустыня», и пред-
сказывали, за какое время дюны ‘подетупят
& Самаре, прорвутся в соседние губернии,
на Украину, на Кубань...

— Сколько годков на это понадобится? —
вопрошали торгаши.

— Не тодков, а столетий, — отвечали
«ученые».

— Ну, ежели столетия, так мы ло этого
	еще поторгуем, а после нас хоть трава не
расти!
	Попы твердили свое: за грехи бог накз-
зывает голодом.

Но были и настоящие ученые. Они осно-
вательно изучили почвы, изучили природу
суховеев, разработали способы борьбы за