8 СЕНТЯБРЯ 1950 г., №2951 (11723)
	ПРАВДА

Пр скратить американскую
	агрессию в Корее
	ДЕЛИ, 7 сентября. (ТАСС). В Индии рз-
стет волна возмущения против американ-
ской военной интервенции в Корее и бом-
бардировок американской авиацией корей-
ских городов и деревень. В Лакнау состоя-
лась конференция, организованная индий-
ским комитетом «Руки прочь от Кореи» при
участии 82 представителей окружных и
городских прогрессивных организаций Co-
единенных провинций. Председатель кон-
ференции заявил: «Американское вмеша-
тельства в гражданскую войну в Вореё яв-
ляется агрессией против корейского народа.
Шредполагать, что американская интервен-
ция в Ворее не связана с американскими
планами  закабаления народов Азии, —
неправильно. Собственные интересы Индии
требуют, чтобы преступным действиям
США в Корее был дан решительный отпор.
Народ Индии требует немедленного вывода
американских войск из Кореи».

Участники конференции приняли 16зо-
люцию, в которой приветствуют корейский
народ, самоотверженно ведущий борьбу за
независимость, и требуют, чтобы индийское
правительство отказалось от какой бы то
ни было поддержки американской интер-
венции в Корее и незаконных решений,
принятых Советом Безонаености ООН о Ko-
рее. На конференции создан провинциаль-
ный комитет «Руки прочь от Корей» для
координации деятельности местных коми-
тетов.

В Вазиргандже состоялея митинг в 33-
щиту корейского народа. Участники митин-
га в принятой резолюции требуют немел-
ленного вывода американских войск из Ёо-
реи и прекращения бомбархировок городов
и деревень Кореи.

В Рампуре создан «Объединенный коми-
тет сторонников мира», в состав которого
входят представители ассоциации прогрес-
сивных писателей Индии. Всеиндийской
студенческой федерации. Всеиндийской фе-
дерации низших каст, профсоюзов текетиль-
щиков и печатников. Конференция, избрав-
mas этот комитет, поручила ему вести по-
вселневную агитацию. разоблачающую аме-
риканскую агрессию в Корее и посягатель-
ства США и Англии на Индию.

—O—
	Военная помощь Соединенных
Штатов Бао Даю
	ЛОНДОН, 7 сентября. (ТАСС). Вав ©00б-
щает корреспондент агентства Рейтер из
Сайгова, посланник Соединенных Штатов
во Въетнаме, Лаосе и Камбодже — Дональд
Хит передал вчера американское военное
снаряжение для 8 механизированных Oa-
тальонов аомии Бао Дая.
		КРЕПУЕТ ФРОНТ
	кампанию,
	Сторонники мира ‘усиливают
	ФИЛЬМ О СМЕЛЫХ ЛЮДЯХ
	__ На экраны столицы выпущен новый со-
ветский цветной художественный фильм
«Смелые люди» *. Идея кинокартины хо-
рошо выражена уже в самом названии: пе-
ред зрителем открывается богатый хухов-
ный мир сильных, смелых советеких лю-
дей е непреклонной волей к достижению
поставленной цели.

Режиессер-постановщик Константин Юдин
и весь творческий коллектив успешно
развивают в нашем киноискусстве незаслу-
женно забытый, недооцененный некоторыми
кинодеятелями НУЖНЫЙ и важный жанр
советского приключенческого фильма.
	Динамичный. и увлекательно развива-
ющийея сюжет. картины построен на жиз-
ненно правдивом материале. Фильм так убе-
дительно повествует © героических трудо-
вых буднях <оветских коневодов и oO EX
мужестве в дни боев с фашистскими за-
хватчиками, что порой трулно найти грань
между художественным вымыслом и дей-
СтВительностью.
	эритель охвачен волнением уже с первых
кадров картины. Перед ним — обычная и
вместе с тем полная героики жизнь одного
из конезаводов страны, расположенного в
горном районе. °

Ночью из долин доносится тревожный
сигнал. Волчьи стаи напали на лошадей.
Напуганные хищниками, тысячные табуны
в паническом страхе мчатся по горным кру-
чам, не разбирая дорог. Нужно остановить
стремительную живую лавину; остановить
во чтобы то ни стало, иначе лошади погиб-
нут. Сделать это могут только решительные,
ловкие и сильные люли.
	Блестяще поставлен в фильме этот слож-
ный для киносъемки, волнующий зрителя
эпизод. Вихрем мчатся огромные табуны
лошадей. Их путь лежит над самым краем
горной пропасти. Мчатся всадники, захва-
ченные жаром погони.

Сколько потребовалось усилий, выдерж-
ки, тренировки, мастерства, чтобы показать
такой эпизод. А ведь подобных ему кадров,
производящих сильное впечатление. в кар-
тине много.
	Большая часть действия в фильме раз-
вертываетея во время Великой Отечествен-
ной войны. Вчералиеяе мирные труженики
становятся грозными народными метителя-
ми в партизанских отрядах, бесстрашно ве-
дут полпольную работу в тылу немецких
войск, мужественно спасают народное иму-
щество от фашястевих захватчиков.
	С волнением и горячей симпатией, следит
зритель за сульбами Васи Говорухина, ста-
рого тренера Воронова, его внучки Нади и
других. В фильме ярко показаны нх герои-
ческие приключения, увлекательно расска-
зано о том, как отважно и настойчиво пре-
одолевают опи множество трудностей и пре-
пятствий, встающих на пути в победе.

Захватывают зрителя стремительные
сцены скачек, погони, разгрома фашистского
азпалесанта, взрыва поезда с гитлеровцами
и спасения советских девушек, которым гро-
знла гибель.

Наряду се уже известными актерами
А. Грибовым, Н. Морлвиновым и другими в
фяльме замечательно проявила себя талант-
ливая актерская молодежь. Хорошо справи-
лись со своими ролями 0. Потоцкий (Коля
	* «Смелые люди». Новый цветной худо-
жественный фильм. Производство киносту-
nun «Мосфильм». „Постановка Константина
Юдина. Сценарий М. Вольпина, Н. Эрдмана.
Главный оператор — И. Гелейн, художники—
М. Богданов, Г. Мясников. Музыка А. Спа-
давеккиа.
	Девяткин), Т. Чернова (Надя Воронова),
0. Солюс (Белецкий).

0с0бо следует отметить успех молодого
артиста С. Гурзо, исполнителя ролн Васи
Говорухина. Зритель помнит в исполнении
этого артистз обаятельный образ Сергея Тю-
ленина из кинофильма «Молодая гвардия».

С. Гурзо и в новом фильме удачно пере-
дает существенные черты советского моло-

ого человека нашего времени — чистого
сердцем, скромного и отважного. Радует
то, что в образе, созданном актером, пока-
зано присущее молодому советекому поко-
лению гарионическое сочетание замеча-
тельных духовных качеств с отличным
физическим развитием. Работа над образом
потребовала от актера, кроме обычных за-
дач, спепиальной напряженной трениров-
ки, позволившей ему’ овладеть высоким
спортивным мастерством, которое так лю-
бит советский зритель.

Успешно выступили в фильме артисты
конноспортивной труппы Али-Бек-Ванте-.
мирова и советские офиперы-конники, про-
демонстрировавшие образцы высшей шко-
лы верховой езлы. Постановшиком фильма
отлично использованы богатейшие возмож-
ности советской пветной кинематографии.
Красочно, ярко и свежо показаны пейзажи
нашей Родины во всем их многообразии:
вольные просторы степей, величественная
природа Кавказа, могучие горы и леса,
буйные реки, цветущие луга.

По технике и мастерству цветных

съемок фильм, бесспорно, является новым
крупным достижением советской кинема-
тографни. Не случайно на международном
конкурсе в Карловых Варах картине была
присуждена первая премия за пвет.

Есть в картине и отдельные недостатки.
Излишне  шаржирована роль офицера
Швальбе. Можно и нужно было убедитель-
нее показать эпизод погони немнпев за Ва-
сей Говорухиным. Но эти и другие мелкие
недоработки ни в какой мере не умаляют
высоких достоинств фильма.

Тем большее недоумение вызывают по-
пытки некоторых рецензентов раскритико-
вать то, что составляет одно из главных
достоинств фильма, — его увлекательность.

Находились и ереди киноработников лю-
ли, которые отвергали достоинства приклю-
ченческого жанра и не затрудняли себя по-
исками новых творческих путей, чтобы со-
здать жизнерадостный, патриотический
фильм. подобный Фильму «Смелые люли».
Немало усилий приложили в свое время и без-
родные космополиты, чтобы помешать ут-
верждению в нашем киноискусстве новых
жанров.

Жанр советского приключенческого филь-
ма призван служить делу воспитания в на-
шей молодежи лучших, благородных черт
характера — честности, решительноети и
отваги при выполнении любых трулнейпгих
задач, изобретательности, безграничной пре-
‘данности своей социалистической Родине.

Именно эти прекрасные качества совет-
ских людей, их чистый моральный облик и
раскрыты в новом фильме.

‹ Авторы сценария М. Вольнин и Н. Эрд-
ман, режиесер-постановщик  Вонстантин
Юдин, оператор И. Гелейн и весь творческий
коллектив сделали хороший подарок co-
ветскому зрителю и особенно молодежи.
Вартина утверждает. жизненность и большой
успех советекого приключенческого жанра,
требующего новых творческих поисков И
дальнейшего развития.
	Павел КУЗНЕЦОВ.
	направленную на запрещение атомного оружия,
	требуют сокращения всех видов вооружения, осуждают пропаганду за новую воину.
	КИТАЯ
	*&
ГЕРААНИЯ
	*
Большие митинги и собрания, посвящен-

ные началу ‘месячника борьбы за мир, со-
стоялись в городах Котка, Лахти, Васа,
	Оулу, Кеми, Ваяни и во многих других
местах страны.
		TEKH, Т сентября. (ТАСС). Изо провин-
ций Северного Китая и Внутренней Монго-
	лии сообщают 00 успехе лвижения по ©0ору
	подписей пол Стокгольмеким Воззванием.
В течение 10 дней—-с 25 августа по
4 сентября — число подписавиихея пол
Воззванием в этих провинциях увеличи-
	лось с 12.593 тые. ло 19.798.345 человек.
	35а этот же пернод число подписей пол
Воззванием в провинции Хэбэй увеличилось
	о5 млн. до 9.5 млн. в провинции Пиню-
	ань -—— © 500 тые. ло 3 млн.
	БЕРЛИН, 7 сентября. (ТАСС). Централь-
ное правление Объединения лиц, преследо-
вавшихся при нацизме (ОЛПИ), обратилось
C призывом ко всем немецким гражданам
принять участие 10 сентября в митинге в
защиту мира, против возрождения . фапгиз-
ма в Западной Германии. В призыве, в
частности, говорится:

«Вто выступает за войну, тот является
врагом нашего народа, врагом человечества.
Пропаганда войны является самым тяжелым
преступлением, которое может совершить
гражданин.

Мы, бывшие политические заключенные
и борпы сопротивления против фаптизма,
призываем вас выступить 10 сентября co
всеми теми, кто борется за счастье нашего
народа и за дружбу е другими народами».
		ГААГА, 7 сентября. (ТАСС). По сообще-
ниям из Брюеселя, широкие слои населения
Бельгии выражают ‘резкий протест против
военных ‘приготовлений, проводимых пра-
вительством Фольена по указанню амери-
канских агрессоров.

Корреспондент газеты «Де фолькекрант»
передает, что в последние два дня в Льеже,
Шарлеруа, & также в других городах co-
стоялись массовые демонстрации протеста
против принятого правительством решения
о продлении военной службы, против воен-
ных приготовлений, против предстоящего
введения карточной системы. Вчера рабо-
чие Шарлеруа, прекратив работу, вышли
на улицы.

Корреспондент газеты «Альгемейн даг-
блад» сообщает, что делегация Всеобщей фе-
дерации бельгийских трудящихся посетила
премьер-министра Фольена и потребовала
от правительства отмены решения о продле-
нии военной службы, приостановления ро-
ста цен, предоставления работы 180 тыся-
чам безработных.
	ГРЕЦИЯ
	Чиело подписей. собранных под Воззва-
нием в провинции Шаньен, превысило к
29 августа более 2.230 тые., в провинции
Чахар — 1.400 тые., в провинция СУй-
юань — 520 тые. В Пекине и Тяньизине
Воззвание подписали 2.828.343 человека.

Сбор полниесей продолжается.
	@UARAAHDAS
	ХЕЛЬСИНВИ, 1 сентября. (ТАСС). Реше-
ние организации «Сторонники мира в Фин-
ляндии» о проведении в сентябре месячника
борьбы за мир встретило горячее одобрение
широких масс трудящихся. В ряде городов
страны состоялись многочисленные демон-
страции и собрания, посвященные откры-
тию месячника.

В городе Турку на собрании, состоявшем-
ся на городской плошали, присутствовало
около 8 тыс. человек. В городе Тампере на
3-тысячном митинге в честь открытия ме-
сячника присутствовавшие устроили воетор-
женный прием советекому хореографическо-
му ансамблю «Березка», выступившему на
	митинге со своей концертной программой.
	БЕРЛИН, 7 сентября. (ТАСС). Несмотря
на запрещение «премьер-министром» Ар-
нольдом всех митингов и демонстраций в
защиту мира в земле Северный Рейн —
Вестфалия, движение за мир продолжается.
Агентство AH сообщает. что молодые
борны за мир в городах Хаген, Ботроп,
Ремшейл, Гельзенкирхен, Дуйебург и дру-
гих городах Рейнской области вышли на
улицы, чтобы провести «летучие собра-
ния». несмотря на преслелования полиции.
	В Кельне молодые борцы за мир пускали
воздушные шары с прикрепленными к им
листовками, призывающими к усилению
борьбы за мир.
	СОФИЯ, Г сентября. (ТАСС). Вак пере-
лает Болгарское телеграфное агентство, ра-
диостанция «Свободная Греция», ссылаясь
на данные, опубликованные в газете «Ри-
зоспастис», сообщила, что в Афинах и Пи-
рее, несмотря на террор властей, под Оток-
гольмеким Воззванием уже собрано 15.000
потнисей.
	Морган Филлипс инструктирует таннеровцев
	От собственного корреспондента
«Правды»
	В этой связи уместно привести некото-  .
рые материалы, опубликовавные недавно в
финской демократической печати и харак-
теризующие истинные цели. деятелей
международного центра правых социали-
стов. Речь идет о тайных решениях, при-
нятых в Брюсселе на конференции жел-
того интернационала — ИВФТУ (так назы-
ваемая «международная конфедерация ©во-
болных профсоюзов»). Правые сопиал-демо-
‘кратические профеоюзные лидеры и партий-
ные боссы на этой конференции рептили при-
ступить к организации обширной питионской
деятельности, направленной против Совет-
ского Союза и стран народной демократии.
Финская печать приводит выевазывания га-
зеты «Лейли телеграф энд Морнинг пост»,
являющейея рупором англо-американских
империалистов. Газета после окончания
конференции писала:

«Детали рассмотренных — свободными
профсоюзами мероприятий, естественно, не
могут быть ‘опубликованы. Профсоюзные
деятели, пользующиеся хорошей репута-
цией, лойяльность, которых не. вызывает
никаких подозрений. возможно, получат в
скором времени етрого засекреченные зада-
вия и даже опасную работу. Эта работа вы-
зовет крупные денежные затраты, которые
не могут быть препятетвием профсоюзным
лидерам выполнять данное дело».

Далее финские. демократические газеты
публикуют выписки из секретного рапорта  -
исполнительного комитета, конференции, ко-
торый оказалея оглашенным наперекор
воле его составителей. В рапорте рассказы-
вается следующее:

«Одной из задач ИКФТУ является <соби-
рать и посылать надежные сведения о дея-
тельности коммунистов и подлинных усло-
виях в управляемых ими странах, в том
числе и в Советской России...

Поэтому ИАФТУ должна создать в этих
странах. сформированную из надежных ин-
формационных источников и корреспонден-
тов разведывательную сеть».

Этот заговорщический план был одобрен
международным центром правых еоциали-
стов, в работе которого участвуют pu.

ные леятели финской социал-демократиче-
ской партии. Открытое участие финских ©9-
циал-изменников в работе создаваемой орга-
низации питионов вызвало беспскойство ере-
ди векоторых кругов скандинавеких стран.
Некоторые считают, сообщает  шведекое
пресс-бюро, что их финские единомышлен-
‘ники поступили ошибочно, приняв открытое
участие в конференции КОМИСКО, так как
совершенно явно, что одобренная конферен-
цией резолюция, направленная против (9-
ветского Союза и требующая войны против
демократического лагеря, противоречит той
политике, которую социал-демократическая
партия Финляндии была бы обязана прово-
дить на основании финско-советекого `до-
говора о дружбе, сотрудничестве и взаимной
помощи.

Действительно, после обнародования
истинных целей шпионов из ВОМИСЕО
финским социал-демократам, принявшим
активное участие в составлении решения о
шпионаже, приходится туго. Им нужна по-
мощь. «Филлипе поможет вывернуться»,—
думают таннеровпы. и поэтому-то они и при-
гласили на помощь своих друзей из Англии.

Но вряд ли филлипсам удастся что-либо
сделать. Их подлые цели ясны. Народные
массы все более убеждаются в том, что
проповедуемая социал-предателями «демо-
кратия» является «демократией» разведчи-
ков и поджигателей войны. Народы видят,
что, подобно Трумэну, социал-демократиче-
ские вожаки твердят о мире и одновременпо
бросают бомбы на беззащитных женщин и
детей Кореи.

Филлипе. прибывигий «учить» финских
социал-демократов, как выпутываться из
трудного положения. находился в Финлян-
дии недолго. Представителям печати он
сообщил, что торопится в Югославию.
Повидимому, и там дела неважные. При-
ходитея спешить к титовпам на помощь,
чтобы вместе с палачом югославского наро-
ха продолжать разжигать пламя войны В
‘соответствии с решениями КОМИСКО. про-
	диктованными империалистами США.
Напрасно, однако, стараются господа
филлипсы. На страже дела мира стоят сот-
нн миллионов простых людей. Они сорвут
планы Моргана Филлипса и тех. вто стоит
	за его спинои.
И. КИЙРАНЕН.
	ь
г. Хельсинки, сентябрь.
	Несколько дней лидеры социал-демокра-
тической партии Финлянлии пребывали В
ажиотаже: к ним в гости прибыли генераль-
ный секретарь лейбориетекой партии Англии
	Морган Филлипс. прелеедатель этой партии
	Сэм Уотсон, политический редактор газеты
«Дейли геральд» Макуинни. По сообщениям
печати, их привело в Финляндию стремле-
ние принять участие в работе курсов, орга-
низованных социал-демократами и носящих
несколько загадочное название «Дни нашего
времени».

Бак только на аэродроме в районе Хель-
синки ‘приземлился самолет и Филлипе со
своими спутниками встретился © предета-
вителями социал-демократической партии
Финляндии. он сразу воинственно заявил:
«Свободный мир должен объединиться для
того, чтобы в нужный момент отразить на-
падение». Чье нападение? На кого?—Фил-
зипе не сказал. Он только дал понять, что
речь идет необ американской агрессии в
Корее, которую он одобряет, а о каком-то
другом «нападении». Во всяком случае
готовиться нало, и Филлипе прибыл в Фин-
ляндию, чтобы помочь финским социал-
демократам втянуть вэту подготовку и фин-
ский народ.

_ Какие же конкретные пели преследовал
в Финляндии господин Филлипс? Выступая
на специальной пресс-вонференции, Филлице
	наряду с восхвалением обитирной программы.
	вооружений, принятой лейбористеким пра-
вительством, выразил недовольство тем, что
не все в Финляндии правильно поняли смысл
и пели состоявшейся недавно в Копенгагене
конференции КОМИСЁКО (международный
центр правых сопиалистов). Верный холоп
империалистических поджигателей войны,
Филлипс руководил этой конференцией. ‘On
требовал от сопиал-демократических партий
всех стран безоговорочной поддержки агрес-
сивного Северо-атлантического пакта, отказа
OT национальной независимости, полного
подчинения США, нагло призывал к войне
против СССР и стран народной демократии.
Многие финны считают, признал теперь
Филлипе, что эта конференция способство-
вала разжиганию войны.
	Вот в чем дело! Филлипса и компанию
привела сюда тревога в связи с тем, что
таннеровцы явно оказались не в состоянии
решить те задачи, которые возложили Ha
них заправилы ВОМИСЕО- и их хозяева.
	M3 ah)
CTH
	Гари:
1 To
› рай.

абог.
LONG
		КНУ
рекой
	LATE:
обла.
	CTHOE
рекой
	Наль .
OTH:
	ужа
Ом
уата-
его в
› П0-
	Зверства ‘афинских властей
продолжаются
	АФИНЫ, 7 сентября. (ТАСС). Upasn-
тельственная пропаганда широко реклами-
ровала в свое время «ликвиданию» конп-
лагеря на ‘острове Макронисос. В действи-
тельности же эта «ликвидация» свелась
5 Переброеке гражданских политзаключен-
ных на острова Агиос-Эветратиое и Трик-
	‚Кери; где они 6водержатся в таких же Ус-
	ловиях, как и на острове  Макронисос.
Концлагерь для «неблагонадежных солдат»
и военная тюрьма остаются на острове
Макронисос, и заключенные там попреж-
нему подвергаются издевательствам из-
биениям.

Газета «Лемократикос» описывает поло-
жение в изоляторе военной тюрьмы на Ма-
кронисосе, где содержатся 200 заключен-
ных, не подписавших дилоси (отрешение
от своих взглядов.— Ред.), в чиеле кото-
рых старики и инвалиды. Избиения заклю-
ченных в этом изоляторе, указывает га-
зета, — повседневное явление, причем ру-
ководит ими помошник начальника тюрь-
мы Полидис. 16 августа один заключен-
ный солдат, не выдержавший мучений ий
издевательетв, векрыл себе вену. Два дня
спустя другой заключенный. пытался от-
		равиться.

ХУЛОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТАЛЛУРГОВ
	ДНЕПРОПЕТРОВСЕ, 1. (Наэр. «Прав-
	ды»). При Дворце культуры металлургов   ночь»,
	несколько лет активно работает оперный
кружок. За последний год участники этого
	успешно ставят на сцене оперы «Майская
ночь», «Запорожец за Дунаем» и другие.

Сейчас коллектив хуложественной само-
деятельности готовит к постановке оперу
	самодеятельного кружка подготовили и   Чайковского «Евгений Онегин».

пишущие на исторические темы, наивно
полагают, что чем больше они употребят
старинных выражений, тем их произве-
дение точнее ‘и ярче передаст  харак-
тер описываемой эпохи. Один из приме-
ров подобного рода — многотомный роман
В. Язвицкого «Иван Ш, государь всея
Руси». Нет спору, речь в романе идет о вре-
менах весьма давних. Но нужно ли, исходя
из э1010, заставлять своих героев говорить
на наречия, переполненном книжно-цер-
Бовными словами и выражениями?
«Велигласен вельми», «в окупе», «тай-
мичищЩ». «ceo wacen #3%, «наиборзе» —
	такими и полобными им есловееными изот-
	рениями пестрит и речь героев романа,
и речь ‘автора. крайне затрудняя чтение.

В. романе С. Марич «Северное сиянве»
современники Пушкина, изображенные ав-
тором, говорят по прихоти Марич на несу-
ществовавшем языке. Поэт Жуковский, ва-
пример, выражается так: «Напрасно вы
вклиНили в сию, преисполненную унынием
мирную толпу, жандармов и полицию»,
«кроме сих мер», «по сей причине»... С. Ма-
рич. видимо. думала. что словечки «сей»,
«сих», «сию», а ‘также книжноархаиче-
ский строй речи делают ее героев похожими
на людей онисываемого ею времени. Послу-
шаем, однако, Пушкана:

«Не одни местоимения сей и оный, но и

причастия вообще и множество слов необхо-
димых обыкновенно избегаются в’разговоре».
	Товариш Сталин. указывал, что «языке
живет несравненно дольше, чем любой
базис п любая надстройка».

Исходя из этого положения товарища
Сталина, следует помнить, что язык пуш-
КИНСКОЙ ЭПОХИ — 9T0 B OCHOBHOM TOT ЯЗЫК,
на котором говорим и мы сегодня. Писатели,
которые полагают необходимым стилизовать
свою рёчь под старину, обращаются почему-
то.к летописям, при этом к поздним летопи-
сям, большей частью написанным архаиче-
ским церковным языком, — впадают в ошиб-
ку против исторической правды. Подлинно
живописной речи нало учиться у народа:
А. Н. Толстой, автор первоклассного по
языку исторического романа «Петр Пер-
вый». рассказывал, как он изучал речь
русских людей ХУШ века по записям
	° ДЬЯБОВ И ПОДЬЯЧИХ, В ЕОТОрых они переда-
вали живой язык московской Руси:
	‹...Здесь я видел во всей чистоте русский
язык, не испорченный ни‘мертвой перковно-
славянской формой. ни усилиями превратить
	- его в Переволную (се польского, е немецкого,
	6 Французского) ложно-литературную речь;

от общенародного национального языка, ли-
шенные какой-либо языковой самостоятель-
ности и обреченные на  прозябание»
(И. В. Сталин). Именно поэтому так нелепо
и врелно употребление в советской художе-
ственной литературе этих жаргонов и диз-
леклов.

Советские писатели ‘достигают наиболь-
ших успехов, когда стремятся к ясности и
простоте языка, к точности и чеканности
каждой своей фразы.

Борьба за чистоту русского языка — этд
великая задача, являющаяся составной
частью борьбы за метод социалистического
резлизма. Ни формалистекие выверты. ни
словесные изобретательства, ни натурали-
стическое копирование грубостей языка. ни
примитивные штампы, ни нелепые сокра-
щения — «сорняки» языка — не могут
культивироваться в советской литературе.

Вепомним. как высмеивал В. И. Лечин
словечки «Совнархоз», «южбум», «гостре-
сты». Ленин возмущался подобным ковер-
каньем русского языка.

Не мешало бы пашим литераторам почз-
ще вспоминать эти ленинские мысли.
	Советские писатели творят дело огромной
исторической важности. Они — страстные
пропагандисты идей партии, илей коммуниз-
ма. Эту пропаганду они ведут, обращаясь к
многомиллионной аудитории читателей по-
средством художественных образов, художе-
ственного слова. Потому-то так важно, что-
бы кажлое слово наших писателей безотказ-
но лохолило до народа. Непременное усло-
вие этой доходчивости — мастерство писа-
теля. Живой, гибкий, глубоко современ-
ный, несущий в себе все ‘богатство народной,
речи, язык писателя — один из важнейших
и основных элементов этого мастерства. Це-
ред советскими писателями раскрыто все
великое богатство словарного фонда языка.

«Борьба за чистоту, за смысловую точ-
ность, за остроту языка есть борьба за ору-
дие культуры. Чем острее это орудие, чем
более точно направлено — тем оно побе-
хоноеней» (М. Горький).

Пора. советской литературной критике
начать глубокую и всестороннюю теоретиче-
скую разработку вопросов языка нашей
художественной литературы. В этом ей долж-
ны помочь ученые-языковеды.

Работы товарища Сталина по языкозна-
нию открывают безграничные перспективы
подлинно научной разработки вопросов ли-
тературного мастерства.
		Это был язык, на котором говорили русские
лет уже тысячу, но никто никогда не пи-
сал... Язык чистый, простой, точный, 00-
разный, гибкий, будто нарочно созданный
для великого аскусства».

Удивление вызывает то, что некоторые
поэты, обращаясь даже к современной те-
ме, пользуются архаическими оборотами и
словамн. Видимо, стремясь придать своей
поэтической речи возвышенный характер,
талантливый поэт А. Прокофьев употреб-
ляет явно устаревшие выражения.

Советскую Москву А. Шрюкофьев назы-
вает «стольныхм городом», “говоря о современ-
ности, употребляет такие архаические слова
перковно-славянекого обихода, как «пресвет-
лая», «вежды», «простри», «отверстый».

Горький неоднократно указывал совет-
ским писателям на необходимость борьбы с
областными речениями, © провинциализма-
ми. Он резко критиковал, например, Ф. Пан-
феровз зз употребление таких чуждых 05-
щему строю русской речи слов, как «трю-
жильный», «пыжжай», «подъялдыкивать»,
«базынить» и др.

Горький говорил: «Местные речения,
«провинциализмы» очень редко обогащают
литературный язык, чаще засоряют его,
вволя не характерные, не понятные слова».

С тех пор, ках Горьким были написаны
эти строки, прошло уже семнадцать
лет. Наша литература за эта годы во мно-
гом освободилась ог тех грехов «областни-
чества». которые так резко н беспощадно
критиковал Горький. Но все еще не ло кон-
па изжиты натуралистические тенденции в
языке. Все еще находятся писатели, кото-
рые скловны к засорению своей речи урод-
ливыми. полублатными выражениями.

Вредят поэтической речи П. Антокольского
такие нелепые выражения, как «изрезанная
вдрызг», «ошпарят вонью», «прорва ночи».

Или вот примеры из языка Л. Вассиля,
писателя. пишушего для детей:

«Сопля залушевная», «плювай пожидче»,
«штаб меня на этот вопросе шупал», «а по
ха не хо?». «без таланта и вошь. не накаря-
баешь», «от банки не отлирайся, хвостом
не плюхай». Подобными выражениями пе-
стрит речь героев Льва Кассиля. Разумеется,
ничего общего с народностью языка подоб-
ные «изобретательства» не имеют.

Следует помнить, что если в процесее
исторического развития местные диалекты
не легли в основу национального языка, —
«они теряют свою самобытность, вливзютея
в эти языки и исчезают в них», что «хиа-
лекты и жаргоны представляют ответвления
	Массовые аресты во Франции
«Правды»
	чалась расправа © «нежелательными ино-
странцами». Уже в четыре часа, утра улица,
на которой находится помещение француз-
ской охранки «Сюрте насьональ». была пре-
	гразждена полицейскими барьерами. У подъ-
	езла выстроилось 60 автомобилей, предна-
значенных для проведения операции. В пять
часов 40 минут 150 полицейских инспекто-
ров устремились по розданным им адресам,
п скоро машины начали возвращаться на-
груженными людьми, которых полиция под-
Haga с постелей. Наибольшее количество
арестов, по сообщениям газет, было прове-
дено в рабочих районах Парижа.

Олновременно такие же массовые поли-
цейские. операции были проведены в Тулузе,
где живет много испанцев-антифапиетов, в
Марселе, Лилле, Дуэ, Аррасе, Страсбурге,
Ницце, Лионе и других городах.

Печать сообщает, что власти арестовали
268 человек. Основную массу арестованных
составляют испанцы. Но, кроме них, по сло-
вам газет, арестованы также польские, чехо-
словацкие, румынские, советские граждане.

Провелению этих широких полицейских
операций сопутствовала широчайшая ре-
кламная, шумиха реакционной прессы, ко-
торая обещала самые сенсационные разоб-
лачения. Разнузданные врали из таких
фашистских газет, как «0Орор», вопили,
будто бы испанцы создали мощные склады
оружия, предназначенные для борьбы про-
тив режима, существующего во Франции,
что они собирают шпионские сведения
ит. д. .

Как и следовало ожидать, клеветники
сели в калошу. «Монд» сообщает: «Поли-
ция He нашла ни радиопередатчиков, ни
огнестрельного оружия». Единственным
трофеем полиции в Шерпиньяне ‘явились,
	Сегодня ночью и днем в Париже и про-
винции была проведена широкая полицей-
скзя операция, которая, как подчеркивают
вечерние буржуазные газеты, «превзошла
по своему размаху все операции подобного
типа, проводившиеся после войны». Опера-
ция была направлена против «нежелатель-
ных пноётранцев», в первую очередь про-
тив испанских антифашистов. ,

Новый поход французской резкции про-
тив демократов предвещала ожесточенная
кампания в американской прессе, которая
требовала принятия «решительных мер»
против прогрессивного лагеря в Западной
Европе. Новые. достижения борцов за мир,
неуклонный рост числа подписей под
Стокгольмскам Воззванием о запрещении
атомного оружия, успех Международного
слета молодежи в Ницце, оправдание воен-
ным трибуналом Лиона 18 патриотов Роана
приводили в бешенетво поджигателей вой-
ны. Они полстегивали колеблюцтихея ваеса-
лов. требовали проведения репрессий. 0со-
бенно настойчиво добивались американские
полжигатели войны расправы с иепанцами-
антифашистами, нашедшими приют во
Франции после того, как кровавый Франко
захватил власть в Испании, Это и немудре-
но: сейчас Франко в чеети у американеких
агрессоров, которые рассчитывают на его
армию в свопх планах подготовки новой
ВОЙНЫ.

Из сообщений печати следует, что эта
полицейская «операция» была предпринята
после выступления премьер-министра Пле-
вена в Страсбурге 2 сентября, из которого
ABCTBOBAIO, ITO власти используют «все
средства для подавления деятельности» про-
грессивных иностранцев, проживающих во
Франции. 6 сентября состоялось совещание
премьер-министра Плевена с министром
обороны Жюль Моком, министром внутрен-
них дел Кэем и некоторыми другими. На co-
вещании рассматривался конкретный план
репрессий. Не прошло и 24 часов, как на-
	По ‘словам газеты «Пари-пресе-Энтранси-
жан», некие «просоветские» (?!) листов-
ки». Вак известно, в США и маршаллизо-
ванных странах в наши дни выступления
за сохранение дружбы е Советеким С01030м
приравниваются чуть ли He к государ-
ственным преступлениям...

Реакиионная печать открыто подчерки-
вает, что. проведенные сегодня массовые
полицейские налеты являются лишь «пер-
вой операцией». В этой связи нельзя не
отметить, что на межминистерском сове-
щании, состоявшемся вчера, речь шла о
TOM, нельзя ли возобновить применение
пресловутого закона военного времени от
1939 года, е помощью которого прави-
тельетво Далалье пыталось разгромить ком-
мунистическую партию и ‘посадило депута-
тов-коммунистов в Тюрьмы. Для консуль-
тации был приглашен министр юстиции
Рене Мейер. «Однако, — пишет газета
«Орор»,— никакого решения не было при-
нято, и Рене Мейер будет продолжать пзу-
чение вопроса со специалистами своего ми-
нистерства».

Колебания, проявленные министрами, ста-
нут понятными, если вспомнить, как бурно
Теагируют широкие массы Франции на лю-
бые Репрессивные меры, проводимые под
давлением из Вашингтона против борцов за
мир — борпов, в авангарде которых идут
французекле коммунисты. Перед липом но-
вых полицейских атак, направленных про-
тив антифашиетов, передовая французекая
общественность сохраняет блительшюеть и
решимость отетоять мир. свободу и незави-
	симость Франции. Нет никакого сомнения в
том, что диктуемые американскими агресео-
рами репрессии дадут результат прямо
противоположный тому, на какой расечиты-
вают в Вашингтоне. Ответом на эти прово-
кации будет дальнейшее ‘усиление и ©пло-
чение фронта борцов за мир.
	я Ю. ЖУКОВ.
г. Париж, 7 сентября.