11 СЕНТЯБРЯ 1950 г., № 254 (11720)
	BA &

Опровержени

AP TUBRAA TA
	Празднование
Дия танкистов
		изн
	` Отдела Печати МИД Великобритании
о «Британском Союзнике»
	За послелнее время британевое посольство
усилило публикацию. В газете клеветниче-
ских и враждебных Советскому Cowsy cra-
тей п заметок. & также занялось перепечат-
кой публикаций из английской прессы, на-
правленных ва пропаганду новой войны.
Это привело к резкому падению спроса на
газету во стороны  созетскях читателей,
	переставитих читать эту газету, что, PAH.
мо. и побулило английское правительство
принять решение о закрытии газеты.
Ссылки же Министерства Иностранных
Дел Великобритании на якобы применяв-
шиеся советскими властями какие-то. огра-
низителькые меры в отношении «Бритая-
екого Союзника» являются сплошным вы-
мыслом п представляют собой не что иное,
как попытку ввести общественное мнение
в заблуждение и скрыть. Тавим образом. от
общественного мнения прозвал враждебной
Советскому Союзу пропаганды, проводив-
теяея в СССР «БритаЕским Союзником».
	Отдел Печати МИД СССР.
	По сообщению Отдела Печати Министер-
ства Иностранных Дел” Великобритании,
английское правительство решило закрыть
с 3 сентября е. г. издаваемую британским

В сообщении указывается, что британское
правительство было вынуждено принять это
решение в связи с тем, что советские власти
якобы ограничивали распространение «Bpu-
	танского Союзника».
Отлел Печати МИД СССР считает необхо-
	me Я

димым заявить, что указанное вообщение
осноззчо на искажении фактов. В действи-
тельноети, дело обстеит следующим образом.

Распространение «Британского Союзни-
ка» в ССР производилось агентством
«Союзпечать». которое распространяет. все
периодические издания. выходящие B Co-
ветском Союзе. «Союзпечать»  распрюстра-
няла «Братакский Союзник> на, тех же осно-
ваниях. что и все другие газеты и журналы,
путем открытой индивидуальной подписки
и свободной пролажи в своих киосках во
многих городах СССР.
	Работа партийных организации
в укрупненных колхозах.
	А. МАРКОВ
	Секретарь Руденского райкома КИ(б)
Белоруссии
		Прошло около трех месяцев со времени
укрупнения колхозов в нашем районе. Срок
незначительный, но результаты уже видны.
Лучше, более производительно стала исполь-
зоваться машинная техника, шире применя-
ются достижения агрономической науки и
сельскохозяйственной практики. Неред кол-
хозами открылись новые возможности для
всестороннего развития общественного про-
изводетва. ‘

Естественно, что в связи с укрупнением
колхозов произошли болышие изменения в
районной партийной организации.

Если ранышне у нас были партийные ор-
танизации только в 11 колхозах, то те-
терь — в 22. Их численный состав уве-
личилея в три раза за счет коммунистов,
которых райком послал в колхозы из рай-
онного пентра и территориальных органя-
заций. Вроме этого, за последнее время в
ряды партии принято 26 лучших колхоз-
нвков. Три четверти коммунистов райова
сейчас живут и работают в деревне.

Всю свою работу райком строит теперь
так, чтобы глубже вникать в жизнь кол-
хозных партийных организаций, всемерно
новышать их ответственность за быстрое
развитие общественного хозяйства, 0б0б-
жать, изучать и распространять лучший
опыт их деятельности. ;

В первую очередь райком занялея пра-
вильной расстановкой сил коммунистов на
решающих участках колхозов. В этом отно-
тении была проделана болышая работа.
Возьмем, к примеру, партийную органи-
зацию самого крупного в районе колхоза
имени 16 красных партизан. В ней
22 коммуниета. Четырнадцать из них рабо-
тают рядовыми колхозниками в полеводче-
ских бригалах и на фермах. Остальные за-
нимают следующие должности: председателя
колхоза, его заместителя, кладовщика, за-
ведующего фермой, электромеханика. брига-
хира. Таким образом, всюду на важнейших
участках колхозного производства находят-
ся коммунисты: ‘

В партийной организации сельхозартети
«Победа» 11 коммунистов. Они также
охватывают партийным влиянием все реша-
ющие отрасли колхозной работы:

Ham райоя каучуководческий. Велущей
технической культурой в колхозах является
кок-сагыз. Учитывая это, райком и партий-
ные организации колхозов позаботились
прежле всего об укреплении каучуководче-
ских бригад и звеньев, Во главе их в бель-
шинетве случаев находятся наиболее энер-
гичные коммуниеты.

Образование крупных колхозов ‘значи-
тельно повысило ответственность райкома
ва работу колхозных партийных организа-
ций. Практика их работы находится теперь
в пентре внимания райкома.

Регулярно — раз в месян — у нас про-
водятся семинары секретарей сельских пе]-
вичных организаций. Участники этих семи-
наров слушают лекции, локлады на различ-
ные полвтические и эковомические темы,
изучают важнейшие решения партии и пра-
	О проведении
рабочих собраний
	ТАШВЕНТ, 10. (Керр. «Правды»). Таш-
кентекий горком партии обсудил вопрос 9
практике подготовки и проведении рабочих
собраний на заводе имени Ильича. При 0б-
суждении этого вопроса выявилось, что
общие собрания на заводе проводятся регу-
лярно. с максимальной явкой рабочих. Ho
на собраниях обсуждаются лишь производ-
ственные вопросы, не ставятея доклады на
общеполитические темы. Собрания проходят
без достаточной критики и еамокритики.

В ближайшее время горком решил про-
вести семинар секретарей первичных парт-
организаций © обсуждением вопроса о том,
	как нужно готовить рабочве собрания.

ной организании колхоза «Неремога». тет
опыт заслуживал распространения и по
указанию райкома быз широко освещен в
районной газете. На бюро райкома был так-
же обсужден и одобрен план массово-полн-
тической работы агитколлектива при нер-
вичной партерганизации колхоза имени
16 красных ` партизан. План был при-
знан хорошим. размножен и разослан во все
партийные организации. г

Успептное. ведение хозяйства укрупненно-
го колхоза в значительной мере зависит от
того. как работают его полеводческие брига-
ды. Поэтому именно бригалы стали у
нас центрами массово-политической ра-
боты. Недавно силами районного актн-
ва во всех колхозных бригадах были
проведены ‘беседы на тему «Борьба пар
тии большевиков за организациенно-х9-
зяйетвенное укренление колхозов», В лни
уборки в бригадах были сделаны докалы
о международном положении, в социалиети-
чёекой собственности, о слалинском Уставе
сельекохозяйственной артели.

Райком стал больше уделять внимания.

развертыванию социалиетического соревно-
вания в сельском хозяйстве. Так, например:
обнаружив. что в организации соревнования
в колхозах имена Дзержинского и «{ Мая»
веть много формального: итоги соревнования
полводилиеь нерегулярно, не было гласности,
опыт передовиков не распространялся, —
райком оказал практическую помощь колхоз-
ным коммунистам в устранении этих недо-
статков.

Более’ конкретное руководство работой
партийных ортанизаций со стороны райко-
ма. личное участие районного партийвого и
советекого актива в массово-политической
работе среди колхозников. привели в тому,
что в последнее время деятельность колхоз-
ных партийных организаний заметно ожи-
вилась. Горячим ключом забила анициатива
сельских коммунястов.

Партийная организация келхеза «Побе-
да» па своем собрании вынесла решение о
строительстве гидроэлектроетанции. вомму-
нистов подлержали все колхозники. Была
создана специальная строительная бригада.
За двадцать дней она заготовила 500 кубо-
метров лесоматериала. Стройка уже развер-
нулась полным ходом. .

По предложению партийной организации
влвое увеличили мощность своей электро-
етанции колхозники сельхозартели имени
16 красных партизан. Коммунисты колхоза
«Перемога» возглавили строительство жи-
вотвоводческих помешений из местных
огнестойких материалов.

Улучшая методы руководства колхозны-
ми парторганизациями, райком партия бу-
дет и впредь развивать их инициативу с
тем, чтобы в интересах роста экономической
мощи общественного колхозного производ-
ства были использованы все резервы и воз-
можности, открывшиеся перед колхозами в
связи с их укрупнением.

Руденский район,
Минекой области.
		Доклад забойшика
на бюро обкома
	БЕМЕРОВО, 10. (Hopp. «Правхы»). Бюро
обкома ВЁП(б) обсудило доклад забойника
шахты «Тырганские уклоны» И. С. Головяна
о метолах скоростной проходки.
	Бригала Головина за месяц прошла 551
погонный метр основного  штрека. Это
непревзойденный результат по Кузнецкому
бассейну. Небывалого успеха бригада даби-
лась благодаря умелой организации трула.
За месяц проходчиви выдали на-гора 3.765
тонн угля.
	Обком решил распространить опыт брига-
ты тов. Головина на все шахты.
		<> tf: Cy СД
Е— < бб - eC ел
	(
	J

о
ce
	САЛЮТ МОСКЕЫ
Москвичи. как и весь советскай нарол,
	`празлиовали вчера День танкистов. Они
	с удовлетворением отмечали успехи таньв-
стов и танкостроителей в выполнений за-
дач, поставленных нашим . правительством
и великим Сталиным. Трудяшиеся пожела-
пи танкистам и работникам танковой про-
мышленности новых успехов в их работе
по укреплению боевой мощи Советской
Армии.

На многих предприятиях столицы быв-
шие танкисты — участники Отечественной
войны — несут стахановекую” вахту. День
танкиетов они ознаменовали новымй дости-
жениями в труде.

В клубах, дворцах п домах культуры
проводились доклады п левции о вылаю-
mefica роли, которую сыграли в Великой
Отечественной войне наши бронетанковые
и механизированные войска. о героических
делах советских танкистов, 0б отечествен-
ном тавкостроении.

В Сокольническом парке культуры и от-
лыха в честь Дня танкистов  состоялея
спортивный праздник. проведены соревно-
вания мотоциклистов Московекого авто-
мотоклуба.

Многие москвичи посетили выставки В
библиотеках и клубах. отражающие боевой
нуть советеких танкистов, славные трудо-
вые дела наших танкостроителей. -

В восемь часов вечера столица нашей
Родины — Москва произвела салют в
ознаменование Дня танкистов. Один за лру-
гим прозвучали двадцать артиллерийских
залпов. Москвичи с восхищением любова-
лись разноцветными ракетами, озарившими
вечернее вебо.
	В СТОЛИЦЕ УКРАИНЫ
	КИЕВ. 10. (Йорр. «Правды»). Па площа-
ли имени Сталина. у входа в Первомайский
парк. находится могила танкиета—огвардии
старшего лейтенанта Никифора Виклтовича
Шолуденко. Участник боев за освобождение
Киеза он первым 5 ноября 1943 года во-
	рвался на своем танке в город и погиб
смертью храбрых. На могиле героя-тан-
киста воздвигнут памятник, посажены цве-
ты. Сегодня здесь побывало много киевлян.

Людно было в Пушкинском парке на вы-

ставке трофейного вооружения. Много тру-
дящихея побывало и на партизанской вы-
ставке. Нз стадионах. на спортивных пло-
щалках и ва Дненрм проходили спортивные
соревнования.
_ Вечером вад городом прогремело 20 артил-
лерийеких залпов. Столица Украяны валю-
товала в честь славных советских тавки-
стов. В клубах и парках состоялись гулянья
и праздничные концерты.

В колхозах Киево-Святошинекото, Бро-
варского, Черкасского, Белоцерковского и
других районов состоялись утренники для
ткольников. ветречи е танкиетами.
	У ТРУДЯШИХСЯ ТБИЛИСИ
	ТБИЛИСИ, 10. (Нерр, «Правды»). Труля-
шиеся Грузии широко отметили День тан-
киетов. Злесь состоялось торжественное за-
седание военнослужащих Тбилисского гар-
низона совместно с - прэлетавителями
партийных, советских и общественных 0р-
	ганизаций гороха. Участники заседания 3а-
	слушали доклал о Дне танкистов.

В Парке культуры и отдыха имени
Сталина состоялось празлничеое гулянье.
Перед трудящимися выступили участники
Великой Отечественной войны. Они расска-
зывали о боевом пути бронетанковых войск.
Труляшиеся Грузии осматривали экенонаты
выставок. посвященных советской танко-

строительной прохышлености, славным де-
лам наших танкистов.

На заволах п фабриках в честь празхника
проведены стрелковые соревнования лосар-
мовев.

В ознаменование Дня танкистов в столи-
це Грузии произведен салют двадцатью ар-
тиллерийекими залпами.

вительства, обмениваются опытом работы

Векоре после того, как было завершено
укрупнение колхозов, прошли. собрания
коммунистов. посвященные обсуждению 34-
дач, выдвинутых новыми условиями ,рабо-
ты. В подготовке и проведении этих собра-
ний приняли участие вее члевы бюро рай-
кома, районный партийный актив.

Собрания носили деловой характер и мно-
гому научили нас, районных руководите-
лей. Райком внимательно рассмотрел  пред-
ложения коммунистов. Сейчае развернулась
практическая работа по проведению этих
предложений и решений партийных собра-
НИЙ В ЖИЗНЬ.

На собраниях был, например, поднят во-
прое о составлении в каждом колхозе пер-
спективного плана развития общественного
хозяйства. По мысли коммунистов, такой
план должен показать колхозникам, каким
будет артельное хозяйство в ближайшяе го-
ды, как оно вырастет и разбогатеет, как
поднимется материальный й культурный
уровень люлей.

В трех колхозах такие перспективные
планы уже составлены. Сейчас при уча-
стии самих колхозников, работников МТС и
специалистов сельского хозяйства перспек-
тивные планы разрабатываются в большин-
стве укрупненных колхозов.

Охновременно родилась мысль еоста-
вить на два года общий районный перепек-
тивный план подъема урожайности колхоз-
ных полей. К разработке этого плана уже
приступлено.

Райком изучил предложение колхозных
коммунистов о перестройке работы трактор-
вых бригад с тем, чтобы каждая из них, как
правило, обслуживала один колхоз, Это пред-
ложение также принято. Порядок работы
тракторных бригад уже изменен. В Дукор-
ской МТС вместо существовавших ранее
четырех больших тракторных бригад созда-
но девять. обслуживающих десять колхозов.
То же самое сделано в двух других МТС.
	Таким путем повышена ответственность
механизаторов за обработку колхозных -
лей. ликвидирована обезличка, укреплена
производственная дружба между трактор-
ными”й полеводческими бригадами, устра-
нены холостые пробеги тракторов. В ре-
зультате производительноеть тракторов под-
нялаеь на 12 процентов по сравнению ©
их работой во время весеннего сева.

В условиях, когда колхозы стали круп-
ными, появилось больше сил и средств для
развертывания политической работы среди
колхозников. А, как известно, от этого за-
висят уснехи в развитии общественного
хозяйства колхозов.
	Райком детально ознавомилея с опытом
масеово-политической работы в партий-
	В УНИВЕРСИТЕТЕ
ЛААРКСИЗМАА-ЛЕНИНИЗКМАА
	ЧЕЛЯБИНСК, 10. (Норр. «Правды»). На-
чались занятия в двухгодичном вечернем
университете маркеизма-ленинизма при Че-
лябинеком горкоме партии. На первый куре
университета принято на двести слушателей
больше. чем в прошлом году. В филиал
университета, находящийся в Металлурги-
ческом. ‘районе, на сто мест было подано
около двухсот заявлений, поступивших от
партийных и советских работников, ин-
женеров и учителей.

В районах города открыто ‘шесть филиа-
лов вечернего университета, в том чиеле
два для учителей средних школ и научных
работников высших учебных заведений
	г Челаринска.

< —.— Sa on
ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ
	ТПкола в Караджамилли
	глухую окраиву парской России, теперь
251 человек учится в высших учебных за-
веденнях, и в том числе 31 —в Москве
	ни Ленинграле.

„.Каждый год приезжает в родное село
из столицы студент Музафар Мустафаев.
Он рассказывает колхозникам о великом
гороле, где живет товарищ Сталин. Из
этого города вилно и наше село Каралжа.
милли, каких десятки тысяч на карте
необъятной Родины. И о каждом из них
заботится Сталин».
	Сафура Сардарова рассказывает 0 счам-
ливой и культурной жизни колхозников
Азербайлжана. На каждого жителя Maw-
хорского района в районной библистеке при-
ходится 15 книг. В быт колхозников прочие
вхотит электричество. Многие волхозы иуе-
	ют и строят гидростанции.
«Свет лампочки Ильича, свет коммуниз-
ма озаряет нашу жизнь!»
	Недалеко от Караджамилли

‹на Куре сооружается Мингечаурский
гидреузел — один из крупнейших в стране.
Он даст воду полям, могучий поток зиер-
гии индустриальным центрам республики,
Строительство в Мингечауре — это Jair
нейшее развитие зерновой и хлопковой
базы ‘в Азербайджане, это новые миллио-
Hl 10HH нефти, нужной стране.

Та же самая Кура течет и в Турции,
но там и не помышляют стрсить что-либо
подобное, несмотря на хваленую амерн-
канскую помощь!»
	Сафура Сардарова — депутат Верховного
Совета Азербайджанской ССР.
	«Недавно прошла сессия. Участвуя в
ее заседаниях, где решались большие го
сударственные вопросы; я снова залу:
валась о своем селе, о школе, где я нача.
ла трудовую жизнь, о моей стране.

В то время как империалисты Америки,
Англии и других капиталистических стран
тратят миллиардь ка вооружение, разжи-
гают очаги новой мировой войны, сбрасы:
вают бомбы на города и села Кореи, на:
ша страна занята великой созидательной
работой, мирным строительством, направ
	ленным Ha укрепление мира BO вом
мире».
	В государетвевном бюджете, прнвятох
сесспей Верховного Совета Азербайджан-
ской республики, предуемотрены огромные
ассигнования на народное образование —
604 миллиона рублей. Велика забота nap
тии и правительства о народном образова
ний, о благе назода!

Учительница средней шкслы села Варал-
жамилли, Шамхорского района, Азёрбай-
джанской ССР, Сафура Сардарова недавно
прочитала запиеки турецкого учителя Мах-
мут Макала. .

Пол свежим впечатлением Сафура Сарда-
рова написала о своем колхозном селе, о
советекой школе, о благородном и радостном
труде советского учителя. Ее яркий рассказ
пол заглавием «Школа в КВараджамилли»
вапечатан в газете «Бакинский рабочий».

«Аракс и линия пограничных столбов
	отделяют Советский Азербайджан от
Ирана и Турции. Как не похожа жизиь
	на разных берегах! — пишет азербая-
джанская учительнипа.—Да и может ли
быть иначе. Нас разделяет целая зпоха,
новый общественный строй, назало кото-
рому положила Великая Октябрьская со.
циалистическая революция.

Читая записки турецкого учителя, я как
бы оказалась в другом мире...

И невольно встала перед глазами вся
моя жизнь, от самого ‘детства, и жизнь
отца с матерью. и еше милее стало мне
родное село Каралжамилли, где я живу
и сейчас, где все, что вижу, создано но-
вым общественным строем».
	Село Караджамилли возникло на том ме-
сте, где хо Октябрьской революции ютились
скотоводы. Сейчас в нем прямые, птирокие
улицы. мосты над арыками, салы И виве-
градники, благоустроенные жилые хома.

Болхозники села выращивают богатый
урожай хлопка, ишеницы и других свль-
скохозяйственных культур, успешно развя-
вают общественное животновотетво.
	Зажиточно живут колхозники. Некото-
рые ‘обзавелись собственными легковыми
машинами «Победа» и «Москвич».
	На просторной площади, в самом центре
села. высится белокаменное здание.
	«Этс наша школа. Я здесь училась и
здесь теперь преподаю... Я начинаю де-
сятый год моей работы в школе...»
	Вроме этой средней школы, в Вараджа-
милли есть еще школа-семилетка и четырех-
классное отделение средней школы. Почти
тысяча человек обучается в этом селе, гле
	число жителей немногим превышает трн
тыесячя.
	Учительнице дорога школа с ее проетор-
ными классами п кабинетами, особенно сна
любит детей, которые здесь учатся. Это —
новое поколение, цвет и надежда народа.

Из Шамхорекого района.
	«который до победы Советской власти
представлял, как и весь Азербайджан,

бывающего из строя. Нужно также шире
применять передвижные высокомеханизи-
ровзнные ремонтные предприятия (по при-
меру Южлдюмнаремонта).
	значительную выгоду даст и специалу-
зация  инетрументального производства.
Так, произвохительность труда на специа-
лизированном заводе «Фрезер» в 3—8 раз
выше, чем в инструментальных пехах ря-
Ja машиностроительных предиоиатий.
	Упорядочить ннетрументальное хозяй-
ство важно прежде всего в металлообра-
батывающей промышленности. Здесь ог-
ромное число рабочих занато производетвом
ий восстановлением инструмента. В целях
резкого повышения о произволительности
труда на этом участке необходимо макси-
мально развить спепиализированные ин-
струментальные заволы Министерства стан-
Бостроення, что позволит сократять внутри-
заводское производство нормального ин-
`струмента. Нужно также по розможноета
‚ епециализировать существующие инстру-
	ментальные цехи. Чаеть этих пехов. каж-
	  ABIM из которых изготовлиет сейчае самые
` разнообразные вилы нормального инстру-
мента для своего завола. должна быть пе-
ревелена на крупное поточное производетво
5—10 типоразмеров инструмента. В пре-
делах отдельных крупных отраслей маши-
ностроения это даст годовую экономию в
размере десятков миллионов рублей. Необ-
холима дальнейшая разработка срелетв ме-
	ханизации для инетрументального произ-
BOICTBA.
	Но существу производством вепомога-
тельного характера являетея на большин-
стве машиностроительных заводов (напри-
мер, на заводах тяжелого мапгиностроения)
изготовление разного рода нормализован-
ных крепежных п других метизов. Между
тем трудоемкость и себестоимость коепеж-
ных метизов на специализированных пред-
приятиях в кесколько раз ниже.

Знзчительная часть вепомогательных
рабочих, как отмечалось выше. занята
транспортными и погрузочно-разгрузочны-
ми операциями. В этой области важнейшей
задачей является всосторонняя и полная
мзханизация транспортных операций. 03-
пако механизация транспортных оперз-
ций в евою очередь требует осуществлевия
ряда  организационно-технических  меро-
приятий. Укрупнение масштабов производ-
ства, внедрение поточных методов, в чает-
ности, сквозных потоков, охватывающих
	целые предприятия,— такова важнейшая
предпосылка механизации всех транепорт-
ных операций. Современная техника 10380-
ляет объединять производственные в транс.
портные операции и обеспечить высокий
	уровень механизации как тех, так и дру
ГИХ.
	Большое наролднохозяйственное значение
механизации вспомогательных производств
станет особенно понятным, если учесть, I
в разного рода вепомогательных цехах на.
шей промышленности заняты миллионы [1-
бочих. Следовательно, механизация вспо-
могательных процессов позволила GH By
свободить сотни тысяч рабочих для основ
ного произволетва.
	Б связи е этим в годовых и особенно в
перспективных планах развития промыш

левности необходимо значительно больше
чем это было до сих пор, уделить внимания
мероприятиям по организационной пере
стройке вепомогательных производств. По-
ра преотолеть имеющуюся недооценку пр:
приятий вспомогательного назначения. во:
	торые хотя и не дают готовую продукцию,
но намного повышают общий уровень MP0
изводетва и произзодительноети труда. 51
нелоопенка должна быть преодолена, 8
частности, при планировании капитальных
затрат. В планах следует предусматривать
более широкое капитальное етреительство
	централизованных Заводев вопомогательно:
го назначения.
	Итак, задачи прирокой механизации вспо-
могательных производетв и процессов тре
буют, на наш взгляд. коренной перестройки
структуры ряда предприятий. освобождения
их от излишней универсальности й сл0жЕс-
сти производства. что вызвано погоней 33
	полным «самоодслуживанием».  Мероприя-
тиз в этом каправаении позволят полностью
использовать преимущества сониалиетиче
свого планового хозяйства в области past:
ления труда в промышленности. Механиза-
ция вспомогательных работ, осуществляе
мая на основе специализации я совершен”
ствования организации производства, пот
нимет налти предприятия на еще более вы’
совий уровень индустриальной культуры!
обеспечит значительный рост производ:

тельности труда в промытшленяостия,
	П. XPOMOS.
Доктор экономических нау
	vl, БЕРРИ, К. КЛИМЕНКО,
Кандидаты экономических наук.
	BOICTB, показывают следующие примеры.
Bo вепомогательных ремонтно-механиче-
ских цехах трудоемкость ремонта машин, а
также изготовления запасных частей по
общему правилу в три раза и более пре-
вышает трудоемкость производства соответ-
ствующих новых машин и запасных частей
на спениализированных мапгиностроитель-
ных заводах. То же следует сказать и о на-
клалных расхолах. В ремонтно-механиче-
ских пехах они в два-три раза больше,
чём на специализированных заводах. Бее
это, вместе взятое, ведет к тому, что ремонт
старой машины часто обходится дороже,
чем изготовление HOBO машины.
	Максимальное расширение массового
производства запасных частей на маши-
ностроительных и на спепизльных заводах,
а также создание взамен мелких раепы-
ленных цехов централизованных ремонт-
ных заводов, где можно применить такие
же методы производетва, как и на ‘пред-
приятиях, изготовляющих новые маши-
ны, позволят на этом большом участке
народного хозяйства повысить нроизводи-
тельность труда не менее чем в два — три
раза. . . .
	Спепнальные (отраслевые и районные)
ремонтные завоты смогут выполнять рабо-
	ты крупного масштаба и при более высоком
урэвне механизации.
	Разумеется, ‹ механизацию ремонтного хе-
ла нельзя сводить лишь к созданию особых
предприятий. Ве менее важно раннональ-
во использовать мощности существующих
ремонтных цехов. А для этого крупные ре-
монтные цехи надо спениализировать на
отлельных видах ремонта и выпуске опре-
деленных запасных частей как для своих
нужл, так п для ряда других заводов. Нро-
изводетво ремонта тогла приобретет более
массовый или крупносерийный характер.
	Упорядочение и укрупнение преизвед-
ства в существующих ремонтных цехах по-
ззолит развить механизацию, добиться Co-
лое четкого и правильного разделения тру-
да мзду рабочими. Необхедимо всемерно
усилить исслодовательсзкую и нонструнтсо-
скую разрабэтну всех сложных вопрессв,
езязанных с механизацией ремонтных ра-
бот.
	Дая улучшения ремонтного дела целе-
сообразно, чтобы основные машинострои-
телькые и централизованные ремонтные
заводы поставляли другим прелприятиям
	Произ-‘ готовое резервное оборудование вмеето вы-
	НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

осы механ

за
	вспомогательных пооизводсЬ
	Дальнейшее повышение производитель-
ности труда — необходимое и решающее
условие успешного строительства комму-
низиа. Важнейшее значение для неуклон-
ного роста производительности труда имеет
механизация тяжелых и трудоемких работ.
	«...мМеханизация процессов труда, — учит
товариш Сталин, — является той НОВОЙ
для нас и РЕШАЮЩЕЙ силой, 633 которзй
нозозможно выдержать ни наших темпсв,
ни новых масштабов производства».
	Б озластв механизации у Нас достигву-
ты огромные успехи. В ряде отраслей ме-
ханизапия основных производственных
процессов приближается к завершению. И
все же нельзя не отметить. что даже в
этих отраслях удельный вее рабочих руч-
ного трула еще значителен.
	Чем вызвано такое положение, ROP
основные процессы производства механи-
зированы, скажем, на 90 п более процев-
тов, а чиело рабочих ручвого ‘труда со-
ставляет иногда около половины веего код-
лектива? Оно вызвано двумя основными
причинами: во-первых, незавершенноетью
комплексной механизации и, во-вторых,
большим объемом вспомогательных  про-
изводетв, крайне слабо механизированных.

Наши хозяйственные органы вопросами
комплекеной механизации основных произ-
водственных процессов занимаются доволь-
но энергично.
	Хуже обстоит дело се механизацией вепо-
могательных производетв. Они ‘занимают
чрезмерно высокий улельвый веё в общей
структуре предприятий, а механизированы
Ерайне слабо.
	В Подмосковном угольном бассейне, на-
пример, основными процессами (зарубкой,
отбойкой и навалкой) занята всего лишь
одна шестая чаеть всех рабочих. На раде
крупных металлургических заводов в транс-
портных, ремонтных и других вепомогатель-
ных цехах занято от 58 10 77 процентов 0б-
мего числа рабочих. Значительная часть
всех вспомогательных рабочих трудится
вручную. Среди металлургических заводов
	есть и такие, где на ремонте. транспортиров-
ке, погрузке пн выгрузке занято рабочих
больше, чем в оеновных пехах. Высок удель-
НЫЙ вее вспомогательных рабочих и на ма-
птиностроительных заводах. Он дохолит до
50—60 процентов от общего числа. И
здесь вспомогательные рабочие иепользу-
ются главным образом на операциях, ко-
торые в большинстве своем выполняются
ВРУЧНУЮ.
	Из всего сказанного ясно, что провеле-
ние полной комплексной механизации толь-
ко по основным цехам и процессам недо-
статочно. так кзк большая часть рабочих
ручного труда ваходитея во вспомэгатель-
ных цехах. Необходимо, следовательно,
охватить комплекеной механизацией также
вспомогательные цехи и процессы.
	Измплексная  механизания  вепемога-
тельных цехов м mMmpeusecos — исилю-
чительно важная и сложная зарача. Дело
в том, что вся структура вспомогательных
производств, в том виде. в каком ова су-
ществует сейчас, тесно связана © ручвым
трулом. Вепомогательные пехи и отделы,
обслуживая самые разнообразные нужды
лишь одного завода, неизбежно имеют уни-
версальный характер, Они изготоваяют
весьма многономенклатурную продукцию,
работают в условиях низкой техники и
организапии труда. Здесь главенствует мел-
косерийное и хаже индивидуальное произ-
волетво. Следовательно. задача комплекс-
	‘вой механизации существующих вепомога-
	тельных цехов и процеесвов, сокращения в
них чрезмерно большого числа  рабо-
чих ручного труда требует коренной орга-
низапиенной перестройки этих цехов и
производетв в масштабе всей промышлен-
HOCTH.
	По нашему мнению, такая организаци-
онная перестройка холжна итти, во-первых,
по линии создания централизованных
специзлизированных предприятий вспомо-
гательного назначения, основанных на
применении современной техники и прин-
пипах массового производства. Эти пред-
приятиа могли бы обслуживать отдельные
	отрасли и районы или группы заводов. Не-
рестройка, во-вторых, должна итти по ли-
нии специализация существующих вепомо-
гательных цехов и процессов и внедрения
в них методов крупносерийного и массово-
го производства.

Такая постановка дела дает большой эко-
номический эффект. Она прежде всего
намного повысит общий организапионно-
технический уровень как вспомогатель-
ных, так и основных, пехов и будет споеоб-
ствовать значительному росту произвохи-
тельности труда. Это позволит сократить в
масштабе воей промытиленности большое чи-
село рабочих ручного труда и значительно
удешевить ныне чрезмерно дорогие вепомо-
гательные работы.
	Следует отметить, что многие вепомога-
тельные производства. возникли на наших
заволах в результате серьезных недостатков
в организации кооперирования. Временные
перебои в поставке отдельных полуфабри-
ватов привели к ©озданию ва заволах мно-
гих вепомогательных цехов и производетв,
которые сейчае или крайне слабо загруже-
ны, или находятся на низком техническом
уровне. Так. на заводах возникали вепомо-
гательные метизные цехи, цехи пластмае-
совых изделий, производство абразивов
ит. х Такое «укрепление» предприятий
вспомогательными производствами. быть
может, неязбежное в свое время, в настоя-
щий пернол означает неранпональное рас-
ходование средств. Такая лингя наимень-
шего сопротивления должна быть решитель-
HO заменена усплением спепиализиреван-
ных вепомогательных производств и упоря-
дочением кооперирования.
	Высокая  народнохозяйственная эффек
тивность специализации и концентрация
вспомогательных  производетв  обуеловли-
вается возможностью применения высоко-
производительного , оборудования, передо-
вой технологии, поточных методов. Кроме
того, все это открывает простор для повы-
шения квалификапии Кзлров.
	Бакие Брупные резервы может веврыть
	специализация вспомогательных