= АПРЕЛЯ 1950 г., № 95 (11567) ”

ПРАВДА’

Речь товарища К. Е. Ворошилова
	на торжественном заседании в Будапеште в связи с пятилетием
	«Дорогие товарищи, друзья!

Советская делегация от имени правитель-
ства, народов Советекого Союза и его во-
оруженных сил и лично великого Сталина
братски приветствует и горячо поздравляет
вас и весь славный венгерский народ с
праздником пятилетия освобождения Вен-
грии от немецко-фашистских захватчиков:
(Аплодисменты).
	Пять лет тому назад доблестная Совет-
ская Армия под верховным командованием
тениального полководца товарища Сталина
в жестоких боях разгромила гитлеровекие
полчища, освободила венгерский народ и
тем самым открыла ему путь к новой жизни.

Война, навязанная венгерскому народу
Бровавым режимом Хорти, и дикий фашиет-
ский грабеж народного хозяйства Венгрии
привели экономику страны в полное pac-
стройство.

Пять лет— небольшой срок в жизни госу-
дарства и народа. Тем разительнее ‘переме-
ны, которые произошли за эти годы во
всех областях венгерской экономики и 0б-
щественной жизни.
	Эти перемены видны на каждом шаху.
И особенно они заметны здесь, в Будапе-
те. Отчаянное сопротивление гитлеровских
войск, в безумной надежде пытавшихся от-
брочить чае своей гибели, превратило. вашу
столицу в значительной ве части в труды
развалин.

Вазалось тогда, что потребуются многие
десятилетия для того, чтобы город был
	снова восстановлен.

_ Ныне венгерская столица почти целиком:
залечила свои раны, возродилась и снова
‚ становится прекрасной.

Я пользуюсь случаем, чтобы от всей ду-
ши поздравить трудящихся Будапешта ©
этими замечательными успехами. (Апло-
дисменты).

Не менее важные результаты достигнуты
в восстановлении народного хозяйства.

Всего четыре года тому назад продукция
венгерской промышленности составляла
не более 30 процентов от довоенного уровня,
а сейчае она почти в полтора раза превы-
шает довоенный уровень.
	За этот короткий период сельское хозяй-
ство также перешатнуло средний уровень
десяти довоенных лет. Канули в вечность
времена безработицы, инфляции, времена,
когда городское население получало: по.кар-
	точкам 100—200 граммов хлеба; Венгер-
ский форинт стал полноценной, устойчивой
валютой, которой могут позавидовать разные.
лиры, ‹ франки и прочие фунты стерлингов.

Устойчивость валюты — признак здоро-
вой, развивающейся и преуспевающей эко-
номики страны и благополучия трудящих-
ся людей.

Только за последний год в Венгрии не-
сколько раз снижались цены на продоволь-
ствие и промышленные товары. Культурное
строительство новой Венгрии намного. воз-
росло по сравнению в довоенным. временем.
Так, например, число школ, высших и еред-‘
них учебных заведений, больниц, детских
учреждений, театров. и других культурных
учреждений значительно увеличилось и’
продолжает расти. a
° Двери высших школ, консерваторий,
библиотек, санаториев ныне широко откфы-
ты для рабочих, крестьян, служащих и их
детей. Жизнь в Венгрии расцветает. С каж-
дым днем она становится все более куль-
турной, зажиточной, радостной.
	Венгерский народ на семь месяцев рань-
ше срока выполнил и перевыполнил свой
первый трехлетний хозяйственный план и
тем самым добилея экономического восста-
новления своей страны и успешно трудит-
ся над выполнением своей первой социзли-
стической пятилетки. (Аплодисменты). Бак
известно, целью этого народнохозяйствен-
ного плана является превращение Венгрии
из аграрно-индустриальной в MAYCTPHATS-
но-аграрную страну.

Пятилетний план открывает перед наро-
дом Венгрии блестящие перепективы обиль-
ной и счастливой жизни.

Смелый план, заманчивая перспектива!
Но мы, советские люди, имеем уже некото-
рый опыт в успенгном осуществлении са-
мых дерзких хозяйственных планов. Поэто-
му советский народ с большой симпатией
смотрит на дерзания вентерских трудя-
щихея и знает, что они выполнят с честью
поставленные перед ©0бой залачи. ‘
	Венгерский народ не просто восстанавли-
вает и развивает свое народное хозяйство:
Он одновременно успешно перестраивает
его на социзлистических началах.
	Б Венгрии нет теперь власса помещиков.
Вапиталистические элементы полностью
вытеснены из крупной промышленности,
транспорта, банков, внешней н внутренней
оптовой торговли. В 1949 ‘тоду на долю
социалистического сектора приходилось
66 процентов всего напионального дохода:
	Успешно начинает развертываться социа-
листическое строительство в деревне. Кре-
стьяне на собственном опыте убеждаются
в преимуществах коллективного ведения хо-
зяйства.

Венгерская земля, наконец, доверчиво по-`
вернулась лицом в своему истинному хо-
зяину — крестьянину, который раньше
гнул спину, надрывалея на работе на по-
мешика и кулака и в горестной судьбе сво-
	они по сути были в прошлом, в оплот мира
и процветания народов.
помощью своих шпионов из. фашист-
ской клики Тито — Ранковича им удалось
временно перетащить в свой дурно пахну-
щий лагерь Югославию. Титовская банда
шпионов и провокаторов превратила Юго-
славию в аграрно-сырьевой придаток, капи-
талистических стран. Народы Югославии
ныне обречены на голод, нищету и лише-
ния, которых они не испытывали и в самые
мрачные прошлые времена.

По приказу англо-американеких импери-
алистов белградские правители нанесли пре-
дательский удар в спину греческому оево-
бодительному лвижению и вместе с монар-
хо-фашиетской, кликой в Афинах замышая-
ют преступный заговор против стран народ-
ней демократии. Они выступают. в роли за-
стрельщиков новой войны и охотно органи-
зуют для евоих англо-американских хозяев
шпионаж, диверсии и убийства на террито-
рии стран народной демократии.

Однако потерявшие головы империалисты
и их мерзкие вассалы в Белграде жестоко
ошибаются, расечитывая натравить народы
Югославии на миролюбивые страны натюд-
ной демократии и Советский Союз. Никаким
террором, преследованиями и клеветой им.
не удастся сделать югославов послушным
орудием империалистических агрессивных.
планов.

Нарохы Югославии знают, что их место в
лагере‘ мира и демократии, что единствен-
ная опора свободы и независимости их ро-
дины — это антиимпериалистический ла-
герь во главе с Советским (Союзом.

Можно не сомневаться, что рабочий EIA
Югославии и все трудящиеся найдут в себе
силы, чтобы сбросить клику предателей и
вновь занять почетное место среди братских
наролно-демократических республик. (Апло-
дисменты).

Товарищи! Прошло линть около пяти лет
с тех пор, как отгремели громы войны, но
империалистические клики капитализма,
оголтелые англо-американские империали-
сты и их пособники почти столько же лет,
если не больше, пытаются снова развязать
третью мировую войну, снова пролить море
крови трудящихся во имя своих корыстных
целей, во имя спасения своего господства:

Задача всех свободолюбивых и миролю-
бивых народов заключается теперь в том,
чтобы не дать империалистам осуществить
свои преступные планы, чтобы ударить по
рукам подяитателей войны, не дать себя
околпачить, как, это они проделывали ранее.

Нет никакого сомнёния, что если все на-
роды, входящие в лагерь демократии и со-
циализма, будут держаться дружно, епло-
ченно и активно бороться за мир, то’ они,
будут поддержаны в этом великом и благо-
родном деле всем прогрессивным человече-
ством, и тогда удастся надеть намордниви
на агрессоров и разрушить их людоедекие
замыелы и планы.

Мы должны е еще большей энергией во-
вавкать в борьбу за мир все более широкие

‘массы трудящихся, всех честных мужчин,
‘женнсин и молодежь, неустанно разоблачать
	кровожадные намерения поджигателей вой-
ны, беспошадно расправляться со всеми
шпионами и диверсантами, засылаемыми
B Hall лагерь имиериалистами и их
сполручными — титовскими выродками,

Товарищи! В день пятой годовщины 06в0-
бождения Венгрии, искреные радуясь успе-
хам, достигнутым славным и трудолюби-
вым народом Венгрии, мы склоняем головы
перед памятью тех, кто отдал свою жизнь
в борьбе за счастье народов, за избавление
их от страшной фапиестской чумы. Наш
долг перед ними — не допустить развязы-
вания новой войны,

Товарищи! Еще и ещо раз горячо по-
здравляем вас со славной пятилетней годов-
щиной освобождения вашей родины от фа-
шистеко-немецких захватчиков и желаем
вам в следующем пятилетии новых, еще
больших успехов в строительстве социали-
стичеекого хозяйства и процветания свобод-
ной, демократической Венгрии. (Аплодис-
менты).

Да здравствует вентерекий народ, строя-
щий под руководством Венгерской партии
трудящихея свободную, культурную, бога-
тую социалистическую Венгрию! (Аплодис-
менты).

Да здравствует организатор всех успехов
Венгрии — Венгерская партия трудящихся
и ео вождь тоз. Ракоши! (Аплорисменты,
все встают, раздаются возгласы: «Да здрав-
ствует Ракоши!»).

Да здравствует вечная, нерушимая co-
вэтеко-венгерекая дружба! (Аплодисменты).

Да здраветвуют. все страны народной де-
мократии Запада и Востока! (Аплодис-
менты).

Да здравствует великий Советский Союз,
оплот мира, демократии и социализма!
(Аплодисменты, все поднимаются со своих
мест).

Да здравствует доуг венгерского народа
и всего прогрессивного человечества великий
Сталин — творец и строитель социа-
листического общества!» (Аплодисменты:
Все встают. Овации ‘продолжаются в тече-
ние нескольких минут. Присутствующие
единодушными. возгласами славят величай-
шего человека нашей эпохи, мудрого и
любимого вождя всего прогрессивного челове-
чества — И. В. Сталина).
	Советской Армией
	восстановил страну, но и добился новых
больших успехов и уверенно идет сейчас
Б светлому будущему — социализму.
колоннах праздничное оживление.
Не смолкают радостные песни. Демонстран-
ты беспрерывно провозглыпают: «Олава
великому другу венгерского народа-——наше-
му освободителю — Сталину!», «Да здрав-
ствует Советский С0юз и его славная ар-
мия!», «Ла здравствует наш вожль Рако-
ши!», «Да здравствует наш испытанный
друг ‘маршал Ворошилов!», «Пуеть крепнет
и процветает. венгеро-советекая дружба!».
`Никогда еще‘ демонстрации будапенетских
трудящихся не .были столь красочными,
Rak сегодняшняя.

Почти четыре часа продолжалась эта
праздничная, необычайно оживленная и
вместе с тем торжественная демонстрация
венгерского народа, отмечающего пятилетие
своего освобождения. Сотни тысяч буда-
	поштцев прошли в этот день через площадь
Героев.
	освобождения Венгрии 3 апреля 1950 г.
	ей мог только устами великого сына и поэ-
	та Венгрии Шандора Петефи вопрошать:
	«Что ела ты, земля,— ответь на мой
вопрос, —
Что столько крови пьешь и столько
пьешь ты елез?»
	Ныне вентерсвий крестьянин, как и его
собратья в странах народной демократии,
обрел право и возможность строить свою
жизнь на социалистических основах, кото-
рые раскрывают для него чудесные и без-
граничные возможности и перспективы.

Венгерская республика прочно встала на
путь социалистического развития. Одновре-
менно с социалистической. перестройкой
экономики страны происходят значительные
изменения и в сознании народа. Венгерские
трудящиеся уже не те, какими были пять
дет назад;

Изменяютея их поихология, взгляды на
жизнь; расширился и расширяется их ум-
слвенный кругозор. Изменяется их отноше-
ние Е труду, который из проклятой повин-
пости, каким он’был в старой Венгрии,
становится делом чести, геройства и славы.
(Аплодисменты).

По всей Вентрии ширится воциалистиче-
ское соревнование, движение новаторов,
	ударников, венгерских стахановцев.

Венгерский рабочий класс в день сталин-
ской вахты в честь 70-летия ©0: дня рожде:
ния великого Сталина, подлинного друга и
отца всех трудящихся, производственными
хостижениями продемонстрировал свою вы-
	сокую классовую организованность и 60-
циалтистическую эрелость.

Эти радостные факлы свидетельствуют о
том, что рабочий класе, весь вентерский
народ по-настоящему взялись за строитель-
ство своего социалистического хозяйства.

Вентерский народ навсетда порвал с про-
клятым калиталистическим прошлым, твер-
до встал на путь нового строительства своей
жизни и бесповоротно связал все свои чаяния
и надежды с социалистическим будущим.

За истекие пять лет прочно укрепилась
венгерская демокралия, создалась единая,
дружная, творческая семья трудящихся го-
рода и деревни.

Рабочие, крестьяне и интеллигенция под
руководством Вентерской партии трудящих-
ся вытеснили реакционные элементы. из
государственного аппарата и навсегда ли-
пили их возможности влиять на политиче-
скую жизнь страны.

Под ударами народтюй демократии раз-
валилиеь явные и тайные фаптистские и по-
луфалтистские организации, а руководители
их бежали или «скрылись» в места, где им
по штату быть положено, — в тюрьмы.

В июне 1948 года в результате слияния
рабочих партий — коммунистической и
социал-демократической — было достигну-
то политическое единство. рабочего класса,
	что не могло не сказаться самым благо-
приятным образом. на политической обста-
новке в стране. ^

Конституция Венгрии, принятая 1 B авгу-
сте пронылого года’ — самая демократиче-.
ская конституция во всей историй страны.
Она явилась. законодательным: оформлением.
демократических. ‘завоеваний венгерского
народа, его. компасом в’ борьбе за. новые
успехи социализма. _

За достижениями’ венгерского народа, за
его успешным ‘продвижением по пути демо-
кратии и социализма внимательно и лю-
бовно следит весь советский народ, следит
великий Сталин, веегла готовый оказать
помощь венгерскому народу в его coauta-
тельном благородном труде.

Мы все отлично знаем, что без дружеской
поддержки СССР и стран народной демокра-
тии, без тесного и братского взаимодействия
этих стран Венгерская республика, каки.
другие; в одиночестве не смогла бы достичь.
тех крупных успехов, какими теперь спра-
ведливо гордится венгерский народ: ‘’

На фоне успехов венгерского и других
народов стран народной демократии обобен-
но резко бросается в глаза тяжелое поло-
жение трудящихся в маршаллизованных
странах. Вризис своей костлявой рукой все
сильнее и безжалостнее сжимает горло худо-
сочной экономики закабаленных этих стран,
и растет обнищание рабочих массе, увеличи-

вается безработица с ее неизбежными спут-
никами —— нуждой. голодом. болезнями:
	его идет могущественный Советский (0ю3
во главе с великим Сталиным. (Аплодис-
менты, все встают. раздаются единодушные
	возгласы: «Да. здравствует велинии

Сталин! »).
Поэтому обречены на провал потуги Им-

периалистических хищников, пытающихся
  пресловутым «планом Маршалла», згрес-
сивным Северо-атлантическим паклом и
прочими военно-политическими махинация-
MH, & также угрозами атомными и мифи-
ческими водородными бомбами и тоталь-
ной дипломатией задержать поступательное
движение народов демократического лагеря.

Трудящиеся и лучшие люди всех стран
с надеждой и уверенно обращают свои
взоры Советскому Союзу и Е его великому
вождю (Сталину (бурные аплодисменты),
видя в нем самого могущественного, поеле-
довательного, самого авторитетного и под-
линного зашитника всеобщего мира, испы-
танного. и надежного друга и мудрого
учителя всего прогрессивного человечества.

Трудящиеся Венгрии, Польши, Чехоело-
вакии, Румынии, Болгарии, Албании в
авангарде с рабочим классом, под руковод-
ством коммунистических и рабочих партий
уверенно идут по пути социалистического
строительства. Создание немецким народом
Германской демократической республики,
веемирно-историческая победа великого
китайского народа во главе е коммуниети-
  ческой партией под водительством вождя
китайского народа Мао Цзе-дуна (аплодис-
менты), ‘успехи Монгольской народной рес-
публики и демократической Кореи, з также
роет национально-освободительной борьбы
народов Азии и Африки против империали-
стических поработителей — все это в ог-
ромной степени расширило базу демократи-
ческого антиимпериалистического лагеря,
укрепило и расширило фронт сторонников
и борцов за мир.

Советско-венгерская дружба,  зародив-
шаяся в дни, когда советские воины про-
ливали свою кровь за освобождение Венгрии
и Европы, выдержала испытание временем.
С тех пор’ как Венгрия получила свою сво-
боду и независимость, советеко-венгерская
дружба неуклонно крепла и развивалась.
(Аплодисменты).

Советский Союз всегда с большим вни-
манием и отзывчивостью относилея к ну-
ждам и запросам венгерского народа. Еще
в дни кровавых боев за Будапешт coser-
ские воины среди дымящихся развалин
оказывали братскую помощь населению
венгерской столицы и страны. Впослед-
ствии Советский Союз всемерно старалея
облегчить положение венгерских трудящих-
ся и проявлял свою добрую волю в отно-
шении венгерского народа.

Ленинско-сталинская политика дружбы
и равноправия всех народов, больших и
	малых, была, есть и всегда будет руково-
дящей основой взаимоотношений Советско-
‘To Союза со всеми народами.

«Многие не верят,— говорил товарищ
Сталин,— что могут быть равноправными
отношения между большой и малой нация-
ми. Но мы, своветекие ‘люди, считаем, что
Такие отношения ‘могут и должны быть.
Советские ‘люди. считают, что каждая на-
Пия, -—— все равно — большая ‘или малая,
имеет свои качественные особенности, свою
специфику, которая принадлежит только ей
и которой нет у других наций. Эти особен-
ности являются тем вкладом, который вно-
‘сит каждая нация в общую сокровищницу
мировой культуры и дополняет ее, обога-
щает ее. В этом смысле все. нации — и ма-
лые, и большие,— находятся в одинаковом
положении, и каждая нация равнозначна
любой другой нации».

° Именно на такой основе равноправных
отношений был заключен в феврале 1948 г.
советеко-венгерский договор о.дружбе, со-
‘трудничестве и взаимной помощи. На этой
` же основе построены всё политические, эко-
номические и культурные связи между Co-
ветоким Союзом и Венгерской народной
республикой.

Договор и соглашения между СССР и Вен-
грией, как и договоры и соглашения между
СССР и другими странами народной демо-
кратии, заключенные на прочной основе
равноправия и взаимной выгоды, одновре-
	менно являются мощным орудием мира,
серьезными прегралами на пути похжигате-
	‚Важдый истинный сторонник мира должен
	на торжественном заседании, посвященном
	о.

пятилетию освобождения Венгрии
	  ными с мужчинами во всех областях, №

пило к работе, обеспечило продовольствении
снабжение страны, крестьянство, Ty uM
представители которого с самого первого тн
твердо встали на сторону демократии и сей.
час смело вступают на путь коллейтивно
кооперативного хозяйства, из путь соци.
лиетического строительства в деревне,

Нашим успехам, ‘достигнутым CO Beyer
освобождения, значительно содействовала в
интеллигенция, большая часть которой по
сле первоначальных колебаний перешла у’
сторону трудового народа и позе
подъему нашей. родины.

Благодаря труду и <амоотверженнит
этих сил за короткие пять лет была ву.
становлена паша многострадальная pom,
Слово «восстановление» недостаточно точу
выражает то, что произошло у нас. Ixq
речь идет не только о том, что мы прив
в порядок, восстановили то, что разрушиа
война. Было сделано гораздо Somme, \y
построили новую страну, в которой фор.
руелся новая’ нация — социалиетическ
Венгрия. Из разрушенной страны тту
‘она стала родиной трудового нарола, ое
болной народной республикой, государства
рабочих и трудящихся крестьян, в Kotoyy:
вся власть принадлежит народу. В ий
новой стране промышленный рабочий уз
не являбтся пролетарием, эксплуатируени
капиталиетами: Его труд ке является пу.
нудительным, труд стал делом чести пел.
вы. Этот рабочий счастливо и горло сту
свою социалистическую родину и св fy.
дущее. Сознание этого вдохновляет вом
тероев социалистического труда, BeHTepern .
стахановцев, таких, как Имре Муек. }»
Хорват, Ирен Векерле, Ференцие Па,
Золтан Иожюони. Это сознание воодушщеваи
их, дает им силы для того, чтобы ускорть
строительство социализма достижением т.
ких показателей, о которых при кашиаль»
ме нельзя было и мечтать,

Другим стал в этой новой. стране т
крестьянин. Он освободилея от утнетеи
со стороны крупного помещика, он пез»
висит от банка-ростовщика. За прошедиь
пять лет вырое и расширился его поте
ческий горизонт, ом чувствует, что изо и,
в день исчезают те преграды между гот
деревней, которые были поставлены mea;
ним режимом. Он чувотвует, что гу
ство в корне изменилось, что власть 1].
дящихся не. является экеплуататорсы,
& помогает ему на каждом шагу. lym:
часть этого нового крестьянства с перу»
дня освобождения страны веталь ряд с
‚нами. Этот слой трудящегося крестьявтн
был надежной опорой демократии в 1
не, он первый понял, что также не мии
отставать от могучего социалистичет
развития. Из этого слоя выходят те дети
тысяч крестьян, которые не боятся вл
на себя роль пионеров и, следуя слов №
шей партии, смело, с доверием, 9
большими успехами и во вее большем чл
вступают на путь кооперирования, па 1}
социзлистического сельского хозяйств,

” Другой етала и наша интеллигенция. &
такая интеллигенция, которая  понизая,
что плодами ве знаний пользуется ий
не узкий круг капиталистов, а въ т
‘довой народ, которая видит, что повыше
культурного уровня нации, строяще о
циализм, все больше уничтожает т 1
ницы, которые раньше’ разделяли умт
ный и физический труд.

Иными стали на новой родине и т
дящиеся женщины, которые освобожда
народной демократией и стали равно»

—_

терскме женщины особенно благодарны
это двойное освобождение — они хм
MACH и как трудящиеся и как ле
ны — и счастливо, с воодушевлением [9%
тают они на таких постах, откуда щи
того изгоняла реакция и которые т
доступны для них.

Иной стала и наша молодежь. Де
тия широко открыла перед нею пи
будущего, уничтожила огромное Колич
препятствий, стоявших перед трудящейм
молодежью. Строящее социализм гоу
ство заботится о том, чтобы эта мололее!
‚получила необходимую поддержку для пп.

чтобы спокойно, основательно подготовит»

т 5... ое,

м мг >

ся и уверенно смотреть в будущее.

У нашего трудового народа во все
шей мере стираются из памяти понят
неуверенности, страшные удары би)
типы капиталистических стран. 3а м
лет жизненный уровень нашего народа 1)
высился на 40 процентов по сравнент»,
с довоенным, А так как только’ в щий
году число трудяшихея возроело на ath
тысяч, повышение - жизненного. Уз
ощутительно сказалось па подъеме обл
культуры большой массы  трудящюс
Венгерские трудящиеся полны оптими®
Им не угрожает неузеренность в aT
нем дне, они не страцатся, RAE pant
будущего. Они видят планы социалист
ского строительства; знают, что наш пят!
летний план, который означает 10808 №
вышение благосостояния и культуры, и!
осуществим точно так же, как и тех
ний план. Поэтому они, как один челов
встают на сторону государства трудящихя

& народной демократии, нашей партии“

Венгерской партии трудящихся.

И Стала новой ne только страна, м1

-   является ее независимость и самосттих

с   ность, которые наполнены новым, (016 и

и,   боким содержанием. Независимость Hale
ге   страны, самостоятельность нашей нару!

демократии покоятся на надежных Оо

Ъ  потому, что они не зависят от милости ие
У   ризлистических хищников. Hama posit

1-.  кой семьи прогрессивных, строятщих 1“
и   лизм народов, членом того могучего лам
Я ry

является сейчас равноправным членом Bee

Салли а о В ОЛ 2 м“ _. _antthe
	хизм народов, членом того могучего лаг8*
которым руководит Советский (Союз—%
бодитель,

Самые блестящие страницы В свою ит
рию венгерская нация вписывааз 1%
когда вв цели и борьба совпадали с пей”
прогрессивного человечества. Однако боры?
Ракоци, Кошута, Петефи за свободу я №
стигла цели потому, что вось их
разбивалея о ноблагоприялтнов. междунар!”
ное соотношение сил. Впервые 8 mut
	истории открылась возможность ие Tobe
написать на знаменах, но и осуществить 1
даже превзойти эти великие целя. Од!
‘факторов, способствующих успехам Beant
ской народной демократии, является 0, 7
ее поддерживает благоприятное междуиаР”
ное соотношение сил, что радом с пей с
	(Окончание на 3 стр.)
	БУДАПЕШТ, 4 апреля. (ТАСС). Бчера на
торжественном заседании, посвященном пя-
тилетию. освобождения Венгрии, © доклахом
выступил заместитель председателя совета
мянистров Венгерской народной республики,
генеральный секретарь Венгерской партии
трудящихся Матиас Ракоши. В своем вы-
ступлении он сказал: ;

`«Лорогие гости! Дорогие товарищи! .

У венгерского народа <егодня большой
праздник. Пять лет тому назад славная Go-
ветская Армия завершила освобождение на-
шей родины. Освобождение наше было. двой-
ным. Сыны советского народа не только
сорвали < нас оковы фашизма; поражение
разгромленной нацистской армии означало
в 10 же время и конец владычества венгер-
ского правящего класса, владычества вруП-
пых помешиков и капиталистов. Не случай-
но, что, когда в задунайских районах еще
гремели залпы орудий, в остальных частях
страны трудовое крестьянство получало уже
землю, которой в течение столетий владели
графы и епископы. .

Освобождение было первой решающей
помощью, которую оказал нам Советский
Союз. За этой помощью последовал непре-
рывный ряд других видов помощи. Только
великодушная поддержка и дальновидная
политика Советского Союза и его великого
вождя товарища Сталина сделали возмож-
ным, что ослабевшая нация смогла встать
на ноги и начать закладывать основы но-
вой, свободной государственности. С первого
дня образования временного правительства
в любом тяжелом положении мы могли CIIO-
койно обралщаться за помощью и советом
к Советскому Союзу. Наши просьбы всегда
выслушивались. Одним из величайших
факторов нашего подъема является то, что
мы можем в изобилии пользоваться неис-
чернаемым опытом Советского Союза, что
мы всегда можем расечитывать на эконо-
мическую поддержку CO стороны нашего
освободителя и, наконец, — но не в послед-
нюю очередь, — что нас всегда, как могу-
чий шит, защищала и защищает от атак
и интриг западных империалистов сила мо-
тучего Советекого Союза.

Поэтому, когда мы говорим о движущих
силах нашего развития и успехах нашей
народной демократии, мы как о важнейшей
и решающей силе должны говорить 0. по-
мощи CO стороны нашего освободителя —
‘Советского Союза. Эта помощь, которую в
самых различных формах оказывают нам
советский народ и ето великий вождь,
истинный друг венгров, мудрый Сталин,
является основой достигнутых нами успе-
хов‘и будет залогом наших будунких успе-
XOB. ;

Советская помощь была той основой,
	`опираясь на которую венгерские коммуни-
	CTH смогли пять лет тому назад начать
поднимать нацию из бездны страшных опу-
стошений войны. 25-летнее кровавое пре-
следование компартии закалило ее. Висе-
липы, тюрьмы, штрафные батальоны И ла-
гери для интернированных в течение
25 лет не могли сломить ее силы. Наобо-
рот, в эти тяжелые годы руководители на-
шей партии усвоили. теорию маркоизма-
ленинизма и научились на основе указаний
великого Сталина применять эту передовую
теорию в венгерских условиях. В условиях
25-летней кровавой подпольной борьбы
	сформировалась эта партия. Школа долгой
	тяжелой ‘борьбы научила ее. не бояться
трудностей, ве впадать в панику в  кри-
тические моменты, не зазнаваться от успе-
хов. На каждом своем шагу ната, партия,
венгерские коммунисты, руководствовалаюь.
любовью к трудовому народу, защитой ин-
тересов трудового народа. Наша партия дис-
циплинированно, примерно, самоотвержен-
но смогла разрешить те задачи, которые
она ставила перед собой, правильно предви-
дя события. Эта партия емогла установить
очередность сложнейших задач и 0буще-
ствить их. Когда враг хотел подорвать на-
шу молодую демократию инфляцией, мы
сумели создать твердый форинт. Когда нуж-
но было восстановить кровообращение стра-
ны, мы смогли привести в порядок желез-
ные дороги, построить мосты. Когда дошла
очередь до того, чтобы наша народная демо-
кратия организовала свою новую армию,
чтобы лучше обеспечить свой мир, защи-
тить свои достижения, социалистическое
строительство, мы сумели разрешить и эту
залачу. Наша партия нё знала отчаяния,
маловерия и не шла ни на какой компро-
мисе с врагом. Наша партия верила в твор-
ческие силы освобожденного трудового на-
рода и <могла через рабочий класс внушить
эту веру всей нации. Поэтому трудовой на-
род любит, уважает и преданно слехует за
кузнецом наших побед — за нашей пар-
тией. Мы можем уверенно сказать: львиной
долей своего развития, своих успехов наша
народная демократия обязана нашей пар-
тии — Венгерской партии трудящихся.
Наша же партия обязана своими успеха-
	ми прежде всего тому, что венгерский рабо-
	чий класс всегда — в соотрететвии. ©о сво-
	им боевым прошлым. CO своей сознатель-
	ностью, дисцишлинированностью и ортани-
зованностью — мог выполнять задачу по
руководству народом, которую поставила
перед ним история. Этот рабочий класс по-
сле освобождения страны часто голыми
руками выкапывал из-под развалин завод-
ские машины и станки. Этот рабочий класс
в голоде и холоде строил новые ‘мосты и,
веря в лучшее будущее, выносил страшные
удары инфляции. И этот рабочий класс
всегда был готов к тому, чтобы мобилизовать

все. свои силы против реакции, на защиту
завоеваний демократии,

Прошедшие пять лет показали, что вен-
перский рабочий класс своими жертвами и
достижениями заслужил право на ту руково-
дящую роль, которую он играет у нас на
родине. Промышленный рабочий класе был
ив будущем будет еще в большей мере
твердой опорой нашей нафодной демокра-
тии, ее смелым, сознательным войском.
Блатодарноеть и слава нашему замечатель-
ному рабочему. классу!
< Другой опорой наших. успехов явалется
освобожденное трудовое крестьянство, вер-
ный союзник рабочего класса. Мы имеем  в
	виду не только новых хозяев земли, кото-
рые после стольких страданий получили,
наконец, землю, данную им демократией,
землю, которую они в течение долгих сто-
летий поливали своим потом и кровью.
Признания достойно: вое трудовое крестьян-
ство, которое после освобождения страны,
в обстановке больших трудностей. присту-
	Успехи лагеря мира и демократий во гла-   лей новой войны.
	ве с Советским Союзом в борьбе за мир, де-
	мократию и прогресс мозолят глаза империа-   всемерно содействовать укреплению сил де-
листам, вызывают у них приступы бешен-   ‘мократического лагеря, укреплению брат-
ства и злобы. Они неистовствуют, ‘теряя   ской дружбы и сотрудничества между стра-
рассудок, и потому наряду с проступления-   нами народной демократии, с Советским
	ми против человечества делают массу глу-
постей.
	Союзом.
Каждый подлинный патриот своей роди-
ны должен решительно бороться против
	В мирном соревновании © демократиче-   ны должен решительно
	скими странами империалистичесвая бур-  любой попытки ослабить эту дружбу, ни-
жуазия терпит поражение за поражением.   когда не теряя из виду, что малейший отход
Идеологи и организаторы империалистиче-   от ленинско-сталинских принципов социа-
ского капитала надеются добиться своих   ЛИзма и пролетарского интернационализма
	целей на путях военной агрессии.
	означает измену своему народу и неизбеж-
	Однако любители запутивать слабонерв-   Но Ведет страну к потере государственной
	ных обязаны знать. что лагерь мира и д®8-
	самостоятельности и напиональной незавч-
	мократии обладает не только крепкими нер-   СИМости, превращению ее в колониальный
вами, но и высоким интеллектом, он не бо-   ПРидаток империалистических хищников.
	Правящие Круги империалистического ла-
	ится угроз и спокойно делает свое великое
	историческое дело— предотвращение новой   геря ввиду явных успехов народной демо-
	средствами
	мировой войны. . (Аплодисменты). Лагерь
мира обладает огромной силой, крепко
сплочен и монолитен, его мощь множится и
	Лагерь   кратии и социализма всеми сре
крепко   стремятся расстроить нашу дружбу.
	Их не устраивает эта дружба и превра-
	возрастает с каждым днем. В первых рядах   щение Балкан из «пороховой бочки». чем
	Празднованае в Венгрии пятилетия освобождения страны
	ация в Будапеште
	Нарад и демонстр
	БУДАНЕШТ, 4 зпреля. (ТАСС). Отолица
Венгрин в праздничном наряде. Дома укра-
шены венгерскими и советскими флагами,
транспарантами, лозунгами, портретами ве-
личайших вождей трудящихся всего мира
В. И. Ленина и И. В. Сталина, вождя вен-
терского народа Ракоши.

Город проснулся необычно рано. Одна за.
другой колонны демонстрантов направляют-
ся в центру города — на площадь Героев —
традиционное место празднеств венгерского
народа.

В 8  часов утра на площади Героев’ на-
Чался торжественный смотр войск Benrep-
ской народной: армии, Е

На трибуне — виднейшие государетвен-
ные, партийные и’ общественные деятели.
страны, среди которых — М. Ракоши, И. До-
би, А. Сакащеич, ‘тенералитет венгерской
армии, а также многочисленные иностран-
ные делегации, прибывшие на празднества,
посол СССР в Венгрии Е. №. Киселев, главы

Гремят. залпы: праздничного салюта, Ha-
чинаетея парад.
	Б одиннадцатом часу начинается празд-
ничная демонстрация трудящихся Буда-
пешта. Колонны демонстрантов — прос-
пекта имени Сталина и с улицы Дьердь
Дожа — мощным потоком вливаются на
площадь Героев, ‘уБрашенную флагами Вен-
терской народной республики, Советского
Союза, флатами стран лагеря демократии и
социализма, огромными лозунгами, провоз-
тлашающими борьбу за ‘мир, нерушимую
венгеро-советскую дружбу и славящими Co-
ветевий (С0ю3, ‘его доблестную армию и
великого вождя всех трудящихся —
товарища. Сталина. —

Коллективы заводов и фабрик столицы
гордо несут над головами диаграммы и
транспаранты, отражающие победы: венгер-
ского народа, который за 5 лет не только
	и сотрудники дипломатических предетави-
тельств и др.

На трибуне — советская правительствен-
ная ‘делегация во главе с заместителем
председателя Совета Министров СССР Мар-
шалом Советского Союза К. В. Воропгиловым.

Министр обороны  генерал-полковние
М. Фаркаш от имени венгерского прави-
тельства и ЦЕ Венгерской партий трудя-
щихся поздравляет войска с. праздником
пятилетия освобождения страны.

Советская Армия, говорит он, воплотила
в жизнь все чаяния и надежды венгерского
	рабочего класса,’ открыла перед. народом
	дорогу к новой жизни: 4 апреля 1945 Года
отЕрыло новую эпоху в. жизни венгерского
народа — эпоху евободы и счастья. Именно
поэтому в день пятилетия нашего освобож-
дения первые слова благодарности и любви
мы обращаем к Москве, к нашему. великому
другу — товарищу Сталину.