Сессия Академии
медицинских наук СССР
	3 ноября закончилась УГ сессия Акаде-
мии медицинских наук СССР.

На сессии был заслушан отчетный доклад
президента Академии медицинских наук
СССР академика Н. Н. Аничкова о работе

академии за 1947—1950 гг.
Поеле обсуждения отчетного доклада со-

стоялись выборы новых действительных
членов, членов-корреспондентов, бюро от-
делений и президиума Академии медицин-
ских наук СССР.

‚ В состав действительных членов акаде-
мии избраны: А. Г. Иванов-Смоленский,
0. В. Лепешинская, А. И. Нестеров, Н. В.
Коновалов, А. А. Летавет, С. В. Аничков,
А.Н. Магницкий, Б. С. Преображенский и

В. Н. Черниговекий.
	На сессии были избраны 25 члена-кор-
респондента Академии медицинских наук

CCCP.
	В состав вновь избранного президиума
зкадемии вошли: академик Н. Н. Аничков
(президент академии), действительные чле-
ны Академии медицинских наук СССР Н. Н.
Жуков-Вережников, А. Г. Иванов-Смолен-
ский, Н. В. Коновалов (вице-президенты),
А. И. Нестеров (академик — секретарь ака-
демии), И. П. Разенков, С. А. Саркисов,
В. Н. Черниговский (члены президиума),
академики-— секретари отделений А. Н. Сы-
син, А. Л. Мясников, С. Е. Северин.
		ЗАРЯ НАЛ ЗАВОЛЖЬЕМ
	От специальных корреспондентов
«Правды»
	было 4 десятины. Ничего не родилось, тав
что сеять нечем. Старого хлеба нет... Дома
старик п старуха, 2 девочки. Два сына
и сноха у казаков, то есть в земле Ураль-
ского войска, на жатве. В покос работали
за прежний долг, так что денег ничего
нет...

— Что вы будете делать?

— И сами не знаем, как обдумать свои
головы». ‘

Экономическое обнищание и разорение
самарекой деревни потрясло писателя:

«Нынешний, уже не просто неурожайный,
но толодный год должен довести... ‘до нище-
ты и голода почти девять десятых всего на-
селения».

Страшные голодные годы следовали один
за другим. Царское правительство ничего
не делало, чтобы облегчить судьбу народа,
спасти крестьянство от нищеты и вымира-
ния. Люди покидали ветхие глиняные избы
и разбегались по заволжеким дорогам. Силь-
ные нанимались за кусок горького хлеба
тянуть лямку, грузить купеческие баржи...

—- Волга-матушка, Волга-кормилица,—
с печалью и скорбью величали разоренные
земленашцы — изнуренные бурлаки раз-
дольную русскую реку.

— Волга-матушка, Волга-кормилица! —
с нежной лаской п сыновней любовью
называют ее теперь труженики KOI-
хозных нив — строители Куйбышевской

гидростанции.
	Свою богатырекую силу она отдаст на
пользу народу. Ее животворные воды при-
несут жизнь миллиону гектаров заволжеких
степей. Из десяти миллиардов киловатт-ча-
сов электроэнергии полтора миллиарда пой-

дут на орошение.
	..За ставропольцами поднялось все da-
BOLE.
	Шли последние ненастные дни октября.
Снеговая пороша засыпала поля и дороги,
потом все растаяло, и полили дожди. Но до
ледостава было недолго ждать. А Волга пока
оставалась единственной магистралью, по
которой страна слала на стройку электри-
ческие экскаваторы, скреперные лопаты,
бульдозеры, мощные «Сталинцы», пяти-
тонные «ЗИС’ы», станки, известь, кирпич,
цемент, лес... Двести пятьдесят вагонов в
день. Приостановить этот поток грузов —
равносильно тому, что пересечь главный
нерв в организме стройки.
	Нужно было провести на правом берегу
Волги к гидроузлу железную дорогу. Трасса
лежала через поля, балки, овраги, холмы
и леса.
	Четвертые Сутки ЛИЛ И ЛИЛ ДОЖДЬ, ТОЧНО
«небо прорвало». Сырой, зябкий ветер про-
низывал до костей, в расплывшейся лип-
кой глине по ступицу вязли колеса, гори-
зонт заслонили низкие черные тучи.
	Б управлениях строительных участков
беспокойно смотрели на пошедшую вниз
кривую графика, говорили:

—- В такую непогодь не то“что человек,
а трактор завязнет — не вытащишь.
	Вечером в жарко натопленной избе со-
бралась молодежь. Собрание открыл Григо-
рий Фролов, представитель райкома партии,
прибывший на стройку со ста молодыми
колхозниками из колхозов Кутузовского рай-
она. За столом у ярко горящей лампы сидела
русоволосая девушка с открытым красивым
лицом, большими голубыми глазами. Она
встала и заговорила возбужденно и страстно:

—- Задание у Hac большое: прорубить
просеку, выкорчевать пни и вынуть шесть
с половиной тысяч кубов земли. Воли будем
зидеть Y печки, до нового года не
управимся. А когда ехали, то мы свое слово
дали строителям тидроузла управиться к
октябрьским праздникам.
	Слова Анисьи Цетровой, вожака колхоз-
ных комсомольцев, запали в сердце каж-
	AOTO.
	Скалистой стеной встали по правому 0е-
регу Волги укрытые чернолесьем Жигули.
За широким плесом реки, островами и Во-
ложкой — гряда песчаных холмов. Зеленой
лентой дремучего соснового бора опоясан
левый берег Волги. Но вот кончается лес-
ная просека, и дорога выходит в степь.
	Слегка ‘всхолмленная равнина прости-
paetea до голубого горизонта. И кажется,
что нет ей ни конца, ни края.
	Степи Заволжья! Долина солнца, бота-
тых каштановых и черноземных почв, po-
тина знаменитых сортов русских пшениц,
фабрика шерети, мяса, молока.
	..В стороне от большого заволжекого
тракта, на проселочной дороге раскинулось
старинное село Медаевка-—колхоз «Искра».
	Сжаты нивы, убраны травы с лугов, 00-
молочены хлеба, засыпаны сусеки семенным
зерном. Богатые дары принесла осень. Но
немало было положено труда. С весны
стояло бездождье, дули сухие юго-восточ-
ные ветры, знойно палило солнце — расте-
ния залыхались от жажды. Шо прежнему
времени неминуемы были недород и то-
лодовка. Не то в заволжеком колхозном селе
теперь.
	ВБолхозники Медаевки сеяли пшеницу В
травяных полях севооборотов, по превосход-
нейшим взметам. На их землях работали
тракторы и комбайны.
	Все меньшей становится зависимость кол-
хозного урожая от климатических невзгод —
бездождья, зноя и суховеев. Село Медаевка
прежде знать не знало, видать не видело
таких сборов пшеницы, ржи, проса. А тут —
по тридцать и больше центнеров зерна ©
тектара! Золотые звезды Героев Социалисти-
ческого Труда горят на груди председате-
ля Захара Авдонина и бригадиров Ни-
колая Смирнова и Семена Весова.

— Теперь уж немного осталось ждать, —
светло улыбаясь, говорит Захар Авдонин.—
В полном смысле не будем надеяться на ми-
лости природы... От Куйбышевского моря
через наши поля пройдет канал. Волга даст
нам воду, энергию и свет...
	Думами о великой сталинской стройке
живет колхоз «Искра» вместе со всем 3а-
волжьем. Тут, в селе Медаевке и соседних
селах Ставропольского района, родился заме-
чательный почин: внести свой трудовой
вклад во всенародную стройку на Волге.
Ставропольские колхозники взялись прору-
бить десятки километров просеки для буду-
щей шоссейной дороги к плотине гидро-
узла, выполнить 50 тысяч кубометров зем-
ляных работ. Каждое село послало на строй-
ку свою бригаду-

—- Людей упрашивать не приходится.
Сами идут, валом валят на Волгу, — говорит
коренной житель здешних мест Иван Гри-
торьевич Маштаков.— Своими глазами ви-
дит, сердцем чувствует народ, что это его
кровное лело... *
	По осеннему тракту степного заволжья
движутся и движутся к стройке люди, под-
воды, автомашины. В народе этот тракт
называют «дорогой жизни». Иную картину
представляли эти дороги несколько десяти-
летий тому назад.
	Важдый третий год над заволжьем раз-
ражалась засуха — гибли хлеба,  сохли
травы, падал скот. Голодные и нищие кре-
стъяне снимались с насиженных мест и шли
нивесть куда по осенней степной дороге в
безнадежных поисках хлеба и заработка.
Пустели села. Цынга валила людей, как
снопы.

По голодающим заволжеким деревням про-
езжал великий русский писатель Лев Тол-
стой. Не красоту пейзажей солнечного края,
а страшные картины народного бедствия
запечатлел он в своем письме «0 самарском
голоде». Лев Толстой сделал опись каждого
десятого двора в заволжеком селе Гаврилов-
ке. Первая, похожая, как две капли воды,
на другие, опись гласит:

«Савинковы. Старик 65 лет и старуха,
2 сына, один женатый, 2 девочки. Итого
елоков 7. работников 2. Скотины ничего:
	ни лошали, ни коровы, ни овцы... Носева

..Ранним утром в березовой роще засту-
чали топоры, тонко запели пилы, загрохо-
тали моторы. Бригада Николая Галактионо-
ва из колхоза «Врасный путь» валила
стройные стволы деревьев, прорубала для
полотна магистрали просеку. За ней, по
	пятам. шла другая бригада — Василия Бы-
	кова. Разгоряченные парни и девушви при-
лаживали к вцепившимся в землю пням
стальные тросы, и машина в восемьдесят
лошадиных сил с ревом выдергивала густо
разроешиеся корни. Рядом девушки из брига-
in Евдокии Корчиной, колхозницы ар-
тели имени Красина, пласт за пластом
вынимали грунт, делали насыпь.

А мелкий, пронизывающий дождь моро-
сил и моросил, не переставая ни на ми-
HYTY.

_К полудню Анисья Петрова и ее подруга
Нина Юдина повесили на фанерном щите
у опушки леса стенную газету «Молодежь
на стройке». На первом плане был напеча-
тан призыв комсомольцев: объявить стаха-
новекую декаду, досрочно выполнить зада-
ние!

..Быстро угасал короткий осенний день.
На участок пришла дорожный мастер Клав-
дия Омельченко. Она вымеривала рулеткой
отвесные уступы выемок. Григорий Фролов
и Анисья Петрова записывали в свои днев-
ники выработку каждой бригады.

—- Легкая у вас, кутузовцев, рука —
сказала Клавдия Омельченко.— Глядя на
вас, сегодня на трассу вышли все шесть
тысяч. Вроде как и непогоды не было...

..Над березовой рощей спускается хо-
лодная, темная ночь. Кругом на десятки
верст степь опустела, умолкла, уснула. В
роще пылают яркие костры, то ревет, то
затихает мощный мотор, и слышно, как
звонкими голосами перекликаются люди.

Кутузовские бригады еще не уходили с
трассы. В тот ненастный день сто человек
выполнили по полтора задания..

Григория Фролова окружила группа мо-
лодежи. Красное пламя костра освещало
усталые, но довольные лица. Потирая 03яб-
шие руки, Григорий Фролов тихо говорил:

— Скоро по этой дороге пойдут поезда.
В голой степи вырастут вокзалы, станции...
полустанки... И люди скажут, в книжках
напишут, что эту дорогу проложили в не-
настную осень 1950 года куйбышевские
и ульяновские колхозники, что они совер-
шили настоящий подвиг. Золотые слова го-
ворил Максим Горький: ...когда человек
любит подвиги, он всегда умеет их сделать
и найдет, где это можно. В жизни... всегда
ость место подвигам.

Этим местом подвига стала для колхоз-
виков Заволжья великая стройка в горах
Жигулей.

По трудовому напряжению прокладка
железнодорожных подходов в плотине Куй-
бышевского гидроузла напоминает страдные
лни на колхозных полях. С такой же лю-
бовью и с таким же старанием, как на
родной ниве, работают люди. И так же, как
на посевах весною и на жатве летом,
районы соревнуются _ между  coboli —
Куйбышевский < Челно-Вершинским, Моло-
товский с Новодевиченским, Больше-Чер-
ниговский с Алексеевским...

На десятки километров пролегла ров-
ная, как стрела, земляная насыпь. Все
ближе и ближе подходит великая армия
колхозных тружеников к сердцу стройки.
Двенадцать тысяч рабочих рук сравняли де-
‘сятки балок, оврагов, холмов, выкорчевали
десятки тысяч пней, сделали сто тысяч”
кубометров земляных работ. :

А велед за колхозными строителями же-
лезнодорожники кладут на земляные насы-
пи шпалы и тянут стальные рельсы.

...Лагут глубокие снега. И вековечную
тишину Жигулевских гор и лесов разорвет
призывный гудок паровоза.
	...Над полями, над селами, лесами, гора-
ми и лугами, над степями Заволжья за-
нимается заря новой, коммунистической
ЖИЗНИ.
	В. ЖУРАВСКИИ.
В. ЯХНЕВИЧ.
	кратном линейном увели*
	чении, Применение н0>
вого приспособления по
казало, что зубчиковые
резцы получаются не-
сравненно большей точ-
ности. чем. изготовляемые
	Приближается 33-я го-
довщина Великой Ок-
тябрьской социалистиче-
ской революции. С огром-
ным творческим подъе-
мом работают в эти дни
трудящиеся нашей Ро-
	ИВАН КАРТАШЕВ
	Слесарь ленинградского
завода «Экономайзер»
		на специальных станках. Прецесс их изго-
товления убыстряется в несколько раз. В
итоге резцы теперь обходятся заводу в
25—30 раз дешевле, чем прежде. Изгото-
вление их можно спокойно поручить рядо-
вому станочнинку.

Теперь на нашем заводе дефицитный
инструмент стал избыточным. В течение
двух смен один рабочий может на обыч-
ном станке обеспечить завод точными 3y6-
чиковыми резцами на целый месяц.

Начальник Главного управления пред-
приятий котлотурбинной промышленности
издал приказ, в котором предложено всем
директорам заводов котлотурбинной про-
мышленности использовать опыт нашего
завода, широко применяя новое приспособ-
ление.

Специальная комиссия,  проверявшая
способ изготовления резцов с помощью но-
вого приспособления, признала все его
преимущества. Оно позволяет также свобод-
но и дешево изготовлять в самом широком
ассортименте и другие виды профильного
режущего инструмента. Комиссия опреде-
лила, что новое приспособление только на
изготовлении зубчиновых резцов дает заво-
ДУ «Энономайзер» годовую экономию почти
в 700.000 рублей.

Несколько раньше я забраковал как
технически отсталую, несовершенную схе-
му электронного управления станком фир-
мы «Гишольт» для динамической балан-
сировки роторов турбины. Я разработал
свою схему, смонтировал ее сам, чем He
только упростил пульт управления, но и
добился безукоризненной точности балан-
сировки.

Рационализаторские нововведения, пред-
ложенные мною в текущем году, дают за-
воду «Экономайзер» общую годовую эконо-
мию, превышающую миллион рублей. К
7 ноября я решил внедрить в производ-
ство новое усовершенствование, которое
даст экономию не менее 300.000 рублей.

Bee oto тебе, наша любимая советская
	Родина!
	Пе С

ДИНЫ. Славный путь прошел за эти тоды
под руководством партии Ленина— Сталина

с дада АТЧЯ
	ee ed

советский народ. Он преисполнен гордост#.
за исторические победы, одержанные нашей
Родиной в борьбе за построение коммунисти-
ческого общества.

Программа коммунистического строитель-
ства, разработанная великим Сталиным,
вдохновляет крждого из нас на новые тру-
довые подвиги.

Я рад и счастлив, что в эти дни И мне
довелось внести свой скромный вклад в
общенародное дело. Мне удалось упростить
и удешевить процесс изготовления зубчи-
ковых резцов, применяемых при обработке
дисков турбин, сегментов направляющих
зппаратов. Эти резцы — чрезвычайно ходо-
вой и потому часто дефицитный инструмент
на предприятиях турбостроения. Они долж-
ны быть высокого класса точности, измеряе-
мой  тысячными долями миллиметра.
Именно это требование высокой точности и
усложняло процессе их изготовления.

Такие резцы до сих пор изготовлялись
на специальных станках. Заводы-постав-
щики нередко задерживали присылку этого
инструмента. За каждый резец предприятие
платило довольно значительную сумму.
тому же, как показала практика, даже спе-
циальные станки не позволяют выпускать
инструмент требуемой точности. Получаемые
резцы приходилось окончательно «доводить»
вручную. На этой операции было занято
	много самых высококвалифицированных

лекальщиков.
Я сконструировал и опробовал по
	устройству очень простое оптическое при-
способление и установил его на обычном
заточном станке. Станок снабдил привод-
ным моторчиком с передачей на шпиндель,
вращающий шлифовальный камень. Опти-
ческая система позволяет рабочему совер-
шенно свободно следить за тем, чтобы
резцы получались нужного профиля. Этот
контроль осуществляется с помощью спе-
циального экрана, дающего изображение
профиля обрабатываемого зуба в двадцати-
			к — М _ LE Fees FSU
	ВТОРОЙ ТОМ БОЛЬШОЙ
СОВЕТСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
	(Второе издание)
	Вышел в свет и рассылается подписчивам
второй том второго издания Большой Совет-
ской Энциклопедии. В томе напечатано око-
ло двух тысяч статей — от слова «Акты»
до слова «Ариетта» включительно. :
	Важнейшим событиям истории ВЕП(б)
посвящены статьи «Апрельская конферен-
ция большевистской партии» и «Апрель-
ские тезисы В. Й. Ленина».
	Второе издание БСЭ выходит в период,
когда все прогрессивное человечество во
главе с Советским Союзом ведет борьбу за
мир во всем мире, против американо-анг-
лийских поджигателей войны. Правильное
научное освещение истории международных
отношений дает ключ к пониманию собы-
TH современности. Этим целям служат
помещенные во втором томе БСЭ статьи
«Антанта», «Антикоминтерновский WakT»,
«Аншлюсс», «Англо-египетский договор»,
«Англо-германская декларация», «Амери-
кано-китайские договоры» и ряд других.
	Важно отметить, что во второй том БСЭ
вошли статьи о грабительских войнах, в ре-
зультате которых складывалось былое могу-
щество Британской империи: «Англо-абис-
синская война», «Англо-афганские войны»,
«Антло-бирманские войны»,  «Англо-бур-
ская война» и т. д.

Второй том БСЭ содержит многочиелен-
ные материалы, посвященные изменениям
в международной обстановке, которые про-
изошли в результате победы СССР в Вели-
кой Отечественной войне и укрепления сил
демократии и социализма во всем мире. Ё
числу таких материалов относятся статьи
«Албания», «Антимилитаризм», «Антифа-
шистекое лвижение» и ряд других.
	—О—
ПРАЗДНИЧНЫЕ ПОКУПКИ
	АКМОЛИНСК, 3. (Корр. «Правды»). Бо-
гатый урожай принес в дома колхозников
изобилие. В сельскохозяйственных артелях
Молотовекого, Калининского, Акмолинско-
го, Шортандинского и других районов об-
ласти колхозные семьи получают на трудо-
дни авансом по 70—80 центнеров зерна и
много оволтей.
	Спрое на товары широкого потребления
в магазинах области резко увеличился. Хле-
боробы и животноводы покупают новую
одежду, радиоприемники, велосипеды, му-
зыкальные инструменты.

Опыт новаторов—стройкам коммунизма:
	o
ИВАН СМИРНОВ
	Лауреат Сталинской премии
>
	Решения  правитель-
ства о строительстве ги-
гантских электростанций ИВАН С
на Волге и Днепре, при-
нятые по инициативе

великого зодчего комму-
низма товарища Сталина, ставят перед нова-

торами — учеными и практиками — вопрос
о создании прочного и быстро твердеющего

бетона для плотин.
Наука о вяжущих — цементах, о бетоне,

Лауреат Стал
	клинкерных местных це-

ментов, на основе изве-
\ИРНОВ сти кипелки, гидравличе-

ской премии ских добавок с допуском

в смесь небольшого про-

цента гипса. Эти заводы,
доставляя на стройки промышленного и жи-
лищно-коммунального строительства новые
эффективные вяжущие, будут высвобождать
большие количества дефицитного клинкер-
ного цемента, который может пойти на со-
	Mayra Vo Asiana aay ee РЕ ТТТ

о железобетоне в первую очередь, должна ,   оружение тигантских гидроэлектростанций.
	Но я желал ды Также осуществить весь-
	включиться в строительство этих монумен-
	тальных сооружений в тесном ‘содружестве   ма важное предложение в бетонном строя-
	С практикой, с новаторами труда.
	тельстве. Известно, что строительство грал-
	иозных плотин, подводных и _ НАДВОДНЫХ

Не надо забывать, что простые люди.
	сооружений из бетона и железобетона доз
но вестись скоростным поточным ©1060-
	Работая в этом направлении, я нашел
новый материал, который отличается от

всех существующих быстрым твердением и
060бой прочностью.
	Этот материал был испытан на техниче-
ские свойства в производетве мукомольных
жерновов. Жернова были необычайно проч-
ны. по структуре — плотны, при ударе мо-
лотком издавали тонкий, приятный звук,
присущий металлу. Результаты испытаний
были весьма интересны и многообещающи.
	Создание великих сооружений сталинекой
эпохи вдохновило меня, старика, и застави-
ло поставить вопрос: а нельзя ли этот но-
вый материал поставить на службу стройкам
коммунизма?

тельстве нефтепровода, жадно смотрит вниз
из окна самолета. С больной высоты он
видит места, где развернулось строительство,
которому он отдал столько творческих сил.

«Промелькнула станция, уменьшенная
до размеров спичечной коробки. Несколько
пней назад Алексей вот так же пролетал
над трассой, и его вновь поразил размах
строительства. А сейчас он с восторгом по-
думал: в сравнении со всей страной наш
громадный нефтепровод тоже не больше
спичечной коробки!

‘Почти физически ощутил он необъят-
ность страны и всего, что происходило нз
ве просторах. Он испытывал необыкновен-
ную полноту чувств, ему хотелось петь;
еще никогда раньше он, Алексей Аовшов,
так хорошо и ясно не видел, не чуветво-
вал, не предетавлял себе своего места в

жизни великой родины, в ее титанической
борьбе за будущее».

Такова захватывающая романтика На-
шей реальной жизни, нашей борьбы 33
коммунизм. Почуветвовать себя, свое твор-
_ческое дело частицей фантастического пд
своему размаху общего созидания — зна-
чит понять масштабы, перспективу; есан
не видишь целое, то непосредственно-ок-
ружающее тебя может или заслонить BCE
остальное, или казаться слишком малень-
ким: в обоих случаях искажение перспек-
ТИВЫ суживает, ограничивает духовный
рест человека. Образ высоты в приведенном
отрывке оказывается очень уместным, 1п9-
настоящему поэтическим: высота, с кото
рой смотрит герой «Далеко от Москвы» на
свое творчество, является и высотой госу-
дарственного взгляда, высотой духовного
роста самого героя. й
	Терои романа «Пловучая станица», Me
лодожены, побывав на курсах в Москве,
впервые со всей ясностью почувствовали,
частицу какого огромного общенародного,
общегосударственного созидательного процес:
са представляет собою то скромное рыбни
хозяйство одной из далеких станиц, энту-
зиастами которого они являются.
	«Они вематривались в расцвеченную флаж-
ками карту, на которой обозначались 00-
ветские рыболовные промыслы, и им к4-
залось, что они стоят на вершине выс-
чайшей в мире горы и видят отсюда всё...

...Пораженные титаническим размахом
всего, что’ они увидели, Зубов и его жена
с грустной нежностью вепомнили свою м№8-
	зенькую, затерянную среди степей и зай:
мищ станицу, и она показалась им едв
заметной, почти невидимой отеюда точкой...
	повседневно обогащают житейский опыт все
новыми и новыми куупицами совершенно-.
	го. высокопроизводительного труда. Бее но-   бом.
	вое, что они вносят в практику и науку, dan
служивает особого внимания и поддержки.

Свою работу новаторам, как мне кажется,
следует вести в двух налравлениях: в нз-
правлении создания строительных материа-
лов, нозволяющих высвобождать цемент для
новостроек, и в направлении создания ново-
то, очень прочного бетона.

Я счастлив, что Родина приняла мой
скромный труд в области передовой строи-
тельной техники и осуществляет его. Слу-
жить народу, Родине, партии, великому
Сталину, — что может быть выше этой
чести!

Сейчас уже строятся и оборудуются по-
мольно-смесительные заводы по моей схеме
для выпуска новых видов вяжущих бес-
	ние мотор, то скольких оборотов могут до-
стигнуть валки в момент захвата слитка?»
Или: «— Норвало болты у маховика на
соединении со ступицей главного вала. Раз-
работались отверстия, я приказал их расто-
ЧИТЬ».

Щедро выбрасывают, ках из мешка, пер-
сонажи повести все наспех усвоенные ав-
тором специальные термины, напоминая
отетавного. но. тем не менее, бессмертного
	контр-адмирала Ревунова-Караулова из че-
	ховской «Свадьбы с генералом», который
любил слова. имеющие, как он выражался,
	«свое таинственное... 3э... недоумение... На-
	пример: марсовые в вантам, на фок и грот!
	Что это значит? Это значит, что которые
приставлены для закрепления брамселей,
должны непременно находиться в это время.
на марсах, иначе надо командовать: сален-
говые к вантам! Тут уж другой смысл...»
Однако, какой именно смысл, почтен-
ный контр-адмирал не считал нужным объ-
ACHATL, повидимому, полагая, что «вообще
все понятно».

Горький решительно возражал против та-
ких книг, в которых о слесарях нишетея
так, что понятно только слесарям. Подоб-
ная ошибка автора повести «Стахановцы»
является производной от его основной
ошибки: пренебрежение духовной стороной
того, что он изображает. Персонажи этой
повести названы человеческими именами,
но они лишены человеческого своеобразия,
от них идет не то железный скрежет, не то
деревянный треск, они действуют скорее
как агрегаты, чем как, реальные люди.
	Такие произведения способны лишь вуль-
гаризировать большие темы налей современ-
ности. Труд советских людей служит рало-
сти, материальному и духовному изобилию,
душевному богатству. и поэтому отрывать
труд от человека — значит не понимать ни
того, ни другого. Именно в процессе творче-
ского труда и вырастает Человек.
	В произведениях наших писателей, в хо-
де сюжета раскрывается, что любое, самое
«маленькое» творческое дело в нашей стране
является частицей величественного BCe-
народного созидания, и духовный роет ге-
роев сказывается прежде всего именно в
том, что люди начинают чувствовать мас-
пгтабность своего труда, включенноеть во
всенародное, государственное созидание. в
	историческую борьбу за дело партии
Ленина, — Сталина.
	1ерой романа В. Ажаева. мололой инже-
	нер Алексей Ковшов, на пути в Москву, ку-
да он командирован для доклада о строи-

а, рае ey OEP. ‘ay te ЕЕ ee

В. ЕРМИЛОВ
<

сенковски — новых рыбных пород. Участие
в сотворении «второй природы» по-новому
поднимает людей, невиданно расширяет их
кругозор, их мысли и чувства, усиливая в
них сознание всемогущества советского на-
рода, большевистской партии. Есть в романе
штрихи, характерные для атмосферы наших
дней, передающие творческое отношение со-
ветских людей к природе. Старик-ихтиолог,
сочетающий в своей новаторской работе ‘на-
уку с практикой, смотрит на пойманную
огромную рыбину.

«Постояв над белугой, Щетинин коснул-
ся пальцем ее скользкого лба и сказал за-
ДУМЧИРО:

— Какой все-таки архаизм!;. Какие до-
исторические формы!..»

Это недовольствсе «устаревшей» приро-
дой, по-хозяйски строгий, придирчивый
взгляд на нее вызывает невольную улыб-
KY — улыбку новизны, — но такое отноше-
ние к природе, как, к материалу для творче-
ства, все более становится у нас обычным.

А. Кожевников рассказывает в «Живой.
воде» о покорении пустыни в Хакассии, о
новой, чудесной системе орошения, ставшей
сейчас общегосударственной, о раецвете,
который несут советские люли родной земле.

Не только «гневаться» на природу умеют
найти люди, — они умеют и защитить ее.

В романах В. Закруткина, А. Вожевни-
кова ниспровергаетея своекорыетная бур-
жуазная мальтузианекая, вейсманистекая
клевета на природу, бездарная, подлая вы-
думка о якобы неизбежном ее оскудении,
обнищании,— выдумка, призванная при-
крыть преступность паразитического кати-
тализма, грабителя земли, убийцы и людей,
и природы. < Литература» империалистиче-
ской реакции, представляющая собою тош-
нотворно-однообразное воспитание убийц,
восхваляет такого «героя», который с на-
слаждением расстрелял бы, взорвал п всех
людей, и самое природу. «Смерть в душе»—
название романа Сартра характерно для
всей современной реакционной литературы,
так же как показателен для нее герой этого
романа. который хотел бы расстрелять са-

мые законы жизни: «Он стрелял, законы
взлетали в воздух... дн стрелял в Человека,
	в Добродетель, в самый Мир... Весь мир
	сейчас взлетит на воздух и я вместе с ним...
И он стрелял... в Красоту Земли, в улицу,
в цветы, в сады, во все, что он любил... Он
был чист, он был всемогущ, он был свобо-
	ACH...»
Литература империализма подготовляет

Кадры американизированных эсэсовцев,
	вполне «свободных» от веего человеческого,
слуг смерти, «тотального» уничтожения.
	Советская литература утверждает могу-
чий образ созидателя, воодушевленного все-
побеждающей любовью к жизни, ко всей
ес красоте, к миру во всем мире, к радост-
ному преображению природы во имя чело-
вечеекого счастья.
	Типичным сюжетом произведений налтих
писателей стал такой сюжет, в основу кото-
рого положена история роста, расширения
созидательного дела, которым заняты герои,
и эта история вместе с тем является п
историей духовного роста людей, невидан-
ного расширения их кругозора, обогащения
новыми мыслями, чувствами, проникнуты-
ми новым, коммунистическим отношением
к труду, к жизни. В ходе сюжета обнару-
живается, что перспективы роста и раеши-
рения любого творческого дела, любой
новалорской инициативы в нашей действи-
тельности беспредельны, и беепределен ду-
ховный рост советеких людей в процессе
созидания. Безграничный простор, размах
творчества и являются источником револю-
ционного романтизма нашей литературы,
	И только тогда, когда в произведении даны
0бе стороны единого процесеа — процесса
построения коммунизма, — материальная и
духовная, — только при этом условии писз-
тель одерживает победу, и только в этом
случае для читателя становятся интерес-
ными, оживают, «очеловечиваются», поэти-
зируются и все производственные детали.
В противном елучае происходят ошибки
вроде, например, повести ПШ. Шебунина
«Стахановцы» («Новый мир», № 7, 1950),
которую поторопилаеь напечатать редакция
журнала вместо того, чтобы помочь автору
основательно переработать . произведение.
0б’этой повести можно сказать, что в ней
происходит «что-то техническое», лвига-
ются механизмы, что-то делают агрегаты,
но что именно,— вряд ли в полной мере
понятно и самому автору. И напрасно герои
повести П. Шебунина так, уверенно говорят:
«— Вообще вее понятно. Я вот только хо-
	тела спросить, сколько времени требуется
на реверс мотора? Если одновременно ec
	ьрючьями Бантователя. привести. в движе-
	Чувством небывалого величия налтих днеи,
нашей сталинской эпохи охвачен весь CO-
ветский народ. Мы уже различаем очерта-
ния коммунистического общества в нашем
	сегохняшнем труде, в новых стройках—
	строивках коммунизма, в сталинском могу-
чем преобразовании природы, во всем том
новом, что входит в человеческие отноше-
ния. И весь наш труд озаряется новым све-
TOM, новой волнующей радостью, с особен-
ной силой охватывающей нае накануне 33-й
тодовщины Великой Октябрьской социали-
стической революции. «Мы гордимея, что
живем в век коммунизма, в век переделки
природы», — в этих словах колхозницы
Лидии Тараненко из сельхозартели имени
Чапаева, Запорожской области, выражены
чувства советских людей.

Художественная литература. правдиво, в
соответствии < требованиями социалистиче-
бкого реализма, рассказывая о сегодняшней
нашей действительности, все больше окра-
шивается героической романтикой непреодо-
лимого движения Родины K коммунизму.

С полным правом мы можем сказать, что
осущеетвилась мечта Горького, высказан-
ная им в докладе на Всесоюзном съезде пи-
сателей в 1984 году:

«Основным героем наших книг мы долж-
ны избрать труд, т. е. человека, организуе-
MOTO процессами труда, который у нас во-
оружен всей мощью современной техники,
человека, в свою очерель организующего
труд более легким, продуктивным, возводя
его на степень искусетва. Мы доджны вы-
учитьея понимать труд, как творчество».

Tema,  охарактеризованная Горьким,
играет весе большую роль в нашей после-
военной литературе. Достаточно вепомнить
такие любимые читателем произведения,
как «Счастье» и «Степное солнце» П. Пав-
ленко, «Далеко от Москвы» В. Ажаева,
«Кавалер Золотой Звезды» С.  Бабаев-
ското, «Сталь и шлак» В. Попова, «От вее-
го сердца» Е. Мальцева, или хотя бы огра-
ничиться только примерами русской художе-
ственной прозы текущего литературного го-
да; романы «Водители» А. Рыбакова, «Жат-
за» Г Николаевой. «Пловучая станица»

В. Заклуткина, «Живая вода». А. Вюжевни-
	кова, «Свет над землей» (С. babaescKoro.
Труд советеких людей, созидающих ком-
мунизм, все более приобретает характер на-
учного творчества. И замечательное свое-
образие нашей послевоенной литературы
проявляется в том, что ее герои, предетавля-.
ющие миллионы рядовых тружеников, пред-
стают как участники всенародного научно-
го созидания, развертывающегося в нашей
стране под мудрым руководством партии
Ленина — Сталина. Миллионы людей все
глубже сознают себя творцами жизни, твор-
цами истории, творцами природы. Никогда
еще мы не чувствовали © такою на-
глядностью, что означает на деле стира-
ние граней между физическим и умствен-
ным трудом. Таковы приметы коммунизма
в сегодняшней действительности, таковы
новаторские темы нашей литературы.
	Торький писал, что «поэты никогда еще
не звали человека на борьбу с природой, за
власть над ней ‘и, разрешая себе — не ча-
сто — гнев на двуногих деспотов, не гнева-
лись на слепого тирана... Я хочу... указать
на необходимость пересмотра отношения
поэзии к природе...»
	Этот пересмотр начат напюй литерату-
рой! Одна из новаторских черт текущего
литературного года как раз и заключается
в том, что тема изменения, созидания при-
роды играет особенно большую роль.

Г. Николаева в «Жатве» рассказывает о
том, как колхозники наиболее отсталого кол-
хоза в районе сделали скупую, суровую зем-
лю цветущей и вывели свой колхоз в число
передовых.

В романе «Свет над землей» С. Бабаев-
ского тема электоификации возникает, как
	тема побеждающего коммунизма, радостного
преображения жизни.
	В. закруткин в «ПШловучей станицех» по-
вествует о жизни колхозников рыболовеп-
	кой артели на Лону, решающих научную
	Задачу создания — по-мМичЧуУрински, . ПО-ЛЫ-