7 НОЯБРЯ 1950 г., № 311 (11783)
	ПРАВДА

«ур. ^^:

= REE

о ЗЕЕ ЛЕА

едании Московского Совета 6 ноября 1920 года
	Наряду с восстановлением Донбасса и Мосбасса
продолжалось развитие угольной промышленности на
Урале, в Кузбассе, в Карагандинском бассейне и в
других восточных районах страны. На востоке в на-
стояшее время добывается угля в два с лишним раза
больше, чем в довоенное время. Перевыполняется за-
дание пятилетнего плана по. расширению новой уголь-
ной базы для районов Севера и Ленинграда — Печор-
ского угольного бассейна. Осваиваются новые уголь-
ные месторождения в других районах страны.
	Успешно развивается наша нефтяная промышлен-
ность. Задание пятилетнего плана по добыче нефти
перевыполнено. Пятилетним планом предусматрива-
	лось увеличить в 1950 году добычу нефти против до-
военной на 14 процентов. За десять месяцев этого го-
	да добыча нефти превысила довоенный уровень на
2] процент.
	Полностью восстановлена и технически перевоору-
жена разрушенная во время войны нефтяная промыш-

ленность Майкопского ‘и Грозненского нефтяных райо-
нов и нефтяная промышленность Западной Украины.
	Серьёзно возросло значение новых нефтяных раио-
нов на востоке. Созданы новые крупные нефтяные про-
мысла и нефтеперерабатывающие заводы в Башкирии.
Быстро развивается добыча и переработка нефти в
Куйбышевской области, в Туркменской, Узбекской и
Казахской республиках. Открыты новые крупные неф-
тяные месторождения в Татарской республике. Ведутся
большие ‚работы по развитию добычи нефти на Саха-.
лине. Удельный вес восточных районов в общей добыче
нефти по Союзу увеличился до 44 npoweHTos против
12 процентов в 1940 году.
	Нефтеперерабатывающая промышленность техниче-

ски перевооружена, освоила и производит новые сорта
\

высокооктанового авиабензина и других видов горю-

чего и масел.
	Выработка электроэнергии в последнем году NATH
летки должна была увеличиться по сравнению с до-
военной на 70 процентов, а фактически она возросла на
87 процентов. В районах, пострадавших от войны, где
электростанции были полностью разрушены, мощность
их и выработка электроэнергии в настоящее время пре-
высили довоенный уровень.
	Быстрыми темпами развивается машиностроение.
	Успешно выполняются задания пятилетнего плана
по производству машин, механизмов и приборов. Пяти-
летним планом было предусмотрено увеличить выпуск
оборудования в 1950 году в два раза по сравнению с
довоенным. За десять месяцев текущего года продук-
ция машиностроения превзошла довоенный уровень в
2,2 раза. При этом производство металлургического
оборудования увеличилось в 5 раз, выпуск паровых тур-
бин —в 2,5 раза, крупных электромоторов — в 5 раз,
нефтеаппаратуры—более чем в 3 раза, экскаваторов—
в 13 раз.
	За последние годы советские машиностроители, опи-
раясь на достижения отечественной науки, создали и
освоили много новых современных типов машин и ме-
ХАанизмов.
	За годы пятилетки значительно улучшилось исполь-
зование оборудования в промышленности. Например,
доменные печи используются лучше, чем в довоенное
	время, на 25 процентов, а мартеновские печи— на 32 про-
цента. Скорость эксплуатационного бурения нефтесква-
	жин по сравнению с довоенной увеличилась на 43 про-
цента. Однако, как показывает опыт передовых рабо-
чих, передовых предприятий и цехов, имеются ещё боль-
шие резервы и возможности для более производитель-
ного использования оборудования.
	Успешное внедрение новой техники позволило в боль-
ших масштабах провести дальнейшее техническое пере-
вооружение народного хозяйства и повысить уровень
механизации трудоемких и тяжёлых работ. Наряду с
этим, технический прогресс, повышение квалификации
наших кадров и творческая инициатива рабочих, ‘инже-

неров и техников обеспечили значительный рост произ-
водительности труда. ‚

Пятилетним планом был‹предусмотрен рост произво-
дительности труда в промышленности в 1950 году по
сравнению с довоенным уровнем на 36 процентов. Фак-
тически производительность труда. рабочих в промыш-
ленности в третьем квартале 1950 года была выше
довоенного уровня более чем на 40 процентов. В про-
мышленности проводится основательная работа по эко-
номии сырья, материалов, топлива и электроэнергии,
улучшению использования производственных плошадей,
по ускорению оборачиваемости ‘оборотных средств.
В результате этого выполняются и перевыполняются
установленные Правительством планы по снижению
себестоимости промышленной продукции,
	Железнодорожный транспорт также, как и промыш-
ленность, работает на уровне, превышающем задания
пятилетнего плана. Пятилетним планом было преду-
смотрено на 1959 год увеличить грузооборот железно-
дорожного транспорта по сравнению с довоенным на
28 пронентов. За 10 месяцев текущего года грузообо-
рот превысил довоенный уровень более чем на 40 про-
центов. Увеличен и обновлен парк локомотивов и ва-
	гоновВ И создана база отечественного электровозо- H
тепловозостроения.
	Значительные успехи достигнуты в сельском хозяй-
стве. В текущем году валовой урожай зерновых куль-
тур составит 7 миллиардов 600 миллионов пудов и
превысит уровень довоенного 1940 года на 300 с лиш-
ним миллионов пудов. При этом валовой урожай пше-
	ницы превышает урожай 1940 года на 340 миллионов
	пудов.
Валовой урожай хлопка превысит урожай 1940 го-

да более чем на 40 процентов. Увеличилась урожай-
ность сахарной свёклы. Сахарной свёклы ‘в текушем
году будет собрано, как минимум, на 25 миллионов
центнеров больше, чем в 1940 году.
	Успешно выполняется принятый в 1948 голу план
полезашитных лесонасаждений, внедрения травополь-
ных севооборотов, строительства прудов и водоёмов
в степных и в лесостепных районах Европейской части
Союза. За два года лесные насаждения произведены
на плошади 1 миллион 300 тысяч гектаров; в колхозах
и совхозах этих районов построено несколько тысяч
прудов и водоёмов.

В августе этого года принято важное решение о
переходе на новую систему орошения на площадях,
превышающих 4 миллиона 300 тысяч гектаров. Пред-
усматривая устройство временных оросительных ка-
налов вместо постоянных, которые затрудняли приме-
нение современной машинной техники земледелия, но-
вая система орошения позволит увеличить размеры
поливных участков и значительно повысить произво-
длительность труда в орошаемом земледелии.
	В текущем году усилия Партии и Правительства
были направлены на решение центральной задачи в
области сельского хозяйства — на всемерное развитие
животноводства. Выполняя трёхлетний план развития
общественного колхозного и совхозного продуктивного
животноводства, колхозы и совхозы добились серьёз-
ного увеличения поголовья скота и повысили его про-

AYKTHBHOCTb.
	Наше. животноводство сильно пострадало во время
войны. В важнейших сельскохозяйственных районах
страны — на Украине, Северном Кавказе, Белоруссии,
в Центрально-Чернозёмных областях поголовье скота,
кроме небольшой части эвакуированного на восток и
укрытого населением, было полностью уничтожено.
Пострадало во время войны животноводство и в дру-
гих районах страны. Несмотря на это, в настоящее
время не только полностью восстановлен довоенный
	‘уровень общественного продуктивного животновод-
	-

ства, но и в значительных размерах этот уровень п
взойден. Поголовье крупного рогатого скота в колхозах
в настоящее время больше, чем до войны, на 38 про-
центов, овец и коз — на 65 процентов, свиней — на
55 процентов. Колхозы и совхозы добились значитель-
ного увеличения поголовья племенного скота.
	В колхозах и совхозах осуществляются крупные
мероприятия по строительству благоустроенных жи-
вотноводческих помещений и по ‘созданию кормовой
базы для животноводства — осваиваются специальные
кормовые севообороты, расширяется травосеяние, уве-
личивается производство силосных культур и кор-
мовых корнеплодов, внедряются в производство новые

высокоурожайные кормовые культуры — суданка, сор-
го и другие.
	Увеличение производства зерновых и технических
культур и рост продукции животноводства создают
прочную сырьевую базу для дальнейшего подъёма
лёгкой и пищевой промышленности.
	Партия и Правительство оказывают большую помощь
колхозам, совхозам и машинно-тракторным станниям.
Сельское хозяйство в большом количестве вооружается
разнообразной машинной техникой. Наши тракторные
заводы и заводы сельскохозяйственного машинострое-
ния были разрушены во время войны; теперь они все
	‚восстановлены и вместе с вновь построенными завода-
	ми дают в текущем году сельскому хозяиству: тракто-
ров в переводе на 15-сильные — в 4 раза больше, чем
в 1940 году, комбайнов — в 3,8 раза, плугов трактор-

ных —в 4 раза, сеялок тракторных — почти в 6 раз,
культиваторов тракторных — более чем в 3 раза,
	Химическая промышленность всё в больших разме-
	‚рах снабжает сельское хозяйство минеральными удоб-
	рениями. В текущем году сельское хозяйство получает
	фосфорных, калийных и азотных удобрений почти в два
раза больше, чем в 1940 году.
	Ведение крупного коллективного хозяйства, оснашён-
ного переловой техникой, требует знания экономики
колхозного производства, знания основ агротехники и
механизации. Из среды колхозников выдвинулись заме-
чательные организаторы, руководители и мастера сель-
ского хозяйства. Но на этом нельзя успокаиваться. По-
	этому Партия и Правительство ставят залачу дальней-
	шего укрепления колхозных кадров, внедрения в кол-
хозное производство и в практику работы машинно-
	тракторных станций достижений науки и передового
опыта в сельском хозяйстве.
	Подъём народного хозяйства сопровождается уве-
личением национального дохода и дальнейшим ростом
	материального благосостояния и культурного уровня
нашего народа.
	В капиталистических странах львиная доля нацио-
нального дохода, создаваемого, трудяшимися, присваи-
ваелся эксплуататорскими классами. В советской со-
циалистической системе хозяйства национальный доход
достаётся трудящимся и распределяется не в интересах
обогащения эксплуататорских классов, а в интересах
систематического повышения материального положения
рабочих, крестьян и интеллигенции и расширения со-
циалистического производства. Поэтому рост нацио-
нального дохода в советской стране является наиболее

обобщающим и ярким показателем роста материаль-
ного благосостояния трудящихся масс.
	(Продолжение ва 3-й стр.)
	Доклад Н. А. Б УЛГАНИНА на торжественном зас
	люцией, объединяют ныне могучий лагерь социализма
	и демократии, возглавляемый Советским Союзом. Мы
	по праву отмечаем это как победу идей марксизма-
ленинизма.

Всем ходом событий подтверждена правильность
марксистско-ленинского учения о неизбежной гибели
капитализма, вступившего на рубеже ХХ и ХХ веков
в последнюю стадию своего развития — стадию импе-
риализма. Подтвердился научный вывод марксизма-
ленинизма о том, что рабочий класс во главе с револю-
ционной марксистской партией является силой, спо-
собной поднять трудящихся на освобождение от капи-
тализма, взять на себя государственное руководство
обществом и осуществить благородную цель построе-
ния социализма. На опыте строительства советского
государства, показывающего пример братского сотруд-
ничества наций, народы других стран убеждаются в
превосходстве социализма над капитализмом, в право-
те и жизненной силе марксизма-ленинизма.
	Товарищи!

Сегодня народы Советского Союза празднуют три-
дцать третью годовшину Великой Октябрьской социа-
листической революции, положившей начало новой
эпохи, эпохи освобождения трудящихся от капитали-
стического рабства.

Октябрьская революция вызвала к жизни небыва-
лую творческую энергию и инициативу нашего народа.
Руководимые коммунистической партией, советские
люди показали невиданный героизм как в мирном тру-
де, так и в военной защите своего Отечества. Преодо-
лев серьёзные трудности на своём пути, советский на-
род в короткий исторический срок создал советский
социалистический строй и ныне уверенно идёт к вели-
кой цели — коммунизму.

Возникший в результате победы Октябрьской ре-
волюции Наш советский строй оказывает большое пре-
образующее влияние на. развитие всей мировой исто-
рии. Принципы, провозглашённые Октябрьской рево-
	1.
Исторические успехи Советского Союза

по линии его внутреннего развития
	Тридцать третью годовщину Великой Октябрьской
социалистической революции советский народ встре-
чает большими успехами ‘во всех областях политиче-

ской, хозяйственной и культурной жизни.
	Главный итог, с которым мы пришли к годовщине
Октябрьской революции, состоит в том, что ещё более
возросла и укрепилась политическая и экономическая
сила Советского социалистического государства. За
послевоенные годы не только среди советских людей,
но и срели трудящихся других стран, ещё более под-
нялся авторитет советской власти —самой демократи-
ческой власти в мире, пользующейся полным довери-
ем и любовью своего народа. Наш советский строй
обеспечивает активное участие в государственной и
общественной жизни широчайших народных масс и
служит наилучшей формой развития их творческих сил.
Руководящей и направляющей силой нашего государ-
ства является коммунистическая партия, политику ко-
торой советские люди считают своей политикой, видя
в ней воплощение своих интересов. В мире нет ни од-
ного буржуазного правительства, внутреннее полити-
ческое положение которого было бы также прочно и
незыблемо, как прочно и незыблемо положение Совет-
ского Правительства. (Аплодисменты).
	Успехи, достигнутые Советским Союзом в годы
мирного развития, ещё более укрепили в нашем народе
чувство советского патриотизма, сила которого, как
учит товариш Сталин, состоит в том, что он имеет сво-
ей основой не расовые или националистические пред-
рассудки, а глубокую преданность и верность народа
своей Родине, братское сотрудничество трудящихся
всех наций нашей страны.
	В созидательном труде на благо социалистической
Родины развиваются и крепнут братское сотрудниче-
ство и дружба народов нашей страны. При поддержке
всего Советского Союза поднялось из руин и быстро
двинулось вперёд хозяйство районов, подвергавшихся
вражеской оккупации. В дружной семье народов все
наши республики добились за последние годы немалых
политических, хозяйственных и культурных успехов.
	В борьбе за осуществление великих целей коммуни-
стического строительства неуклонно крепнет морально-
политическое единство советского общества, тесно
сплоченного вокруг партии и советской власти. Об
этом убедительно говорят итоги выборов Верховного
Совета СССР и Верховных Советов национальных
республик, происходивших в послевоенный период и
приносивших блестящую победу сталинскому блоку
коммунистов и беспартийных.
	Преимущества советского общественного и гссудар-
ственного строя, < исключительной силой сказавшиеся
в годы войны, столь же плодотворно проявляются
и в условиях мирного развития.
	Основой хозяйственной и культурной деятельности
советского народа в послевоенный период был пяти-
летний план восстановления и развития народного
хозяйства страны на 1946—1950 годы, принятый
вскоре после окончания Великой Отечественной войны,
самой тяжёлой из всех войн, когда-либо пережитых
нашей Родиной. Материальный ущерб, причинённый
войной нашей стране, был настолько серьёзен, что
наши враги строили на этом свои корыстные расчёты.
Они надеялись, что мы не сможем своими силами
выбраться из послевоенных затруднений. Однако, их
расчёты оказались несостоятельными. Советский Союз
нашёл у себя силы и возможности, для того, чтобы
не только залечить раны, нанесенные войной, но и
организовать дальнейший мощный подъём промыш.
ленности и транспорта, сельского хозяйства, культуры
и материального благосостояния трудящихся.
	Советский народ воспринял пятилетний план как
боевую программу, отвечающую его кровным интере-
сам, и с воодущевлением взялся за претворение этого
плана в жизнь. Руководимые коммунистической пар-
тией, советские люди не жалели сил и труда в борьбе
за выполнение и перевыполнение послевоенной пяти-
летки. В эти годы вновь проявились замечательные
качества‘ и творческие силы советского народа, ещё
более выросла’ политическая сознательность и обще-
ственная активность советских людей.
	Послевоенная пятилетка — это новый славный этап
в развитии нашей страны.
	Основные задачи пятилетнего плана состояли в том,
чтобы восстановить пострадавшие районы страны,
восстановить довоенный уровень промышленности и
сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень
в значительных размерах. С чувством гордости за
нашу великую Родину мы можем сказать сегодня,
что эти задачи пятилетки успешно выполнены. (Апло-

дисменты). .
	Пятилетним планом было установлево, что продук-
ция всей промышленности Советского. Союза в
1950 году должна увеличиться на 48 процентов по
сравнению с предвоенным 1940 годом. Этот уровень
производства не только достигнут, но и значительно
превзойдён нашей промышленностью. Как известно,
уже в четвёртом квартале 1949 года среднемесяч-
ный выпуск валовой продукции превзошёл уровень
1940 года на 53 процента: В твкушем году объём
промышленного производства увеличился ещё более.
Довоенный уровень по выпуску валовой продукции
промышленности превышен за десять месяцев 1950 го-
да на 70 процентов. (Аплодисменты).
	Высокие темпы роста промышленного производства
и развития всех отраслей народного хозяйства обе-
спечиваются значительным объёмом капитального
строительства. За истекший период послевоенной пя-
тилетки восстановлено и вновь построено около шести
тысяч промышленных предприятий, не считая мелких
государственных и кооперативных предприятий.
	Промышленность районов, пострадавших от воины,

аа А И Дл ДО, ДО ВП meet mt аа ее’ м рома ee
	не только полностью восстановлена, но и значительно
расширена на основе новой и более современной тех-
		Успешно. ссушествляется задача первоочередного
восстановления и развития тяжёлой промышленности.
	Задания пятилетнего плана по развитию черной ме-
таллургии перевыполнены. По пятилетнему плану в
1950 году должно быть произведено чёрных металлов
на 35 процентов больше, чем в 1940 году. За 10 ме-
сяцев текущего года производство чёрных металлов
превысило довоенный уровень на 44 процента, в том
числе выплавка чугуна — на 28 процентов, выплавка

стали — на 48 процентов и производство проката — на
58 процентов.
	Чтобы добиться этих результатов, нашим металлур-
гам и строителям пришлось немало поработать. Как
известно, во время войны металлургическая промыш-
ленность Юга была полностью разрушена. Теперь она
вся восстановлена на новой технической базе и даёт
металла больше, чем до войны. (Аплодисменты). Про-
должалось дальнейшее развитие чёрной металлургии
в восточных районах страны. Уровень производства

проката в этих районах выше довоенного в два с: по-
ловиной раза.
	В соответствии с заданиями пятилетнего плана в
области цветной металлургии значительно расширено
производство цветных и редких металлов: алюминия,
олова, никеля, меди, свинца, цинка, магния, вольфра-
мового и молибденового концентратов.

Перевыполнено задание пятилетнего плава по до-
быче угля.

По пятилетнему плану добыча угля в 1950 году
должна была возрасти на 51 процент против 1940 го-
да. За десять месяцев текушего года добыча угля
превысила довоенный уровень на 57 процентов, и по
размерам добычи Советский Союз вышел на второе
место в мире. (Аплодисменты).

Восстановлена вся угольная промышленность Дон-
басса, полностью разрушенная во время войны. Шахты

Донбасса в настоящее время дают угля больше, чем
до войны, и больше, чем предусмотрено пятилеткой.
	Донбасс вновь является самым крупным и наиболее
механизированным угольным бассейном страны.
	[[одмосковный. бассейн, который также был пол-
	ностью разрушен, даёт сейчас угля в три раза боль-
ше, чем до войны.