ВЛА
	5 ШАЯ 1950 г; Ne 125 (11597)

Ра астет и ширит TC sl pont
”‘борщов за мир! -
	МОЩНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА МИР В. ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
	БЕРЛИН; 4 мая. (ТАСС). Из всех частей
Германской демократической республики
продолжают поступать сообщения‘ ob ycenem-
HOM ходе сбора подписей под. `воззванием
Постоянного комитета Вёемирного конгресса
	сторонников мира. В этом мощном двяже-
нии 33 мир принимают активнейшее уча-.
	стие самые различные слои населения. Во
многнх районах pecnyéaEu сбор ‘подписей
уже завершен.

Как сообщает сегодня газета’ «Нейес.
Дейчланл», лишь в течение двух дней в
земле Саксония-Ангальт. собрано‘ свыше
	2 миллионов подписей под ‘воззванием:
В Тюрингни собрано 1.830 тысяч похниесей..
	Это означает, что 3& запрещение атомчого
	оружия высказалось уже свыше половины
населения ` зёмли. В Сакебнии собрано
1.650 тысяч подписей. Tarn. ‘образом, B
течение первых двух “queda лишь в `трех
землях республики ‘собрано = примерно
5,5 млн. подписей. под воззванием Постоян-
ного комитета.

Хотя общих цифр ‘о ходе сбора подписей
в Восточном Берлине, а также в землях
Мекленбург и Бранденбург oka eme нет,
многочисленные сбобщения, поступающие
оттуда, свидетельствуют 06 успехе движе-
ния за мир. В берлинском районе Фрид-
puxcxafin лишь за полтора часа 432 сбор-
‘щика собрали 10.746 подписей.
  Во всех районах Восточного Берлина co-
  зданы   специальные агитнункты.
	В земле Мекленбург все жители’, района
Радов. ‚к вечеру 2 мая отдали свои подписи
за запрещение атемной бомбы. В. городе.
Висмар все жители трех. городских. районов
из четырех еще-1-мая отдали-свои подписи
в зашиту мира. Во многих общинах и мел-
ких городах Мекленбурга все население
единодушно“ поставило свои’ подписи под
воззванием.
	В земле Бранденбург в шести городских
районах Потсдама. к 3 мая все мужчины, .
женщины, юноши и девушки внесли в
списки. евои подписи.

B шести общинах района. Дебус и района
Коттбуе 3 мая сбор подписей под воззва-
нием Постоянного комитета был завершен.
	Мы, коммунисты, всемерно поддерживаем
инициативу совета сторонников. мира. Мы
‘включаемся в движение, которое служит
благороднейшей цели человечества — миру.
Каждый коммунист будет собирать подписи
под воззванием Постоянного комитета Все-
мирного. конгресса сторонников-. мира - там,
где он рабетает и живет, и. одновременно
	  будет разъяенять людям угрозу войны и те
	мэры, какие необходимо предпринять для
предотвращения ‘этой войны. Каждый ком
мунист — борец за мир. Необходимо, и это
удастся, разгромить поджигателей войны и
их пособников и обеспечить дтятельный
мир во всем иире.

Центральный комитет коммунистической

партии Австрии».
	Печать на службе
‘трудящихся,
		(п ила Gonomesnemenxer
слова“
	В народе говорят: это настоящий человек.   что ‘такое. иногонационзльнае вн
он хержит свое слово, и слово его — верное.   как  Советский Союз, не выдержит военных
	Это высокая похвала.
	ударов я ‘распадется на. составные ‘части.
	ЛЕЧЬ А. 6%

Но не часто прихолилось слышать ее лю-   Наша партия, большевистская печать, вос-
	amu, особенно с той поры, когда расслоен-
	ПИТЫВаЛлН. Я воспитывают В советоьо \ народе
туветво братской дружбы. Большёвикя
	ное на антагонистичесвие классы буржуаз-   чувство OPAL KOR. . Avy a.   eee
ное общество сметало и изуродовало все по-   устами „своего. вождя говорили и говорят,
натия о чести и достоинстве. Ложь в буржу-  что пока жива эта дружба, никакие врати
	не страшны нам, советским людям. Жизнь
слестяше доказала. что правы большевики
	азном обществе получила официальное при-
	знание правящих кругов,— ложь во имя и  блестяще доказала, что правы дольщевики
рати корыстных целей капиталистического,   и что враги налии снова позорно провали-
	ненавистного Hapoedy тосударства.
	Бакова роль буржуазных партий и печа-!
	ти? Каковы их цели и задачи? РВеемерные
попытки сохранить капитализм, гябель ко-
торого неминуема!.. Если человек защищает
	ЛИСЬ. . .
Нынче. Koraa. военная. истерия в имие-
	ризлистичесвих государствах разрастается
все больше и больше. 0с0бое значение при-
	ВАРШАВА, 3. (ТАСС). Польекое агент-
	ство печати сообщает 05 открытии выстав-
ки «Печать в борьбе за ийр». На открытии
выступил председатель Центрального совета
профеоюзов Польши Завадский, ‘приведитий
ярБие факты расцвета культуры в народно-
демократической Польше. _

Пародное государство, указал  Завадекий,
расходует. ежегохно ‘на цели ‘просвещения
в три раза болыше средств на душу населе-
ния, чем до войны. В 1950 голу ‘выйдет
в свет 85 миллионов томов книг, что
означает увеличение на 100 процентов в
течение трех лет.
	В настоящий момент в: Польше на душу
населения приходится во.пять раз больше
книг, издаваеных в течение одного года,
чем до войны. ‘Завадский подчеркнул далее,
чте основные ‘труды В. И. Ленина ‘и

И. В. Сталина расходятся в стране в сотнях
тысяч экземпляров.

В народной Полыне тираж rage? yocTH-
raet 4.600 тысяч экземпляров, то веть B
пять р8з превышает довоенный.
	ЧЕХОСЛОВАКИЯ
	Коммунистическая печать Чехословакии
завоевала уважение и любовь широких масс

трудящихся республики. Ведущее положе-
ние в стране занимает газета «Руде пра-
в» — центральный . oprah Чехословацкой
компартии.  «Руде, право» опирается. на
многочисленную армию ‹рабкоров -и селько-
ров, с которыми проводит систематическую
работу по повышению их квалификации. В
редакции «Руде право» внимательно‘ изу-
чают опыт работы советской печати. Для
коллектива газеты регулярно издается
«Бюллетень», содержащий статьи, обзоры

печати и заметки из центральных советских
тазет. : - . :
	Цечать в Чехословакии становится до-.
стоянием ‘всего народа. На фабриках и 3а-
водах излается 1.100 многотиражных газет;
пронагандирующих опыт передовиков ©0-
циалистического - соревнования. Тысячи
стенных ‘гззето вынуекаютен на. заводах, .
шахтах, в учреждениях. Чехословацкая ие-
чать Ha леле‘становитея мощным оружием.
	в борьбе за построение. социалистического
общества. 5 Ея

бан

‚ ПРАГА, 4.” (ТАСС).  Издательство «Сво-
‘бода» к 80-летию CO дня рождения
Владимира Ильича Ченина подготовило к
изданию в переводе на чешский язык два
тома избранных ленинских произведений.
В вышедший из печати первый том вошли
	произведения В. И. Ленина: «Что такое
«друзья народа» и как оня воюют против
социал-лемократов?», «Шаг   вперед, два
tara назад», «Две тактики социал-демо-
	ee ee ИИ: 2 о Ат: К Г

кратии в демократической революции»,
«Инпериализи, Rak shicmiad! tragaa вапита-

ЕЕ о ТА

лизма» и другие. а
	БОЛГАРИЯ _
		Е ЧЕ ЧЕРРЕ =.

Бели человек защищает   обретает наша. большевистская печать. Про-
	неправое дело, если он горой стоит за дело,   <тые люди мира жаждут. правдивых CA0B,
в конечном счете обреченное на гибель, —   которые открывают. глаза трудящимся на
истинное положение вещей, освещают пути

wasnt азот fo unream we wrath И И H3B0-
	такой человек не может не лгать И 5% 8$°257-
рачиваться.

Наш советский народ, все народы мира
любят и ценят слово большевиков. Слово
болыневика-— ответственное ©2069.

Нашу большевистскую печать любовно
пестовали Ленин и Сталин. Нельзя переоце-
нить значение нашего. нечатного ©ловз.

Товарищ Сталин учит: «Мечать должна
	борьбы за свободу. Такии было, есть и бу-
	вев народы мира   дет только и.только большевистекое слово!
	Любовь трудящихся всего мира. в нашей
  печати совершенно закономерна. ..

За что борется нана, коммунистическая
печать?. За интересы трудящихся, за сво-
боду всего трудового человечества, за мир
BO всем мире. Наша печать воснитывает
	ЗАЯВЛЕНИЕ ЦК. КОМПАРТИИ АВСТРИИ
ВЕНА. 4 мая. (ТАСС): Пентральный ко-  ‘Аветрийский совет сторонников мира в0з-  Мы, коммун!
	митет коммунистической партии Австряи
опубликовал заявление, в котором  тово-
рится: ve

«Постоянный ‘Комитет Всемирного ‘кон-
гресса сторонников мира призвал всех’ лю-
дей`доброй воли подтвердить своей подписью,
что они требуют запрещения атомного ору-
жия и объявления правительства, которое
первым применит это оружие, военным пре-
ступником. Этому призыву последовали мно-
гие миллионы людей, ибо они’ хетят мира,
а не войны. Тысячи выдающихся людей —
ученые, писатели, деятели искусств и ©лу-
жители церкви уже поставили свои. полпи-
си. Такие люди, как Эйнштейн и’ Томас
Манн. полнимают сеголня свои. голоса в-3а-
	щитх мира:
	‚Австрийский совет сторонников мира в03-
тлавил у ‘нас: мощное‘ движение за мир. От-
кликя, которые вызвала. эта инициативз В
верхушках коалиционных партай.и у чле-
HOB австрийского правительства, показызва-
ют, что. последние превратились в пособни-
ков атомной политики, ведущей к nosed
pay войне. Однако именно в Австрии
жизненные интересы народа веразрывяо
связаны с мирол. Мир, запрещение атомной
бомбы, наказание правительства, которое
первым ее применит,— все это не является
лишь делом одной партни; это — дело всего
человечества. Это констатируем мы, комму-
`нистичбеекая ‘партия, ибо мы готовы бороть-

ся за мир. вместе со всеми, вто имеет добрую
	  волю.
	ОЕ, п, Ты ИО в

расти не по дням, 8 по часам, — - STO самое   народы в духесвзаимного уважения и брат-
па м гамое сильное оружие нашей   ства, в духе укрепления культурных и эко-
	партии». — . . t wot
Говорить нафоду правду, и только прав-
ту — вот главнейший принципи большевист-
	ской печати. Он& не скрывала от народа
правлы в самые вритическяе для партии и
	номических связей, между народами. Наша
	и только праз-   печать. настойчиво. разоблачает поджигате-
	лей новой мировой войны, клеймит позором
людоелов-империалистов. Она делает высо-
кое, благородное. дело, отвечающее насущ-
	Велика роль печати в жизни советских
людей. Большевистская печать верно под-
мечает ростки коммунизма в нашей повсе-
дневности. Она. пропагандирует все лучшее,
410. рождает. социалистическая действитель-
ность. И не только. пропагандирует. Боль-
шевйетская печать: организует? массы BO
имя построения. коммунизма. Она. прекрас-
ный организатор масе;.и в этом ее огром-
	ная сила. Бритика И самокритика лвижут.
	вперед и нашу печать, и это иридает боль-
шевистекому слову еще больше: MONTH: :

В борьбе за мнр, против поджигателей
войны огромная роль ‚принадлежит нашей
печати. Раскройте любую советскую газету,
которая приходит. 5 вам каждым утром.
0 чем она говорит зам? За мир! — призы-
вают ве страницы, За мир! — провозгла-
шает каждая строка. Миром и только ми-
ром веет от каждого. слова.

Бороться за мир.— значит любить
жизнь. Бороться за мир — значит глубоко
‘уважать простого человека, в какой бы он
стране ня жил. Напа печать; гордо, несущая
великое слово МИР..неуетавно боретел за
	превоаеную жизнь, очищенную от скверны  .
	капитализма. Нана печать — первая и
верная помощница в борьбе -за мир: Она
не только ставит.вк нозорному столбу под-
жигателей войны, по и учит трудящихся,
учит. терпеливо и настойчиво тому. Kak
	выиграть битву против: черных сил Bonk
и отстоять святое дело мира:

Ныне все трудовое. человечество © 060-
бой чуткостью прислушивается & нашему
	слову — слову большевистской печати.
‚Мы не-можем сегодня-не вспомнить ‘На-.
ших. журналистов —— славный отряд совет-
ской интеллигенции. В многотрудные буд-
ни, вдалеке от родного -кровз,` где-нибудь в
Заполярье, в тайге, в безводных пустынях,
в высоких горах: на море ив воздухе они
делают евое чудесное, глубохо патриотнче-
ское дело. Вспомним годы войны, когда со-
ветские журналисты работали на переднем
крае обороны; Это была» одновременно и ра-
‘бота и битва. А сколько`их, замечательных
советских. ‘журналистов, отдали жизнь за
Родину? Мы склоняем головы пред их па-
мятью и так же беззаветно, как и они, кля-
	немея зашишать сегодня мир во всем мире.
	Есть оружие различное по своеи мощи.
	Но оно.ограничено пространством и препят-
ствиями. А острейшев и благороднейшее
оружие—большевистское <лово—не знает
		границ и не боится никаких препятствий.
	Есть в мире явления, не имеющие пре-
дела своему развитию, ибо жизнь не мыс-
лится без них. Эти явления бессмертны. Это
солнечный луч, несущий тепло. Это воздух
и вода, поддерживающие жизнь. Это весна,
обновляющая природу. Это великая правда
на земле. И она, эта правда, заключена в
нашем, большевистском слове, В этом и ве-
личайшее счастье человечества и необори-
мая сила мужественного, крепкого, ясного
‘и простого большевистского слова. В этом
	и еге бессмертие.
- го Георгий ГУЛИА.
	государства дни — и в этом наша сила, в  НЫМ интересам человечества.
	этом сила большевистского слова.

Партяя большевиков несла и несет прав-
ду через свою печать, воспитывает народ.
Она. разговаривает с. народом на. ясном. и
понятном ему языке, близком его сердку,
родном его душе, глубоко воянующем все
его существе: =:

Большевики служат народу, они живут и
борются во имя народа и его счастья. Они
принесли народу <вободу, избавление от вся-

ческого гнета. . .
Великие вожди Ленин н Сталин еще на
	заре революционного движения В` Hamed
	стране говорили, что рабочий класс есть и
будет основным творческим ‘ядром револю-

ция. А буржуазные деятели и их печать

лгали, всяческя унижая рабочий класс, тре-

тируя-его творческие возможности, твердили

о незыблемости: основ буржуазного строя,
А что-же-вышло? Бав же рассудила жизнь?

Чье слово оказалось верным? Только и толь-

го большевистское слово! Все, о чем писали

большевики на страницах своей боевой пе-

чати. блестяще полтверждено историей...
	Ленин и Сталин в самые мрачные годы
царской реакиии верили в победу нашего
народа, в близость революции. Они ©б этом
писали на страницах легальной и нелегаль-
	ной болыневистской печати. История дока-
зала. что большевики были правы, она это
	полтверлила в победоносном Октяюре...
	Когда восторжествовала Великая о РЕ
ская социалистическая революция, Денин и
Сталин говорили © глубокой народности ©0-
ветского страя, о его незыблемости. Но нахо-

дились люди, которые предеказывали конец
советсвой власти. Этого не произошло! Ока-

залось, что жизнь была и есть на стороне.
большевиков!.. аа я а

Наша партия устами своего великого
вождя товарища Сталина, верного друга
и соратника Ленина, провозгласила поли-
тику индустриализации страны, политику
коллективизации сельского хозяйства, как
единственно правильную, единственно жиз-  .
ненную. А наши враги, внутренние.и внеш-  .
ние, возражали, боролись против партни,
предсказывая нашу гибель. История дока-.
зала, что слово большевиков — верное сло-
BO, & слово наших врагов не стоит и ло-
маного граша... р

Глубокой осенью 1941 годз гитлеровцы—
этот штурмовой отряд международного им-
периалязма —подетупили к стенам Москвы.
Мировая буржуазная печать открыто писала
о поражении Советского государетва, дни ко-
торого, дескать; сочтены. Это была обыз-
ная ложь, бесетыдная и грязная ложь.

Наша. партия устами своего вождя не
только разоблачила эту ложь, но и предека-
зала окончательную гибель разбойничьего
титлеровского режима.

Большевистская печать воспитывала на-
род и его армию в духе глубокой веры в
победу нашего правого дела. Большевист-
ская печать в тылу и на фронте вселяла в
советских людей уверенность, звалз их впе-
pea, к победе. р

В лни войны ‘империалисты утверждали,

НОВГОРОД, 4. (Корр. «Празды»). Музей
А. В. Суворова, созданный в селе Кончаи-
ском в 1942 году, готовится к 150-летию
CO лня смерти великого полководца. Закон-
	чен ремонт дома, гле жил А. В. Суворов, &  .
	теперь находятся музей. Составлена новая.
экспозиция выставки. отображающая годы
жизни великого русского полководца-в Вон-
чанском. Бывшая усадьба А. В. Суворова
прянимает первоначальный вид. Paenm-
ряетея сад, высаживаются новые фрукто-
вые и декоративные деревья, разбиваются

цветники.
	В. послелние YHH заметно увеличился
	приток экскурсантов. Для посетителей му-
зея и колхозников из ближайших сел чи-
	ПО ВСЕЙ АВСТРИИ РАЗВЕРТЫВАЕТСЯ СБОР ПОДПИСЕЙ ПОД ВОЗЗВАНИЕМ
	ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА
	письмо, в котором призывает рабочих и слу-
жащих Аветрии` оказать поддержку движе-
нию сторонников мира. В письме, подписан-
ном заместителем председателя ОАН Фиала,
членами правления ОАП Торном, Кодичеком,
Внлли Еунстом и Гораком, говорится:
«Ниженоднисавшиеся профсоюзные функ-
цибнеры и члены производственных советов
заявляют о своей солидарности © всемирным
движением сторонников мира и требуют:
безусловного ‘запрещения атомного: ору-
жия, как оружия террора и массового уни-
чтоження людей;
‚установления строгого международного
контроля нал осуществлением этого решения.
	‚ШИРОКАЯ КАМПАНИЯ ПО СБОРУ ПОДПИСЕЙ ВО ФРАНЦИИ
	Руководящий комитет Ассоциации быв-
ших участников войны и военнопленных
(департамент Сены) выпустил бюллетени <
текстом воззвания и призывает> ‘бывших
	военнопленных и их семьи подписываться

Под Ним.
Руководящий комитет Союза французских
	женщин на состоявшемся вчера заседании
предложил входящим в Союз комитетам с9-
брать к 13 мая — дню открытия заседаний
Национального комитета союза — 500 ты-
сяч поллисей под воззванием. Это явится
первым этапом по-6бору 5 миллионов подпи-
	В. БОЛГАРИИ СОБРАНО 5,4 МИЛЛИОНА ПОДПИСЕЙ
	  spannen Постоянного комитета Всемирного
конгресса сторонников мира. По данным на
	ВЕНА, 4 мая. (ТАСС). По всей Австрия с
успехом проходит сбор подписей под воззва-
ннем Постоянного комитета Всемирного кон-
	  Гресса сторонников мира...
		Ьак сообщает. австрийский совет сторон-
ников ‚мира, коллектив объединенных. ко-
жевенных предприятий в. Штадлау, рабочие
и служащие фиом «Герц»,. «Элин», «Ли-
зинг», «Рот», «Поснишил», «Загер и Вер-
Hep», рабочие и служащие Дунайского су-
‘доходства и многих других. предприятий a
	организация уже перелали подписанные тек-
	CTH воззвания. —..-
Ряд руководяпгих. работников , объединения
	‘  австрийскнх профсоюзов (0АИ) опубликовал
		ПАРИЖ, 4 ‘мая. (ТАСО). но всей ‘стране
широко развернулась кампания ‘но сбору
поднисей под воззванием `Поетоянного ко-
митета Всемирного конгресса сторонников
	мира. я
Но данным. газет, В ‚Маровзе уже собрано
свыше 100 тысяч подпивей. На автомобиль-
ных заводах «Рено» пол воззванием подпи-
	сались 23.150 человек. on
Национальвый совет «Союза нрогресеив-
	1} ных хриетиан» принял решение призвать
	всех католиков и протестантов страны ©а-
мим подписать воззвание и принять участие
	В еб00е полнисей под ним.
	Мы считаем, что правительство, первым
примонившее атомное оружие против какой-
либо другой страны, соверщит преступление
против человечности  и дожжно рассматри-
ваться как военный поеступник.
	мы призываем всех рабочих и служащих
приложить свои силы ради осуществления
этих требований и обеспечения мира и свои-
ми подписями под. воззванием. Постоянного
вомитета заявить 0 прнеоохаиевик к фронту
сторонников мира.

Во имя мира в нашей стране’ мы требуем
заключения государственного договора и от-
вода всех оккупационных войск».
	сей, которые обязался собрать Союз фран-
цузских женщин.

По инициативе организации «Борцы за
мир и свободу» по всэй стране создаются
	новые коммунальные советы, & также ко-
митеты в защиту мира. Так, в департамен-
  тах Крез и Ланлы. создано 20 новых комму-
нальных советов, в департаменте Эро —
	шесть советов и т. д.

Бюро ВКТ (Всеобщая нии тру-
да) призвало все профсоюзные организации
удвоить усилия по сбору на всех прехприя-
тнях страны подписей под воззванием По-
стоянного комитета Всемирного RouTpecca
сторонников мира.
	1 мая. уже было собрано 5.429.719
	полписей.
		Печать в Болгарий превратилась в моещ-
ное оружие борьбы за. построение социализ-
ма. Сейчас в стране издается 58 газет 06-
шим тиражом в 1.620 тысяч экземпляров.
	На крупных заводах. и нозостройках издают-
сл свои многотиражные газеты.
	Стенные : газеты, как’ наиболее массовая
	форма печати, - пашаи самое широкое рас-
	пространение. Они издаются на всех фабри-
ках и заводах, в клубах. и школах, учрежде-
ниях и кооперативах, .

Ведущую ‚роль в болгарской печати играет

центральный орган Воммунистической пар-
тии газета «Работническо` дело».
	Пепользуя богатый опыт советской печа-
ти, болгарские газеты мобидизуют и спла-
чивают болгарский народ на выполнение.
величайшей задачи построения сопиалисти-.
ческого общества, на активную борьбу за
мир, против поджигателей войны.
	РУМЫНИЯ
	СОФИЯ, 4 мая. (ТАСС). В Болга-
рии заканчивается сбор поднисей под в03-
	`В зашиту Жолио-Кюри
	От собственного корреспондента
3 «Правды»
	Пытаясь найти замену олио-Бюри,
власти испытывают серьезные затрудне-
ния—-даже реакционно настроенные про-
фессора колеблются. Среди возможных кан-
дидатов называют имя провинциального
профессора Тибо из Лиона. По этому поводу
	парижане иронически замечают, что Тибо.
	привык выступать в роли заменителя. В0-
гда во времена оккупации по требованию
гитлеровцев был смещен с поста директора
высшей школы физики и химии великий
ученый-патриот .Поль ФЛанжевен, вместо
него был назначен. тот же неразборчивый
каръериет Тибо.
	Газета’ «Либерзсьон» вчера опубликова-
ла злую карикатуру известного немецкого
художника Жана Эффель: президент Ориоль
н премьер-министр Бидо,. усталые и ветре-
панные, роются в груде американских и
французских справочников. Надпись raa-
сит: насчет атомной. энергии. Подпись: Я
не могу найти никого, кроме Риты: Гэйворт
(Гэйворт-—вульгарная американская кино-
звезда, прозванная «анатомической бом-
бой», ее портрет был изображен на атомной
бомбе, брошенной в 1946 году на. иепыта-
ниях в атолле Бикини).

Волна всенародного протеста против’ на-
сильственного отстранения Жолио-Кюри с
поста -верховного комиссара по атомной
энергии ширится ‘с каждым днем. Все py-
ководящие. ‘работники комиссариата’ по
‘атомной энергии заявили о солидарности с
ТЖодио-Кюри. Научные работники Колледже
де Франс—одного из самых знаменитых и
старейших научных учебных ‘заведений
Франции —— приняли резолюцию, в которой
‘называют решение правительства скан-
дальным. Е

`Вчера ваш корреспондент побывал в 0б-
ширном зале «Мютюалите»“ ‘на массовом
митинге, протеета против отстранения Жо-
лио-Кюри. Митинг: был. созван: по инициа-
тиве ‘организации «Борцы за мир и свобо-
ду». Над сценой— плакат.со знаменитой фра-
зой Жолио-Кюри, за которую его вознена-
видели поджигатели’ войны: «Ясли завтра
от нас потребуют работать на войну, делать
атомные бомбы, мы ответим-— нет!» ‹

В зале, гле собрались рабочие, студенты,

ученые; депутаты нарламентз, предетави-.

тели демократических организаций, царило
боевое -припохнятое ‘настроение. ‹

BH
TB
CE
	Митинг открыл Ив Фарж, который огла-
сил многочисленные телеграммы протеста,
	тюступившие со. всех. концов Франции.
Собравшиеся тепло приветствоваля сорат-
	ника Жолио-Кюри-— профессора Пьера Би-.
	Сопоставим несколько дат. 20 марта был
опубликован призыв стоктольмской сессии
Ностоянного. комитета Всемирного . конгрее-
	са сторонников мира о запрещении атомной
		бомбы. Первым подписался под ним выдз-
	Оощийся французекий ученый, борец за мир.
	Фредерик Жолио-Влюрн. 5 апреля Жолно-
Кюри выступил на Конгрессе французской
компартии ‘с Заявлёнием о том, что ученые-
коммунисты никогда не дадут HH малей-
	шей доли своих знаний NAA NOATOTOBLA
	войне против Советского Союза.`18 апреля
американская пресса заявила, что Жолио-
Бюри должен быть снят с поста. верховного
комиссара по атомной энергии во Франции.
28 апреля вечерние газеты вышли е 00-
ширными ` затоловками: «Совет’ министров
отстранил. Жолно-Кюри от руководства на-
учныхи изысканиями», -
	Таковы факты. Недаром Ив Фарж, ру-
ководитель организации «Борцы за мир и
свободу», © сарказмом заявил: «Сейчас, 5о-
гда мы, хотим узнать, что у нас ‘произойдет,
нам надо. читать «Нью-Йорк таймс», как
иало было читать «Паризен цейтунг» во
времена; когда правили фашисты».
	Ф\олио-Бюри — ученый с мировым име-
нем, лауреат. Нобелевской премии, полу-
ченной им за научные открытия; бделав-
пиве возможным искусственное расщепяе-
ние зтомного ядра и цепную реакцию,
repo движения сопротивления гитлеров-
цам, ‘неустанный борец за мир во ‘всем
мире,— этот человек стал поперёк дороги
поджиРателям ‘войны. ‘Он мешал им.
они убрали его © дороги.` ‘
	Постоянный комитет сторонников мира
сейчас засыпан письмами и телеграммами со
всех концов мирА— крупнейшие ученые, ра-
бочие, крестьяне, люди самых различных
политических убеждений и _ верований,
общеполитические и религиозные. организа-
ции всех направлений гневно протестуют.
Вся Франция бурлит. На Северё: нача-
лись забастовки протеста против отстра-
нения. Жолио-Кюри. Первомайская  де-
монстрация ‘Парижан, в первых шеренгах
которой шагал сам ученый, вылилась в
его триуиф. «Верните  Жолио-Кюри»,
«Жолио — на ‘свой пост, Бидо-—в Нью-
Йорк!» — эти лозунги’ гремели, не смол-
кая, в течение долгих пяти часов, пока
сотни тысяч участников  первомайского
шествия двигались от площади Вации к
площади Бастилии. Союз республиканской
молодежи поклялся в знак солидарности ©
ученым собрать восемь миллионов поднисей
под стокгольмеким призывом о запрещении
атомного оружия. Конгресс национального
союза интеллигенции, объединяющий В
своих рядах 250 тысяч человек — цвет
творческой мысли Франции, — осудил ре-
шение правительства и потребовал его пе-
	ресмотра.

кар, который в своей’ речи нарисовал яркий
облик ученого-борца. Бикар < убийственной
иронией зачитал отрывки из приветствия,
которым президент Франции Ориоль почтил
Жолио-Бюри и ero сотрудников 21 декабря
1948 года, когда был пущен в ход первый
во Франции «атомный котел», названный
по предложению Жолид-Кюри именем 30и.

— Ваши работы преследуют мирные це-
ли — прочувственно нисал тогда президент
республики. Помогая вам, Франция может
дать миру пример борьбы за человеческое
счастье. Вы —— больше, чем коллектив ра-
ботников. Вы — большая семья, Боторую я
от имени Франции благодарю от всего
сердца... :

В зале гремели крики: «Лицемер!»; «Та:
“Bue подлецы,— сначала они благодарят, по-.
том выкидывают человека на улицу!», «На-
печатайте это в Газете — пусть все знают, _
какие они подлецы!» Когда в зале устано-
вили. нажонец, тишину, профессор Бикар
‘твердо и четко, взвещивая . каждое слово,
сказал: — ; /

— Да, мы — семья, госнедин Ориоль!
И когда атакуют главу семьи, то вся ‘семья
сжимает кулаки!

Депутат парламента, член. ЦЕ компартия
Франции -Роже Гароди, давая отнор грязным
американским листкам, объяснявшим от-
странение Жолио-Вюри ссылкой на необхо-
димость «соблюдать интересы национальной
обороны. и сохранения государственной тай-
ны», сказал:

`— Да, военные интересы, как вам из-
вестно, были недавно разглашены. Но кем?
Это знают вбе: начальником генерального
штаба генералом Ревером — тем самым, ко-
торый по возвращении из Вашингтона ска-
зал, что американцы обеспокоены пребыва-
нием на высоких постах таких ‘людей, как
Жолио-Вюри. РазРласивший военные инте-
ресы генерал остался безнаказанным, а его
соучастнику — изменнику и коллаборацио:
нибту’ Пейре ‘помогли ‘скрыться, предвари-
тельно ‘наградив: его’ орденом Почетного 26-
гиона. }
р обравётивеа единогласно принимают” “pe-

золюцию, в которой выражают свою соли-
дарноств © ученым и требуют: «Верните. Hie
лно-Вюри!»

В зале гремит «Марсельеза». полом ты-.
сячи голосов вновь начинают’ скандиро-
вать: «Вер-ни-те Жо-лио-Кю-ри! Вер-ни-те
Жо-лио-Кю-ри!» Люди медленно выходят на
улицы и образуют шествие, направляясь к
ближним и дальним станниям метро.

«Верните Жолио-Кюри!» Этот лозунг сей-
чае звучит по всей Франции..0н выражает
	  неуклонную волю борцов за мир. и свободу
	отстоять свое великое дело, помеапать под-
зигателям войны в осуществлении их под-
	_ Юр. ЖУКОВ.
	г. Париж; май 1950 г.
	В старой, фангистоко-боярской Румынии
существовало болыпое число карликовых
изданий, никого не представлявших газет,
диверсионных и бульварных листков.

В народно-демокративеской. Румынии ре-
1 ахционная печать ликвидирована. Увеличи-
	лись число и тираж ‘демократической пе-
	  чати. Общий тираж 218 тазет и журна-
лов, выходящих в Румынской народной рес-
публике, за пять лет.вырос почти в два
раза. Десятки газет и журналов выходят те-
перь из венгерсвом, нечециом, Фербском и
других языках. ^^ .

Ведущую, > роль в Печати
занимает орган ЦЕ Румынской рабочей пар-
тия газела «Скынтейя» («Искра»), тираж
  которой за пятилетие вые белее чем в

пять раз. «Скынтейя» имеет 7.700 рабсель-
  коров, от которых она ежемесячно получает
08070 5 тысяч корреспонденций и писем.
Гавета широко освещает опыт социалисти-
ческого соревнования в Румынской народ-
ной республике, ` поддерживает передовые
вачинания румынских ударников производ=
  ства, предоставляя им трибуну. на. ‘geomx
страницах. >
Поз ‘рубрикой ны кизнь»
«Скынтейя» печатает. статьи и информации
0 хизниси деятельности партийных‘ ‘органи-
заций: Регулярно публикуются пропаган-
хистекив материалы, в специальных разде-
зах помещаются сообщения из СССР. и стран
‚народной. _ACHOMPOTER 18 также. ‘обзоры
печати. 2
На а.