Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).
LL авиалинии ИИ pt ана вши

Среда, 10 мая 1950 г.

Кон `<7ЕЕНФИ Е MOMEPE.
	рищу замяти .

Растет и
овета СССР   (4 стр.).
	Памяти А, С. Шербакова (2 стр.).
	ширится фронт борцов за мир!
	К вопросу о выборах в общеберлинский
	магистрат
	(3 cTp.).
чная любовь и преданность
	Безграничная любовь и преданность
чехословацкого народа Советскому Сою-
зу, великому Сталину. Митинг в Пльзене
	(4 стр.).
	Пребывание советской правительствен-
	«День 8 мая 1945 года привел нас
к свободе». Речь Гротеволя Ha торже-
ственном Заседании, посвященном Дню
освобождения (4 стр.).

Протесты в Японии против планов
запрешения компартии (4 стр.).
	явление политбюро LIK Греческой
	*

компартии (4 стр.).
Кровавый фашистский режим на грече-
		острове Юра (3 стр.).
	Поток приветствий товарищу
И. В. Сталину (2 стр.}.
_ В Президиуме Верховного Совета СССР
	(1 стр.).
Сообщение
СССР (1 стр.).
	Министерства финансов
	По Советскому Союзу (1 стр.).

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: В. Азан.— Год
партийной учебы (2 стр.).

По примеру Лидии `Корабельниковой
		Турнир сильнейших шахматистов мира
	ВЫ _ В. Варга. — Экономика капиталистиче-   Ной делегации в Праге (3 стр.). (4 стр.)..

ских стран под ударами монополий США `БИБЛИОГРАФИЯ: В. Васильев. — Зло- На первенство СССР по футболу
ЦЕНА 20 КОП, (2 и 3 стр.). деяния агрессоров ‘разоблачены! (3 стр.).   (4 стр.).
	День Победы
за рубежом
		ПО СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ
		Сялют ЛШосквы
	Вместе со всем советским народом отме-
чали вчера трудящиеся Москвы праздник
Победы над фашистской Германией. На
предприятиях столицы проходили доклады
и беседы. Перед рабочими выступали про-
славленные воины, герон Великой Отече-
ственной войны.
	В обеденный перерыв рабочие и работ-
ницы обувной фабрики «Парижская Вомму-
на» с большим вниманием слушали хокла-
ды о всемирно-историческом значении побе-
ды советских Вооруженных Сил над гитле-
ровскими полчищами. Доклады и беседы
проведены в пехах завола имени Владимира
Ильича, на стройках, в учебных заведе-
ниях, войсковых частях Московского гар-
НИЗОНа,. ‘
	Тысячи рабочих заводов, фабрик и но-
востроек несли в эти дни стахановскую
вахту. Новыми успехами в труде ознамено-
вали они праздник Победы.
	...Вечером тысячи трудящихся столицы
вышли на улицы, чтобы полюбоваться пре-
красным зрелищем салюта. Народом были
заполнены Красная площадь, улица Горь-
кого, плошаль Свердлова.

В 10 часов вечера, вслед за боем крем-
левских курантов, над крышами домов
вспыхнули разноцветные ракеты. Прока-
тился гул первого артиллерийского залпа. В
небо, прорезая облака, подняли свои мош-
ные лучи прожекторы.
	Тридцатью артиллерийскими залпами
	салютовала Москва в ознаменование дня
Победы.
	Помощь ученых
	сельскому хозяйству.
	ТБИЛИСИ, 9. (Корр. «Правды»). Научно-
исследовательские институты и онытные
станции Грузии оказывают” большую по-
мощь сельскому хозяйству республики. Кол-
лектив Всесоюзного научно-исследователь-
ского института чая и субтропических куль-
тур работает над ‘разрешением важнейших
проблем субтропического растениеводства,
помогает колхозам и совхозам внедрять но-
вейшие доетижения, повышать урожайность
чая и цитрусовых.
	Институт разработал способ густых поса-
док апельсинов, в результате чего растения
взаимно друг друга зашищают от ветра,
лучше противостоят холодам. Научные ра-
ботники добились ускорения завяливания
	зеленого чайного листа, улучшения техно-
логий производства байхового чая и получе-
ния более высоких качеств кирпичного чая.

Коллектив института оказывает помошь
различным научным организациям Союза.
Открыты. четыре филиала института в Гру-
зни и созданы опорные пункты в Одессе,
Мукачеве, Измаиле и других районах
страны.

—f}—
	САДЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
	БАВУ, 9. (ТАСС). Бакинский завод неф-
TAHOTO  маптиностроения имени Сталина
опоясывается зеленым кольцом. Вокруг
предириятия рзбочие разбили фруктовый
сад, посадили цветы. Стахановцы токарь
тов. Кудашов, фрезеровшик тов. Широков,
слесарь тов. Гасанов и другие любители
саловодетва вырастили COT фруктозых
	деревьев — яблонь, груш, еливы, вигини,
	инжира. Хоропо привились лозы лучших
сортов винограда. В прошлом году Фрукло-
вые деревья дали первые плолы. Теперь
рабочие продолжают. озеленять завод. вы-
саживают новые сотни фрудтовых, вечно-
зеленых деревьев и кустарников, создают
оранжереи.

Цветут сады второго промыела треста
«Бузовнынефть», завода металлоконструк-
ций. Таких садов на бакинских заводах и
промыелах становится все больше. С на-
ступлением теплых дней развернулась
посалка деревьев.
	( лавное иятилетие
	.ЪИВВ, 9. (Корр. «Правды»). В обстанов-
ке огромного политического и трудового
подъема встретили трудящиеся столипы
Украины. славное пятилетие со дня побе-
ды над фапшистекой Геруанией. Этой. дате
были посвящены беседы, лекции и доклады
на  предприятнях и в учреждениях,
в учебных заведениях и воинских чаетях.
Состоялись встречи трудящихся с героями
Отечественной войны. Агитаторы рассказали
0 грандиозных успехах, достигнутых совет-
ским народом за послевоенные годы.

Яркой иллюстрацией этих успехов яв-
ляется столица Укранны. В Киеве застрое-
ны и заселены улицы Карла Маркса, Эн-
тельса, Пушкинская, Горького и другие ма-
гистрали, преврашенные фашистами в ру-
ины. Сейчас здесь высятся многоэтажные
здания.

Тысячи демобилизованных воинов, став
на стахановскую вахту в честь праздника
Победы, добились новых успехов в труде.

В клубах. дворцах и домах культуры в
	честь праздника шрюзедены вечера, вино-
сеансы, открыты выставки.
Выставку литературы, посващенную
	празднику Победы, подготовила библиотека
Киевского окружного Дома офицеров. Сего-
дня здесь состоялись доклал на тему «Исто-
рическая победа Советской Армии нал фа-
шистской Германией» и кинолекция © по-
казом фильма «Ветреча на Эльбе».
	Многие экскурсии побывали на выставке
трофейного вооружения. Сегодня в парке,
ге расположена выставка, — состоялось
большое народное гулянье в честь праздника
Победы. Вечером над городом вспыхнули
разноцветные ракеты. Тридцать раз про-
гремели залпы праздничного салюта.
	 бельсние электростанции
	Казахстана
	№ 130 (1602)

Сообщение Министерства
финансов СССР
	Пятый государственный заем восстановления и развития
народного хозяйства СССР, выпущенный 3 мая 1950 года на
сумму 20 миллиардов рублей, размешен к исходу 8 мая на
27 миллиардов 003 миллиона 608 тысяч рублей с превышением
на 7 миллиардов 003 миллиона 608 тысяч рублей.

В связи с значительным превышением установленной суммы
займа, Министерством финансов СССР, на основании указания
Совета Министров СССР, дано распоряжение прекратить повсе-
местно с 10 мая 1950 года дальнейшую подписку на заем.
	9 мая 1950 года.
	Министр финансов СССР А. ЗВЕРЕВ.
	Весь советский народ с большим
патриотическим подъемом отметил
пятую годсащину славной победы над
фациистской Германией. В Москве, в
столицах союзных республин, а тавже
в Калининграде, Львове и в городах-
героях: Ленинграде, Сталинграде, Сева.
стополе й Одессе в ознаменование пня
	ое К КР ка” ее ай

Победы пе салют тридцатью
артиллернйсними залпами,

вы DS

Ленинград в день Победы
	ЛЕНИНГРАД, 9. (Корр. «Правды»). Пя-
тую годовщину победы над фашистской
Германией ленинградцы отметили как
большой всенародный праздник.

Многочисленные экскурсанты посетили
места, памятные по героической обороне
Ленинграда. Многие, побывали в районе
Нарвской и Московекой застав, где прохо-
дил передний край обороны и где после
войны выстроены высокие и красивые до-
ма, поднялись на Пулковские высоты,
осмотрели заросшие травой окопы и новые
корпуса астрономической обсерватории.

На предприятиях, в учебных заведениях
и учреждениях трудящиеся прослушали
доклады о дне Победы, о гениальном творце
великой победы товарище И. В. Сталине,
встретились с участниками Отечественной
войны.

Пионеры и школьники сегодня © утра
заполнили Дворец культуры имени А. М.
Горького. Здесь соетоялея детский утрен-
ник на тему «Они сражались за. Родину».

В Выборгском Доме культуры и Дворце
культуры имени С. М. Кирова прошли
праздничные вечера. В салу имени 9 янва-
ря было народное гулянье.

Вечером над широкими просторами Невы
вспыхнули яркие огни ракет и раздались
	залпы празлничного салюта.
	ПЕВИН, 9. (ТАСС). Витайские газеты
публикуют сегодня материалы, посвящен-
ные дню Победы советекого народа над фа-
пиетекой Германией. .
	Газета. «Гуанминжибаю» отмечает, что
победа над разбойничьими полчищами Гит-
лера стала возможной в результате герои-
ческих усилий Советской Армии и еди-
нодуптной поддержки народов всех стран,
участвовавших в борьбе против фапгизма.
	После победного окончания боев на полях
сражений в Европе, пишет газета, у наро-
дов всех стран была надежда, что союзные
страны будут сотрудничать в деле сохра-
нения мира в Европе и во всем мире. Но
событня послелних пяти лет разрушили эти
надежды. Правящие классы империалиети-
ческих стран пошли по пути Гитлера, го-
товя новую войну и уничтожение челове-
чества и культуры.
		БЛЕСТЯЩИЙ УСПЕХ
	ЗАИМА
		БУДАПЕШТ, 9. (ТАСС). Все сегодняш-
ние газеты отмечают день Победы — пяти-
летие разгрома германекого фашизма Co-
ветеким Союзом.
	«Сегодня, в день пятой годовщины побе-
ды, — пишет ‘газета «Сабад неп», — горя-
чая, глубокая благодарность всего mporpec-
‘сивного человечества, каждого честного че-
ловека обращена к Советскому Союзу-
освободителю. к великому Сталину. В этот
день Советский Союз славят страны народ-
ной демократии, навсегда освобожденные
Советской Армией от ярма фашизма и им-
периализма»,
		Сегодня публикуется сообщение Мини-
стерства финансов СССР © том, что Пятый
тосударственный заем восстановления и
развития народного хозяйства СССР, вы-
пущенный 3 мая 1950 года на сумму
20 миллнардов рублей, размещен к исходу
8 мая более чем на 27 миллиардов рублей.
Установленная сумма займа превышена на
1 с лишним миллиардов рублей.

Подписка на Пятый государственный
заем восстановления и развития народного
хозяйства СССР прошла в обстановке огром-
ного патриотического подъема советских
людей. Она превратилась в новую мощную
демонстрацию горячей любви советского
народа к социалистической Родине, к слав-
ной большевистской партии, к великому
вождю и учителю товарищу Сталину. Нз
многочиеленных собраниях на прелприя-
	тиях, в советских учреждениях, в совхозах,
	ТС и колхозах, посвященных выпуску
нового займа, рабочие, колхозники и интел-
литенция заявляли о евоем непреклонном
желании крепить мощь родной страны
не только вамоотверженным трудом, но и
личными средствами, даваемыми взаймы
государству.

Великая цель построония коммунизма
породила великую энергию, вдохновила ©о-
ветских людей на самоотверженный труд,
на беззаветное служение Родине. Важдый
советский человек воочию видит замеча-
тельные плолы своего труда. видит, что
Родина ето © каждым днем набирается но-
вых сил, 8 жизнь трудящихся становится
все более богатой и зажиточной.
	Прошло всего пять лет с того знамена-
тельного дня, когда советский народ под
водительством товарища Сталина одержал
всемирно-историческую победу над герман-
ским империализмом и спас нарбды Европы
от угрозы фашистского порабощения. Война
нанесла нашему народному хозяйству
огромные разрушения. Трубадуры империа-
лизма пророчили, что советской стране по-
требуются десятилетия для того, чтобы за-
лечить раны, нанесенные войной. Эти злоб-
ные Предсказания позорно провалилиеь.
	еда

`В послевоенный период с новой. силой про-
	демонстрированы перед всем миром великие
преимущества советской социалистической
системы перед капиталистической системой.
За годы послевоенной сталинской пяти-
лотки восстановлены, построены и введены
в действие тысячи социалистичееких пред-
приятий, возрождены сотни городов, десят-
ви тысяч сел и деревень, колхозов, совхо-
зов п МТС. В четвертом квартале прошлого
тода в районах, пострадавших от вражеской
оккупации, выпуск промышленной продук-
ции достиг 106 процентов Е довоенному
уровню. В целом наша промышленноеть в
четвертом квартале прошлого года по сред-
немесячному выпуску валовой  продук-
ции нз 53 процента превысила довоен-
ный уровень. Валовая продукция сельского
хозяйства также превысила довоенную.
Неуклонно повышаетея материальное
благосостояние советского народа. Успехи
промыниленности и сельского хозяйства по-
зволили большевистекой партии и совет-
	скому правительству, начиная с. конца
1947 года, трижды снизить цены на продо-
волъетвенные и промышленные товары мас-
сового потребления. Третье, самое крупное
снижение цен, проведенное c 1 марта
1950 года, дает населению выигрыш
не менее 110 миллиардов рублей в год. За
первый же месяц после третьего снижения
цен продажа продовольственных и нромыш-
ленных товаров населению увеличилась на
45 процентов. За послевоенный период в
широких масштабах осуществлялось жи-
лищное и культурно-бытовое строительство.
  Забота о благосостоянии народа, о повы-
шении его материального и культурного
‘уровня является непреложным законом
социализма, вытекает из самой природы
социзлистичеекого общества.

«Характерная особенность нашей рево-
люции, — говорит товарищ Сталин, — co-
стоит в том, что она дала народу не только
свободу, но и материальные блага, но и
возможноеть зажиточной и культурной
Жизни»,

Советская страна находится на новом
мощном подъеме. Наш народ, вдохновляе-
‘MBI  большевистекой партией, успешно
осуществляет сталинскую программу ком-
мунистического строительства. Все шире
развертывается соревнование за’ досрочное
выполнение плана 1950 года. Каждый день
приносит сообщения 0 бьющей ключом
творческой инициативе миллионных масс
трудящихся, о все новых трудовых побе-
дах.

Мысли и чувства совелеких людей хоро-
шо выразил стахановец Уфимского ордена
Ленина  нефтеперерабатывающего завода
тов. Казанцев. Выступая на собрании кол-
лектива, он заявил:

— Жизнь советского нарола хорошеет
не по дням, а по часам. Raman из нас
ежедневно Вилит это. На наших глазах
вырастают новые благоустроенные кваф-
талы, улицы, строятся школы, больницы,
стадионы, закладываются парки и сады. В
мзгазинах всего полно. Новое снижение цен
повысило нашу реальную заработную пла-
ту. Радостно сознавать, что прекрасную
жизнь для себя мы строим своихи ©0б-
ственными силами, без помощи извне. Со-
ветские люди не жалеют ни сил, ни средств,
чтобы любимая Родина быль еще могучей
и прекрасней.

0 большом патриотическом подъеме, с
которым проходила подписка на новый заем,
свидетельствует тот факт, что многие тру-
женики города и деревни, подписываясь на
заем, одновременно принимали новые со-
цизлистические обязательства, заявляли 0
своем стремлении работать еще производи-
тельнее, добиваться все новых успехов во
имя Родины.

Блестящий успех нового займа — яркое
свидетельство пламенного патриотизма с9-
ветских людей, нерушимого морально-поли-
тического единства нашего общества, неру-
шимой дружбы народов Советского Союза.

Советский народ, руководимый славной

партией Ленина—Сталина, уверенно идет Е
великой цели — коммунизму.
	БУХАРЕСТ, 9. (ТАСС). Сегодня все газе-
ты посвящены дню Победы над гитлеров-
ской Германией.

Газета «Скынтейя» пишет: Всемирно-
историческая победа советских народов над
гитлеризмом вернула нам национальную
независимость. Этз победа является доказа-
тельством преимущества государственного
и общественного строя СССР.
	«Веюлду, где проходили советские
войска, — отмечает газета «Универ-
сул»,— появлялись радость и надежда на
лучшее будущее. Имя Генералиссимуса
И. В. Сталина — гениального организато-
р& победы над фапгизмом — произносилось
с чувством восхишения и глубокого ува-
жения».
		Навшация на канале
	имени И. В. Сжалиния
	ПЕТРОЗАВОДСК, 9. (Корр. «Правды»),
Значительно раньше, чем в прошлом году,
на всей трассе Беломореко-Балтийекого ка-
	нала имени И. В. Сталина началась нави-.
	гация. Первым прошел по каналу пароход
«Ижореп-20» под командованием старейше-
го капитана тов. Трифанова. На Онежском
озере флаг навигации поднял пароход
«Андрей Жданов».

Речникам Беломорско-Онежского паро-
ходетва в нынешнем году предстоит нере-
везти грузов на 27 процентов больше, чем
в прошлую навигацию. :
		АЛМА-АТА, 9. (Корр. «Правды»). Когда
в степи У Заилийского Ала-Тау наступает
ночь, над поселком колхоза «Азыл-ту» вепы-
хивает зарево электрических огней. Ярко
освещены дома колхозников, школа, клуб,
библиотека, залиты светом зеленые улицы
Нового ‘аула. г ,
	Сейчас в колхозах, МТС и совхозах рес-
публики работают сотни электростанций.
Только в прошлом году их было сооружено
180. Е концу этого года вступят в строй
еще 200 сельских электростанций. Они да-
дут энергию почти 500 колхозам и совхо-
зам.
	В последнее время в Вазахетане сооружа-
ются мощные межколхозные гидростанции.
Их строительетво обходится дешевле. Не-
давно в Алма-Атинской. области пущена
Иссыкская  межколхозная  гидростанция
мощностью в 880 киловатт. С пуском ее за-
кончена сплошная электрификация колхозов
Энбекши-Вазахского района.
	Электроэнергия широко внедряется в кол-
хозное производство. В артелях республики
работает более двух тысяч электромоторов.
		ВАРШАВА, 9. (ТАСС). Польские газеты
публикуют сегодня многочисленные статьи,
посвященные дню Победы — пятой годов-
щине разгрома и капитуляции гитлеровской
Германии.

Газета «Трибуна люду» в передовой
статье, озаглавленной «Победа и мир», пи-
mer:

Так же, как пять лет тому назад, силы
Советского Союза решили победу над фашиз-
MOM, Tak п сегодня советские народы явля-
ются авангардом, крепостью, опорой лаге-
ря, борющегося за мир.

В народной Польше, отмечает газета,
день Победы неразрывно связан с благодар-
ностью Советской Армии, которая освободи-
ла нашу страну, спасла народ от физиче-
ского уничтожения и открыла нам дорогу в
стройтельству сопиалистического строя и
независимости Польши.
	БОЛГАРИЯ
	НА ЛИТОВСКИХ КУРОРТАХ
	ВИЛЬНЮС, 9. (Корр. «Правды»). На ку-
рорты Литвы начали прибывать отдыхаю-
щие, В этом году санатории и дома отдыха
расширены: Пополнено их оборудование. В
Цаланге, на берегу Балтийского моря, в
трех действующих крупных санаториях
оборудеваны = прекрасные лечебницы,
устроены лечебные пляжи, спортивные
площадки. Открыты клуб, читальня, ре-
стораны.

Оживленно в курортном городе Друски-
нинкай. расположенном в живописных ле-
	сах на берегу Немана. Восемь санаториев
готовятся в приему отдыхающих,
	Летом на курортах lars побывает
свыше 15 ‘тысяч человек.
		ВЫСТАВКА КАРИКАТУРЫ
и ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛАКАТА
	«Борьба за мир, против поджигателей
войны» —— так называетея выставка, от-
крывшаяся вчера в Москве, в залах Союза
советских художников СССР. В пяти залах
экспонируется свыше 200 рисунков, кари-
катур и политических плакатов, исполнен-
ных крупнейшими художниками страны.
	Центральное место занимают карикатуры
лауреатов Сталинской премии художников
Кукрыниксы. На выставке собрана лишь
часть работ этих талантливых мастеров по-
литической сатиры — карикатуры, посвя-
щенные теме борьбы за мир, разоблачению
поджигателей новой войны.
	Выставлены произведения лауреатов
Сталинских премий Б. Пророкова, Б. Ефи-
мова, М. Черемных, В. Корецкого, В. Ива-
нова, А. Кокорекина. На выставке показа-
ны также рисунки и плакаты художников
братеких союзных республик, работающих
в области политической сатиры.
	Выставка вызвала большой интерес у
москвичей.
	СОФИЯ, 9. (Соб. корр. «Правды»). Bee
болгарские газеты посвящают много ма-
терналов дию Победы Советской Армии над
фашистской Германией. На первых страни-
lax газет‘ помешен портрет творца побед
Советской Армии Генералиссимуса Сталина.

Сегодня в софийском Доме народного
войска состоялось торжественное собрание,
посвященное дню Победы.

Принят текст приветственной телеграммы
на имя товарища Сталина. Присутствовав-
шие стоя в течение нескольких минут про-
износили под гром аплодисментов имя
любимого вождя: «Сталин! Сталин! Сталин!
Сталину слава! Да здравствует великий
Сталин!» — разносилось во всех концах
огромного зала.

В заключение состоялся большой кон=
	церт.
	И. П. Ширков,
	инструктор стахановских мето»
дов труда по кирпичной кладке,
	премия присуждена за разработ-

ку и внедрение высокопроизво-

дительных методов _ кирпично-
кладочных работ.
	НОВЫЕ УЛИЦЫ КИШГИНЕВА
	БИШИНЕВ, 9. (Норр. «Правды»). В сто-
лице Молдавии ныироко развернулось строи-
тельство индивидуальных домов. На окраи-
нах города появилось более 20 новых улиц.
В пригородах Боюканы и Старая Почта
строят дома железнодорожники, деревообле-
лочники, энергетики, служащие городских
учрежлений.

Бишиневский завол’ строительных дета-
лей изготовил для застройщиков больное
количество ‘материалов: переплетов, рам,
балок. перегородочных плит.
	Новые поселки озеленяются, радиофици-
руются, электрифицируются. В ним подво-
литея волопроводная линия.
		В Президиуме Верховиозо Совета СССР
	Президиум Верховного Совета СССР no-
	митет Совета Министров СССР по делам
	ABA DU EVR PU OU AAI eh ahtlate PRN ESE SE RN ERO

становил образовать Государственный №0-  строительства. + посадка деревьев.
	и ани
	ПРЕМИИ
		А. А. Рийзма,

торфмейстер. премия присужде-
на за участие в коренных усо-
вершенствовавиях методов добы-
чи, уборки и брикетирования
фрезерного Topha в Эстонсиой
	A “T BI GTA JA
	i ee

В. П. Ромадин,

инженер.

инженер.

о ic Sess ad Wma ae RE ROE ee cat ot emcee oee ial
А. П. Беляевский,

Б. И. Морозов,

инженер, премия присуждена за
участие в зработке и внедре-
нии новой технологии гальвано-

пластики при  репродуцирова*
нии скульптур в металле,

Л. И. Пряхина,

младший научный  сотруднин,
премия присуждена за участие
в разработке и осуществлении
вового метода исследования’ жа-

ропрочных сплавов,

IR TIARAS AA ОИ

И. И. Петров,

артист, премия присуждена за
участие ‘в спектакле «Мазепа»
в филиале рственного Ака-
демического OnEImOrG театра