5 ИЮНЯ 1950 г,, № 156 (11628)

РАВДА
			‚10 НЕБРЕЖНОСТИ НЕ ОГОВОРЕНО“
	О литературных ворах, которых надо наказывать
	По небрежности не оговорено... Эти ело-
ва мы взяли из залиски Б. Найманова —

внениатного редактора Углетехиздата, ответ
ственного работника Министерства угольной
промышленности СССР. Для чего же появи-
дись они на свет? Что скрывастся зз ними?

..Почти тридцать лет работает инженер
В. П. Будрин в угольной промышленности
бузбасса. Много лет. подряд он читает куре
планирования производства в каменноуголь-
ной промышленности в Прокопьевском гор-
нох техникуме. Преподаватель. по просьйе
нрекции техникума, взялся за составление
учебника. В техникуме рукопись учебника
«Элементы экономики и основы планирова-
вия в каменноугольной промышленности»
одобрили и отправили ее в Москву.

Векоре пришли ответ и копия письма Уп-
равления учебными заведениями министер-
ства Углетехиздату < предложением издать
рингу в 1948 году.

Так хорошо все началось. Но вот идет за
туоу гол. 1948. 1949. 1950. Ha sampoe
prop пиреклор Углетехиздата тов. Ива-
яко ничего не`ответил. Молчание... Ино-
18 Ло автора доходили непроверенные
ухи. Один из них — радостный: издание
небника намечено на 1950 год. Другой —
кчальный: рукопись с плана снята. Ёз-
ду слуху верить?

Й втоуг весть пришла!
	фе примчала не телеграмма-молния, He
‚златочта... Она вошла в дом тов. Будри-
незаметно. буднично. Старый препода-
мель листал книгу хоцента Днепропет-
ивского горного института В. Гавриша
нутришахтное планирование». От нее по-
ьяло чем-то родным, хорошо знакомым.
Поразительно, лю чего схолны могут быть
нога целые фразы. целые страницы (!)
‚ работах двух разных людей. живущих за
тысячи километров друг от друга. Например,
В. [авриш пишет:

— Амортизационные отчисления берут-
м м стоимости здания компрессорной.
мавною возлухопровода и компрессоров.
То же было и в рукописи Будрина:
	— Амортизапионные отчисления опре-
еляются от стоимости здания компрессор-
ий, компрессоров и главного воздухопро-
а.

И так страница за страницей =—— полтора
чатных листа! -— почти полностью со-
мадают с тем, что писал тов. Будрин.

Можно’ представить себе нерадостные
переживания тов. Будрина. О своих чув-
ах он хорошо сказал в своем письме:
«инимаемый мною вопрос, как мне ка-
хемя. имеет общественный‘ интерес. по-
льву он в какой-то мере характеризует
етить работы такого государственного учрз-
кения. как Углетехиздат».

{то же это за стиль? Ваким образом в
уе Гавриша оказалась значительная
часть материала из рукописи Будрина?

18 столе у редактора Б. Найманова
ипетились рукописи В. Будрина и В. Гав-
та. Сравнение их во многом оказалось
мыголным для произведения днепропет-
уикого доцента. А тут и сам Taspami и
ил перел. Наймановым. >

актор отдал рукопись тов.  ирина по-
‘ринему человеку. да еще напутствовал;

— Будрина неплохо изложен раздел
мачирвания вспомогательных = произ-
зиетв, Ознакомьтесь с его рукописью, пой-
т на ПОЛЬЗУ.

Щл Найманов. Чужих трудов ему
		56 жалко. Ответственность редактора? Автор-
ское право? Редакпионная этика? Наконец,
охрана редакционной тайны? Ничто для
Найманова не закон.

И Гавринг. не устоял перед соблазном, он
перенес в свою книгу целые страницы из
чужого труда.

Но вот тайное стало явным. Н в издатель-
стве. наконец, забеспокоились. Найманов,
заметая следы, предложил: пусть Гаврин
«лично или через издательство» 3& «ехол-
ство» © рукопиеью (так именует он плагиат)
выплатит деньги Будрину. А чтобы обокра-
денный автор. получил моральное удовле-
творение, при переиздании указать: «Был
использован материал тов. Будрина. и по
небрежности 0б этом не оговорено в 1-м
ИЗДАНИИ».

В издательстве нарушают священные
принципы советской морали, принципы
большевистской печати, а сваливают на
забывчивость, отделываются заявлениями:
«По небрежности не оговорено».

Но нет, не по небрежности не оговорено!
В Углетехиздате укоренилея порочный метод
работы. Да 0б этом публично свидетель-
ствует и сам директор издательства тов. Ива-
ненко. В письме, напечатанном журналом
«Уголь» (№ 4. 1950 г.), ов выражает
«глубокое возмущение поступком тт. Най-
манова и Гавриша». Обманули, вокруг паль-
па обвели, доказывает директор: «автор и
редактор считали изаишним (!) информиро-
вать издательство о случившемся». Но это
письмо никого не может удовлетворить: оно
не вскрывает причин, opoae Xa lO uUNx такие
безобразия.

Напомним, что при помощи «вдохновен-
ных ножниц» был составлен и выпущен
объемистый двухтомный труд Г. Мороза п
А. Сибаровь «Бухгалтерский учет в уголь-
ной промышленности». За это издательетво
	подвергнуто резкой критике в печати. 01-
нако в издательстве все осталось попреж-
нему: :

«По небрежности не оговорено...» За по-
добные обтекаемые фразы пытаютея спря-
таться иногда и некоторые ученые мужи.
Такая «небрежность» постигла вдруг. и
профессора Тимирязевской академии Rys-
шиноза, автора книги «К проблеме освое-
ния Волго-Ахтубинского района». Попала
ему на отзыв рукопись лоцента Capa-
товского университета И. Филиппова «Ме-
лиорация Возго-Ахтубинской долины и
дельты реки Волги», проф. Вувшинов дал
на нее отрицательный отзыв. Но труд Фп-
липпова был для профессора не бесполе-
зен -—— большие отрывки из него обнаруже-
ны недавно в. книге самого Кувитинова,

Еще в процессе работы над рукописью
книги В. Грузинова «Механическое обору-
дование доменных цехов» руководители
Урало-Сибирского отделения  Машгиза
(Свердловск) узнали, что автор бесцеремон-
но залез в чужие труды. Вразумили его?
Наоборот, вычеркнули из текста даже и те
очень немногие. туманные ссылки на «за-
иметвования», которые автор сделал вна-
чале.

Факты плагиатов не единичны. Вопрос
о наказанин плагиаторов — это острый Р0-
прое о борьбе е пережитками прошлого. о
борьбе за честь и лостоянство авторав. 3&
большевиетекий порялок. высокую требова-
тельность в работе издательств.

: В ПАНКОВ.
	А. РУМЯНЦЕВ.
	ШРИНУДИТЕЛЬНЫЙ: ТРУД В

США
		армия труда является специфическим по-
рождением капиталистического способа про-
изводетва, его спутником.
	Отромная армия безработных служит для
вапиталистических монополий  средетвом
для давления на рабочий класс. Общее чис-
л0 полностью и частично безработных в
США составляло в начале 1950 г. около 18
млн. человек. Безработипа в капиталистиче-
ских странах является прямым следствием
капиталистического наемного рабства: 0д-
них принуждают работать на капиталистов,
& других принуждают к безработипе.
	Остатки рабовладельческой
	системы груда
	Капиталистическая эксплуатация наем-
ных рабочих в США отягощается и усилн-
вается различными другими формами при-
нудительного труда и прежде всего пере-
житками, остатками рабовладельческой си-
стемы труда. Так называемое «освобожде-
ние негров» было произведено таким обра-
30M, чтобы сохранить фактически рабские
условия их существования. Негры были
освобождены без каких-либо средетв к су-
ществованио, без земли и фактически вновь
попадали в рабские условия труда и суще-
ствования.
	Остатки рабства сильно чувствуются на
юге США вплоть до настоящего времени.
Слова Ленина, написанные им в 1913 г., от-
носительно положения. негров в США сохра-
няют свое значение ло сегодняшнего дня.
Он писал: «Негры позже всех освободи-
лись от рабства и до сих пор несут на себе
всего более тяжелые следы рабства—лазже в
передовых странах, ибо капитализм не мо-
жет «вместить» иного освобождения кроме
правового, да и это последнее всячески уре-
зывает». «И всякому известно, притом, что
вообще положение негров в Америке недо-
стойно цивилизованной страны: капитализм
ме может дать полного освобождения ни да-
же полного равенства» (Cov, т. 18,
стр. 508. 509)..
	Следы рабства сказываются на положе-
нии негритянского населения США во всех
отношениях: в области экономической лея-
тельноёти, культуры, общественной и поли-
тической жизни и т. д. Американская пига-
тельница Маргарет Холдсей в книге «Союйг
В!и@» пишет: «Мы содержали негров в офи-
циальном рабстве до 1864 г. и продолжаем
содержать их в неофициальном рабстве ло
настоящего времени». Не следует упускать
из виду, что негритянское население в
СЛИА составляет около 14 млн. человек.
	В области труда остатки рабетва сказы-
ваются, во-первых, в существовании систе-
мы издольщины, в условиях которой живут
негритянские фермеры, a также белые,
известные на юге США со времен раб-
ства как «бедные белые», которые на-
ходились при рабстве и находятся в
настоящее время в полурабском положе-
нии; во-вторых, в практике пеонажа (дол-
тового рабства); в-третьих, в применении
специальных условий труда хля наемных
рабочих негров; в-четвертых. ‘во влиянин
остатков рабетва на положение белых ра-
бочих на юге США. Американский ^ ют
считается районом дешевой рабочей силы,
вак негритянских, так и белых рабочих.
Не только негритянские Фермеры ‘нахо-
дятся в полурабских условиях, но и
негритянские сельскохозяйственные рабу-
чие на юге разделяют их судьбу. Они обыч-
но работают как испольщики.

Автор указанного выше доклада о
принудительном труде в США пишет: «Со
времени принятия 13-й поправки в консти-
туции США в 1865 г. в южных штатах
США существовало упорное и медленно
ослабевающее стремление заменить рабский
труд системой, которая привязывала бы
рабочего в работодателю и сокрашала бы
наличную плату за труд почти до нуля.
Наиболее эффективно применяемым методом
является пеонаж — требование выполнения
работы в счет платы за действительный или
якобы существующий долг».
	`Долговым рабством (пеочаж) опутывают-
ся как издольщики, так и рабочие, причем
не только негры, но и белые. Вот типичный
пример, взятый из показаний, полученных
«Лигой защиты прав рабочих» в штате
Флорида в декабре 1949 г.:

«Я работал. на. предприятий, принадле-
жавшем М.. с 1934 г. по 13 июля 1949 г.
Для того, чтобы держать меня в долгу, ми-
сгер М. не разрешал мне углубляться дале-.
ко в лес, а заставлял работать около завода.
Я вынужден был производить закупки в
местной лавке, так как я не имел денег
покупать в другом месте... Я знаю некото-
рых людей, которые пытались бежать, но
их ловили, сажали в тюрьму или возвраща-
ли обратно. Я не смог бы покинуть м-ра М.,
не заплатив ему долг. М-р Л. выкупил меня
из долговой кабалы, заплатив 75  долла-
ров...»

Американская полиция, суд и админи-
страция стоят на страже интересов план-
таторов. Плантаторы имеют. дополнительно
свои вооруженные банды. `

Негритянские рабочие в США и особенно
на юге страны находятся. в специальных
условиях, представляющих собой пережитки
рабства. Они получают значительно мень-
шую, чем белые рабочие, зарплату за одну
и ту же работу. В отношении их применяет-
свя принцип — «последним нанимать и
первым увольнять». .

Положение американских рабочих мекси-
канского, итальянского, славянского про-
исхождения и т. д. значительно хуже, чем
положение рабочих англо-саксонского про-
исхождения. Такая национальная дискрв-
минация труда дает возможность американ-
ским капиталистам дополнительно нажимать
на условия труда всего рабочего класса.

В связи с национальной дискриминацией
труда в США необходимо отметить принуди-
тельный труд американских индейцев. В
упомянутом выше докладе сказано: «В
истории Америки имеется много примеров
того, как различные индейские племена и
отдельные индейцы подвергалиеь принуди-
тельному труду и просто обращались в раб-
ство».
	Законтрактованный труд
	иммигрантов о
	соглашений между правительствами США и
других стран, главным образом латино-аме-
риканских, либо в порядке частнокапитали-
стической практики.

Межправительственные соглашения за-
ключались главным образом во время вой-
ны. Но и после войны змериканское прави-
тельство продолжало практику заключения
контрактов на ввоз дешевой рабочей силы
вопреки протеетам со стороны профсоюзов.
Поошряемый правительством ввоз рабочей
силы объясняется отнюль не недостатком
рабочей силы, а политикой ввоза дешевой,
почти харовой, рабочей силы в целях ока-
зать давление на рынок труда в интересах
капиталистов. ,

Национальный союз фермерских рабочих.
не один раз указывал, что потребности. в
сельскохозяйственных рабочих можно пол-
ностью удовлетворить собственной рабочей
силой, имея в вилу массовую безработицу в
стране. Тем не менее ввоз законтрактован-
ной дешевой рабочей силы продолжается.
Только за двухмесячный период, август —
сентябрь 1949 г. было ввезено 118.575
	‘мексиканских граждан, которые были 38-
	контрактованы Ha основании правитель-
ственного соглашения. для работы на 570
крупных фермах.

Вроме официального  легализованного
ввоза дешевой рабочей силы, в Соединенных
Штатах практикуется контрабандный BB03.
Доклал «Лиги защиты прав рабочих» отме-
чает, что. помимо рабочих, официально за-
ключивших контракты, ежегодно по край-
ней мере 200.000 человек незаконно пе-
ресекают границы между Мексикой и США:
Следует отметить. что эмиграционные вла-
сти поошряют контрабандный ввоз дешевой.
рабочей силы.

Особенно тяжелы условия труда п жизни
рабочих, которые ввезены в США контра-
бандным путем. Широко распространена
практика, когда по окончании сезонной
работы работохатели не только отказывают-
ся произвести расчет с «нарушителями гра-
ниц», а вызывают представителей эмнгра-
ционных властей для ареста этих рабочах
как нарушителей гранип.
	В апреле американский сенат одобрил
проект закона. на основании которого дол-
но быть ввезено в США свыше 400 тыс...
перемещенных лин. Госполствующие круги
CHIA лицемерно выдают этот закон за гу-
манный акт. Олнако ясно, что вопрос ка-
саетея не гуманности, а ввоза дешевой раз
бочей силы.

Ввоз перемешенных лиц — богатый
источник дешевой, даровой рабочей силы
для американских капиталистов. Это до-
полнительная сила нажима на заработную
плату и на условия труда самих американ-
ских рабочих.

Сама вербовка перемещенных лиц из.раз-
личных лагерей в англо-американеких 30-
нах оккупации Германии и Австрии харак-.
теризует систему использования труда. этих
перемещенных лиц. Например, по сообще-
нию газеты «Нью-Йорк таймс» от 16 нэ-
ября 1948 г., организация Национальной
конференции  католиков-селян  заслушала
доклады своих трех представителей, ездив-
ших в Европу для ознакомления се положе-
нием перемещенных лип. Олин из указан-
ных представителей, священник dn-
джутти. заявил: «Я видел раздетых пере-
мешенных лин. толпившихея в маленьких
комнатках. Их осматривали, щупали их му-
скулы. Вее это напоминало прежние рынки
рабов».

Что встречают перемещенные липа B
США? Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» в
конце мая 1949 г. писала: «Католический
священник Шаттен. который обследовал
положение перемещенных лиц — поляков и
литовцев-—на плантациях ‹ахарного трост-
ника в штате: Луизиана, пришел к выводу,
что они фактически работают в рабских
условиях».

По словам другого католического священ-
ника, Ормеби, тоже ознакомивиегося е по-
ложением перемещенных лиц в штате Луи-
зиана, эти перемещенные лица подвергают-_
ся беспощалной эксплуатации, голодают и
плохо отеты.
	Принудительный труд
		живая американская пропаганда пы-
тается представить дело так, будто США яв-
ляются. царством «свободного труда». Однако
нгила в мешке не утаишь.
	сНовой так называемого «американского
образа жизни» ‘является не что иное, как
капиталистическое наемное рабства, уби-
ленное различными другими формами при-
нулительного труда.

Даже некоторые американские ‘организа-
ции вынуждены говорить о принудительном
труде в США. «Лига защиты прав рабочих»,
организация отнюдь не из прогрессивных,
хотя и с обманчивой вывеской, выпустила
недавно доклад о «законных» и «незакон-
ных» формах принудительного труда в СЩА.
Автор доклада, национальный секретарь Ли-
ги Роулэнд Уоттс, пишет:

«Основными видами принудительного
труда, сохранившегося до настоящего вре-
мени, являются:

1. Незаконный пеонаж (долговое . раб-
ство) и, в редких случаях, прямое. рабство.

2. Использование труда иностранцев по
заключенным контрактам и связанная с
	этим эксплуатация нелегальных иммиграв-
тов.

3. Эксплуатация труда заключенных в
тюрьмах.

4. Эксплуатация труда лиц, находящих-
ся в психиатрических больницах.

5. Эксплуатация в военное время труда
лип иностранного подданства, граждан
японского происхождения и лиц, отказы-
‘вающихся от военной службы по политиче-
ским или религиозным мотивам.

6. Эксплуатация некоторых племен аме-
риканских индейцев. 1

7. Труд, требуемый в силу применения
постановлений суда о запрещении забасто-
вок при некоторых обстоятельствах».

Автор доклада в силу своей буржуазной
ограниченности не замечает самого главно-
о в системе принудительного труда, прак-
тикуемой в США, или сознательно обходит
его молчанием. Он ничего, разумеется,
не пишет о том, что господствующая систе-
ма труда в США является не чем иным, как
определенной системой принудительного
труда для рабочих — системой капитали-
стического наемного рабства.
	_ Капиталистическое
	наемное рабство
	Буржуазные писаки пытаются предста-
вить рабочих в капиталистических странах
как пюдей, экономически независимых и
свободных. На самом же деле рабочие в бур-
жуазных странах, лишенные средств про-
изводства, принуждены работать на капи-
талистов. на тунеядцев, & не на себя. Если
и можнс в этих условиях говорить. что ра-
бочие` при капитализме являются евободны-
ми, то только в том смысле, что, являясь
юридически свободной личностью и не имея
средств к’существованию, лишенные орудий
и средств производства, они свободны в вы-
боре — либо продавать свою рабочую силу
капиталистам, либо умирать с голода.

Капитализм делает труд рабочего трудом
принудительным по существу. Главной дви-
жушщей силой при этом является зканоми-
ческое принуждение трудящихся работать.
на капиталистов.

Следует отметить, что юридическая фик-
ция свободы наемного трула в буржуазном
обществе отнюдь не является фетишем. То-
гда, когда требуют интересы класса капи-
талистов, буржуазия с помощью государ-
етва прибегает к различным формам внеэко-
номического принуждения, чтобы заставить
трудящихся работать на капиталистов.
Особенно характерными в этом отношении
являются США — современная цитадель
монополистического империализма. В этой
связи следует прежде всего отметить дей-
ствующий ныне в США закон, регулирую-
щий трудовые отношения в стране, закон
Тафта—Хартли.

Закон Тафта — Хартли является одним
из самых гнусных законов, существующих
‘ныне в какой-либо  капиталистической
стране.

Даже продажные профсоюзные «боссы»,

чтобы не разоблачить себя’ полностью,
вынуждены признать, что закон Тафта —
Хартли является законом о’ рабском
труде. Например. Грин. один из глава-
рей Американской Федерации труда, 5 сен-
тября 1947 г. ззявия на митинге
в Канзас-Сити: «Закон Тафта — Хартли
санкционирует введение рабекото труда или
порабощения».
‚ Закон Тафта — Хартли являетея одним
из примеров американского законодатель-
ства о принудительном труде. Широко рас-
пространенными в США являются различ-
ного рода законы отдельных штатов, особен-
но южных, которые открывают широкие
возможности законодательного принужде-
ния рабочих работать на капиталистов, 8
также «законного» преследования недоволь-
ных рабочих, подавления стачек и т. л.

Наиболее часто используются в США,
особенно на юге, так называемые законы о
бродяжничестве. На оснований такого за-
кона практикуются, как указано в упомя-
нутом выше хокладе, «систематические аре-
сты 38 бродяжничество как в инхивилуаль-
ном, таки в массовом порядке». Осужденные
используются капиталистами и помещиками
в гачестве дешевой, почти даровой, рабочей
силы.

Частные капиталистические монополий в
СИА нередко являются хозяевами целых
городков, прилегающих к их предприятиям.
В этих городках буквально все принадле-
жит капиталистическим монополиям. Такие
городки фактически являются концентра-
ционными лагерями для наемных рабов.

Вот как описываются в книге американ-
ской писательнипы Анны Рочестер «Труд
ин  Утольная промышленность»  тяже-
лые условия, в которые попадают
американские рабочие в указанных фаб-
ричных Городках: «Документы, Которые
обязаны подинсать рабочие, приехавшие в
олин из таких феодальных городков, вы-
нуждают его отказаться фактически от всех
прав. Чтобы получить работу на. руднике,
рабочий должен подписать контракт, обязы-
вающий не вступать ни в какие рабочие
организации или профсоюзы. Чтобы полу-
чить жилище Xia своей семьи, он должен
подписать специальный договор 0б аренде,
который лишает его фактически всяких за-
конных прав как арендатора». Автор книги
пишет, что часто фабричные городки или
деревни окружены забором с единственны-
ми воротами.

Принудительный труд в капиталистиче-
ском обществе имеет оборотную сторону —
принудительную безработицу. Резервная

Соревнование речников
	Амура ш Боли
	ХАБАРОВСЬ, 4. (По телефону). В прош-
JOM году на всесоюзном съезде профсоюза
речвиков в. Москве лучший шкипер. Амур-
ского пароходства Устин Кузнелов и старей-
щий шкипер пароходства «Волготанкер»
Кузьма Ильичев заключили между собой ло-
говор на социалистическое соревнование. За
этим соревнованием ¢ интересом следили
речники веей страны. Выполняя свои 0бя-
зательетва. тов. Кузнецов в прошлую нази-
гацию завершил свою пятилетку и, по-бур-
лаковски ухаживая за судном. поставил его
в затон исправным ине требующим, завод-
ского ремонта. Баржа «Ока», руководимая
тов. Ильичевым, на 138 процентов выпол-
нила навигационное задание. Этим успехам
способствовали многочисленные усовершен-
ствования методов эксплуатации барж.

Минувшей зимой знатные шкиперы. сно-
ва ветретились в Москве, на совещании
переловиков речного флота. Устин Кузнецов
после совещания был в Астрахани, гостил
у Бузьхы Дмитриевича, Ильичева, выступал
перел волжекями речниками с доклалами 0
своем опыте. В заключение т.т. Кузнецов и
	Ильичев заключили новый договор на сорев-
цование за доерочное. завершение плана оче-
редной навигации,

Поллерживая эту инициативу, многие реч-
ники пароходства «Волготанкер» направили
е тов. Вузнеповыи вызовы на соревнование
команлам амуреких судов.

Сейчас амурцы и волгари держат между
собой постоянную связь, ведут переписку,
обмениваются опытом. Недавно тов. Вузне-
пов получил от тов. Ильичева письмо, в ко-
тером тот сообщает о своих первых успехах.
0 составленном на сулне  стаханозском
плане, обеспечивающем выполнение годо-
вого залания к 25 октября. Тов. Кузнецов и
коллектив его баржи «Узбекистан» отпра-
вили речникам Волги ответ. Они сообщают,
что за первые рейсы сэкономили 15 часов
ходового времени. Выгрузку нефти произво-
тили скоростными методами. Годовой план
команла баржи «Узбекистан» обязалась вы-
полнить к 25 сентября.
		ЧЕХОСЛОВАЦКИЕ АРТИСТЫ
В КИЕВЕ
	КИЕВ, 4. (Корр. «Правды»). В столицу
Советской Украины приехали. гостящие в
СССР группа чехословацких артистов и
ансамбль песни и пляскн. В театре оперы
и балета имени Шевченко и в филармонии
состоялись два концерта гостей. От имени
музыкальной и театральной общественности
	Агева чехословацких артистов приветство-
	вал председатель Союза советских компози-
торов Украины композитор Г. Веревка. Вы-
ступления чехословацкого ансамбля и 60-
листов ‘Веры Крыловой, Стефании. Пет-
poset, Рудольфа Едличка, Зленека Илека и
Веры Ржепковой прошли с болыпшим успе-.
	ADA.
	СОДРУЖЕСТВО ЗАВОДА
И ТЕАТРА
	КАЛИНИН, 4. (НМорр. «Правзы»). В об-
ластном театре драмы состоялся вечер,
посвященный подписанию договора о социа-
листическом содружестве межлу коллекти-

вами театра и Валининского экскаваторного
завота,.
	По договору театр обязуется  орга-
низовать На заводе драматический кол-
лектив и помочь ему подготовить в этом
голу не менее двух спектаклей, создать
кружок художественного елова, изокружок,
проводить встречи стахановцев завода <
актерами, вести   мабсово-разъяснительную
работу по вопросам театрального искусства.
	В свою очередь коллектив экокаватор-
щиков принял обязательства широко раз-
вернуть культурно-массовую работу, худо-
вественную самодеятельность, организовы-
вать культпоходы в драматический театр,
устраивать при участии актеров коллектив-
ный разбор просмотренных спектаклей.
	Вечер’ прошел в теплой, дружеской 0о0-
становке и закончился художественной
частью — выступлением артистов театра и

частников заводской художественной само-
деятельности.

——(}—~
	СТРОИТЕЛЬСТВО МАСЛОЗАВОДОВ
	RYPCK, 4. (Корр. «Правды»). В Тотнеи
Шебекине, Курской области, пущены два
новых мошных маеслозавола. оснащенных
	новейшим оборудованием. &роме масла, они
	будут вырабатывать сгущенное и сухое мо-
	Локо. Третий маслозавод такого же типа
скоро будет пущен в Глушковском районе.

Е ба
	НОВЫЕ КНИГИ
	В. И. Ленин. Две тактики социал-демо-
кратии в демократической революции. На
украинском языке. Госполитиздат УССР,
г. Виев. Тираж 30 тыс. экз., 120 отр., пена
1 р. 50 к.

И. Сталин. 0 проекте Конституции Сою-
за ССР. Доклал на Чрезвычайном УШ Вее-
союзном съезде Советов. На украинском
языке. Госполитиздат УССР, г. Киев. Тираж
500 тыс. экз., 32 стр., цена 35 коп.

‚ М. Горький. Собрание сочинений в три-
дцати томах. Том 4. Новести, очерки, pac-
сказы. 1899—1900. Гоелитиздат. Тираж
300 тыс. экз., 446 стр., цена 12 руб.

В. Р. Вильямс. Избранные сочинения.
Издание второе. Издательство «Московекмй
рабочий». Тираж 15 тыс. экз., 464 стр., пе-
на 19 руб.

М. Ф. Иванов. Избранные сочинения. Из-
дание в трех томах. Том 3. Сельхозгиз. Ти-
pam 50 тыс. экз., 472 стр., цена 12 руб.
	П. Н. Ангелина. Люди колхозных полей.
Второе издание. Сельхозгиз. Тираж 50 тыс.
экз., 96 стр., цена 1 р. 55 к.

Я. Давыдов. Родина трактора. Профиздат.
Тираж 15 тыс. экз., 372 стр., цена 12 руб.

Алексей Сурков. Стихотворения. Гослит-
издат. Тираж 25 тые. экз., 320 стр., нена
9 руб.

Натан Рыбак. Переяславская Рада. Ро-
ман. Авторизованный перевод с украинско-
то. Гоелитиздат. Тираж 150 тыс. экз.,
616 стр., цена 11. р. 50 к.

П. Цвирна. Избранное. Перевод с литов-
ского. Гослитиздат. Тираж 30 тыс. эЕз.,
420 стр., цена 8 р. 50 к.

Поэты Советской Эстонии. Сборник сти-
хов. Гослитиздат. Тираж 10 тыс. экз.,
288 стр., цена 8 руб.

Юхан Сютисте. Избранные стихотворе-
ния. Перевод с эстонского. Гослитиздат. Тя-
раж 10 тыс. экз., 176 стр., цена 7 р. 25 к.

«Обновление земли»
	Нал картой степей е карандашом в ру-
ках товарищ Сталин. Он излагает членам
Политбюро свой план великого наступления
на засуху. «Для счастья народа» — так
назвал свою картину, рясующую этот исто-
ричёский момент, художник Дмитрий Нал-
банлян. Фильм воспроизводит замечательное
полотно художника. .

Великий сталинский план был обнаро-
дован, . к

Один за другим проходят перед. зрителем
волнующие кадры тех дней: народ в лю-
бовью и гордостью принимает начертанную
вождем грандиозную программу покорения
стихии. В сталинском плане преобра-
зования природы воплощены вековые думы
крестьянства, его надежлы и чаяния.
	Влохновленный идеей Сталина, весь ©0-
ветский народ принялея решать всемирно-

историческую задачу. В. колхозы, COBXO-
зы, лесхозы, во вновь созданные лесозащит-

ные станции пошли эшелоны новейшей,
	мошной техники. -
			(ерая, изъеденная трещинами земля. Ве-
цыно палит раскаленное солнце. Горячий,
ещеный ветер крошит. сухую землю. взды-
ц4ет черные вихри, обнажает корни. чахлых
зотений. Горят от зноя жидкие нивы, гиб-
HY? хлеба.

Засуха...

Пришла беда.

«Опять голод!— писал Владимир Ильич
№нин в 1901 году.— Не одно только разо-
ине, а прямое вымирание русского Epe-
‘ъянства идет в последнее десятилетие с
празительной быстротой...»

Первые кадры фильма «Обновление зем-
1? * возвращают нас к страшным време-
у прошлого, временам голола, нужды, ра-
зрения. Крестьянин в условиях помещичье-
№ земледелия был беспомощным против
(Дювых законов пригэды.

Во второй половине 19-го века засуха
пала частой гостьей и безраздельной влады-
щей степных районов России. За 26 лет,
иществующих страшному 1891 году,
@ыл0 десять неурожаев — десять голодо-
ВК,

lyme yun русской агрономической
ии задумались о судьбе нарола и путях
звития степного земледелия. Выдающий-
4 ученый Василий Васильевич Докучаев
Цидложил систему мер, обеспечивающих
звращение степям их плодородия. На гиб-
1ЫХ землях Каменной Степи, Велико Ана-
Хилл и Старобельского плато он заложил
опыты степного лесоразведения. Но: широ-
КИМ И смелтм замыслам борца за народное

Маго не суждено было сбыться в условиях
	царского самодержавия.

(советский народ бережно сохранил насле-
18 замечательного ученого. В годы совет-
‘ий власти агрономы и лесоводы Каменной
 ети по указаниям академика-большевика
Вагилия Робертовича Вильямса на практике
Куществили такую систему мер, которая
0 печивает высокие и устойчивые урожаи
Щи любых климатических условиях. Опи-
Mach Ha учение Докучаева — Костычева —
ильлиса. развертывали борьбу с засухой
редовые колхозы. совхозы. МТС и районы
‘раны.

1948-й гол. Москва, ЕВремль.
		Широкое распространение имеет в США
принудительный ` труд заключенных.

Уголовный колеке США предусматривает,
что использование труда заключенных про-
изводитея по усмотрению генерального про-
курора. По усмотрению генерального 1ро-
курора создаются концентрационные лаге-
ри в выбранных им для этой пели местах.

Говоря о принудительном труде заклю-
ченных в США, автор упомянутого выше
доклада «Лиги защиты прав рабочих» пи-
шет: «Подобная практика ведет не только
в эксплуатации заключенных, но Также и
к несправелливому осуждению за превтуп-
ления и к большей длительности тюремного
заключения заключенного, который может
быть освобожден».

Во многих штатах использование труда
заключенных поставлено на широких на-
чЧалах типичного американского бизнеса. На
юге, в штатах Миссисипи. Техае. Арканзас
и т. д, имеются крупные плантации,
которые ведут свое хозяйство на основе экс-
плуатации принудительного труда заклю-
ченных, сосредоточенных в концентрацион-
ных лагерях. В некоторых штатах эти «тю-
ремные плантации» сдаются в аренду част-
ным капиталистам. которые извлекают ог-
	ромные прибыли из этого дела.

Не только американские тюрьмы, но и
некоторые категории больниц — психиат-
рические больницы — прибегают к прину-
дительному труду лиц, находящихся на из-
лечении в этих больницах.

Применение принудительного труда боль-
ных приводит к тому, что больницы держат
больных как можно дольше, и не случайно
в США распространено мнение, что тот, кто
попадет в психиатрическую больницу, от-
туда обычно не выходит. Для этого необхо-
димо приложить весьма значительные усн-
лия, иметь большие средства, чтобы отку-
ПИТЬСя.

Bee orm факты разоблачают так назы-
ваегый «американский образ жизни» —
варварскую систему бесчеловечной эксплуа-
таций миллионов трудящихся в интересах
кучки империалистических хищников. При-
нудительный труд в США — еще одно сви-
детельство того, что капитализм беебмы-
еленно растрачивает производительные <и-
лы, обрекает огромные массы людей на
полугололное существование, нищету и вы-
	А. БАГРАТУНИ.
	Режиссер и операторы удачно еняли вар-
тины вдохновенного. труда колхозников, ме-
ханизаторов и лесоволов на закладке поле-
защитных лесных полос, создании искус-
ственных водохранилищ.

Кинокартина «Обновление земли» —
творческая удача коллектива Центральной
студия документальных фильмов. Она пове-
ствует о героических буднях людей сталин-
ской эпохи, их труде и подвиге.

Еще более интересным и содержательным
был бы фильм, еслибы он не страдал неко-
Topol композипионной  разбросанностью.
Автор сценария и режиссер в погоне 3a
внешним эффектом не смогли глубоко рас-
крыть целеустремленный труд отдельных
лесоводческих бригал, механизаторов, пре-
образующих природу. И еше одно. Цветное
кино располагает богатыми средствами для
хуложественного показа жизни, Однако опе-
раторы и режиссер фильма «Обновление
земли» в отдельных калрах в ущерб жизнен-
ной правде увлеклись театральной парад-
ностью, ‘подчас показывают чисто внеш-
нюю сторону событий.

Но, несмотря на эти отдельные недостатки,
кинофильм «Обновление земли» смотрится
‹ волнением и интересом, он сыграет важ-
пую роль в пропатанле великого сталин-
ского ‘плана обновления земли.
  с Н. ВОРОБЬЕВ.
	В ЖУРАВСКИИ.
	ИНОЧЕСТВО» _
	ношении заведующего кафедрой нервных
болезней и нейрохирургии проф. Х. И. Гар-
кави к делу подбора и подготовки научно-
врачебных кадров. Ученый совет принял
решение о снятии его с должности руко-
водителя кафедры. Намечены мероприятия
по укреплению кафедры и улучшению дела
подготовки научно-возчебных Езадров.
	* «Обновление земли». — Производство
	Центральной студии документальных филь-
иов. Сценарий и текст `Миколы Садковича,

gm м
	Режиссер Илья Копалин. Главный oneparop
Борис Bomex.
		ПО МАТЕРИАЛАМ «ПРАВДЫ»
	«ГОРДОЕ ОД
	(публикованный в «Правде» 14 мая с. Г.
фельетон «Гордое одиночество» был обсуж-
вн парторганизапией и ученым. советом
Горьковского медипинского институт.

0бщее партийное собрание института и
Ученый совет признали, что в фельетоне
совершенно правильно освещен в0прос 0
безответетвенном и антигосуларственном от-
	Широко распространена в США практика
законтрактования труда иммигрантов, в
послевоенный период — законтрактование
трула перемещенных лиц и беженцев. За-
контрактование труда иммигрантов происхо-
	дит либо в порядке межправительственных