_ 1 ИЮЛЯ 1$50 г., № 182 (11654)

‚НАДЕЖДА МИРА.

Отна уз наиболее известных картин ра, разделенные иллюзорной незр

За мир, претив поджигателей войны
	ра, разделенные. иллюзорной незримой чеф-
той, как бы демонстрировали свои методы,

свои чаяния, свою сущность. Годы фапгиз-
ма не прошли для Германии бесследно, они
	soe FF

И ое МР 9

vee MS 4

оставили после себя развалины городов, ра3-
валины государства. На востоке люди
начали думать, читать; они старались 0©в0-
бодиться от позора прошлого; выросли юно-
ши, с детских лет воспринявшие заветы
братетва. Что же происходит на залтаде?
Там нацистские офицеры готовятся Е
походу, промышленники подсчитывают пред-
военные барыши, & маленькие люди заняты
маленькой спекуляцией, короткими мыслями
о коротком дне; они боятся задуматься над
тем, что их ожидает.

Чего опасались американцы, приведя

войска в боевую готовность? Неужто юно-
шей и девушек, которые приехали в Бер-
лин, чтобы сказать о своем миролюбии?
Может быть, чешских студенток и польских
детей? Или звуков «Интернационала»? Или
толубки мира, парившей над Унтер ден Тин-
ден? В те дни весь мир жадно следил за 60-
общениями из Берлина. Жители Парижа и
Варшавы, Праги и Брюсселя понимали, что
в западном секторе происходит черновая ре-
петиция войны и что в восточном собрались
дети новой Германии, которая раскрыла кни-
гу мира, склонилась над первыми словами
человеческого братства.
_ Люди во веем мире хотят жить; это зву-
‘чит слишком просто и это самая большая
правда наших дней, когда жизнь человека
поставлена под, удар, когда она зависит от
лихорадки биржи, от продажи и перепрода-
жи урана, от преее-конференции очередно-
то умалишенного, от левой ноги правого
джентльмена. Услыхав впервые о Сток-
тольмеком обращении, мастера вашинг-
тонских пресс-конференций усмехнулись.
«Это перепись коммунистов», — писала
«Нью-Йорк тайме». Теперь они видят,
что это не регистрация членов одной
партии, а присяга людей всех толков, всех
верований, всех стран. Вто только не ста-
вит свою подпись под этим обращением?
Первый магистр Франции и либеральные
премьеры Италии, автор «Атлантиды» и
матросы Гётеборга, Томас Манн и проте-
стантские епископы, канадские фермеры и
знаменитые актеры, крестьяне Калабрии и
горняки Боринажа, муниципальный совет
Версаля и внуки Коммунаров, студенты
Еэмбриджа и норвежские рыбаки, предсе-
датель государственного совета Египта и
кубинские сигарщицы, профессора Нью-
Йоркского университета и неграмотные нег-
ры Сенегала, женщины Китая и архитек-
торы Берлина, пастухи Мексики и клерки
Дании. #

Может быть, иной скептик скажет: что
значат листы бумаги, испещренные под-
писями, рядом с «летающей крепостью»?
Но войну и мир решают люда, а подписи
под Стокгольмским обращением это не чи-
стописание, не коллекция автографов, это
клятва миллионов, десятков миллионов, CO-
тен, клятва каждого маленького человека
и клятва всего человечества: загородить
дорогу войне. Есть слова, которые бросают
на ветер, а есть другие слова — их не
сдвинет и буря, они тяжелее камней. Вогда
говорит краснобай, люди слушают, свистят,
аплодируют и тотчас забывают о сказанном,
даже если у краснобая громкий титул или
ученая степень. Но когда говорят народы, их
слова — дело.

Я видел. в Западной Европе локеров, ко-
торые отказались выгружать оружие. Они
шли вперед, когда в них стреляли. Они
не испугались петли голода. В тюрьме они
пугали тюремщиков своим спокойствием,
а на судебных процессах судили своих су-
дей. Маленькая женщина Франции кину-
лась на рельсы, чтобы не пропустить воен-
ный эшелон. Теперь народ Франции, народ
Италии, народы Европы бросаются вперед,
чтобы не пропустить войну.

Я говорил, что, думая о Западной Европе,
я вспоминаю глаза похищаемой финикиян-
ки, смутные. от смятения и печали. Но я
видел на Западе и другие глаза — гневные,
грозные, полные решимости. Нет, Европа
народов — не финикийская царевна, ее
не умыкнуть. Вот легкая улыбка озарила ее
прекраеное лицо: народы подымаютея, на-
роды говорят «нет!» .

Я видел, как отстраивают  Варшаву, Kak
в глухой долине Вага вспыхнули огни элек-
тростанции. Я видел польского поэта,
сжимающего лиру Словацкого, и чешекие
кукольные фильмы, веселые, нежные, по-
хожие на паутину зеленых листьев в горя-
чий летний день. Я видел жизнь, которую
люли строят и которой не отдадут.
	Спокойствие овладевает человеком, когда
после разлуки он енова видит Москву,
шумливую и пеструю, школьниц в белых
платьях после выпускного вечера и леса
домов, рабочего с букетом ромашек и заго-
релых подростков у «Динамо», сложный,
горячий, многоликий ‘мир. Этого спокой-
ствия не могут нарушить ни разведыва-
тельный самолет над нашим западным. го-
родом, ни бомбардировщики, пикирующие
возле наших восточных границ. Это спокой-
ствие &вязано с ощущением внутренней
силы. Пока. американские. кликуши кричат
о водородной бомбе, наши агрономы, питом-
пы «Тимирязевки»,  разъехавшиеь по
стране, взращивают нивы, бахчи, сады и
рощи. Пусть очередной умалишенный гро-
зит войной на разных пресс-конференциях.
Мы заняты серьезным делом: мы строим
наше будущее. Наши.газеты отводят полосы
для научных дискуссий; они думают не
только о завтрашнем дне, но изо том мире,
в котором будут жить наши дети, нани
внуки. Первый человек, нашего. государства
нашел время, чтобы внести ценный вклад в
науку о языке. Разве это не прекрасное до-
казательство нашего спокойствия? Е
	Мы завоевали право на. спокойствие.
Когда на нас напал враг. мы не расте-
рялись, мы отбили его приетуп, спасли на-
роды от злой тирании. Мы говорили тогда:
«Победа будет за нами». Мы не хотим вбе-
вать, мы хотим жить — для себя, для де
тей, для нашей чудесной земли. Мы не
только любим мир, мы его отстаиваем —
нашим трулом, нашей выдержкой, нашим
сознанием. Й теперь мы говорим: «Победа

булет за миром».
	Нас много, но мы не одни: с нами все
народы. С нами и та прекрасная финики-
янка. на которую покушается эрзац-Юпи-
тер. Мы не дадим ее в обиду. Осенью 06-
молотят хлеб, соберут пахучие северные
яблоки и восковые гроздья юга. Молодая
мать поведет своего первенца в школу, и
неопытной рукой, склонив голову набок,
чуть приоткрыв рот, он выведет первое
слово: «Мир». 5 :
	Во главе движения
	ТБИЛИСИ, 30. `(Новр. «Празды»). Трудя-
щиеся Грузии с огромным удовлетворением
встретили решение Советского Комитета за-
щиты мира в проведении сбора подписей
под Стокгольмским Воззванием Постоянеого
Комитета. Всемирного, конгресса  сторонни-
ков мира о запрещении атомного оружия.
В городах и селах республики проходят
инотолюдные собрания.

Выступивший на многолюдном собрании
работник ‘Тбилисского станкостроительно-
го завода имени ра тов. Бендианинвили
сказалг

— Вместе со всеми трудящимися нашей
великой советской Роднны мы единодушно
поставим свои подписи нод Стокгольмеким
Вэззванием. Советский Союз стоит во главе
могучего движения за мир. Советский народ
знает. что борьба за мир, возглавляемая
нашим великим вождем товарищем
Сталиным, есть дело всех народов мира. Мы
помышляем только о мирном труде, строим
величественное здание коммунизма. Наши
миллионные подписи под Стокгольмским
Воззванием явятся могучим ответом под-
жигателям войны, стремящимся ввергнуть
человечество в новую кровавую бойню.

На собрании коллектива Тбилисского
	государственного университета Имени
Сталина первым выступил ректор универ-
	ВАБУ, 30. (Корр. «Правды»). Сегодня
лервый день сбора подписей под Стовтольм-
ским Воззванием. Бакинцы голосуют з&
мир!

Сталинский район. Старейший и вруп-
нейший в Баку нефтяной район-—ревност-
ный хранитель славных революционных
традиций бакинского пролетариата, выко-
ванных в огне классовых боев под руко-
BOCTBOM великого Сталина. .

В просторном зале, расположенном вбли-
зи бухты, собрались рабочие, инженеры,
техники и служащие передового 4-го про-
мысла треста «Сталиннефть».

Слово берет оператор Джабар-зале.

— Советские люди, — говорит он,— вее,
как один, подпишутея под Стоктольмеким
Воззванием 0 запрещении атомного ору-
HEA и этим еще pas докажут свою
верность делу мира, свою решимость отето-
ять мир, свою глубокую любовь и предан-
ность коммунистической партии, великому
Сталину: Свои подписи мы, бакинские неф-
тяники, как и весь советский народ, под-
хрепим новыми трудовыми подвигами на
блато нашей Родины, являющейся оплотом
мира.

— Советский Союз последовательно и
неуБлонно придерживается политики мира
и дружбы, — говорит главный инженер
промыела тов. Саркисян: — Ставя свои
подписи пол Стокгольмским Воззванием, мы
	ситета действительный член Академии наук
Грузинской ССР Н. Ёэцховели. Он ззявил:
	— Мы, представители советской интел-
лигенции; сыны и дочери своего народа,
безгранично преданные коммунистической
партии, великому Сталину, вместе со всеми
трудящимися нашей могучей Родины стоим
на страже мира. Мы счастливы и горды тем,
что живем в радостную эпоху строительства
коммунизма и все свое творчество посвя-
щаем этому благоролному делу. Советский
	народ, ведомый товарищем Сталиным, всегда
был и будет знаменосцем мира во всем мире.

Взяв слово, профессор А. Твалчрелидзе
сказал:

‘— Простые люди всего мира ненавидят
войну. Ноджигателям войны они скажут
свое власткое и грозное: «Нет!»

Многолюдные собрания прошли также на
паровоз0-вагоноремонтном заводе имени
Сталина, на кожзаводе № 1, на обувной
фабрике имени Берия, в Грузинском поли-
техническом институте имени Кирова, в
Академии наув Грузинской ССР, на других
фабриках, заводах и в научно-исследова-
тельских институтах столицы Грузии. По-
всеместно развернулся сбор полписей под
	Стокгольмеким Боззванием.
	ажруоноох поациосно ПФ Vint SING. Bim

‚ обратившийся в быка, ‘Илья ЭРЕНБУРП. ©
EQHHOD YMC —   smesyo Gumsmmey Unpory. Nesymna пе

А плели. ЗА чел ПА зола ам В .
	КИШИНЕВ, 30. (Корр. «Правды»). Тру-
дящиеся Моадавин вместе со всем совет-
ских народом выражают непреклонную во-
лю к миру, свою горячую солидарность C
Заявлением Верховного Совета СССР.
	Выступившая на собранни коллективз
Тираспольского консервного завода имени
Первого мая мастер цеха. тоз. Народиикая
сказала* р
	— Советский народ от веёй души при-
вететвует сталинскую политику мира. Мы
не пожалеем сил для борьбы ва прочный
мир. Мы — люди творческого созидатель-
ного труда. Нашими руками в голы первых
сталинских пятилеток построен этот круп-
нейший в Молдавии консервный завод. Фа-
шистские варвары разрунгили его. Но мы
вновь подняли его из руин и пепла. Мы
не допустим, чтобы наши заводы, города
п села опять подвергалиеь разрушению!
Не допустим, чтобы вновь лилась кровь!
Нам дорог мир. Поэтому мы единодутно
подпишемся под Стокгольмским Веззванием.

После собрания во всех цехах завода на-
чался сбор подписей под Воззванием Посто-
янного Комитета Всемирного конгресса сто-
ронников мира. Рабочие и работницы, ин-
женеры и техники, служащие дружно под-
писывалиеь пол Воззванием.
	Многолюлные собрания прошли на пред-
приятиях и в учреждениях Кишинева. На
собрании . коллектива обувной фабрики
имени Сертея Лазо выступил инженер тов.
Сучков. Он сказал:

— Верховный Совет СССР в своем За-
явлении выразил волю всех советских лю-
дей. Мы горячо поддерживаем  миролюби-
вую политику Советского правительства.
	Трудящиеся Моадавии единодушно ипод-
писываются подо Стокгольмеким Воззва-

нием.
		дФпрютивляется, но лицо ве выравает глу-
	бокое смятение. Я вепомнил эту картину,
	когда попыталея собрать в одно путевые
впечатления, долгие беседы, короткие
встречи, Париж и Стокгольм, Рим и Брюс-
сель, Женеву и Берлин. Я не намереваюсь
сравнивать почтенных американских дип-
ломатов с быком и еще менее с Юпитером;
я не склонен также принимать Европу за
перепуганную девственницу. Й все же пе-
рело мной глаза веронезовской финикиян-
ки, их можно теперь увидеть и на набе-
режных Сены, ни пол римекими пиниями.
	Как будто мало что изменилось. Нопреж-
	нему океан яростно колотитея в скалы

Бретани; Северное море, измученное при-
етупом, уходит далеко от земли, оставляя
на песке причудливые водороели; ветер пе-
реносит огромные дюны © места на место
и, утомленный, едва колышет листву топо-
ля. Попрежнему грохочут альтийскяе во-
лопады, и среди глубокой тишины летнего
полудня сльнино, как летит шмель. По-
прежнему высятся каменные рощи готиче-
ских соборов, зябнут в предутреннем холоде
мраморные нимфы, и остается нераепутан-
ной густая паутина узких улиц. Попреж-
нему Европа кажетея древней и нежной.
Правда, если приглядеться, видны раны
минувшей войны, уродливые развалины,
в которым не прикоснулась рука каменшщи-
ка и которые обходит трава: природа сер-
добольно прикрывает руины замков или
храмов, подточенных временем, но она не
спешит накинуть зеленый плащ на черные
дела человека. Глядя на развалины, гово-
ришь себе: это не первые раны, они за-
кроются и забудутся. Ведь как быстро вы-
росли сожженные села нашей Белоруссии,
как упорно отетраиваютея Сталинград или
Минск, или Орел. Когда я увидел внервые
Варшаву, я растерялся: это был надлом-
ленный скелет. Из года в год я видел, как
воскресает Варшава, как лихорадочно воз-
водят леса, клалут кирпич, кроют крыши,
как заполняются домами пустыри, как
смерть уступает место жизни. Я помню
Францию после первой мировой войны; она
тогда потеряла у Вердена цвет нации; все же
вскоре ожили расшепленные города ее севе-
ра. А теперь французы уныло смотрят на
застывшие развалины — не потому, что они
хотят запомнить прошедшую войну, & пото-
му, что слишком часто они слышат о буду-
шей войне, У них нет душевного покоя,
уверенности, которые позволяют человеку.
строить дом, сажать дерево, растить ре-
бенка.

Газеты много писали © последствиях
«плана Маршалла», приводили цифры. Но
может ли статистика выразить то смяте-
ние, которое внесли в жизнь Европы живо-
деры, прикидывавшиеся докторами? 0, ко-
нечно, хаос существовал в мире денег и до
того, как г. Маршалл разрепеилея своим
«планом»; и ло того в Америке жгли хло-
пок, & люди ходили раздетые, примешивали
к пшенице эозин, а люди ходили голодные.
И до того топили зернами кофе бразильские
паровозы, удобряли землю датскими свинь-
ями, ломали станки “и отдавали лопухам
тучные нивы. Теперь к. этому бесплановому
хаосу прибавился самый страшный х306 —
«плана». Бельгийские ткачи лишились р3-
боты, потому что из Западной Германии
американцы везут в Бельгию дешевые тка-
ни. Французекие рыбзки швыряют рыбу
в море, потому что американцы везут из
Норвегии во Францию дешевую рыбу. За-
чем пасутся прославленные швейцарские
коровы? Горе коровам, горе их владельцам:
американцы изготовляют молочный поро-
шок. Закрылись авиационные  взаводы
Франции, машиностроительные заводы Ита-
лни; замерли в портах суда Швеции. Люда
теряют работу, теряют мебто в жизни, те-
ряют последнюю надежду; тогда-то им го-
ворят: «Это — помощь»; и они больше ни-
чего не понимают или они начинают все
понимать.

«Помощь»? Богатая Франция разорена.
Конечно, можно в ее городах увидеть и
нарядных дам, и витрины роскошных ма-
газинов, и первоклассные» рестораны, где
тотовят снедь по всем правилам Брия-
Саверена. Но сколько людей ‘теперь во
Франции ломают себе голову над пробле-
мой, в разрешении которой им не помо-
тут ни логика Декарта, ни гармония
Иль-де-Франса: как прожить один день?..
Заработки выроели в десять раз, а пены —
в двадцать: человеку выдают половинку
былой жизни. Я вилел англичан в Сток-
гольме, в Цюрихе; забыв присущую им
тордость, они жадно разглядывали витри-
ны лавок, которые завалены товарами, из-
готовленными в Англии: «Мы этого ни-
когда не видим в Лондоне»... Пять лет про-
шло с окончания войны; был знаменитый
«план», не менее знаменитая «помощь».
Но сколько детей — во Франции, в Ита-
лии— просыпаются и завыпают голодные?
Дети не хлопок и не уравовая руда, дети
пе котируются на бирже. Деловые 107A
	заняты делом: в Соединенных Штатах
слишком много картофеля, нужно ero YHE-
ЧОЖИлЬ.
	Бельгийский академик Броннэ, которого
трудно заподозрить в неблагонадежности,
пишет: «Если бы кто-нибудь с друтой пла-
неты поемотрел на нас, вряд ли у него ©о-
ставилось бы высокое представление 05
умственных способностях людей. Одна
часть человечества умирает от голода, дру-
тая подыхает от излишков. Едва люди из-
бавились от ужасной бойни, как готовится
новая, последствий которой нельзя предви-
деть». :
«Помошщь»?.. 0 ней может кое-что рас-
скавать обыкновенный французский нало-
гоплательщик, мосье Дюран. В прошлом
году Франция получила от Соединенных
Штатов 280 миллиардов франков. На вос-
становление промышленности? На строи-
тельство? На покупку сырья? Нет, на во-
енные расходы. Эти расходы связаны не
со страхами мосье Дюрана из Тараскона,
а с необузданным аппетитом мистера Аче-
сосна из Вашингтона. Получив от американ-
nes 280 миллиардов, французы должны
‘были выложить на военные расходы
550 миллиатлов. Такова их «помощь».
	В разных странах Западной Европы лю-
ди говорят, что война — это безумие.
В разных странах Западной Европы у
власти стоят люди, которые Ee только
ничего не делают, чтобы предотвратить
войну, но делают все, чтобы война прошла
по их земле. Американские стратеги дик-
	тУют инструкции для своевременного уни-
	чтожения французских мостов, тоннелей;
шлюзов. В Италии устраиваютсй базы для
американевих кораблей. Я видел, как бель-
тийцы строят дороги для американских
танков. «Нейтральная» Швейцария посы-
лает своих летчиков в американские воен-
ные школы. В Западной Германии нацист-
ские генералы и офицеры нетерпеливо по-
глядывают на восток. Спросите итальян-
ского министра, лионекого фабриканта, лон-
донского парламентария, что они думают
0 Toh войне, которую они  подготов-
ляют-—— одни своей малопочтенной. дея-
тельностью, другие молчанием и потвор-
ством, — все вам ответят: «Это катастро-
фа, гибель...» Говоря это, они продолжают
выполнять приказы Америки или одобрять
их. «Убийцы», крикнул по адресу таких
господ один французский депутат; может
быть, следует добавить: и самоубийцы.

Если аристократия отличалась авантю-
ризмом, то третье сословые всегда обожало
порядок, размеренность, устойчивость жиз-
ни. Сто лет подряд французские романисты
описывали надежды, тяжбы; преступления,
связанные в наследством; завещание было
для буржуа величайшим актом жизни. Ра-
ботая, он твердо знал, что он оставит дз-
тям. Его мир мог казаться невзрачным, но
никло не мог усомниться в солидности
этого мира. Француз должен был в полдень
сесть за стол и повязаться салфеткой. Анг-
`личанин умирал, еели в пять часов перед
ним не было чашки чая. Немец в положен-
ный час проглатывал бутерброды, где бы
он ни был, — на заседании, на концерте
или торопясь на свидание. Менялись прави-
тельства, конституции, флаги, но торго-
вые, фирмы оставались. Уклад жизни был
незыблемым. Буря войны снесла сотни го-
родов, растрепала семьи, разорила страны.
Когда кончилась война, обыватель вепом-
нил про быт, про привычные мелочи, ко-
торые смягчают горе потери. Что помешало
жизни войти в колею? He воспоминания,
а предчувствия: угроза, повиешая не толь-
ко над культурой Европы, но и над любой
квартирой, над любым обеденным столом,
вокруг которого собрались уцелевигие до-
мочадцы. Прежде французы читали, что в
некоторых далеких странах вулканическая
почва: они не представляли себе, как мож-
но жить в ожидании вемлетрясения. Теперь
земля Прованса или Пикардии стала зыб-
кой; обыватель не знает, что © ним будет
завтра, и старается об этом не думать.

Можно жить без конфет, без шелковых
рубашек, без креела. Но нельзя жить без
будущего: надежда необходима человеку,
как воздух, когла он перестает загады-
вать, мечтать, он перестает жить, его в0-
знание распадается, поступки стаповятея
механическими, он теряет право называть-
ся человеком.

Люли, стоящие у власти в различных
странах Западной Европы, одержимы стра-
хом. Они боятся американских начальни-
ков и своих подчиненных, шумных демон-
етраций и.тихой комнаты, народов и своей
совести. Я испытал на себе, что значит
этот страх. Меня не впустили во Францию,
хотя я прожил там много лет. Французокие
власти мотивировали отказ тем, что я
«недружелюбно» отношусь к Франции. Ме-
жду тем каждый француз знает, что я люблю
Францию; именно поэтому г. Бидо и не
дал мне визы — люди, которые подготов-
ляют новую войну, сеют ненависть, и сло-
ва дружбы для них помеха. Когда я захо-
тел проехать в Швейцарию, власти этой
якобы нейтральной страны предложили мне
подписать бумажку, в которой я обязывал-
ся не раскрывать рта, даже «не показы-
ваться» на собраниях (в том чиеле на ли-
терзтурных). Одновременно со мной в ту же
Швейцарию приехал американский генерал.
Он не подписывал никаких обязательств и
открыто произносил речи. Но этот генерал
‘товорил о войне, а швейцарские власти бо-
`ялись, что советский писатель может за-
говорить о мире. Слуги часто перенимают
мании своих господ: правители различных
стран Западной Европы боятся теперь даже
слова «мир»: маленькая голубка мешает
«летающим крепостям».

Как известно, Международный Красный
Крест обратился к правительствам всех
стран © призывом запретить атомное ору-
жие. В женевском кантональном, совете
обсуждалось предложение поддержать при-
зыв Красного Креста. Один из депутатов
сказал: «Мы должны единогласно принять
эту резолюцию. Ве человечество живет
теперь в страхе»... Ето прервал другой де-
путат, примерный ученик г. Ачесона: «Че-
лоречество живет в страхе перед комму-
низмом». Этот безумец настолько боитея
идеи социальной справедливости, что атом-
ная бомба кажется ему спасением. После
бурного заседания кантонального совета
г. Рене Бювар писал в буржуазной газете
«Трибюн де Женев»: «Так в Женеве, в
этой колыбели Красного Креста, страх перед
коммунистами оказался сильнее всех бла-
горолных порывов».

Or страха они теряют голову. Во фран-
пузской газете «Монд» г. Сириуе пишет:
«Американцы теперь признают, что холод-
ная война уже не лозунг, а настоящая вой-
на, которой они руководят и на которую
они ставят все... Нельзя просто прибавить
Эссен к Детройту и 250 миллионов: евро-
пейцев к 150 миллионам американцев —
складывать коз и капусту—это плохое сче-
товолство... Англо-саксы не хотят войны,
но если она им представится неизбежной.
они хотят ев выиграть. Для нас, жителей
континента, в такой войне не может быть
выигрыша». Для г. Сириуса ясно,
что Атлантический пакт несет гибель
Франции, но он знает, что крупные бур-
жуа, читатели «Монд» боятея коммунистов
больше, чем атомной бомбы, и г. Сп-
pHyc меланхолично добавляет: «Вритика
пакта теперь рассматривается, как содей-
ствие коммунистам». Повторяется сказка
про белого бычка. В 1936 году они гово-
рили: «Лучше Гитлер, чем Народный
фронт». Они получили Гитлера. и только
геройство советских людей спасло Фран-
пию от петли. Теперь эти гоепода, эели
не говорят, то пришептывают: «Лучше
атомная бомба, чем еторонники мира». Нет,
не эти огородники спасут капусту от бод-
рых детройтеких коз...
	TOW веспой в восточных кварталах
Берлина я видел мирных девушек, которые
	пели мирные песни. Я пошел в западные
кварталы и увилел там броневики. Лва ми-
	ВЕРНОСТЬ ДЕЛУ МИРА
	в руках народов. Злодейские замыслы под-
жигателей войны могут и должны быть 60-
рваны.
	Собрание единодушно приняло резолю-
цию, в которой нефтяники горячо привет-
ствуют Заявление Верховного Совета СССР,
выражают свою готовность бороться за мир.
	После собрания начался сбор подписен.
Олним из первых подписывая Воззвание,
мастер Г. Гасанов сказал:
	—- Мой участок взял обязательство до-
быть в этом году сверх плана шесть тысяч
тонн нефти. Четыре тысячи тонн мы уже
дали. Даю слово до конца года добыть сверх
плана еще не менее четырех тысяч тонн.
Пусть крепнет наша страна —— опора мира!

Над листом с текстом Стокгольмского Воз-
звания склоньлся другой мастер — А. Боро-
давкин. Поставив подпись, он говорит:
	—Щ Обещаю добыть сверх плана на одну
тысячу тонн больше, чем было записано в
моем обязательстве. Пусть все знают, что
советские люди хорошо понимают, как надо
бороться за мир, за свое счастье,
	В течение первого дня под Воззванием
подписались все рабочие, инженеры, техни-
ки и служащие, которые находились в этот
день на промысле.

На соседних нефтяных промыслах можно
было наблюдать такую же волнующую Еар-
тину единодушия и сплоченности советских
	[розное предостережение
	ФРУНЗЕ, 30. (Корр. «Правды»). Сегодня
состоялось собрание многотысячного кол-
лектива завода сельскохозяйственных машин
имени Фрунзе, посвященное сбору подписей
пох Стокгольмеким Воззванием.
	С взволнованной речью выступает на 60-
брании молотобоец кузнечно-прессового пе-
ха Иван Василенко. Он говорит:
	— Гордый сознанием правоты и силы
евоего народа, ставлю я подпись под Сток-
гольмеким Воззванием. Пусть миллионы на-
ших подписей послужат. грозным предостере-
жением империалистическим заговорщикам
против мира. Мы спокойно заявляем: наро-
ды нельзя запугать. Могучий фронт сторон-
ников мира сумеет обуздать агрессоров.
	— Каждый, кому дорого будущее челове-
чества, с радостью подпишется под Сток-
тольмеким Воззванием,— говорит с трибуны
строгальщик механического цеха Николай
Шапкарин. — В ответ на происки поджига-
телей войны мы Удвоим, утроим свои трудо-
вые усилия, чтобы еще больше укренить
могущество нашей Родины.
	Беспредельной любовью в вождю совет-
ского народа и всего прогрессивного че-
ловечества, знаменосцу борьбы за мир
товарищу Сталину проникнуты речи всех
выступающих.

Начинается сбор подписей. № выставлен-
ным на заводском дворе столам. где лежат
листы с Воззванием, подходят рабочие, инже-
неры, служащие. Первыми ставят свои под-
писи под Воззванием токарь инструменталь-
ного цеха Михаил Копылов, досрочно вы-
полнивший свое пятилетнее задание, стаха-
новка цеха сборки конных граблей Вера
Скороходова, электросварщик этого же цеха
Семен Федоренко, выполнивший за годы по-
слевоенной пятилетки семь годовых норм.
	Растет стопа листов с подписями. Фрун-
зенские машиностроители голосуют за мир.
	НЕПОКОЛЕБИМАЛ
ВОЛЯ
	ПЕТРОЗАВОДСК, 30. (Корр. «Правды»).
Сегодня состоялось многолюдное собрание
рабочих, инженерно-технических работни-
ков и служащих Онежского машинострои-
	тельного завода.
	еше раз скажем народам всех стран: мир —   людей.
	Кровное eno каждого советского человека
	_ ВИЛЬНЮС, 30. (Корр. «Правды»). Сего-
уня на всех предприятиях столицы Литвы
состоялись многолюдные собрания рабочих,
инженерно-технических работников и слу-

жащих. В обстановке исключительного по-
литического подъема, с большим единоду-
шием начался сбор подписей под Стокгольм-
ским Воззванием.
	В яркую демонстрацию беспредельной
преданности литовского народа Советскому
правительству и товарищу Сталину выли-
лось собрание коллектива Вильнюсского ко-
Жжевенно-обувного комбината.

Широкую заводскую площадь до отказа
заполнили кожевники и обувщики. Первым
берет слово знатный стахановец комбината
Яклбас Перияе.
	— Трудящиеся Литвы,— говорит он,‚—
горячо одобряют сталинскую политику ми-
ра. Благородному делу борьбы за мир во
всем мире мы готовы отдать все силы. За-
	щита мира — это Еровное дело каждого
советекого человека. Мы единодушно поста-
BHM свои подписи под Стокгольмеким Воз-
званием. Весь мир знает, что елово совет-
ских людей — твердое слово. Наши подписи
пол Воззванием послужат могучей поддерж-
кой для всех простых людей земли, кото-

рым дороги интересы мира.

Выступает мастер тов. Станкевичюе.

— Американские  империалисты,— го-
ворит он,— перешли к прямым автТам
агрессии. Не слишком ли, однако, далеко
они зашли? На угрозы и происки поджи-
гателей войны простые люди всего земного
шара ответят усилением борьбы за мир во
всем мире.

После собрания в цехах комбината на-
чался сбор подписей под Воззванием Поето-
ронников мира.
	Подписываются трудящиеся Армении
	‚ЕРЕВАН, 30. (Корр. «Правды»). !py-
дящиеся столицы Советской Армении
единодушно одобряют Заявление Верховного
Совета СССР о поддержке Стокгольмекого
	Веззвания Постоянного Комитета Беемирного
конгресса сторонников мира.

Сегодня на заводах и фабриках, в учреж-
дениях и высших учебных заведениях горо-
да проходили многолюдные собрания тру-
дящихся и.началась кампания по сбору
подписей под Стокгольмеким Воззванием.

В` пламенных патриотических речах ра-
бочие и служащие Еревана выражают свою
преданность делу мира.

Выступая на собрании коллектива Ере-
ванского станкостроительного завода имени
Дзержинского, старый  производственник
тов. А. Диланян сказал:
	— С каждым днем, с каждым часом ши-
parca ряды борцов за мир. Ставя свои под-
писи под Стокгольмеким Воззванием, тру-
дящиеся нашей страны еще раз одобряют и
поддерживают мудрую сталинскую политику
мира и хружбы между народами. Мы будем
укреплять дело мира своим самоотвержен-
	ным трудом, добъемся досрочного выполне-
ния производственных планов этого года.
	За несколько часов вее рабочие и слу-
жащие завода поставили свои подписи под
Стокгольмеким Воззванием.
	Многолюдным было собрание работников
Академии наук Армянекой ССР.
	—щ  Империалистические державы и пре-
жде всего Соединенные Штаты Америки
видят выход из все углубляющегося эко-
номического кризиса в новой войне, — за-
явил доктор философских наук’ В. Чалоян.—
Но латерю поджигателей войны противо-
стоит великий лагерь сторонников мира, ко-
торый сумеет остановить  зарвавшихся
	агрессоров.

Ученые республики с большим воодушев-
лением поставили свой подписи под Сток-
гольмским Воззванием. .

Е исходу дня на промышленных пред-
приятиях, в учреждениях и высших ‘учеб-
ных заведениях столицы Армении под Сток-
гольмеким Воззванием подписались десятки
тысяч человек. Сбор подписей продолжается.
	Слово предоставляется участнику трех
войн, потомственному рабочему, мастеру
И. Чехонину. Он говорит:
	— Силы мира растут изо дня B Melb.
Великое счастье для человечества, что во
главе непобедимого лагеря мира стоит
наш родной товарищ Сталин. Все мы, как
один, подпишемся под Стокгольмеким Воз-
званием. Ура великому Сталину!
	Раздаются бурные аплодисменты и вВ03-
гласы приветствия в честь мудрого вождя
и Учителя товарища Сталина.
	Затем выступает инженер тов. Носов.

— Весь мир.видит, — говорит он, — что
американские империалисты уже перешли
к прямой агрессии. Наше же государетво по-
следовательно проводит политику мира. Мы,
работники Онежского завода, с радостью по-
ставим свои подниси под’ Стокгольмеким
Воззванием.

Взволнованную речь произносит техно-
лог М. Коратаева:
	— Мы не хотим, — заявила она, — что-
бы матери жили в тревоге за судьбу своих
детей. Подпибываясь под Воззванием, мы
тверло заявляем, что не позволим поджига-
телям войны развязать третью мировую
войну. Мы добъемся запрещения атомной
бомбы. Свой подписи мы подкрепим трудо-
выми успехами. Мы знаем: чем сильнее
будет наше социалистическое государство,
тем прочнее будет дело мира. Дело мира
победит!

Собрание машиностроителей е огромным
воодушевлением приняло приветствие
товарищу Сталину.

Сразу же после. собрания сотни рабочих,
инженерно-технических работников и. слу-
жащих поставили свои подписи под Сток-
тольмеким Воззванием, продемонстрировае
тем самым свою непревлонную волю к миру.
		ТАЛЛИН, 30. (Корр. «Правды»). Эстон-
ский народ единодушно поддерживает Воз-
звание Стокгольмской сессии Постоянного
Комитета Всемирного конгресса сторонников
мирЗ.

Многолюдным было собрание коллектива
Таллинской Ффанерно-мебельной фабрики.
После оглашения Заявления Верховного С0-
вета СССР слово взял инженер тов. Ринго.
	— Во всем мире—— говорит он-—— люди
доброй воли требуют запрещения атомного
оружия, подписывают. Стокгольмекое . Bo3-
звание. События носледних дней показыва-
ют; что поджигатели войны не унимаются.
Но могучий международный лагерь. мира
сумеет обуздать агрессоров.

Взволнованную речь произносит  работ-
ница машинного цеха тов. Вальдре:

— Наш нарох скоро отметит десятилетие
	Советской Эстолин. Полным ходом pabo-
тают ныЕе в Эстонии Фабрики, густые

зеленые всходы покрывают поля наших MO-
лодых колхозов. При советской власти в
Эстонии создана Академия Hays. Наши
ученые во всем помогают мирному труду
народа. Мы горячо любим свою социалисти-
ческую Родину и гордимся тем, что она воз-
тлавляет борьбу за мир!

С пламенными речамн выступили работ-
нипа машинного цеха тов. Виитамез, служа-
щий отдела труда и зарплаты тов. Погре-
бинский, столяр тов. Полукеев, рабочий ма-
шинного цеха тов. Кальюле.

Собрание единодушно приняло решение,
торячо одобряющее Заявление Верховного
Совета СССР. о солидарности с Воззванием
Постоянного Комитета Всемирного конгресса

сторонников мира.

Рабочие, служащие, мастера, инженеры
фабрики, как и все трулящиеся Эстонии,
дружно подписываются пох Стоктольмекии
Воззванием о запрещении атомного оружия.