КАСИМОВА
	ПИСЬМА ИЗ
	1. ИЕНА «МИНУТОЕ»
	- На высоком берету Оки, у животиеного
Затона, расположена касимовская <етевя-
зальная фабрика «Красный текстильщик».
Поздний вечер. В сумерках теряются раз-
валины древнего монастыря, & немного ле-
REO сверкают огнями новые ‘светлые кор-
шуба.

«Красный текстильщик» считается ста-
рой фабрицой, но это не совсем так. Or
старого остались злесь только изредка 110-
падающие под руку мотки гнилых ниток ©
зелеными этикетками: «Фабрика Троицкой
мануфактуры братьев Зайпевых».
	На «Красном текстильщике» занято те-
перь около четырех тысяч рабочих. По &-
седству co старой прялдилкой построен
огромный прядильный цех. в отдельном
корпусе — сетевязальный. Веселые рязан-
ские текстильщицы управляют здесь слож-
ными малпинами. Фабрика выпускает чи-
сто льняную пряжу, нитки, сети. Новый
сетевязальный цех сам по себе — крупней-
шая фабрика з мире. Даже японокие пред-
приятия, славяшиеся текусным и быстрым
зязанием сетей, не сравнятся с «Красным
гекстильщиком». Две тысячи пятьсот се-
тей в день — вот план только <сетевязаль-
ного цеха. Но разве это предел? Разве ка-
симовцы не могут работать еше лучше, пе-
ревыпюлнять план?
	После Указа Презилиума Верховного Co-
вета Союза ССР от 26 июня открытые на-
рушения трудовой дисциплины постепенно
сходят на-нет, Прогулов и опозданий ста-
ло значительно меньше. На фабрике много
настоящих стахановцев, ударников. Но еще
не выволись люди, которые личные инте-
ресы ставят выше интересов страны. Они
стремятся дать поменьше, а взять поболь-
ше. Это — лолыри, лентяи, расхитители
дорогих минут. Ёто они? Знают ли про
них нд фабрике?

..В разгаре работа второй смены. Рав-
номерно гулят стачки. Медленно врашают-
ся шпули. Машины втягивают пгирокие по-
токи ниток в тут же выпускают их сет-
чатым полотном. Изо всех сил натяните
его, ‚бросьте в него камень — сеть не ра-
зорзетея! Она упмта м прочна. Самой
сильной и ‹тремительной рыбе не разор-
вать ее.

Приятно делать такой добзотный, хоро-
ший материал. Ловкие руки вязальшиц
перебирают нитки, натянутые, как стру-
ны. От острого вэгляда не скрывается ни
олна мелочь. Целая семена — более 300
Человек — включена в ритм станков.
	В узком прохеле между вязальными ма-
шинахи стоит маленькая тумбочка. Это
рабочий столик бригадира. Сейчаю его нет.
Бригалир ушел проверять работу зязаль-
щин, осматривать <танки. У тумбочки
стоит молодой человек в крутлых очках $
металлической оправой. Он скучающе смо-
три по сторонам, ленитю переступает ©
ноги ча ногу. Гулящий. цех, мягкие улары
машин, вилно, мешают ему. Облокотившись
на тумбочку, зажав уши ладонями, он ду-
мает % чем-то личном, близком только ему
одному...

В прохоле показался низкорослый пожи-
той‘ человек — бригадир  Алексанир . Пет-
ров.
	— Алексей! — крикнул он парню—
	Или смени челнок.

Алексей Ефимов, человек в круглых 99-
ках, нелезольно взглянул на бригадира,
молча повернулся и куда-то пошел. Он дол-
го слонялея по цеху, выхолил во двор,
окучающе останазливалея у машин и
безразличню наблюдал 3a работой шпуль-
ниц. Через чае верчулея к той же тум-
бочке и блаженно замер в приятнох
безлетье.

Бригалир сам сменил челнок, смазал ма-
шины, проверил, не. засорен ли нижний
гребень.

— В этом и заключается ваша рабо-
та?—епросили его.

— Нет. То. что Я йчас делаю —
	обязанность вон того лежебоки.— Петров
	Ъ первой половине АП] столетия Hal
Русью разразиласв» страшная гроза. Полу-
миллионная мочголо-татарекая армия под
предволительством Батыя {напала на pyc-
скую землю. пронеслась по ней всесокру-
шающим уратаноми и на два © лишним
столетия превратила весь русекий народ в
рабов татарской знали.

Огромные проетранетва Руси, з& иеклю-
чением Пековских и Новгородских земель,
были разофены и завоеваны татарами в
388 зимних похола: в 1237 г. Сузлальекая
(Северная) Русь и`в 1240 г. Киевская
(Южная) Русь.

При завоевании татарами русских 3е-
мель отдельные княжества и даже отлель-
НЫе Горола оказывали врагу необычайно
	сваьное сопротявление. Маленький городок
	Зюзельск залержал всю армию Батыя на
две недели, Батый приказал после взя-
THA горола сравнять его с землей, назвав
Козельск «злым городом».

Киевляне также злительный срок сража-
лись 60 всей армией Батыя. и когла сте-
ны в том или пругом месте падали пол
действием талареких машин, эту брешь
закрывала живая стена из бесстрапеных
русских воинов. Руководил обороной Киева
воевола Дуитрий. И даже свирепый Батый
из уважения к его храбрости после взя-
тия Киева сохранил ему жизнь и прика-
зал вылечить от ран. Но все это были раз-
дробленные. отдельные сопротивления, ко-
торые не могли оказать решающего знз-
чения в обороне русской земли.

Гле же причина такого сравнительно
легкого успеха татаро-монгол?. Причина
этого кроется в феодальной (улельной)
разтробленноети Руси. .

Виевское государство, которое Маркс сра-
внивает с пуперией Карла Великого, гроз-
ное для врагов в конце ХИ века, распалось
на большое. количество отдельных уделов.

Улельные князья вели лруг © другом
нескончаемыю войны, особенно разоритель:
	указал на Ефимова и добавил: — Rowcoe
молец, а лодырь, каких мало. Ведь ©маз-
Чик — это первый помощник бригадира.
Хороший смазчик придет на работу минут
3& сорок до смены, вычистит все станки,
проверит, не утекает ли масло, не натре-
лись ли втулки...

Петров говорил с волнением, какое бы-
вает у люей, по-настоящему любящих
свое дело.

— Смотрите, как работает Грибков —
рук не покладают! И взгляните теперь вон
на того, что, вилите, идет ¢ ящиком.
Несет кашу в буфет. Ведь это — тоже
смазчик, Мороков из третьей  @ригалы.
Ему хоть бы что. Bor и мой Ефимов та-
кой же безлельник. Его работий день не
составит и четырех часов. Г
_ Начальник смены Трусов и <екретарь
комсомольского комитета Семенов - хоропю
знают, ч№ Ефимов — лентяй, дармоед.
Но это их не волнует: разве один Ефи-
MOB лолырничает?

Действительно, посмотрим, как работа
ют другие.

Вчера в саду Inia познакомилась © мо-
лолым человеком. Они были в кино. по-
Том до рассвета бролили по тофоду. Прямо
© гулянья, но ложась спать, Лида пришла
wa фабрику.
	. Пустив отанок, она сразу жо побежала
к полруге—вязальщице уз соседней брита-
ды — поделиться новостями. Беседовали
ани недолго —— минут пять, пустяк. Воз-
вращаясь к машине, Лида встретилась с
бриталиром. Он поднял только что спле-
тенную сеть и указал на большую лыру:
	— Опять брак? Эх... Машина пятнад-
цать Уларов елелала, & тебя все нет.

Улар — один ход машины. За это вре-
мя она завязывает нитки в Узлы, обра
зует ячейки . сети. Если лесять-лвалцать
ударов станок пройлет с оборванной нит-
KOH, получитоя дыра в рост человека. Это
брак. Ем рождают разговоры, сплетни,
частые отлучки от машин.

Комсомолка-шпульница Надя Рябинкина
стяжала хулую славу болтуньи. Она ча-
стенько оставляет станок, чтобы TOTOBO-
рить с подругами. Работает медленно, пла-
на не выполняет. А в фезультате из-за
недостатка шпуль всегда стоят одна или
две вязальных машины.

Чем такая работа лучше прогула или
опоздания в цех? Однако растраты рабо-
чего времени проходят безнаказанно. К
этому привыкли. Бригадиры и начальники
смен безразлично смотрят на то, напри-
мер, что. если помощнице Макаровой взду-
мается пройтись, она отправляется за нит-
ками на склал, хотя рядом, у любой ма-
шины, полно этого‘ товара.

Такие «минутные» отлучки стоят инотла
очень лорого. Вязалыцица Баннова, вклю-
чив машину, ушла как-то... искать веник.
Оставленный без присмотра станок ©ло=
малея. В эту смену Баннова не вышол-
нила кориы.

Случается, что Комсомолки вместо то-
то, чтобы показывать пример добросовесте
нло отношения к трулу. первыми наюу-
	шают дисцитлину. Бригадир Наталья Пи-
щулина сделала замечание мололой работ
нице, Та остановила машину - и. огрызну*
лась:

— Я не хуже твоих комсомолок рабо-
таю. Маруся сегодня пять раз отлучалаеь,
& я еше не отходила от сжанка...

Это правла: Молотая вязальщица Ma-
рия Коробова часто бросает станок, дове=
ряя его неопытной помотинице. В резуль=
TATO ео машина лает столько брака, что
инНогла за целую смену нельзя исправить.

Так из «минуток» склалываются часы
простоя. Так отлучка «на секундочку»
вызывает поломку. брак.

Жомеомольцы «Красного текстильщика»
недавно решили специально поговорить ©
скрытых прогулах, © цене «иинуток». Но
0б этом — в следующем письме.
	‚ С. КУЛИКОВ.
Касимов,
	Рязанская область.
	ОБЗОР ПИСЕМ ЧИТАТЕЛЕИ
УЧИТЬСЯ У. БОЙйПОВ КРАСНОЙ АРМИИ УВАЖЕНИЮ К ЖЕНЩИНЕ. >
	ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ’БЕЛОРУЧКИ.
	© O «МУЖСКОЙ» И «ЖЕНСКОЙ»
	РАБОТЕ. «< ВОЕМЕРНО РАСШИРЯТЬ СЕТЬ БЫТОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
	мужа и отца. Он и в магазин пойдет, и
волы принесет, и пуговицу пришьет, и пол
выметет, и картофель почистит».

\Правильню поэтому требуют наши читз-
тели клеймить домостроевские пережитки в
быту.
	Преподаватель истории и Конституции
в Искрисковщинской сельскохозяйственной
школе  тов. Стегний подчеркивает, что
необходимо приучать людей обслуживать
самих себя еще с детства. Он пишет:
	«С малых лет родители разделяют труд
своих детей так, чтобы мальчики выпол-
няли так называемую «мужокую» работу,
& девочки —— «женскую». Приучать маль-
чиков к любой работе, воспитать у наших
детей сознательное отношение в социали-
стическому труду — это. величайшая зада-
ча, стоящая перед педагогами и родите-
лями в деле ликвилации пережитков ка-
питализма в сознании людей. «Илолы» ка-
питализма  ‘лолжны быть  низвержены
	  везле!»
	«Мы внимательно прочитали, —— пишут
красноармейцы тт. Путковский и Котов, —
статью писателя В. Веросаева. опублико-
	ванную 7 июля ©. г. в «Комсомольской
	правде», — «06 «идлолах». Нами това-
риши красноармейцы возмущались поступ-
ками граждан, 9 которых пишет тов. Вере-
саев. Мы вспоминали дни боев © белофин-
надии, когда каждый боец старался чем мог
помочь своему товарищу. А какие прекрас-
ные отношения были У красноармейцев
с девушками, призванными нести военную
службу! Каждый боец чувствовал  б0д-
рость, видя, что наши женщины —- врачи,
санитарки — рядом © нами выполняли
боевые задачи. И разве могло притги
кому-нибудь в PRIORY, что эти жен-
щины — боевые  товарищи — должны вы-
полнять какие-либо работы, которые ©тыд-
но выполнить. мужчине? Многим гражда-
нам следует поучиться у бойцов Красной
Армии уважению к женщине, умению дру-
жить и помогать друг другу».

Многие читалели рассказывают в пись-
мах о своей счастливой семейной жизни,
о том, как вместе со своими женами вы-
полняют они вое домашние работы.

«fl женился два с половиной года
‘назад, numer красноармеец Е. Х. —С
женой У меня подлинно дружеские от-
‚ношения. Я всегда чем мог старался ей
помочь в домашних делах. Иногда родители
жены, с которыми мы жили вместе, гово-
рили мне: «Оставь, ведь это не твоя ра-
бота. Жена придет, она все сделает».

‚ Я знал, что она может это сделать, но
мне было приятно ей помочь. Теперь у нах
есть ребенок. Я уверен, что мы воспитаем
	из него. смелого и сильного человека, тпо-
лезного ‘строителя коммунистического 0б-
щества».

Таких писем — большинство. Но нахо-
дятся епю люди, которые шлют в редак-
цию грозные письма и заявляют, что ни-
когла, ни при кажих условиях не станут
стирать белье или штопать носки. Они,
очевидно, не подозревают, что выставляют
себя в смешном и непригляднюм виде. Ато
может в нашей стране уважать белоручку,
из «принципиальных соображений» сва-
ливающего на жену всю тяжелую домаш-
	нюю работу!
	06 этом же пишет и наша читательница
из Усть-Луги ЕКингисепиекого’ района тов.
Anruinosa.
	«Почему мы, матери, досих пор не при-
виваем в должной мере нашим детям с дет-
ства труловые навыки, не приучаем их ©
уважением относиться в «женским»’ рабо-
там? Сталкиваешься с молодыми девушка-
ми и видишь: ‘У одкой чулки не запгтопа-
ны: у другой пуговица не пришита. Если
сделаешь замечание, то обычно услышишь
ответ: «Я бабьим делом занималься не бу-
ду, прошли времена!» А © мальчиках и
товорить HO приходится: большинство из
них прелпочтет ходить в разорванном ко-
	стюме, чем самому починить ето. Вто ви-
новат ‘в том, что детям не прививаются
навыки ‹амообслуживания? Вина, безуслов-
но, падает =% семью и школу».

Tos. Либерман напоминает слова В. И.
Ленина: «..фечь идет о том, чтобы жен-
щина не была угнетена ее. хозяйственным
положением в отличие от мужчины. Вы
все знаете, что даже при полном равно-
правии остается все же эта фактическая
придавленность женщины, потому что на
нее сваливают все домашнее хозяйство.
Эт домашнее хозяйство в большинстве
своем является самым непроизволительным,
самым диким и самым тяжким, которое
осуществляет женщина. Это —— труд чрез-
вычайно мелкий, не заключающий в <ебе
ничего, что сколько-нибудь способствовало
бы развитию женщины».

Необходимо расширять сеть’ общест-
венных столовых, прачечных, починочных
мастерских, увеличить выпуск бытовых

предметов. облегчающих домашний труд, —
такой выволх делают многие читатели.
	‚ Несомненно, по мере еще большего раз-
вития сети бытовых учреждений и жен-
щине и мужчине придется тратить BCO
меньше и меньше времени на различные
домашние дела, больше часов булет оста-
ваться для учебы, самообразования, .куль-
турных развлечений, отдыха.

Но неправильный вывод. делают те чи-
татели, которые заявляют, что они не хо-
тят учиться шить, стирать, готовить обед,
так как для этого существуют обществен-
	ные столовые, прачечные, починочвые м4-
стерские.

Это значит, прикрываясь громкими фра-
зами, перекладывать весь домашний труд
на своих жен и матерей. Да и в боевых
условиях вряд ли за каждым подразделе-
нием смогут следовать различные мастет-
ские, чтобы обслуживать людей, которые
в мирных условиях не успели ничему на-
учиться. у
	преследуя отходящий полк левой фуки,
стремились обойти и частный резерв.

Вот в этот-то момент долго слерживае-
мый Боброком or несвоевремениой. атаки
был введен в лело засадный тюлк.

Засалный полк после долго слерживае=
мо порыва стремительно выскочил из
засады и так ударил, что через несколь-
ко минут 0т побелных полков татар оста?
лось ничего и еще что-то. Жалкие остат-
ки татар в панике бросились бежать к
Красному Холму.

Увилев атаку засалного полка, в насту-
пление перетли головной полк и полк пра-
вой руки. .

Татары не выпержали и TO веёму
фронту начали поспешное отступление. На-
прасно Мамай силился организовать 060
рону на северных скатах Красного Холма.
Русские войска, и пехота и конница, бы-
стро еслохили и это сопротивление. Мамай
вместе со своими женами первым бежал ©
	Врасного Холма, а за ним бежало и все
его войско. Русские организовали немел-
ленно преследовайие, которое вели до р
Ераеная Меча. _

Вернувиьись после преследования, pyc-
ские князья обнаружили отсутетвие Лми-
трия Ивановича. Ем нашли Через ‘не-
околько часов без. чувств, ‘израненного, но
Живого.

Подечитать убитых на Куликовом поле
было невозможно. Все трупы были зарыты
в общих могилах. Подочитали живых. ка-
ковых оказалось, по словам летописца,
всего-навсего 40.000 человек.

Значение Куликовской битвы для Руси
огромное. Куликовская побела явилась на-
чалом освобождения Руси от’ татарского
ига. Куликовская битва еще раз подтверя
дила способность русского нарола в воен»
ном деле. Московский князь Дмитрий Ива-
нович не даром получил от нарола назва-
ние Донской. ибо его полжоволческий таг
лант явился главным в побеле русского
народа в Куликовской битве. Злесь. как в
зеркале, отразилась слюсобность русского
человека жертвовать собой за блато роли-
ны. Злесь выявились его стойкость, спло-
чЧенносеть. мужество и теройство.
	Араеная Армия, кость OT ETH 2
плоть от плоти наролов Союза ССР, учится
на примерах героического проплого ‘нашей
релины. Нала Красная Армия, воспиты-
ваемая большевистской партией. благодаря
побетам сталинских пятилеток оснашаемая
лучшей передовой техникой, в гряхущих
боях за родину явится еще более грозной
силой для тех, кто осмелится напасть на
нашу священную землю.
	Доцент полковник И, В. ЛЕБЕДЕВ.
	17 сентября исполняется годовщина со дня освобождения трудящихся западных

а ee
	областей Украины и Белоруссии ‘от панского гнета. олагодаря ‘оталинокон Nm
ституции тысячи трудящихся получили возможность проводить свой отпуск
в домах отдыха и санаториях, ранее им недоступных. На снимке; молодежь
	ао ЗАМ КУ  НЕ Ха Ах

в доме отдыха, созданном в бывшей помещичьей усадьбе под vlbBOBOM.
	Фото К. БОРИСОВА.
	_ ДОРОГА` НА`КРЬИИУ МИРА
	Ha приторке в кишлаке Аянгар разбил
свои палатки пгтаб строительства Ново-
Памирокогмо тракта ° Сталинабах — Хорог.
Сооружение высокогорной автомобильной
дороти было начато по инициативе колхоз-
ников Горного Бадахигана и Гармекой o6-
ласти. Оно развернулось в этом тоду и
шло небывальми темпами. Дехкане стреми-
лись поскорее связать ларвазские и памир-
ские кишлаки < центром Таджинской
CCP — Сталинабалом.

Фронт строительства автотрассы раеки-
нулея более чем на 567 километров. Здесь
было четыре участка, 14 прорабетв, 4
технических пункта. Дорога прокладыва-
лась © одной стороны памирбами, © дру-
той — гармцами. Каждый из участков и
пунктов был связан co штабом pane
СВЯЗЬЮ. -

Гранлиозное строительство происходило
в исключительно трудных условиях, на
неприступных горных хребтах, Ha высоте
2—3 тысяч метров над уровнем моря.
Несмотря на это, 15 тысяч` колхоаникее
вынули, взорвали и газобрали ©выше
9 миллионов кубометров грунта. В концу
автуста строители проложили через гор-
ные реки и ручьи около 400 мелких и
7 крупных мостов.

На строительстве трассы от Тавиль-Ди-
ры ло Рушана работало свыше 2.500 ком-
сомюльцев и. мололых колхозников, 350
учителей, из’явивших желание провести
свои каникулы на стройке.

На Хабу-Рабате у узкого ручья нахо-
дилея лагерь колхозников (би-Гармекого
района. 1.500 обигарицев поднялись на
перевал в начале мая. Строить дорогу на
высоте 3.300 метров им притлоюь в очень
	тяжельх условиях. Падал снег, пот па-
латки подтекала вода. По утрам прихо-
IWIGCh отрывать OT земли примерзшие
	одеяла. Но люли не снижали темпов рабо-
ты. На постройке высокой дамбы колхоз-
ники выполняли по 350—400 процентов
нормы.

У Дарвазоких ворот люди взбиралиеь по
веревкамх на гору. Это был обычный‘ путь
тармцев, раскинувших свой лагерь на вы-
соком толом плато у кишлака Рабт. Что-
бы не делать десятикилометровый круг,
ежедневно поднимались сотни строителей
по веревке.

Вдоль реки 0би-Хинду лежит замеча-
тельная каменная дамба. Напрасно © ©
стены, беснуяеь, ударяются быстрые вол-
ны. Дамба прочна: ее построила  бригала
Шехова Мирзабека под’ руководством CTY-
дента - дипломника Саратовского  aBTo-
дорожного института, комсомольца Льва
Ардабалокого. Колхозники сложили дамбу
всего за пять дней. Раньше приходилось
переплывать за хверостом реку, которая те-
чет со скоростью 4,5 метра в секунду.

Ha территории автономной Горно-Бадах-
шачекой области кончается участок работы
колхозников Гармекой области. В кишлаке

атштах работали памирцы — колхозаитни
Ванчекого района. Хребты, через которые
прошла автотрасса, здесь еше более <у-
ровы и дики, чем в Дарвазеком ущелье.
	Таджикский народ построил дорогу на
крышу мира — Памир —© небывалым ге-
роизмом и самоотверженностью. После про-
кладки новой трассы еще лучше, еще куль-
турнее станут жить люди в далеких угол-
ках горного края. Вот почему на каждом
участке. на бригадных собраниях, в част-
ных беседах можно было слышать слова:

— Dro моя дорога, это мой участок,
моя дамба, мои кубометры грунта.

В. БУЛАНОВ.

Ново-Памирский тракт,
	Хорог.
	Редактор районной газеты «Прапор
Ленина» (Клевская область) тов. Мафтыш
рассказывает об одном из таких людей.

«Мне 51-й год, — пишет он. — Еще’ В
ранней молодости я помогал матери в до-
малинем хозяйстве. Мыть пол, натирать его

мастикой, чистить картофель; принести во-
ду, вынести мусор я считал своей прямой

обязанностью.
	Ничего для меня позорного не было в
том, что я мыл и сушил детские пелен-
ки, качал в люльке своих малышей, давая
возможность жене отдохнуть ночью. Моими
частыми спутниками на прогулках были
мои дети; is

Совершенню иначе поступает по отно-
пению в CBC жене — моей дочери —
зять. Тяжело было видеть, как он отказы-
вался принести ведро воды сю двора в то
время, когда она была беременна, отказы-
зался пойти в магазин за хлебом или пе-
	репеленать ребенка, Koma мать была
не совсем здорова.
	А ведь этот человек имеет высшее обра-
зование. Вакой резкий контраст по сравне-
нию © ним предетавляет мой другой зять,
муж младшей дочери. Он рабочий, элек-
тротехник, образование имеет низшее. Но
если? первый в быту — бездельник, не 3а-
ботящийся о предоставлении хвоей. жене
	минимального отхыха, TO второй — образец!
	Утром 8-го в густой туман Дмитрий
Иванович выстраивает боевой порядок. Балн-
же к татарам на 3—4 км. выстраивается
передовой полк, в полутора километрах за
пим выстраивается головной пюлк, в цен-
тре— полк правой руки и‘полк левой руки.
В стыке между ботыпим полком и полком
левой руки Дмитрий Иванович ставит част-
ный резерв. А за левым флангом, несколько
позади его.—главный резерв, засадный полк
из лучших конников пох командой своего
двоюродного брата Владимира Андреевича
п опытного воевоты Боброка. :

Сам Дмитрий Иванович становится в. пе-
редовом полку, еменив свою великовняже-
скую олежлу на олежду простого воина.
	 -- № 11 часам тумаз поднялся. 0бе армии
	хвинулись лруг другу навстречу; сблизив-
MCh меньше чем на километр, армии ста-
ли. Из татарского стана выехал’ огромного
роета татарин Телибей и по обычаю того
времени вызывал перед началом общего боя
	К себе противника для единоборства.
	Против Телибея выехал инок Пересвет.
0ба противника в карьер понеслись друг на
друга и копьями отновременно столкнулись.
06%» пали мертвыми.
	Веледл за этим передовой пюлк под коман-
дой Дмитрия Ивановича бросился на татар.
Татары огромной массой пехоты и конницы
ринулись на русских, Произошла отчаянная
cera.

Tlepexonof полк русских был почти пол-
ностью уничтожен, но он своей геройской
битвой ослабил силу удара татар по голов-
ному полку. Уничтожив передовой полк.
татары, опьяненные успехом. бросились на
головной полк. но смогли пробиться только
то середины. Головной полк устоял. Олно-
временно с этим атака татар по правому
флангу успеха не имела. Здесь татары на-
чали отхол. Бросившиеся их преследовать
были остановлены опытвым  военачаль-
ником полка правой руки, так как нельзя
было тавать никакого разрыва. в особенно-
	сти на флангах, чем. могла воспользоваться
татарская конница для обхода.
	Нриковав”` внимание к центру и к пра-
ry флангу. Мамай поиказал нанести
	Bouy флангу. Мамай приказал нанести
главный утар по русскому левому флан-
	гу. Полк левой руки доблестно сражался,
но после того. когла всо военачальники
были убиты или переранены ‹ (убито 11
князей), полк отошел. Татары торжество-
вали побелу. Их огромнейшая лавина кон-
нипы ринулась в 90х01 толовного полка.
	В эю время частный резерв пох коман-
ОЙ Ольгерловича, перестраивается фрон-
том на восток. и татарам вместо атаки во
фланг предстояла атака © фронта.. Татары,
		т). и ero потомки своей политикой и лучил от своего перелового полка данные
	о том, что Мамай переправилея через Ден
у Гусаного Брода и быстро движется на
север, стремясь соединиться © союзниками.

Дмитрий собирает совещание, на котором
должно быть решено, переправляться ли
через Лон или ждать подхода Мамая и бить
ото, когль он булет переправляться через
Дон. И второе — наносить ли главный
удар сначала’ пю Мамаю или же прежде раз-
громить Олега’ и Ягелло. Олег и Ягелло на-
ходились в полутора-двух переходах от
Дона. Таким образом, войска Дмитрия Изва-
новича по сути дела были окружены.

Выслушав на совещании мнение князей
и полководцев, Дмитрий произнес истори-
чесжую речь.

«Люйбезные друзья и братья! Знайте, что
я пришел сюла не з» тем, чтобы на Олега
и Ягелло смотреть или реку Дон охранять.
Но чтобы русскую землю от плена и тазо-
рения избавить или голову свою за Русь
положить. Честная смерть лучше озорной
жизни. Лучше было не выступать совсем
против татар, чем, выступив и ничего но
сделав, вернуться назал. Сегодня же пой-
дем за Лон ‘и там либо победим и весь рус-
ский народ от гибели сохраним, либо ©ло-
жих свои головы за нашу родину».

К утру 7-0 на Лену были устроены три
леровянных моста для пехоты и найдено
два брола для конницы, по которым войска
Дмитрия переправились в ночь с 7-го на
8-е. К концу дня 7-го Дмитрий пюлучил
свеления о том, что Ягелло двигаетея бы-
стро к Дону, но тем не меное Димитрий Ива-
нович решает не выставлять против него,
& также и против Олега, никаких сил, &
только лишь наблюление. Все же свои си-
лы сосредоточивает против основного про-
тивника — Мамая.

Мамай опоздал помешать переправе через
Дони к ночи 7-го числа подошел к Rpac-
Юму Холму, в 7—8 км. от расположе-
ния русеких войск.

‚9 - положение не давало возможности
полыскивать улюбного места для боя. Нуж-
но было умею использовать имевшееся
пространство между русскими и татарскими
войсками. Уже 7-го числа Дмитрий Ивано-
вич вместе < лругими князьями выбрал ме-
сто для боя на Куликовом поле.

Дуитрий Иванович знал, что главная
масса сил Мамая -—— конница, а поэтому
	прежле всего позаботился о том, чтобы
	обезопасить естественными препятствиями
фланти своего боевого порядка. С этой пе-
лью Луитрий Иванович правый свой фланг
упирает в берег крутого оврага © ручьем
Средний Лубняк, & левый фланг — к бере-
гу реки Смолка.
	деятельностью вое время усиливали москов-
ское княжество 32 счет присоединения ли-
бо силой оружия, либо покупкой за деньги
соседних мелких княжеств, и уже правнук
Ивана Калиты князь Дмитрий Ивановиз
получил Московское княжество достаточно
сплоченным и сильным, чтобы принять 7е-

шение ветупить в борьбу с татарами.
С 1278—79 г. Лиитрий Иванович пере-
	‚ стал платить дань в орду, собирая силы ДлЯ
	решительноюй с нею схватки. Весной
1380 г. тогдашний хан орды Мамай при-
слал в Москву посольство с требованием
зани и покорности. Требования были наг-
лые и унизительные. & в части. дани—
невыполнимые. Однако не готовый еще к
войне Дмитрий Иванович притворню нрини-
мает требование Мамая, оларяет послов в
посылает вместе < ними свое посольство В
орлу, Лав задание информировать eno 0
положении.

Требования Мамая сами по себе говори-
ли о том, Что он собирается и уже готов
в случае невыполнения вооруженкой силой
заставить подчиниться Москву. Так 370
и было на самом деле.

Мамай собрал к этому времени больше
200.000 татарской конницы. Hansa до
50.000 пехоты (генуззекой). На его сто-
рону против Москвы перешли рязачекий
князь Олег и литовский король Ягелто.

Изуенник русскому нароту Олег Рязам-
ский. желая скрыть свою измену, занимал-
ся твурушничеством. Он первый сообщил
в Москву о том, что Мамай лвинулея из
орлы к Дону пратив Москвы. Вслед 33 этим
Лмитрий Иванович получил сведения от
своего посольства © том, что Мамай лви-
тается на Москву © юга. Ягелло — с запала
и Олег — с востока.

Дальнейшая подготовка была бесполезна.
Нужно было лействовать. Дмитрий Ивано-
вич в этот момент принимает достойное
великого полководца решение: не дожидаясь
сосрехоточения всех сил, двинуться на-
встречу противнику, имея основной залачей
нанести первое и решияельное поражение
Мамаю, не дав ему соединиться с Олетом п
Ягелло.

На 25 августа Дмитрий Иванович назна-
чает бор свойх войск в Коломне и после
осмотра на Царицывом Лугу двигается на-
встречу Маматю.

По дороге к московеким войскам приеое-
линились Ольгерловичи (твоюрюдные братья
A и Beero y Шмитрия Ивановича зме-

с войсками  Ольгердовичей было
190. 000 человек;
6 сентября русские войска полошли Е
	ные лля крестьянства и горожан. Удельз
ная Русь обессиливалась экономически, и
обороноспособность ее с каждым годом де-
лалась все меньшей.
	завоевав Русь. татары не остались на
	‘тусекой земле. а ушли со своими войска-
	ми на Нижнюю Болгу, где было основано
новое го’ударство Золотая орда во столи-

цей в городе Сарай.
	ее мужекое население Руси, независи-
мо от имущественного положения и возра-
ста. было обложено необычайно тяжелой
данью. Дань собрали так называемые
баскаки. которые при взимании лани т9ч-
но прилерживались правил своих ханов:
«жалость к покоренному народу всегда
имеет своим плолом сожаление». Баскаки
были безжалостны. применяя” самый раз-
нузланный произвол И невероятные изде-
вательства Hal PYCCHEM наротом.

Марке в «Секретной дипломатии», To-
воря о татарском иге, писал: «Это иго не
только лавило. оно оскорбляло самую ду-
my нарола. ставшего ero жертвой. Moa-
гольские татары. установили режим систе-
матического террора. причем разорение и
Уассовое убийство стали его постоянными
институтами,

Освобожлено от лани было только ду-
ховенство. Татарская знать прекраено’ учла
влияние религии на народную психику
того времени и купила духовенство, изба-
вив его от дани. за что православное ду-
ховенство было обязано всенародно  мо-
Литься 3& татарских ханов.

Олнако. несмотря на старания протажно-
то духовенства, а также русских князей и
бояр. которые нашли очень скоро общий
язык с татарской знатью, русский нарол
неотнократно восставал против татар.

Рост производительных сил. необходи-
Уость ломки производственных отношений.
удлерживаемых гнетом татарекого ига, по-
степенно выработали в русском народе
илею национального 0б’елинения и укре-
пили мысль о необходимости борьбы с та-
тарами за свое напиональное освобождение.

Застрельщиками ©б’единения Руси в еди-
ное Пеле явились московские князья,
	начиная < Ивана Калиты. Иван Жали-\ Дону у устья Непрядвы. здесь Дмитрий по-