13 ‘сентября 1940 г,, № 213
		(4695
		ПРАВДА

ЛЬНОВОДЫ
	За колхозниками «Смены» ‘укрепилась
слава хороших льноводов. Нет в Ленинград-
ской области другого такого колхоза, ко-
торый имел бы средний урожай льна в
тонну волокна с гектара. А волокно ка-
KOO — двадцать шестото номера!

Еще в 1936 голу колхозница Анна Пе-
тровна Шахова предложила организовать
зренья высокого урожая льна.

Стали работать звеньями, Урожай каж-
дый гол полнимался, качество продукции
улучшалось. В прошлом голу средний ypo-
жай льноволокна в «Смене» составил
11 центнеров, семян — 7,4 центнера с
гектара. Общий доход от льноволетва ©
13 тектаров составил 125,600 рублей, в
том числе 90 тысяч рублей премий-надба-
вок, полученных колхозом За перевыюл-
нение плана, На кажлый трудодень, за-
траченный в льноводстве, пришлось по 15
рублей.

Правительство высоко оценило работу
передовых льноводов. Колхоз получил на-
граду — орден Ленина. Такой же награды
улостоились председатель правления Ефим
Яковлевич Яковлев и инициатор движения
за высокий урожай в районе Анна Пет-
ровна Шахова. Главный комитет Веесоюз-
ной сельскохозяйственной выставки прису-
дил колхозу диплом первой степени, де-
нежную премию в 10 тыемч рублей и

легковую машину.

В славном стахановоком труде льново-
лов большое место принадлежит молодежи.
Секретарь комсомольской организации
Алексей Дмитриев, комсомольцы Наталья
Егорова, Валентина Дмитриева, Татьяна
Павлова. Анастасия, Клавдия и Василий
Писаревы перевыполняли нормы выработ-
ки, работали по-стахановски,

Прошлой зимой комсомольцы организо-
вали два звена высокого урожая. Наташа
Егорова и Настя Писарева стали звенье-
BHIME.

Комсомольцы изучали атротехнику, чи-
тали специальную литературу, готови-
ли семена, исследовали почву.  Вееной,
как только стаял снег. вышли в поле,
улобрили пашню азотными, калийными,
фосфорными удобрениями.

Когда почва сделалась рыхлой, начали
сев рядовой свялкой. На кажлый гектар
высевали 150 килограммов проверенных
на вехожесть и протравленных семян.

Зазеленели лружные вехоль. У молодых
льноводов появились большие заботы.
Весь рабочий день они проводили в поле,
следили за ростом льна, вышалывали сор-
няки, подкаруливали посевы минеральны-
ми удобрениями.

Лен вырос на-славу — около полутора
метров высотой. Как только созрели от-
дельные Участки, комсомольские звенья
начали теребление. Сначала вытаскивали
длинный ден, связывали его в енопы, по-
том теребили короткий лен и связывали
отдельно. Теребление производили хвойное,
чтобы повысить качество продукции и
облегчить сортировку тресты.

Комсомольские звенья первыми в кол-
xose убрали, обмолотили и разостлали лен,
Семян вышло больше 6 центнеров е гек-
тара. Они Уже’ ‘сданы  тосуларетву. Суля
по количеству м качеству льносоломы, во-
локна будет не меньше 12 центнеров ©
гектара.

Звеньевые Наталья Егорова и Настя
Писарева и все комсомольцы законно гор-
хятея своими успехами:

— Теперь налие дело по-хозяйски убе-
речь лен, во-время поднять тресту. Torta
мы сумеем дать государству тонны выюоко-
номерного волокна.

Молодые льноволы свое слово содержат,
дадут стране по 12 центнеров © гектара
хорошего, высококачественного льна.

И. ИВАНОВ,
заместитель редактора районной
газеты «Трактор».

Демянский район.

Ленинградской области.

явилась неожиданно в толпе крестьян. Те
же лохмотья, те же. седые растрепанные
волосы, только глаза стали светлее. Она
шла впереди толпы, и на клюшке ее раз-
вевался алый лоскут. Толпа не знала, куда
ведет старуха. Да, соботвенно, никто и
не допытывалея. Старушка шла и пела
свою любимую, ею же сочиненную песню.
А на стыке трех дорог, когда в вечернем
зареве кроваво горели гроздья рябины,
когда ветер еле колыхал лоскут кумача,
старушка остановилась и пророчески про-
изнесла:
— Сюда придут настоящие люди!
люди пришли. Пришли вы © крас-
чыми пятиконечными звездами на шлемах.
И опять не’ стало старушки. Она по-
шла по селам говорить народу о правде
жизни. А через несколько дней ее на-
шли убитой польскими офицерами в Авгу-
стовоком лесу. Она лежала — маленькая,
щупленькая, скорчившаяся, и вместо глаз
чернели две дырки © запекшейся кровью.
..Юе хоронили ‘всей волостью. А сы-
новья всю дорогу пели любимую ее песен-
ку — песенку про маленького человека,
Ее схоронили на стыке дорог, куда она
привела ‘народ на встречу © настоящими
ЛЮДЬМИ,
Мне предложили создать ей памятник,
Признаюсь, более благородной и более
трудной задачи я не знал. Ни олной фо-
	тографии, HH одного рисунка! Лишь
бесчисленные и бессвязные рассказы
люлей.. Я мучился четыре  месяпа.
	Я же мог ‘себе представить памятник че-
ловеку, которого никогда не видел и о ко-
тором энал понаслышке. Но я был захва-
чен идеей, и то, что я созлал,— это луша
моя.

Мой друг развернул огромный лист ват-
мана. На меня глянула стремительная фи-
гура могу%й женщины с правой рукой,
вытянутой вперед, левой — незлого от-
тянутой назал, как бы зовущей за собой
невидимые толпы народа. Рядом с женщи-
н0й три ее сына, плотно прижавтиеся
друг к дугу. С левой стороны приписка
автора: «Высота фигуры 15 метров». Вея
группа установлена та пъедестале, изобра-
женном в виле земного шара, а шар—на
прямоугольной пирамидке, на которой з0-
лотом высечено: «Памятник маленькому
человеку».

Признаться, я 10 того был поражен. что
на вопрошающий взглял моего лрута су-
мел только пожать ему руку.
	Р. ИЮЛЬСКИИ.
Молодечно, 1939 г.
	МСОМОЛЬСКАЯ.

KO

МТ ТТТ ОА ПА

МИНДЕЛЕ

юго-восточнее Черновип,  совететий
	граничный нарях был внезалито обет,
с румынской территорию рулейль
пулеметным огнем. Направзявтале ,
месту обстрела лругая труппа сорт
пограничников также была обстрелян
румынской стороны.
	Советские пограничные части выкух
ны были открыть ответный огонь пон
	паларшиму,

Советское Правительство отнечает, ъ
до сего времени от Румынского Прави
ства не получен ответ на советскую в
протеста от 29 августа ©. г. 0 мы)
провокационных действий ©о стороны )
‘мынских пограничных И войсковых у
стей.

Между тем, как указано выше, д о
роны румынюких войсковых частей  1.
сентября с. г. имели место новые при
кационные действия, H& недопустии
которых Советское Правительство ми
обращает внимание Правительства Ру
нии.

Румынский посланник г. Гафелку з
явил, что ответ Ha ноту Советском [hy
вительства от 29 августа ©. г, ти в
вручен Наркоминлелу 13 сентября с,
Что касается случая, имевшего цы
11 сентября <, г., то булет произво
расследование и, при установления п
новных. последние будут наказаны,
	В НАРКО
	В свя с появившимися в иностран-
ной печати сообщениями Германского Ин-
формационного Бюро и германского радио
^ ‘изнте в Вене Германским Правитель-
	о ow £0 я ч 4 Hada
ством совещания экепертов по между’
— BOM woe cans te AAT рп ям г пелью
	родным дунайским вопросам GMb
изменения существующего межлународно-
правового’ режима Дуная, Заместитель
Попа  Томиссава ‘Иностранных Дел
	Народного Комиссара Иностранрь» 2“
- АСЯ ВР: шинский 10 сентября с. Г.
	принял германского посла трафа фон. дер
Шуленбург и сделал заявление о том, что
Сопетсвий. Союз.’ булучи прилунайским
	Советский. Союз, будучи придунайслен
государетвом, не может относиться без-

различно к режиму судохолотва на „Дунае
и не может не участвовать в решении

вопросов, касающихся Дуная. В виду
этого Советское Правительство надеется
получить от Германского Правительства
соответотвующую. информапию © совеща-
ний экспертов в Веке по международным
дунайским вопросам.

Германский посол граф фон лер Шу-
ленбурт ответил, что он по этому вопросу
запросит свое Правительство.
		НА ОТШИБЕ
		БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ
РАБОТЕ ШКОЛ ФЗУ
	Директор Ленинградского мясокомбината
наложил резолюцию: —

— Сократить!

ВБонтингент фабзавучников был сокращен
почти наполовину. В школе ФЗУ осталось
всето 185 человек.

Между тем из. цехов поступали все но-
вые и новые заявки на квалифицирован-
ную рабочую силу. В общей сложностп
надо было подготовить 350 человек. На
столах приемной комиссии школы ФЗУ ле-
Зало уже 400 заявлений...
	Росчерк пера остановил все. Цеховые
	заявки были подшиты в делу. Подросткам,
приехавшим из деревни, возвралцались их
заявления.

Пренебрежение к учащимея ФЗУ на мя-
	` сокомбинате стало традицией. Школа O37
	пе. имеет своих производственных мастер-
	ских. Вряд ли они я нужны: нельзя же
в школе создать бойню для скота, кон-
	вейеры для разделки и разборки MACS.
Естественно, что ученики идут за квали-
-фикацией в цех.

‘A в цехе обычно день начинается так:
инструктор  упрапшивает администрацию
хать фабзавучникам рабочие места. Ребя-
та тоскливо сидят в углу. Потом начи-
нается распределение работы. Где уж тут
думать 00 очередности изучения опера-
ций — учеников ставят там, где только
‚есть свободное место. Нередко фабзавучни-
хи теряются — операция незнакома. Зовут
	— ‘инструктора. Но тот бегает где-то по двум
	громадным этажам, что-то согласовьвахт,
увязывает... Попробуй отыскать его.
	Руководители комбината, стремясь ©©во-
бодиться OT отсталых, ненужных произ-
	-~ --BOACTBY JOJ6H, рекомендуют их в каче-
	.”. стве... учителей молодежи. Илютруктор Ои-
	доров, например, даже He shad BEX Olle
раций на конвейере убойного цеха, тем
нг менее долгое время обучал фабзавучни-
ков. Инструктор Ботин прямо рекоменло-
вал браль в цехах то колбасу, то шпик.
	—— у волы стоять -— нельзя не вы-
	пить! — подмигивая, говорил этот с поз-
воления сказать «педагог» своим уче-
никам.
	Насколько несерьезен подбор инструкто-
ров для школы ФЗУ, показывает и сле-
лующий факт. Начальник кишечного цеха
тов. Кукуй рекомендовал инструктором ра-
ботницу М. Через три месяца тот же тов.
Вукуй написал заявление о том, что «Ин-
структор М. не знает всех операций и
не соответствует лолжноети инструктора».
	...Но вот учеба окончена. Вчералиние
ученики становятся кадровыми рабочими.
Как их встречают в цехах?  Администра-
ция смотрит на выпускников как на под-
собную рабочую силу. Квалифицированные
люли используются не по назначению. Да-
же в горячее для комбината время—в пе-
риод массового убоя скота — выпускников
школы ФЗУ посылают... чистить станки,
грузить бревна.
	Производственная дисциплина среди
фабзавучников низкая, В одном убойном
цехе 16 бывших фабзавучников получили
адмитистративные взыскания. Комсомоль-
цы Хорев, Лобанов, Акимов, имевшие вы-
говоры за халатное отношение к труду,
сейчас приговорены к тюремному заклю-
чению 88 отказ от работы. Однако все
_это не обеспокоило комсорга убойного цеха
тов. Кудрявцева. Прогульщики долгое вре-
мя холили © комсомольскими билетами.
	Никто не интересуется, что делают фаб-
завучники после гудка. В общежитии, где
живут молодые рабочие — выпускники
ФЗУ, процветают пьянство, картежная
		12 сентября с. т. Заместитель Народ-

ного Комиссара Иностранных Дел тов.
В. Г. Деканозов принял румыноком  по-
сланника г. Гафенку и сделал ему сле-

дющее заявление: Е
	11-го сентября <. г., в 13 часов в
районе горы Балоаш, в 34-х километрах
	московского’ завода «Серп и молот».
Фото БВ. ИВАНИПКОГО.
	К. ЧИРКОВБ — стахановец-сталевар

e
	РАЗГОВОР С НАРОДНЫМ СУДЬЕЙ
	От специального корреспондента «Комсомольской правды»
	Народный судья 3-го участка Централь-
ного района г. Калинина тов. Ильюшина
ежедневно разбирает дела о прогулах. Перед
судом проходят рабочие и служащие, нару-
пвивиеие Указ Президиума Верховного Совета
СССР от 26 июня, люди разных возрастов
и профессий. Наблюдения сульи, неопровер-
жимые факты, документы подтверждают,
что прогульщики — это шкурники, раз-
балованные, недисциплинированные работ-
ники, Они ставят свои личные , интересы
превыше всего, Судьба предприятия, уч-
режления их не волнует.
	Столяр вагонного завода А, И, Барбин
совершил прогул, рассчитывая, что ето
уволят после этого с работы. Просчитался.
Попал в суд. Его спрашивают: «Почему вы
не вышли на работу?» Мнется. Жалуется
на малый оклал. Запросили справку с заво-
1а. Оказывается, месячный заработок Бар-
бина—500 рублей. В лень прогула столяр
выполнял частный заказ на дому.
	—щ Видите, —говорит сулдья,—завод для
Барбина, — ничто. Захотел полработать—
	Не вышел на предприятие; ничего, мол, CO
	дет. Но не сошло...

Среди  прогульщиков много молодежи.
Есть и комсомольцы. Мы поинтересовались
причинами прогулов молодых рабочих и
служащих, На столе появились папки уже
рассмотренных дел. Народный судья, пере-
листывая их, раесказывает:
	— Однажды не вышел на работу отера-
тор вагонного завода, комсомолец Борис
Григорьев. Был он будто бы неплохим ра-
ботником, числился в активе  комсомоль-
ской организации. И вдруг — прогул. «Как
же это произошло?» — опраапиваю  Гря-
горьева, «11 июля получил зарплату, —от-
вечает.— Выпил. Зашел в ресторан на реч-
ном вокзале. Еще выпил. Утром ветал —
голова болит, чувствую, что не могу рабо-
Талъ...». «А во что это обоплось вашему
предприятию? »›—пытаюсь пронять его, «За-
трулняюсь, — говорит, — сказать». — Сей-
чае Григорьев ‘отбывает  исправительно-
трудовые работы с удержанием 25 процен-
тов заработной платы.
	Прогул после пьянки -—— явление ло-
	BOIbHO частое. Народный судья разбирал.
	дела прогульщиков: «комсомольца» Б. [е-
лежкина и молодого слесаря Н. Блинова из
строительного треста № 4. Они не вышли
на работу, «потому что основательно вы-
пили».

— Мы строго караем дезорганизаторов
производства, — говорит тов. Ильюшина. —
Но этого мало. Комсомол, профсоюз должны
	подумаль © том, как предотвратить прогу-
лы.

Замечание правильное.  Комсомольские
организации города ограничиваются пока
тем, что исключают прогульщиков” из ком-
сомола. Лелать это безусловно надо, и де-
лать безотлатательно, но крайне необходи-
мо повести среди молодежи глубокую поли-
тико-массовую работу. Каждый прогул под-
рывает деятельность коллеклива, приносит
ущерб предприятию. Токарь не вышел a
работу — стоит станок, не обрабатываются
нужные детали, цех не выполняет плана.
Умно рассказать молодежи, какой вред при-
носит прогул заводу, — значит помочь мо-
лодым людям  по-социалистичесви отно-
ситься к труду. Нужно  доискиваться до
корней прогулов. А корни эти — и личная
расхлябанность, и пренебрежение интере-
сами общего дела, и пьянетво, и просто
легкомыслие.

— Любопытен такой пример, — расска-
зывает сулья.— Молодой слесарь В. Метел-
кин в олин из июльских дней не пришел
на работу. Как прогульщика его отдали под
суд. Допрос:

— Почему прогуляли?

— У меня было три заработанных дня,
BOT я и решил отгулять.

— А здминистрация разрептихта?

— Спрашивал мастера, он сказал: «Нз-
THIN заявление».

— Написали?

— Нет,

Выяснилось, что Метелкину нужно было
сходить в ателье мод заказать пальто. Вот
он и не вышел на работу. Такая расхлябан-
ность, беззаботность и привели слесаря на
скамью подсудимых. :

Hata молодежь не испытывала капита-

листического гнета. Она не знает; что т8-’

кое безработица. Ей живется радостно,
легко. И вот находятся молодые рабочие и
служащие ‹ этаким легкомысленным взгля-
дом на жизнь. «Ну, проспал, ну, прогул—
9т0 ж такого?» — рассуждают они. Для
них это действительно «ничего особого»,
они и в суд-То идут без смущения.

Что означает прогул для предприятия,
для учреждения, почему мы называем про-

гульщиков  дезорганизаторами, — 06 этом.

не мешало бы с молодежью говорить прямо
и серьезно. Говорить для того, чтобы в0с-
питывать у молодых людей чувство ответ-
ственности за свой завод, за свою фабрику,
34 свое учреждение. А этого на многих

предприятиях и в учреждениях  горола
	Калинина не делают.
И. КОРШУНОВ.
	Калинин.
	ПЕРВЕЙШАЯ ОБЯЗАННОСТЬ СТУДЕНА-
	УЧИТЬСЯ
	ОТЛИЧНО
	Вомсомольские организации должны by
пощално разоблачать прогульщиков и Aol,
рей. Человек, который на заботу гоу
ства отвечает неблаголдарностью, не тии
учиться, разлагает дисциплину, не вы
нлет устава высшей школы, не может м
членом Ленинско-Сталинского комсом,

Среди части студенчества еще ‘не пли
вредный взгляд, что не всем обязатеаи
быть отличниками, что можно ROBOT:

ваться и посредственными отметками, Cr
	‘дентка Витебского ветеринарного ‘инст
	та тов. В. откровенно признается в см
письме;

«Учебный год окончила на «удовлии
рительно» и «хорошо». Учиться не тя
ло, но при условии, если заниматься сист»
матически. А у нас. студентов) вошло}
привычку: весь год гуляешь, & 38 vet!
перех испытаниями не поспишь, выучит
и сдашь зачет. Сначала я удивлялась, №
же возмущалась таким отношением к }%
бе. Но потом я увидела, что © этим Hin
не ведет борьбы, и сама с этим кам
свыклась. В учебе можно было бы пут
прекрасные результаты, но, видно, «ле
матушка раньше нае родилась».

Комсомольская организация должна ft
роться © подобными настроениями, Долли
добиваться, чтобы каждый комсомолец %
	нималея систематически © первых же дн!
учебы, упорно овлалевал знаниями и м
34 с0бой всю мололежь.

Почетная роль в борьбе за выхозл
успеваемость принадлежит комсомольий
труппе. Вах правило, в каждой акадеиче
ской группе большинство — ROMCOMOIRIN,
ECM они личным примером покажут, м
надо. работать, успех будет обеспечен.

Вомеорг лучше, чем кло-либо другой, №
дит, как учится комеомолец, что он Exe
дневно делает, во-время ли пристуши т
выполнению. домашнего задания, нач п
изучать материал, прочитанный на лек,

Поэтому очень важно, чтобы комедии
были избраны лучшие студенты-отличт
ки, способные организаторы. Не можм №
вторяться такое положение, какое был}
прошлом учебном году на геологоразвеле:
ном факультете Томском инлустриальни
института. Здесь из 28 комсоргов тольк
были отличниками и ударниками учеб
16 учились посредственно. 3a § ие
	неудовлетворительные отметки. Аакой пр
мер они могли подавать молодежи?
Комитеты комсомола институтов, в
ВЛКСМ факультетов обязаны повседневю
руководить группоргами и первых и с”
ших курсов, во-время потлерживать М
хотютие начинания, исправлять промах
В борьбе за высокую успеваемость гром.
ное значение ‘имеет ‹оциалистическое 44:
ревнование. Злесь основное‘ внимание 107”,
но быть уделено инливилуальных 06%.
тельствам. Систематически и глубоко и.
чать учебный материал в течение в
семестра, своевременно выполнять дома
ние задания, строго соблюдать график м
бот — вот что должно лечь в основу ини
витуального социалистического договора.
Многие студенты технических вузов №
своем личном опыте убедились, в как
печальным *послелетвиям приводит отстав“
	ние со сдачей листов по черчению и ЛЕ
гих графических работ, когда в конце №
местра нехватает не только лней, но и №
чей. Поэтому заслуживает внимания опыт
помеомольцев Томекого индустриального 1!
ститута, которые отказались OT  семести’
вых обязательств и перешли на так Has
ваемые частичные или краткосрочные 06%
зательства. В них студент обусловливаи
прежде всего высокое качество п точ
выиюлнение графика домашних работ п Ch
стематическую работу нал учебных мате
prado. He случайно лучшие показатели
по учебе имеются в тех кКомсомольски:,
группах, гле умело организовали MATTE
дуальное соревнование (группы Прохорова,
Шабалина и лр.),

Сопиалистические обязательства олжуы
быть совершенно конкретными, только ODE
этом условии можно обеспечить их систе
матическую проверку,

Советские вузы призваны  выпусмт
высококвалифипированных спепиалистов 0
большим кругозором. А это значит,
комсомольские организапий толжны Rey
станню добиваться’ хорошей и отличю
учебы. образцово организовать культуму
массовую и военно-физкультурную па,
всемерно расширять сеть научно-техниче
ских студенческих кружков.

0с0бое внимание комсомольские оргии
зации должны уделять изучению стуюи
MA основ маркеизма-ленинизуа,

Выборы комсомольских органов в ву
ских организапиях помогут выдвинуть}
руководству лучших активистов, отличие
ков и уларников учебы. помогут усл
борьбу за решительн^е повыпюние качеети
Быешего образования,

А АНТИПОВ,
	заведующий отделом студенческой
молодежи ЦК ВЛКСМ.
	Отлично учиться — вот первейшая залю-
ведь каждого советского студента. ХУШ
coat BRII(6) поставил  залачу повысить
качество высшего образования, и комсо-
мольские оргажизапии вузов призваны на-
править все силы, всю энергию на ее раз-
решение:

ЦК ВКП(б) сурово осудил практику, ког-
да в вузах становились на неправильный
путь искусственного повышения оценок
успеваемости студентов, устанавливали в
социалистических договорах твердые про-
пенты высоких оценок по вузу и факуль-
тетам.
	Отчеты и выборы комсомольских органов
лолжны помочь вузовским организациям ре-
шительно улучшить свою работу. В центре
внимания отчетно-выборных собраний в ву-
зовеких комсомольских организациях долж-
ны стоять вопросы учебы. 0 кажлом ком-
сомольском активисте, о каждом комеомоль-
це надо прежле всего судить по тому, как
он учитея. как работает нал собой.
	больптинетве вузов  студенты-комсо-
мольцы осуществляют авангарлную роль,
показывают пример всей молодежи, как, на-
ло овладевать знаниями, как бороться за
железную сознательную дисциплину. В мо-
CKOBCKOM механико-матиностроительном ин-
ституте имени Баумана из 68 сталинских
	стипендиатов 62—комсомольцы. Здесь ком-
сомольсвий актив состоит из лучших ету-
лентюв, переловиков учебы, ведущих за со-
бой мололежь. Ot;
	Аюмеомюльский руковотилель — это пол.
	линный вожак молодежи. Они должен быть
образцом для всех студентов, должен лич-
ным примером показывать, как надо бороть-
ея за повышение успеваемости. Студенты
Кутаисского педагогического института бе-
рут пример © комсомольских активистов.
Злесь все члены комитета комеомола-—от-
личники учебы. Хоропю учится и остальной
комсомольский `актив. Именно серьезной
борьбой комсомольской организации за вы-
сокую успеваемость можно об’ясвить то, что
в Кутаисском педагогическом институте
студенты серьезно работают над учебным
материалом, что неудовлетворительные OT-
метки здесь сравнительно релкое явление,
	Первым мерилом качеств каждого ком-
сомольца являются его учеба и дисципли-
нировачнюсть. Правильно поступят Kowco-
	мольцы, если во время выборов руковоля-
щих комсомольских органов в институтах
бутут избирать только тех, кто хорошо и
отлично учится. И по заслугам получат от-
вод те комсомольцы, которые не являются
примером в учебе, хотя и умеют произно-
сить хоропгие речи о борьбе за. высокую
успеваемость.

Справедливо возмущалиеь в прошлом
учебном году стуленты Минского политех-
нического института поведением комсо-
мольца Ромма, который решил сдать курс
основ  марксизма-ленинизиа, совершенно
не готовясь к экзамену. Когда комсомоль-
пы-охнокуреники Окунь, Козлов и другие
хотели ему помочь, он заявлял, что сам мо-
жет подготовиться. На самом деле Ромм рас-
считывал как-нибудь «проскочить» на эк-
заменах, не готовясь к ним. Эта попытка
не удалась, Ромм получил неудовлетвори-
	тельную отметку. Не. удалась лолырю таж-
же попытка обмануть других преполавате-
лей, и в результате экзаменационной ‹сес-

сии он получил четыре неудовлетворимель-
ные OTIWOTRE.
	Людей, полобных Ромуу, в наших совет-
ских вузах немного. Но все же они еще
встречаются, они нарушают дисциплину и
мешают заниматься другим студентам.
	Вот почему, слушая отчет своего комсо-
MOIBCKONO комитета или бюро, студенты
прежде всего лолжны потребовать рассказа
о том, как велась борьба за высокую успе-
ваемость, что было сделано для того, чтобы
решительно разоблачить тех комсомольцев,
которые увиливали от учебы. нарушали
дисциплину. Борьба aa высокое качество

учебы является основным мерилом всей ра-
боты комсомольской организаций.
	От кажлого комборга стуленты захотят
услышать, ‘как велась борьба за то. чтобы
все студенты группы хорошо учились, что:
бы в ней не было отстающих.
	Советекое студенчество не может стоять
в стороне от той борьбы, которую ведет
советский народ за укрепление трудовой
зиециплины. Межлу тем в некоторых ву-
зах еще смотрят сквозь пальцы на дезор-
ганизаторов. Уже с первых дней учебы в
Первом московском медицинском институте
некоторые комсомольцы нарушают учебную
дисциплину. Однако комитет комсомола
института никаких мер не принимает.
В некоторых вузах стуленты прибегают
к всевозможным — ухищрениям, чтобы
скрыть свою — недисциплинированность,
«оправдать» прогулы, & комсомольцы про-
ходят мимо этого. Отдельные  лекаНы
охотно пишут различные увольнительные
записки и по существу заведомо дают сту-
денту разрешение совершить прогул,
	Hopa, давно пора, заинтересоваться ра-
ботой школы ФЗУ мясокомбината.
	П. КАРИН.
Ленинград.
	ИЗ ПРОШЛОГО ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК
	РАССКАЗ
	Его ударяли прикладами под колена, в
спину; & он Bee не умолкал. Плажали
женщины,  натужно кряхтели мужики,
сдерживая слезы, давившие горло, А когда
старушку поволокли за косы, на дорогу
выскочили ее младшие сыновья и камня-
ми забросали полициантов. Старуху 6pe-
сили. Тяжело дыша, стояли сыновья, 34-
крывая 60б0й истерзанное тело матери.
	После ареста сына она по вечерам вы-
ходила за ворота и пела свою песку о
маленьком человеке. Ветер слегка трепал
ве лохмотья, и в эти минуты она каза-
лась недоступной каре.

Прошло три месяца. Вернулся сын. Его
привезли на тряской телеге и внесли в
10м на носилках. Вся деревня вышла
смотреть на него. (5 лежал недвижим.
Руки и ноги перебиты, тело в синяках и
похтеках, взгляд затуманен желтой плен-
кой. Еще более страшным ‹тал лом ета-
	рушки. Ночью сюда приходили какие-то
мужики и расходились с рассветом, Нале-
тала полиция, но кажлый раз старушка
успевала припрятать ночных гостей.
	Смелость этой женщины была порой
необ`яснимой. Мне рассказывали Такой
случай. Однажды панский батрак, не
выдержав  излевательств, встал посреди
улицы и закричал: «Бей пана!» Повалил
народ из дворов и через несколько минут за-
кидал помешичий дом каменьями. Явилясь
полицианты, схватили бунтаря и только
бымю хотели повести его. как из дома
вышла старуха. В руках у нее была все
та же клюшка, только старуха не опира-
лась на нее, как обыкновению, & грозно
тержала нал головой. Она ‘шла ровной,
вовсе не старушечьей походкой, и толпа
людей замерла в ожидании чего-то
необыкновенного, страшного. Она подошла
& полицианту и спокойно заловорила:
	— $’ метя есть куча лохмотьев и три
сына. Олного я уже потеряла, Он лежит,
как труп, Двух младших я потеряю скоро.
He сегодня, так завтра. Они будут метить
за брата, за отца. Это самое большое бо-
татетво мое. И если я его уже потеряла,
то жалеть кучу лохмотьев мне нечего. Так
на же тебе, собачья кровь!-—0Она с силой
уларила клюшкой полинианта.
	Она ушла той же ровной походкой, про-
вожаемая недоуменными взглядами мужи-
ков и баб. А к вечеру ее че стало. Она
исчезла вместе с двумя младшими сы-
новьями. Около года ее не вилели, никто
не знал, что сталось © ней и ее сывовья-
	ми. А в сентябре прошлого rola она по-
	на старушечьи, всегда искрились. Ona не
расставалась © клюшкой, вечно держала
ее в правой руке. И когда проходила по
улицам, устремив свои глаза в землю,
казалось, будто ищет она место для
своей. могилы. Домик ее был самый непри-
глядный, двор, казалось, вот-вот рухнет
при первом же толчке, входная дверь
червно скрипела, и в комнате пахло про-
киешим молоком. В ней никто никогда
	Не заходил, He раэтовазивам.
	У нее было три сына. Отца они не пом-
нили. Его убили в большую войну, и дети
сохранили чт него только непокорноеть,
бунтарство. Мальчуганы в темные ночи
пробирались в сал помещика, надрубали
деревья, разбивали пасеку, подкидывали
отраву панским собакам. В свою компанию
они никого не принимали. Делали все
втроем, доверяя толькю друг другу. Пролел-
ки мальчиков были известны матери. Она
любовно наблюдала за их стихийным бун-
тарством и молчала. И никто не знал ви-
новника частых сердечных приступов пана,
Ниигонекого. А пан кричал. грозился, что
сгноит в тюрьме, если только дознается,
кто портит его сал, травит пеов.

И однажды, приведя свою угрозу в ис-
полнение, с помощью полициавтов он упря-
Tal старшего сына в тюрьму. Старушка
не плакала. Она шла за полициантами
и пела:

Я маленький человек,
Мне сил лано немного,
Но я проживу свой век,
Проклиная панов ло гроба.
Й пока на земле ролной
Будет гнет и панов опека,
Я буду звать на бой,

На бой раба-человека.

Я маленький человек
Без имени и роду,

И я отлам свой век

За счастье народа.

Ее схватили, связали и заткнули por.
А сын, окруженный’ полициантами, под-
хватил слова матери и неокрепшим голо-
сом продолжал:
	Да злравствует вольный народ!
Свободы ла здравствует век!
Вперед на бой. вперед,
	Вперед, раб-человек!
	”..Люеле небольшой паузы мой друг про-
должал:

— Мне дорого наше знажометво. Вы уеде-
те и, возможно, скоро забудете обо мне.
Тав всегда бывает. Но я долго булу пом-
нить вас. Видите, какой я сентименталь-
ный. Это чувство пробуждается во мне
только теперь. До чашей встречи я скорее
походил на человека < выжженными нер-
вами, не умеющего радоваться, не знаю-
щего, что такое смех. То-есть я смеялся
и раньше, но что это был за смех! Я

`енлился улыбнуться и, помню, однажды,
увидев свою улыбку в зеркале, заставил
себя больше никогла этого не делать. Я
выдал вам свою тайну. И сделал это по-
тому, что верю вам: вы умеете слушать.

Почему вы всегда улыбаетесь? Мне ка-
жется. вы немного не доверяете уме, 29-
мневаетесь. Это ваше право. Но даже если
это и так, я все равно расскажу вам об
одном маленьком человеке. Но вначале
небольшое предисловие. По образованию я
архитектор, по призванию скульптор, по
нужле был репортером. Вот видите, сколь-
ко профессий.

Ла, так © маленьком человеке. Она,
действительно, была маленькой. шуплень-
кой. Одежонка на ней веегла была в раз-
нопветных заплатах, Даже зимой обувь
заменяли ей калоши. перевязанные верев-
кой. Я не зчаю, имела ли. она вообще
прелставление о хорошем платье. Лицо ее
избороздили влоль и поперек морщины, и
только глаза, темные, жгучие, непохожие