4 октября 1940 г., № 231 (4713)
	Тр недели примилю © тех пор, как ком-
смольщы 13-й школы Фрунзенского файю-
ва табрали новый комитет. В ето составе—
молодые активисты. Все они, за. исюлюче-
плух секретаря комитета Шуры Жаровой,
виоррыю находятся на руководящей комсо-
мльокой работе.

Новый комитет кретико ваялея за дело.

„На уроках пностранного языку ©тар-
пегласениюи вели себя плохо: разговари-

лая. Нередко  ©роди  дезоргалливаиторов
оказывались и комсомольцы. Комитет ре-
МОХ ПООНЧИТЬ © недисцииюинированостью
ующихся, В повестку прупповых  комео-
уолеких собраний был велючен необыч-
mil MPC: © поведониги на уроках ино-
стим языка.

— Мы, комсомольцы, должны всюду по-
азывать р организованности, —г00-
или ребята.—Для нас вое предметы оди-
ined BLAH и необходимы.

Тут хо на собралиях были названы име-
fh HOLUCLLATLTRUNDOTA MEEK

Теперь на уроках иностранного языка
нет разоостлананясти.

..В кабинетах пикольз нехвалают нагляд-
‚ ных пособий. И вот ма-днях в’. коридорах

` явилось напечаталеное на малиинке обра-
щение ко рсем ученикам. Его ниллиеал тю
поручению комитета пругиюрг 10-го клахса
Ваня Завьялов, Обращение призывает. <о-
иль инициалиивью грутигы по изготовле-
цию наглядных пособий.

Предложение комсомольцев встретилю леи-
зй отклик инкольниекюв, Они горячо обсуж-
ит обращение, высюказывалот желанияе за
иисаться в ту или иную группу. Люби-
телей физики, химии, истории, матемаликх
п других предметов налилось немало.

IT
	МОЛЬ

ГАСТРОЛЕРЫЬ

У входа в Калининский городской сад
появилась большая, крикливо размалеван-
ная реклама; «Анонс. Вечер юмора, ли-
рики, эпоса. Выступают: поэт и TEs.
сатель Акульшин». .

Сотни калининцев пришли на много
обещающий «вечер юмора, лирини,. эпо-
са». Первым выступал Иван Лоронин.
	  Поэт читал стихи, написанные давно. и
	плюхо, о деревне того периода, когда в. нее.
стали проникать сложные сельскохозяй-
ственные малины, в частности трактор.
Доронин прочитал «Рассказ лепутатки Па-
pana», «Rh девушке Наташе», «Удиви-
тельные вещи», «Косынка», отрывки из
книги «Тразторный пахарь» (крайне <ри-
пинальное название сборника).
	Доронинские стихи засорены пеевдона-“
родными выражениями, вроде: «трактор
трахторует» и т. п. Это и понятно. Доро-
ным EC имеет своего поэтического голоса.
Великий Маяковский в свое время метко
и, хлестко охарактеризовал стяхи этого
поэта. С тех пор прошло много лет; Иван.
Доронин как автор совсем исчез с гори-
зонта, а его книги, справедливо забытыю,
пымятея на полках библиотек. Их никто
не читает. Доронин отстал от нашего ум-”
HOMO и отзывчивого читателя и поэтому
ничем не может порадовать нае и давно’
сопел ©0 страниц журналов.

Так же бесцветно было выступление
прозаика Рохиона Акульшина. Он прочи-
тал автобиографический paccras «Калюу-
ны», после чего многие слушатели сразу’
же покинули литературный вечер. Затем
Акульшин прочел рассказ о любви. Перед
началом, обралцаясь к присутетвовавиим
юношам и девушкам. он сделал несколько
наставительных ‘замечаний, уверяя, что
любовь в его рассказе «примерная, чи-.
стая». Далеко не так оказалось Ha деле.
В рассказе Акульшина любовь пошлень-
кая, слащазая. Здесь нет ничего нового и
орипинального: на курорте знакомится па
ра, затем следуют об’яснение в любви,
«ухаживания» и счастливый конеп—же-
нитьба. Boe это в мельчайших подробно-
стях, длинно и скучно.

Валининцы ушли, разочарованные мо-
сковскими писателями. Зато Доронин и
Акулыьшин остались довольны: 2a ‘полтора
Tae своего выступления они получили
немного-немато... 800’ рублей.

В клубе «Калининлегиромстроя» эти
писатели-гастролеры дали вечер пюд руб-
рикой «Дружба и любовь». Он также был”
халтурным. Выступали они ‘и в других
местах.

Писатели в г. Калинине — редкостное,
явление. Они почти не затлалывают сю-
	да, & если кто и приедет, то или слузай-.
но или на тастроли.

Однажды в наш тород явились Зи
Шведов и Аркадий Ситковский. Они. приг
ехали сюда явно с иждивенческими тен-
денциями. Только с олнотго клуба «Тек
	  сТИЛЬЩиИк» 34 вечер и тридцатиминутную
	беседу с детьми они потребовали и полу-
чили 1.500 рублей. Правда, за эту же
сумму было обещано провести еще ветре-
чу < литкружковцами клуба. Долго ждали
«дорогих гостей» начинающие поэты и
писатели, но они так и не сонавохиди
зайти на беседу.
	эвалию писателя в нашей стране вы“
como и почетно. Наши читалели’ хоропю
знают, ценят и любят авторов лучших
произведеняй советской литературы, но
сни презрительно смотрят на тех; ‘ко ивЕ
пользует литературу в иждивенческих”
целях как легкое средство наживы. Доро-
нины. Ситковские, Акульшины ‘в долгу
перед читателем и еще не оправдали свое-
го почетного и высокого звания! Литера=
турная общественность должна одернуть
своих недостойных собратьев по перу! ^^
	Ник, СОКОЛОВ, —
литературный работник редакции
политвещания Калининского обла-
стного радиокомитета,

Роман «земля в ярме» приводит нас
в польскую деревню, находящуюся в фак-
тическом владении графа Остраженьского.
Типичный представитель шляхетского ро-
да, этот помещик безраздельно властвует
над людьми, издевается над ними, наказы-
вает жесточайним образом за такую`&про=
винность», Kak желание НЕА LB:
озере, принаплежалцем графу. oe

Не только кровь и CTpayaHEs- esospas:
жает писательница. Наряду © этим“ он’
дает картину восстания в деревне; ‘возму=
щенной злодеяниями помещика. Это воета-
ние носит стихийный характер, и кре
стьяне не созрели еще для поллинной ре-
волюционной борьбы. Но Ванда Василев-
ская и в этом романе выражает уверен-
ность в победе крестьян, рабочих, трудо-
вой интеллигенции. 2

Й кома закрываешь книгу, Фвеянную
своеобразной поэзией природы, высоких че-
Ловеческих качеств, волнующих ныслей и
‚Чувств, остаются надолго жить в памяти,
‘фигуры бойцов за освобождение и orEpaTH-:
тельные облики графа. его прихвотней;
шпионов, лесничих. -

хх $

Мы знали Ванду Василевекую еще To-
TR, когда были разделены с ней рубежа-
ми двух миров. Мы понимали, что она —.
верный и бесстрашный защитник народно-’
го дела, связавший свое творчество ¢ -TPY--
дящимися страны, находившейся под тяз
желым ярмом. . to

Теперь Ванда Василевская вошла в с
ветскую литературу как писательница. (95:
ветской страны, имеющая возможность.
полным голосом товорить © мрачном про-
шлом своей родины и том прекрасном
HOBOM, Которое ВОШлЛО В ЖИЗНЬ.

В послесловии к «Пламени на Goto:
тах» Ванда Василевская пишет: «Все из-
менилось и изо дня в день прозолжает.
меняться над реками Полесья и Волыни.
Уже только мрачное воспоминание—осад-!
ник, полицейский и откупщик. Колхозы и,
совхозы растут на землях, которые были
собственностью эксплоататора. На родном
языко учалея. дети в школах. Новую
жизнь строит для себя крестьянин». ‘

06 этой жизни Ванда Василевская pac-
скажет в своих новых произведениях, и
их с нетерпением будет ждать многомил-
лиюнный советский читатель.

Александр ДЕЙЧ.
	HV ERT
			ву проезюцить умелю, рапорт отдавать бы-
отро, четко, без лишних слов. А лля этого

meen wn...
	PVOMTh семинар. отрядных вожатых. В
программу семинара наряду © обучением

У д: *
		eee eee oe

лизациеи и органиоалией

Подвияюных лете

maeetes oo Ц
		энергичный OMT,
	хорошю знакиций дело.
		тов. Гольдблат,
		платформу Сестрорецкого вокзала 40 юно-
	 ХУ Уч че РЕН

шей И девушек, За плечами у них были
	рюкзаки, на ‘боку противогазы. Ребята, по-
	строились и двинулись вперед. Похол по
	местам боев с белофиннами начался.
2 День выпамлея  чудесный, солнечный.
	ига - И Е МЕ

Приятно было шатать по широкому mrocce
	& НОВЫМ, незнакомым местам. Неожицанно
прозвучала команда: «Падеть противога-
зы». Оша никого не застала  враюплох.
Участники похода быстро надели маски и
продолжали свой путь. ,

Через пять километров был устроен еф-
вый привал. Тов. Кропачева рассказала 06
одном из боевых эпизодов, в котором учают-
вовал окончивиий пеколу комсомолец Вик/
тор Мельников. Он сражалея с белофинна-
ми в этих местах и эдось обнаружил вра-
жеского лазутчика, Е

Пока ребята отдыхали, отряд разведчи-
ков пой командой Володи Филиппова wpo-
двинулся далеко вперед. Разведчики быет-
ро прошли семь километров дю берета, моря,
в Буоккала, и разожгли костры. Когда, по-
дошли остальные участниюи похода, на ко-
страх уже весело гудели чайники.

В Куоккала ребята осмотрели домик, Ре-
пина-——«ПНенаты», отлохнули, а затем Tpo-
нулись дальшю. ;

Солнце близилось к замату, вопда на
горизонте показалась станция Белоостров.
Позади осталось 22 километра пути,

Комитет комеомола решил проводить в
третье воскресенье кажцото месяца, оборюн-
ные дни, устратваль  военизированетьхе
походы. Первый похох учащихея crap
HX классов по маршруту Сестрорецк, —
Куоккала-—Белюостров Удалея наелаву. Ни-
кто не жаловался на усталость. Доволь-
ные, полные впечатлений, ребята верну-
ЛИСЬ ЛОМОЙ.
		Эрденоносцы братья Василий ФИСЕНКО (слева) и Махаил ФИСЕНКО — курсанты-отличники Саратовского краснознамен-
			Фото Н. ФИННИКОВА,
	КЛЯТВА
	СТАЛИНГРАД, 3 оклября. (По телефону
от нашего корреспондента). Комсомолец
Владимир Бояринцев пришел в морской
клуб попрецаться © командирами перед от-
правкой в часть.
	3% окнами сгущаются сумерки. Всего
несколько часов осталось до отхола поезда.
Широкоплечий, в морском кителе и белой
фуражке © золотым гербом стоит Владимир
Бояринцев перед начальником морского
клуба тов. Коробковым. Без отрыва от про-
изведотва Владимир окончил морскую шко-
лу Осоавиахима, получил звание инотрук-
‘ора-общественника. ^

— Спасибо, ара начальник, — го-
зорит молодой краснофлотец, — з& все спа-
CHO: и что научили морскому делу и за
10, Что жестко и без скидки требовали в
учебе. Обещаю быть и на боевом корабле
в первых рядах. -

— Верю, — ответило старый моряк и
крепко пожал руку «своему ученику.

Перед ухолом из здания морской школы
Бояринаев вошел в комнату № 38 на вто-
ром этаже.

Здесь был штаб армии Южного фронта,
рабочая комната члена, Реввоенсовета фрон-
та товаринца И. В. Сталина.

В этой скромной комнате, овеянной сла-
вой, 18-летний Владимир Бояринцев дал
нерушимую  клятвусг с - именем . Оталина
дралься и побеждать в грядущих боях.
	ПРИБЫЛО НОВОЕ.
ПОПОЛНЕНИЕ
	ХАБАРОВСЬ, 3 октября. (По телефону от
нашего корреспондента). Замечательное п-
полнение прибыло в Амурскую Краенозна-
менную флотилию. Почти все прибывшие—
комоомольцы, большинетво из них работало
на водном транспорте. Молодой . краснофло-
теп, Горохов окончил. Горьковский волный
техникум, работал помощником калитана
парохода «Талкент».

В чаюти приветливо и тепло встретили
молодых краснофлотцев. Они размещены в
сретлой, уютной казарме. Командиры и по-
литработники провели беселы, познакомили
краснофлотцев с основами строевой и физи-
ческой полготовки.
	ного бронетанкового училища.
	МАСТЕРА АРТИЛЛЕРИИСКОГО ОГНЯ
	Молодой боец прибыл в чають. Его зна-
ROMAT © боевыми орудиями: балальонной,
полковой, дивизионной, корпуаной артил-
лерией.

Дальность действия советской артилле-
рии способна поразить воображение не
только бойца, недавно прибывшего в часть.
Наши пушки Tat me хороши. Kat
	стальная техника, состоящая Ha BOUDY-
	жении Шрасной Армии.

Молодому крзсноармейцу вначале даже
He верится, что ‘в скором времени эти
трозные орудия будут ему  послушны, Но
BOT Dal руковолдетвом опытных команди-
	ров начинается напряженная учеба: pe.
	вцашются сложные задачи, изучается каж-
пая леталь боевого механизма.
	Полученные энания дополняются и в4-
крепляютея боевыми стрельбами на поли-
тоне, в условиях сложной тактической 96-
становки, походами, иногла почти без ona
и ‘отдыха, в тяжелой борьбе с наседаю-
щим 60 всех сторон «противником». Боец
должен привыкнуть ® тяготам и лишени-
ям боевюй жизни.

И вот ‘боеп-артиллериет, ° прошедший
школу млалинегмо комсостава, командует
орудием. Получен приказ. Орудия уже на
отневых позициях. Стальной енаряд,  по-
слушный расчетам командира, мелкому
тлазу, четкой работе’ орудийното расчета,
© огромной силой устремляется на врага.

Разведчики, используя приборы, непре-
рывно наблюдают за засположением про-
	тина, помогая ‘командирам в обнаруже=
	нии и уничтожении его. Ралиеты и с©вя-
зисты обеспечивают весь артиллерийский

боевой порядок и создают возможность уп-
равления огнем.
	Туман, ночь не могут задержать дей-
ствий нашей артиллерии. Начинают дей-
ствовать звукометрические приборы. За
укрытием, гле-нибуль в оврате, в лесу, ра-
Goraer сложнейнтий аппарат. чуветвитель-
	ный & тыкячным долям секунды. Там зву-
	кометриеты обрабатывают ленту, посту-
тпающую © аппарата, полученные данные
непрерывно лоносят командиру. Устанавли-
вается точно. место расположения против-
ника. Воманаир-артиллериег ва основе
этих сведений изготовляют исходные дан-
ные для открытия огня батареи.

Артиллериют должен’ быть отличным,
сообразительным математиком. Он решает
задачи в Golo, под огнем врата. Время 7
него—секунды. Но sce on делает хлално-
кровно. четко. безошибочно.

«Пожалуй, ни один фод оружия не тре-
бует от командира и бойца такой диоции-
лины ума, воли и знаний, Kak артил-
лерия, — поверит товарищ Ворошилов. —
...Быть хорошим артиллерийским momar
диром означает быть всесторонне 0бразо-
ванным человеком».

Советекая  аотиллерия — мошное огне-
вое средотво. Она необходима для пол-
пержки всех родов войск в бою, одно из
лучших средств борьбы © танками и само-
лотами противника. Замечалельные каче-
ства налией артиллерии, ее славных коман-
диров не раз доказаны в боях с врагами.

...Батарея вела стрельбу, уничтожая од-
но 3& другим  пражееские‘ `‘укренления.
Командир Мартулие находилея на наблю-
дательном пункте, корректировал огонь.
Неожиданно по телефону © отневой пози-
ции сообщили, что свыше 300 белофиннов
внезатню атаковало батарею:

Силы противника почти в пять раз пре-
восходили наши. Оставив вовае пушек по
два человека (командира орудия и навод-
`чика), Маргулие приказал им в упор таю-
стреливать из орудия тех, кто наседал ©
фронта батареи. Остальные бойцы офтани-
	эовали оборону флактов и тыла,

Почему белофинны, численно превосхо-
ливигие нае в пять фаз, обладая значи-
тельным огневым перевесом, не только не
смогли захватить нашей огневой точки,
HO и потерпели жестокое поражение?

Потому, что советокие воины действуют
лружно, еплоченно. Наши бойцы, коман-
диры, политработники идут в бой во ела-
ву родины, з» партию, 3a Сталина.

Артиллерия остается одним мз важней-
INHX polos войск в современной войне.

Разнообразие типов и калибров афтил-
лерии, малематическая ‘основа согремен-
ных точных способов стрельбы, сложность
новейших приборов, применение. электри-
чества и ралио требуют от бойца и коман-
дира-артиллериюта высокого — овладения
техникой.

Красная Армия тотовит артиллеристов,
разведчиков, связиютов, топографов, зву-
KOMCTPECTOB, фотограммометриетов,  пнофе-
ров и т. д. Каждый патриот нашей pe
Дины, сегодняшний призывзник, завтрали-
ний боец, здоровый н хорошо. грамотный,
может. овладеть этими замечательными
профессиями, сталь волевым командиром,
мастером  зупиллерийского Onna.
	С. ЛЕБЕДЕВ,
генерал-лейтенант артиллерии.
	Шл заседание комитета.  Обсуждалея
лан работы группы 9-го юласса. Недавно
гобренный группюрг Вюлодя Котов paccra-
зывал о своих первых шагах:

— Мы выпустили номер комсомольского
бюллетеня, посвященный учебе. Решили
‚ повести беседы по истории авиации. Каок-
дую субботу будем устраивать политинфор-
зации. Вот только сегодня иниформалтия ©ю-
рвалась: после звонка, фХобята разбежались
80 Куда.

— In же ты думаепть делать?—после-
ховал вопрос.

— Cofepy прушту, обсущим пюведение
зоисомольцев, сорвавииих беседу, и, кому
следует, дадим взыюжатние,

Секретарь комитета Шура Жарова, за-
дуучтиво ттроизнесалаи

— Ив прошлом году © политинформа-
циями не ладилось. Ребята слушали их
неохотно, старались уйти из клаюса...

Наступило неловяое молчание. Ело пре-
вала учительница тов. Кропачева,

— Знаете что, ребята, — сказала ona.—
№ь просо смешно: выходит, что вы
устраивает политинформалщии ради полит

‚ нформаций. Если они никого не интере-
уют, надо от них отказаться и заменить
  чех-нибудь друпим. А чем =— подумайте
сами.

Ломбомольцы затоворали о мкогих мале-
рвзлах, пеочалающихея в газетах и жур-
натах. Почему бы вмеспо скучных, прово-
‹ мых по обязанности  информаций не

‚ утрамвалть члгки увлекательных очерков
1 сталей?
	3M предложение было принято. Комитет
пооветовал Когову и другим пруизоргам пе-
№Фтриить апигалиюнную работу, отказать-
от коротких, ничето не дающих полит-
информаций, .

Так обсуждение плана одной прутты по-
Хот комниегу наметить интересные дела,
иающиюся всей организалии.
		После уроков шумно и оживленно в ко-
митете комсомола.

...В комнату вояпел лесятикласоних Коля
Григорьев. Он принзе план работы птколь-
ного лектория. 310th много питересных,
волнующих тем. Лекторий будет работать
два раза в месяц. Он откроется. доклалом
о Репине, который сделает Ваня Завьялов.
Намечено провести вечер, посвященный
Советской Молдавии, доклады о Бородин-
ской битве, о войне 1812 гола, © великом
русаком композиторе Чайковеком и другие.

Энтузиасты физкультуры и военного де-
ла Володя Филипюв и Леня Королев при-
main к Шуре Жаровой © просьбой:

— У mac ects ребята, желающие слать
нормы ‘на значок «Юный моряк». Где нам
найти преподавателя?

Шура задумалась. Сколько новых вопро-
COB поднимает перед ней, молодым  ком-
‹омюльским руководителем, жизнь! Nan
их все разренкигь? Но уже звенит голюю
пихнервожатой Ляли Николаевой:

— Я читала в газете, чтю в нашем рай-
оне открывается военно-морюювая медицин-
ская академия. Сходим, попросим какой-
нибудь курс взять шефство нал, школой.

Решеню в ближайший день побывать в
академии, установить дружоу ес комкомоль-
	цами-морящамиь,
, м Л. ШАПИРО.

Ленинград,
	_ „Сколько времени нулено для того, чтобы
Поронть пиюнерюв на линейку?’ Многим
вхатым нехватают для этого простого дела
п десяти минут. Бедняги буквалью» сби-
Юя © ног: ‘только удалось построить ле-
вый фланг, сомойришь, па правом фланте
бя вышли мз строя. А тут, как на
Грех, подходит стафитий вюсюатгый-—надю oT-
	сознательного  батрака. Русские, немец-   пламя возмущения. Рисуя таким 906бразом
	ие,  австрииские солдаты — поывали

Ha польской земле и ушли © нее,
& крестьяне и батраки не обрели своей ф0-
дины. Ержисяк и десятки тысяч тажих,
как он, батраков жаждали обрести родину,
О   Полыша не могла стать роди-
ной:

«Родина была нескончаемым барачным
днем. Окриками управляющего. Плесенью,
растекавшейся по стенам барака. Кривыми
ногами и прыщавыми шеями барачных де-
тей. Картофельной шелухой, из которой
варили людям похлебку. Нарами, на кото-
рых шуршала гнилая солома».

Так ли это? Оказывается, менялось че-
ловеческое сознание. Сын Иржисяка Павел
принадлежал к новому поколению, которое
не желало мириться с отсутствием у него
родины. И Кржисяк «уже знал, что пере-
менилось, когда глянул в пылающие гне-
вом, полные ненависти глаза подрастаю-
щего сына».

Эю — публицистичесная тема книги, BO
она облечена в живые художественные 0б-
разы, пропитана болышой любовью к зем-
ле, к крестьянам, которые трудятся на
ней, к их мыслям и чувствам.

Ваниа Василевская раскрывает перед на-
ми богатый внутренний мир Кржисяка, его
жены Матды, пругих батраков. Она пока-
зывает и персонажи из другото латеря,—на-
пример, барина-помещика, управляющих,
приказчиков. И фигуры врагов’ тоже даны
Тазносторонне. 9% не просто «злодеи» и
поработители, а враги, и враги они пото-
му, чм, как об’ясняет Василевекая, «cy-
ществуют известные классовые функции,
определяющие человека как врага, хотя.
бы он сам по себе вовсе не был плохим
человеком».

Ванда Василевская в своем последнем
романе «Пламя на болотах» ставит в цен-
тре повествования «осадника» — поляка-
колонизатора, которому отвели землю 32
его «военную доблесть». Этот осацние Хор-
жиняк не обрисован Василевской, как’ не-.
годяй, зверь и преступник. Хоржиняк —
по природе не злой человек; в нем есть
некоторые положительные черты. Но он —
зло для Полесской деревни, потому что. он
для нео -—— осушествитель захвалнической
политики тюльской шляхты, И полесские
крестьяне восстают против осалника Хор-

жиняка. Над болотами Полесья взлымается
	Хоржиняка, показывая ет переживания,
замечательная писательница как бы под-
черкивает, что дело не в том или лрутом
осаднике, но что всякий осалник, кто бы
он ни быт как личность, — враг в борьбе,
которую ведут крестьяне. И поэтому чи-
татель на стороне пюлесских крестьян, вы-
ступающих  сплоченно, дружно против
врага.

В повести для детей «Вербы и мосто-
зая» герой Вицек становится учеником
столяра, «хорошего человека». Но и этот
столяр, как осадник в «Пламени на боло-.
тах», несет свою социальную функцию: он
Вицека ничему не учит и, суб’ективно не
желая ему зла, об’ективно приносит ему
вред, считая при этом, что он благодетель-
ствует своего воспитанника, «мальчика на
‚побегушках ».

У Ванды Василевекой можно учиться
умению изображать врагов не прямолиней-
HO), а в сложности и противоречивости их
характеров.

Два. мира противопоставлены друг другу
в книгах Ванды Василевекой: мир труда
и мир наживы, жестокости, экоплоатации.

В’этих лвух мирах Ванда. Василевская
находит персонажи для своих произведе-
ний. Она берет типические характеры, но
в каждом из этих характеров находит ин-
диридуальные черты.

Купцы, помещики и помещицы, толи-
цейские, буржуазные барыньки нариеова-
ны Василевской © большим мастерством
портретиста. Она показывает — и не 6o-
ится делать э10,— как в лагере труля-
щихея находятся свои предатели и пере-
бежчики (хотя бы Ялвига в романе «Пла-
мя на болотах»). Писательница правдиво

‚изображает, как срели рабочих живет Heco~
	крушимюе чувство товарищеской солидал-
ности, но бывают и в этой среде печаль-
ные исключения.

Писательница не прячет OT нас темных
сторон  крестьякекой  пеихологии. Она
иногда изображает жестокость крестьян,
власть над ними религиозных предраюсуд-
ROB,

Ванда Василевекая любит народ без ‹ен-
тиментальноети и наивной идеализации
«социальных низов». Писательнииа-рево-
	люционерка не создает «литературы © бел-
	ных людях», 4 мужественным словом при-
	зывает народ бороться © угнетением.
		WW CA THEA в if -
	Ванда ВАСИЛЕВСКАЯ.
	дежь; обаятельной девушки веронии, чьи
человеческие чувства унижены и ‘оскорбле-
ны, & она сама выброшена на улицу, в
	НОЧЬ, Которая «прикрывается шелковым,
	волочащииеся по грязи нарядом, широкои
деревенской юбкой, синим плиссированным
платьицем, черной шалью, шерстяным
платочком»; рабочих и работниц, подав-
ленных нищетой и политическим гнетом.

Ванда Василевская не писала «Облик
JHA» IAM того, чтобы кого-нибудь р4зжалю-
бить или взволновать ужасами капитализ-
ма. Ёнига написана для того, чтобы пока-
зать, как в сердцах угнетенных людей за-
ruraer вавоиный THER H Kan 93а обликом
	  хмурого дня уже вырисовываютеоя вонту-
	— Нельзя быть камнем под ногами
Mech, шагающей к великому будущему. _
Эти слова, сказанные польской пика-
тезьницей Вандой Василевской несколько
Чет назад, в мрачные времена шляхетской
Польши, прекрасно определяют ee место

в литературе.

Ванда Василевская — прежде всего ху-
фожник-борец и трибун. Ее изумительное
Литературное мастерство, ее прекрасное
чутье поэтической формы, разумеется, бы-
11 бы оценены и официальной Польшей,
или бы Ванда Василевская захотела 3a-
Вять место в рядах буржуазных литералю-
bos. Ho ona не хотела писать для тех, кто
хнвет паразитической жизнью и смотрит
Ва литературу, как на щекочущее нервы
азвлечение.
	Для Ванды Василевской звание литера-
1%р& — высокое звание борца з» счастье
Трудового народа: «Воть для кюго писать
и творить, есть люди, которым писатель
приносит пользу, которым он нужен. Ш
МУ сторону баррикады место тех писате-
Jel, которые понимают, какую ответствен-
HOTS OHH несут».

Приняв на <ебя высокую ответствен-
пить революционнюй писательницы, Ван-
№ Василевская наполнила до краев стра-
цы своих книг страстной любовью к
Fapory и яростной ненавистью к его вра-
ту, в каком бы обличии они ни высту-
Пали,

В 1934 году появился первый роман
Ванды Василевской «Облик дня». Правди-
В показав жизнь, страдания и борьбу го-
ско пролетариата Польши, писатель-
Hila уже в этой. книге определилась как
Хухжник-реалист, пришедший в рабочие
тварталы большого города, в подвалы бед-
ноты, в бюро по найму прислуги, в лом-
брт, на завод, в стачечный комитет,

Ванаа Василевская не стала сторонней
наблюлательницей, искательницей «сенса-
ций» или «свежих тем». Она пришыа кю
городскому пролетариату со своим широ-
ким сердцем, любящим человека и стра-
дающим 3% его унижения.

«Облик дня», по определению автора,/—
«повесть-репортаж». Однако значение это-
№ произвеления выходит далеко з& преде-
	ры грядущего дня, когда «улица дышит
пелной грудью, бурлит и пенитея толтюю».
Рабочей ° демонстрацией заканчивается
	повестъ,

ралостной,

текущей, как река,
	народнюй. массой, горлым и уверенным вы-
	криком Анатоля:

— Мы строим мир свободных axel!

Эта оптимистическая концовка, ROTO
рая, разумеется < трудом преодолевала ро-
татки польской цензуры, раскрывает горя-
чую уверенность Ванды Василевокой в
том, что борьба трудящихся против раб-
ства и ‘тнетения приведет к конечной
победе.

Эта уверенность вытекает из всей кни-
ти, из глубокой и жизненной обрисовки
людей, хранящих ‹в06е блатородство и че-
ловеческое достоинотво BO тьме тяжелых
отраланий и лишений.
	Читая книги Ванды Василевекой, вся-
кий раз вепоминаешь знаменитое положе-
ние Энгельса о том, что «тенденция дол-
жна сама по себе вытекать из положения
и действия, без того, чтобы на это 06069
указывалось, и чт писатель не обязан
подносить читателю; в готовом виде буду-
щее историческое раврешение изображае-
мых им общественных конфликтов».

Ванда Василевская «тенденциюзна» от
начала ло конца. У нее нет друтой темы,
кроме борьбы народа © Теми, кто обрекает
его на голод и нужду. Но эта тема твор-
чества Bam Василевекой раскрываетея
многосторонне. Писательница вскрывает
внутреннюю взаимосвязь жизненных явле-
ний. Она не бытовик, делающий только
зарисовки. Она ставит важные проблемы,
поднимает вопросы огромной принципиаль-
ной важности на богатом реалистическом
материале, очень убедительном и эмоцио-
нально люданном.

B pomane «Родина», произвелении не-
	большом по 90’ему, мастерски рассказана
	история жизни польского батрака Кржи-
сяка.

Революция 1905 тода, война 1914—
1918 rows, революция. 1917 года. Затем
мнимов «освобождение» ^ Польши и. двадцать
лет ее «самостоятельности».

Все эти события проходят в романе,
преломленные чефез сознание проблото, не-
		А э See dei we See