КАК УСТРАНЯТЬ

ПЯТНА НА НЕГАТИВАХ И ОТПЕЧАТКАХ

Желтые пятна
Пятно проявления, или пятно окисления.
Это пятно образуется в процессе проявления в результате окисления проявителя, причем получаются вещества жёлтого цвета. Если пятно покры
вает всю эмульсионную поверхность и при этом
имеет одинаковую плотность во всех своих частях, то оно называется общим, в противном случае оно называется частным пятном.
Вредное влияние общего пятна заключается только в том, что его присутствие вызывает удлинение экспозиции при печатании; наоборот, местное пятно на негативе является причиной появления пятна и на отпечатке. В этом месте изображе
ние будет слабее, потому что желтое пятно негатива поглощает свет, причем всего сильнее синие лучи,
т. е. те лучи, которые наиболее сильно действуют на светочувствительный слой фотографической бумаги.
Местное пятно проявления
Известно, что все проявляющие вещества, как например, метол, гидрохинон, пирогаллол и дру
гие обладают способностью соединяться с кислородом воздуха - окисляться. Это окисление про
исходит особенно быстро при наличии в растворе проявляющего вещества щелочи (например, едко
го калия или натра, поташа, соды, аммиака). В результате окисления проявителя получаются ве
щества, окрашенные в желтый цвет, с тем или иным оттенком. С указанным свойством проявляю
щих веществ легко познакомиться при помощи простого опыта. Для этого возьмем небольшое количество проявляющего вещества, например, гидрохинона и прибавим немного раствора соды. Жид
кость сейчас же принимает желтоватую окраску. Окисления проявителя можно, однако, предотвра
тить посредством прибавления некоторых веществ, из которых наиболее употребительным является сульфит. Так, если к раствору гидрохинона пред
варительно прибавить сульфита, а затем уже соду, то окрашивания не происходит, в чем можно легко убедиться на опыте.
Таким образом, если проявитель содержит достаточное количество сульфита, или другого «сохраняющего» вещества, то образования пятна про
явления задерживается, и тем в большей степени, чем больше количество сульфита.
Кроме окисления под действием кислорода воздуха проявляющее вещество окисляется в процессе проявления; в то время как затронутое светом бро
мистое серебро превращается под действием проявляющего вещества в металлическое серебро, са
мо проявляющее вещество при этом превращается в продукты окисления, обычно те же самые, ко
наше советское фотодвижение с тех правильных путей, по которым оно развивается. Оппортуни
стические попугаи, как известно, плетутся у них на поводу, а расхлябанные примиренцы «вольно или невольно» им содействуют. В поход за тех
торые получаются и при окислении проявителя кислородом воздуха, как было объяснено выше.
Количество образующихся продуктов окисления проявителя тесно связано с количеством прояв
ленного серебра. Поэтому ясно, что в тех местах, где свет сильно подействовал на бромистое серебро и где, следовательно, образовалось в результа
те проявления большое количество металлического серебра, а вместе с тем большое количество про
явителя окислилось и превратилось в окрашенные продукты, в этих местах отложится всего более продуктов окисления, и поэтому окраска негатива будет наиболее интенсивной. В местах же, мало затронутых светом, будет наблюдаться прямо противоположное явление в отношении количества продуктов окисления - там их будет мало.
Из сказанного становится ясным, что там, где происходит процесс проявления, отлагается не только металлическое серебро, но также окрашенные продукты окисления проявителя.
Фотографическое изображение имеет двойственную природу, состоя из серебряного изображения и из окрашенного изображения, представляющего собой продукты окисления проявителя.
Большинство проявителей дает окрашенное изображение, но в некоторых случаях, как, например, при употреблении глицина, оно может быть чрезвычайно слабым.
Кроме разобранного случая пятна окисления бывают еще местные пятна, имеющие своей причи
ной местное окисление проявителя и связанные со следующими обстоятельствами:
1) Неполным погружением фильмы, пластинки или отпечатка в проявитель или фиксаж; это вызовет усиленное окисление под действием кислоро
да воздуха, в результате чего может получиться пятно, соответствующее той /части поверхности, которая оставалась на воздухе.
2) Щелочным фиксажным раствором, так как проявитель окисляется более быстро в щелочном, чем в нейтральном или кислом растворе, то как только кислота фиксирующего раствора будет нейтрализована оставшимся на негативе проявите
лем, последний будет окисляться все быстрее и быстрее и окрашивать раствор. Когда фиксаж пе
нится, он, вероятно, является щелочным и должен быть заменен. Нужно отпечатки или негативы в фиксирующем растворе все время покачивать, чтобы щелочь проявителя сейчас же нейтрализовалась кислотою, содержащейся в фиксаже.
Если отпечатки или негативы просто положены в кювету и оставлены в ней, проявитель задерживается в эмульсионном слое и, следовательно, не может быть нейтрализован сполна кислотой, - окисляется, и негатив или отпечаток окра
шивается наиболее сильно в тех местах, где имеется избыток проявителя.
нику, не ради техники, зовем мы фотокоров - а для наилучшего в качественном отношении реше
ния тех основных задач, которые выпадают на фотокоровскую долю в общей борьбе рабочего класса за социализм.