Рис. 2
с этим при кажущейся слабости изображения негативов, полученных при помощи пирогаллола, получаются удовлетворительные отпечатки. Прак
тически важно получить окрашенное изображение по возможности без общего пятна проявления. Для этого необходимо пользоваться свежим проявителем, потому что старый проявитель склонен вслед
ствие недостатка сульфита давать общее пятно. Время промывания не должно быть продолжитель
ным, чтобы не вызвать дополнительного окисления
проявителя. Кроме того имеет значение состав фиксажа, так как сульфит и бисульфит отбели
вают пятно, то, чтобы получить его в наиболее сильной степени, следует пользоваться для фиксирования обыкновенным гипосульфитом и фиксировать в большом количестве свежего раствора ги
посульфита. Следующий проявитель дает хорошее пятно изображения с минимумом общего пятна.
Сульфита . .. . . . 1,4 г Пирогаллола... 2,8 г Соды безводн. .
.... 5,3 г
Воды до1 000 куб. см
К. МАРХИЛЕВИЧ

ВИРИРОВАНИЕ ОСЕРНЕНИЕМ

П

РИ ОБРАБОТКЕ бромосеребряных, хлоробромосеребряных и хлоросеребряных же
латиновых эмульсионных бумаг обычным способом можно получить только черную окраску изображения, так как галоидное серебро восстанавливается в металлическое серебро черного цвета.
Но этот черный, почти иссиня черный тон, не всегда желателен. Для изменения этого холодного тона в более теплый, главным образом, в коричневый и темнокоричневый, существуют раз
личные способы. Некоторые из них и будут нами рассмотрены.
Классификация способов вирирования
Вирирование серой заключается в том, что черное серебро изображения под действием серы, находящейся в коллоидальном состоянии, превращается в сернистое серебро. Имеются многочис
ленные соединения серы, превращающие при определенных условиях серебро в сернистое серебро, причем состав как серебра, так и соеди
нений серы влияет на быстроту превращения. Сернистое серебро в коллоидальном состоянии имеет коричневую и темнокоричневую окраску,
благодаря чему вирированные серой изображения имеют коричневый тон. Вирирование в коричневый тон можно производить прямым или косвен
ным способом, причем последний подразделяется на вирирование с предварительной обработкой и без нее. Отличительным свойством прямого спо
соба вирирования серой является его медленное действие, что заставляет окрашивание произво
дить в горячих растворах, так как химические реакции в тепле протекают быстрее. Поэтому косвенные способы имеют более широкое распро
странение благодаря скорости вирирования. При этих способах черное серебро изображения сначала переводится в бромистое или хлористое серебро, которое в дальнейшем под действием сер
нистых соединений превращается в сернистое - коричневое. Этой обработкой достигаются светлые тона, легко принимающие желтоватый оттенок.
Не все бумаги при окрашивании их в одних и тех же вирирующих растворах дают желаемые то
на, так как на изменение тона сильное влияние оказывает структура серебра изображения, при
чем лучшие результаты дают крупнозернистые изображения. Такой крупозернистый осадок серебро получается при употреблении высокочувствительных бромосеребряных бумаг. На бумагах с более низкой чувствительностью изображе
ние слагается из более мелких серебряных зерен, вследствие чего на таких бумагах получаются тона не всегда удовлетворительными. Это относится также к эмульсиям, состоящим из смеси бромистого и хлористого серебра. На них тона имеют всегда неприятный желтоватый оттенок. Этого можно избежать различными способами, о чем речь будет ниже. Состав проявителя на тон вири
рованного изображения не оказывает большого влияния, но на него оказывает влияние продол
жительность и глубина действия проявления. В результате проявления изображение должно иметь сильные, хорошо покрытые тени и чистые света. Это достижимо только при правильном экспонировании бумаги. Передержка или недо
держка при печати всегда ведет к получению плохих тонов. На практике это обычно не учиты
вается, и полученные плохие результаты относят за счет вирирования. Вирировать поэтому следует только чисто черные без оттенков отпечатки, так как только они имеют крупное зерно изображения. Окраска копий в зеленоватый или коричневый тон показывает, что серебро осело в мелкозернистом видоизменении. Такой результат полу
чается при слишком сильном освещении и связанном с этим внезапном прекращении проявления. После вирирования такие отпечатки дают неприятную окраску.
На практике большей частью употребляется метол-гидрохиноновый проявитель, который позволяет получить достаточно крупнозернистый оса
док черного серебра. Для получения изображения хорошей глубины проявление должно итти мед
ленно, при правильно разбавленном проявителе и правильном экспонировании.