ского населения с Красной армией. Осоавиахим, военные кружки, Красная армия и шеф
ство над ней, физкультура - все это дает
богатейший материал для фотоагитации и фотопропаганды.
Мы подчеркиваем,: фотоагитация и фотопропаганда, - не бесстрастное ос
вещение, не «объективное» фиксирование фак
тов, именно агитация и пропаганда, строгий выбор тем и тщательная их проработка, установка во всей работе на то, чтобы не только показывать, но и убедительно доказывать, про
водить и отстаивать определенную классово пролетарскую идею, помогать усвоению этой идеи широкими массами, содействовать вовле
чению масс в борьбу за последовательное и настойчивое проведение этой идеи. Таким и только таким должен быть каждый снимок пролетарского фотографа. В его распоряже
нии имеется возможность агитировать и пропагандировать не только средствами одного снимка, но и путем исполнения целой серии друг друга дополняющих снимков, путем по
строения четкого и впечатляющего фотомонтажа.
В целях содействия организации фотолюбительских и фоторепортерских сил вокруг выделенных выше ударных вопросов социалистического строительства, индустриализации стра
ны и коллективизации сельского хозяйства, редакция «Советского Фото» объяв
ляет большой конкурс на серийные снимки на шесть, перечисленных в статье, тем. Срок начала конкурса - 1 фев
раля, срок окончания - 1 мая. По конкурсу будут распределены 3 ценных премии - фото
аппараты, в том числе 1 «Лейка». Подробные условия конкурса см. на странице 60.
В связи с огромным применением в гражданской печати фотоиллюстраций, интересно проследить состояние этого дела и в военной печати, в частности в военных газетах.
Если благополучно обстоит здесь с иллюстрациями о социалистическом строительстве и быте трудящихся, поставляемых Руссфото и Производбюро Тасс’а, то с освещением быта самой армии дело обстоит слабее.
Военные газеты страдают отсутствием достаточного количества хороших фотоиллюстраций более, чем кто-либо. В помещаемом же материале беспредельно царствует штамп, шаблон, выработанный последними годами практической работы.
Посмотрите, например, какие фотоснимки были посвящены призыву 1907 года.
Все одиннадцать окружных красноармейских и одна общесоюзная для начсостава газеты поместили избитый, затасканный, одно
типный сюжет: голый призывник и врачи в белых халатах. Никто не постеснялся поместить этот окаменелый в ряде лет фотоснимок, несмотря на то, что он в печати появился со дня нормальных призывов, т.-е. с 1924 года.
Может быть, это - нелепая случайность? Посмотрим еще.
Молодняк пришел в армию. Поместив несколько хороших снимков о подготовительной работе к встрече призывника (подбор обмундирования, подготовка цейхгаузов, оборудование и убранство ленуголков и т. д.), все газе
ты опять съехали на штамп. Газетные полосы запестрели танцующими красноармейцами.
Один из членов делегации, приехавший изза границы и знающий Красную армию только по печати, удивлялся, как мы сумели «исполь
зовать» опыт старой армии. Там, дескать, танцовали только офицеры (их специально обучали), а теперь все красноармейцы танцуют. Наивный человек! Он не представлял се
бе, - сколько иронии заключалось в его восторженности.
В самом деле, красноармеец в фотоснимках пляшет, танцует, носится под наурскую и мо
сковскую «барыню», и в военной газете этот момент считается любимым блюдом (то-бишь, фотоснимком).
Все идет как по расписанию. Сейчас дается так: «Молодняк в карантине» (пляшут), затем «Молодняк в казарме» (пляшут). Зимой под бытовым соусом вперемежку с другими будут даваться: «Красноармейцы в перерыве заня
тий» (опять пляшут). Летом в лагерях, на досуге, опять все та же «присядка», наурская «барыня».
Но это еще не все. Дальше - маневры, где красноармейцы на привале пляшут (обязательно!), то друг с другом, то красные с синими (после «боя»), то с кем-нибудь из населения.
Когда же красноармеец будет увольняться в долгосрочный отпуск, отслужив двухгодичный срок, фотограф заставит его сплясать в последний раз «барыню» на вокзале и у эшелона.
Кроме шаблонов есть и другие недостатки фотоснимков в военной газете. Очень много фото, страдающих бессюжетностью (бессодер
жательностью). Отсюда вытекает и неконкретность надписей под ними. Это также, пожалуй, похоже на шаблон. Примерно вид его таков: сидит человек в гимнастерке и пишет. Боль
ше ничего! Остальное дополняется фантазией заведующего отделом, к которому попадает такого содержания снимок. Если он попадает в военный отдел, то там подпишут: «Красно
армеец (или младший командир) готовится к тактическим занятиям». Если он подвернется
в партотдел, то подпись будет: «Комсомолец вызывает своих товарищей на сдачу хлебных
излишков». Остальные отделы предпочитают отделываться проще: «Военкор за заметкой». «Красноармеец пишет домой письмо» и т. д.
Две из хороших окружных красноармейских газет «Красный Воин» (ККА) и «За мир и труд(СКВО) предпочитают к некоторым фотографиям совсем не давать никаких надписей,

ОБЪЯВИМ ВОЙНУ ШАБЛОНУ и ШТАМПУ

Н. ГРЕБНИН
ФОТО В ВОЕННОЙ ГАЗЕТЕ