О СВЕТОФИЛЬТРАХ

Как известно, фото-химически могут действовать на вещество только те лучи, которые им поглощаются. Галоидные соли серебра (хлористое, бромистое и иодистое серебро) поглощают преимущественно сине-фиолетовую часть спектра. Значит, наиболее активно действующими на обыкновенную фотографическую пластинку являются голубые, синие, фио
летовые и ультрафиолетовые лучи. Остальные же лучи спектра, начиная с желто-зеленой своей части, фото-химически на пластинку не действуют (лучи - зеленые, желтые и красные).
Эту чувствительность пластинки к лучам можно выразить графически. Кривая А на рис. 1 выражает данную зависимость.
Восприятие цветов глазом (или, как говорят, их оптическая яркость) (кривая Г - см. на
рис. 1) находится в обратной зависимости, т.-е. наиболее ярко воспринимается глазом желтозеленая часть спектра, фото-химическое дей
ствие которой на обыкновенную пластинку равно нулю (кривая Г на рис. 1).
При фотографировании предмета, окрашенного в, желтый, зеленый, красный и синий цве
та, обыкновенная фотографическая пластинка передает синие его части темными (на пози
тиве светлыми), желтый, зеленый и красный - светлыми (на позитиве темными). Таким образом рассматривая фотографию, произведенную на обыкновенной пластинке, мы получаем неправильное, искаженное представление о соотношении яркостей цветов сфотографирован
ного предмета. Многие переходы и оттенки цветов даже вовсе не будут переданы пластинкой.
Данный недостаток обыкновенной фотографической пластинки заставил искать пути к его устранению.
Было замечено, что можно заставить при известных условиях действовать фото-химически на вещество и такие лучи, которые непосред
ственно данным веществом и не поглощаются. Для этой цели к веществу добавляются в качестве примеси вещества, способные поглощать неактиничную часть спектра. Последние, поглощая те или иные лучи, способны вовлекать в реакцию другие вещества, которые к данным лучам нечувствительны.
Вещества эти названы Фогелем, впервые их открывшим, оптическими сенсибилизаторами. Таким образом введением оптических сенсибилизаторов в эмульсионный слой пластин
ки можно заставить действовать на галоидное серебро зеленые, желтые и красные лучи.
Применяемые в настоящее время оптические сенсибилизаторы являются определенными органическими красками. Наиболее употребитель
ные из них: эритрозин, пинафлавол, ортохром, пинавердол, пинационал и пинахром.
Фотографические пластинки, очувствленные к зеленым и желтым лучам, называются ортохроматическими, а очувствленные ко всем лучам спектра - панхроматическими.
На рис. 1 легко увидеть различие в цветочувствительности обыкновенной, ортохроматической и панхроматической пластинок.
Но, несмотря на введение в светочувствительный слой оптических сенсибилизаторов, галоидное серебро эмульсии все же заметно более чувствительно к лучам короткой волны.
Поэтому для правильной цветопередачи необходимо устранить в данном случае вредное влияние лучей с короткой волной, что и достигается применением особо окрашенных сред, способных поглощать эти вредно действующие лучи.
Такие особо окрашенные среды носят название светофильтров.
Светофильтры бывают сухие и жидкие. В фотографической практике преимущественно употребляются сухие светофильтры - тонкое
окрашенное зеркальное стекло или такое же стекло, покрытое слоем окрашенной желатины или коллодия.
Фотографические светофильтры можно подразделить на 3 основных группы:
1. Монохроматические светофильтры. 2. Селекционные светофильтры.
3 Компенсационные светофильтры. Последние можно подразделить так:
1. Светофильтры для правильной цветопередачи.
2. Дополнительные светофильтры и 3. Контрастные светофильтры.
Монохроматические светофильтры пропускают узкую часть спектра и применяются главным образом в микрофотографии и астрофотографии.
Селекционные светофильтры, являясь про
зрачными лишь для небольшого участка спек
Я. В-од Рис. 1. Чувствительность к лучам спектра фотопла
стинок и глаза.
Г. Кривая оптической чувствительности глаза. А. „ чувствительности обыкновенных пластинок О. „ „ ортохроматических „ П. „ „ панхроматических „