МАЧТА
Н. Штердер (Ленинград)
тра, применяются главным образом в трехцветной фотографии.
Светофильтры для правильной цветопередачи дают возможность передавать цвета фотографируемого предмета, соответственно их оптической яркости.
Дополнительные светофильтры служат для выравнивания чувствительности панхроматической пластинки к отдельным монохроматическим лучам.
Контрастные светофильтры служат для выявления какого-либо одного цвета, при чем остальные цвета передаются пластинкой одним тоном.
В настоящем очерке мы рассмотрим только светофильтры для правильной цветопередачи, как представляющие наибольший интерес для фотолюбителя.
Светофильтр представляет собой пластинку зеркального стекла, покрытую слоем желати
ны с каким-либо красителем. Количество или, как говорят, концентрация красителя на единицу площади определяет собой плотность све
тофильтра. Плотность светофильтра принято обозначать количеством красителя на 1 кв. м.
Так, например, светофильтр с плотностью 2,3 показывает, что на 1 кв. м поверхности его взято 2,3 части красителя.
Интенсивность окраски светофильтра зависит от его плотности.
Плотность светофильтра влияет на продолжительность экспозиции. Обычно на оправе светофильтра указывается не плотность, а кратность фильтра, т.-е. число, указывающее насколько необходимо увеличить продолжительность экспозиции при пользовании фильтром. Например, при светофильтре с кратностью, равной 4, необходимо величину экспози
ции увеличить в 4 раза, с кратностью, равной 2 - в два раза и т. д.
Рассмотрим те условия, при которых может происходить правильная передача цветных тонов.
Всякий цвет можно рассматривать состоящим из трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего. Относительная оптическая яркость восприятия этих цветов выражается следующими цифрами:
Красный .... 0,38 Зеленый .... 0,54 Синий..................0,08
Эти же цвета, переданные пластинкой, очувствленной, например, пинохромом, дают следующее соотношение:
Красный .... 0,08 Зеленый .... 0,21 Синий..................1,0