трудящихся, для которых логические доказательства слишком трудны. Поэтому фотоин
формация о пролетарских достижениях в СССР о социалистическом строительстве яв
ляется могущественным орудием в борьбе против предательского преследования империалистических подстрекателей к войне.
Помня, что письма рабкоров являются для пролетариата капиталистических стран наилучшей формой связи с СССР, рабочие, фотолюбители Советского Союза, обязаны органи
зовать информацию при помощи фотографии. Это означает многосторонюю и политическимощную работу по освещению строительства новой жизни в СССР.
Далеко недостаточно, если наши коммунистические газеты в капиталистических странах помещают «вообще иллюстрации», касающие
ся СССР. Между этими иллюстрациями особое место должны занять снимки самих рабочих
фотолюбителей, которые осветят и пополнят сообщения рабкоров. Но этого мало. Пролетарские массы буржуазных государств, кроме

УРОКИ НАШЕГО КОНКУРСА

С. ЕВГЕНОВ
Свой традиционный «Большой Октябрьский конкурс» редакция «Советского Фото» посвя
тила в 1929 году важнейшей теме - «Фото в низовой печати». Редакция придает этому кон
курсу и его итогам огромное значение, ибо не на словах только, а на деле, со всей после
довательностью и настойчивостью проводит лозунг:
- Только через активное участие в печати - в стенных и печатных газетах - лежит путь советского фотографа к активному участию в социалистическом строительстве и классовой борьбе.
Совершенно очевидно, что основным звеном, за которое должно как можно крепче «зацепиться» наше массовое фотолюбительское движение, чтобы включиться во всю систему про
летарской общественности и стать в ней не только «развлекающим» и, в лучшем случае, «обслуживающим» элементом, а и значитель
ным фактором, толкачом, организатором является печать - низовые стенные и печатные газеты.
Вот почему к изучению итогов этого конкурса мы подошли с вполне понятным волнением и со всей тщательностью (последнее, кстати сказать, отразилось на сроке проработ
ки материалов и вызвало некоторую задержку в публиковании итогов конкурсов).
О чем говорят числа
Количественные показатели конкурса напечатаны ниже.
О чем говорят прежде всего эти показатели? Их, как и все другие показатели по конкурсу, мы считаем небесполезным брать в сравнении с показателями предыдущего конкурса, прове
денного журналом на ту же тему в 1928 году (к сожелению, материалы того конкурса были проработаны менее обстоятельно).
Налицо несомненный рост массового фото любительского движения. Через конкурс «провернуто» 3.621 фо
тоснимок, при чем все - любительские. Это внушительная цифра, если принять во внима
ние, что через все конкурсы журнала за все три года его существования (к марту 1929 года) прошло 6.254 снимка, - в этом числе, кро
ме любительских, огромное количество снимков,
фоторепортеров и фотографов-профессионалов. Выросло, бесспорно, и участие
фотолюбителей в низовой печати, поскольку на прошлом конкурсе на ту же те
му мы имели только 22 номера низовых газет
и соответствующих изданий всех типов, а сейчас имеем - 201 номер.
На конкурс представлены образцы фотоработы в разнообразнейших по типу и «местонахождению» изданиях: от плаката и бюлле
теня, являющегося по преимуществу первым шагом, первой вылазкой фотокружков в ши
рокую общественность, до иллюстрирования печатных фабрично-заводских и вузовских газет, что следует признать высшей формой участия фотолюбителей в низовой печати, переходной ступенью к участию в большой печати - от клуба, служившего первым пристани
щем фотолюбителей, до фабрики и завода. Тут же надо отметить значительное (сравнительно и соответственно условиям) продвиже
ние фото в деревню, широкое распространение
в учреждениях и еще совсем незначительное развитие в Красной армии. Чрезвычайно ха
рактерно, что фотокружки на предприятиях либо минуют, либо недолго задерживаются на
ежедневной прессы, должны быть охвачены другим способом - периодическими изданиями, выставками. Значительное количество фотографий из СССР необходимо для того, чтобы повлиять на сотни городов, тысячи местечек.
Осуществляем ли мы эту работу? Далеко еще неудовлетворительно. Но эта задача слишком важна, чтобы выполнение ее было отодвинуто на задний план. Тем же темпом, каким шагает вперед социалистическое строи
тельство, должна быть выполнена эта задача, являющаяся одним из самых важных участков, нашего фронта в борьбе против лжи и травли капиталистических подстрекателей к войне, пытающихся дискредитировать СССР. Если это удастся, это будет означать, что рабочие
фотолюбители СССР помогли парализовать кампании социал-фашистов и фашистов.
Чем дальше и глубже распространится среди многомиллионных масс мирового пролетариата фотографическая, правда о социалистическом строительстве в СССР, тем ближе будет в этих странах победа социализма.