успешно организуются беднота и батрачество, то редколлегия «Сельхозрабочего» и фотокружок, возглавляемый энергичным и инициативным кладовщиком тракторной станции тов. Прохода, вправе сказать: «В этих успехах есть немалая доля и нашего участия, - мы вместе с сельрабочкомом и другими организациями села смело можем отвечать, и с честью отве
чать за то, как идет работа в нашем селе и районе».
На значительных заслугах этой скромной деревенской газетки и ее фотоиллюстраций в классовой борьбе, разоблачении кулачества, организации масс против кулачества мы оста
навливаться не будем, - эта сторона ее работы уже была довольно подробно освещена в передовой статье № 3 «Советского Фото» (за 1930 г.).
Другая деревенская газетка «Наш Быт», выпускаемая фотолюбителями и рабселькорами
станицы Тифлисской Армавирского округа, показала хорошую работу в области продвижения соцсоревнования в деревню, агитации за колхозы (путем показа колхозных дости
жений, освещения культурного, колхозного быта и т. д.). Однако, подача материала в этой газете уже не отличается той живостью, здо
ровой, зарождающей и толкающей бойкостью, как в «Сельхозрабочем». «Наш Быт» еще не вполне овладел методами организаторской работы, в нем еще сохраняются некоторые эле
менты невозмутимого «обозревания жизни». «Наш Быт» почти не откликается на классовую борьбу.
Украшатели“ газет
У читателей, наверное, возникает вопрос: почему же по первой группе конкурсного мате
риала не отмечается ни одной производствен
ной стенгазеты? Увы, они, как и другие газеты этой группы, должны посторониться и усту
пить место обновляющейся деревне, ибо в них мы обнаружили только зародыши той работы, которая в селе Родино и станице Тифлисской развернута во всю. Технически производствен
ные, учрежденские и др. стенгазеты богаче, но ведь главное - содержание. А основное в содержании фотоиллюстраций производственных стенгазет пока что - портреты и группы, - портреты примерных и плохих рабочих-ударников и прогульщиков, группы ударников. Эти
портреты и группы бесспорно заключают в себе организующее начало, но только на них «выезжать» нельзя. Их было много еще в мате
риалах конкурса 1928 года, они - не шаг вперед.
Огромное количество заметок, которые нужно было бы подкрепить и усилить фотосним
ками, в производственных стенгазетах остаются без фотоиллюстраций. Особенно характерна в этом отношении стенгазета томского дрожже
вого завода «Мысли Рабочего». Здесь, без связи с текстом, даны группы ударной бригады
и старых рабочих, вид рабкоровского уголка, портрет рабочего у фильтр-пресса, портрет рабочего, получающего премию. Без всяких иллюстраций остаются такие заметки:
«Помощник машиниста Колотушкин часто спит на вахте, - пожалуй, когда-нибудь и машину проспит».
Стенгазета „Сельхозрабочий“ организует бедняцко
середняцкие массы против кулаков. Снимок органически влит в содержание статьи, вместе со статьей -
агитирует и организует
Снимок из деревенской фотогазеты „Объектив“. Удачное сочетание фотографии и примитивно-выразитель
ной, агитирующей подписи
Разве нельзя было эту заметку превосходно иллюстрировать фотоснимком и карикатурой? Удар по разгильдяю Колотушкину был бы куда внушительнее.
Точно также следовало усилить снимком и заметку о том, что площадку у бардяного ящика сделали зря, - «грязь там такая, что подступиться нельзя», - и о том, что в фор
мовке постоянные лужи, что прессовщики по разгильдяйству тискают в дрожжи всякую дрянь и т. д. и т. п.