13 октября 1940 т,, № 239 (4721)
	ОМСОМОЛЬСКАЯ. ПРАВДА

ЗАМЕТКИ ВРАЧА.
	на всякие хитрости, чтобы и в коллективе
вызвать желётельные уступки,

(о школьницей Ф. был такой случай.
Девочка перешла в 7-й класе. Вдруг 03
слегла и месяца два валялась в постели
с повышенной температурой, Неясность
диагноза, заставила местных врачей налра-
вить ее в Днепропетровекую клинику. Там
она лежала еще два месяца.

Родители ‘были‘в отчаянии. Мать дежу-
рила у постели больной. Болезнь остава-
лась загадочной. Встал. вопрос об отправке
девочки в Москву. Приехал отец: Созвали
семь врачей на консилиум. После того, как
шесть высказали различные сложные ди-
атнозы, седьмой неожиданно спроеил:

— А кто больной измеряет температу:
py? Или, может быть, она сама это делает?

Мать заплакала -— не могла стерпеть
обиды. Девочка тоже была страшно в03-
мущена:

— Я ше маленькая... Что вы мне из-
доелаете...

Врач настоял на своем: взял термометр
и измерил температуру сам, Температура
оказалась... нормальной. Назавтра оныт
повторили. Девочка, к етылу и радости
родителей, внезапно «выздоровела». Как
позже выяснилось, «бегство в болезнь»
былое вызвано нежеланием тюсещать ико-
лу. Родители избаловали ее, незаметно для

себя воспитали лентяйку, самодурку и об-
манщицу.

`Весною ко мне обратилея хороший энз-
юомый В., отец девятикхасониюаь

— Саша что-то в последнее время чиы-
хает носом и мортает глазами, -— с трево-
гой товорил он.-— Надо бы от экзаменов
	Я отказал в этой просьбе и посоветовал:

— Шли хотите чтобы это чмыхание
скорев пропыю, не делайте сына больныюг.

Мой знакомый сухо попрощался и ушел
недовольный. Через две недели звонит по
телефону:

— Спасибо, доктор. После вашего 0е-
цепта мальчик, как мальчик,

А сколько наши врачи по набтоянию
родителей и даже педатогов дают в6ев0з-
можных справок ученикам перед испыта»
ниями! Тахим образом врачи и педагоги
не только не одерпивают слишком «неж-
ных» родителей, но зачастую помогают им.

Всем ясно, что человек нашего времени
должен быть смелым, сильным духом и
телом. Таким его надо воспитать, & это,
к сожалению, не воегла умело делают то-
	Ччители, Учителя и врачи. Они забывалют,  .
	че любить детей и курица умеет, как пи-
гал Алексей Максимович Горький, a вот
уметь воспитывать — это большое и важ-
нейнее искусство, которому надо долго и
	настойчиво учиться.
у Врач М. ИТКИН.
Кривой Рог. .
	нический режим в стране. Писарев атгити-
рует за революцию. «Низвержение благо-
получно пцарствующей династии Романо-
вых,-— писал он в статье, предназначен-
ной для нелегального печатного станка, —
и изменение политического и обществен-
HOTO строя составляют единственную цель
и надежду всех честных граждан. Чтобы
при теперешнем положении дел не желать
революции, надо быть или совершенно
ограниченным, или совершенно подкуплен-
ным в пользу нарствующетго зла». Строки
эти были написавы в 1862 roxy, когда
царокое правительство презприняло реши-
тельное наступление против революцион-
ных сил, Тактические воззрения Писарева
видоизменялись в завиеимости от склады-
вавшейся. общественной обстановки, Одна-
KO он навоетда осталея политическим три-
буном демократического лагеря, врагом ца-
ризма, крепостников-помещиков и либера-
WOR, пресмыкавшихея перед самодержа-
вием. so

Писарев увлекалея сочинениями ‘утопи-
отов-социалистов, Пол их влиянием он през
одолел социальные предрассудки среды, из
которой он вышел. Он выступал против
Фоциального неравенства, Kak зла, юото-
Трое может быть устранено лишь вместе
с породивитим ето общественным порядком,
Революция 1848 года потерпела, поражение
потому, об’яеняет Писарев, что руковохите-
ли ев не поняли основного, что «надо было
разрешить вековой слюр между трудом и ка-
питалом, надо былое спасти пролетариал от
голодной смерти, надо. было обеспечить его
существование не филантрапическими за-
ведениями, похожими на тюрьмы, а таких
общественных порядком, который отнял бы
У одного человека возможность эвеплюатя-
воваль труд сотен других людей»,

Это было очень зрелое суждение. в ко-
	‚ Вю мне обратились отец, и мать. © 13-
‘`детним сыном, Они ‘уже лечили ето в двух
городах -—— не помогает. Слезно просят спа-
ети их единственного ребенка.

Злоровенный мальчуган стоит и грустно
ухмыляется. Чувствуется, что ему нахоели
‚разговоры © врачами, исследования, назой-
‚ливые советы, больничный залах,

‚ Что же заставило родителей таскать
сына по больницам? Когда мальчик вол-
‘нуется, ‘у него чуть подрагивает рука.
	Основное «лечение» этого дмодостатка, —

РА
	‚Не замечать ето; не говорить о нем, не фик-
‘сировать внимания. Родители же делают
как раз. наоборот.

Я пробовал былю об’яснить родителям,
что это не болезнь, & случайно образовав-
шаяся привычка, что жизни она не угро-
	кает и. нечего ходить в врачам © пустл-
	ками... Они обиделись; не сочувствует, де-
кать, горю или ничего не понимает...
Попадаются еще родители, которые сами
калечит любимых детей. Они растят че
стойких людей, способных Ha лишения,
‘уверенных в своих силах, & трусливых,
слабеньких, как тепличные растения, к0-
‘торые вянут, чуть повеет холодком невзрод,
Я знаю одну девочку Лялю; Родители
дрожат над ней. В июне Ляля ходит в
‘тавюм пальто, которое другие дети наде-
вают в феврале, Ребенок, целый день про-
	ют в феврале, геоснок целый день про-
ыы пить. Его естественную жажду любя-
дители утоляют только теплой во-
Tako из кукольной чашечки © налер-
«ток. Девочка никогда, вховоль не напи-
вается. Ляля ни разу в жизни босиком
не становилась на, пол. Только в чулочках.

- — Не ‘простудилась бы...

По эй же «причине» “Tana коту
не ела, мороженого,

Ио ведь жаверз природы. можно дать
не только от простуды, а, скажем, OT жет
лудка, И здесь выработано «противоядие»?
Ляля пе знает влуса сырых фруктов, яиц
из матазина или © базара ей не дают —
обзавелиеь своими курами,

‚ Из-за этих «предосторовностей» девочка
бледная, ее лицо будто тронуто старостью,
Подруг. не имеет, смотрит свысока на
сверстниц., Не бухех предугадывать, что
получится из этого человека, но можно‘ за-
ранее сказать, что родители нанесли ей
едва ли поправимый вред.

оном такие родители, как у Ляли—
редкость, Но заласкивание, преувеличенная
нежность в детям встречаются очень ча-
сто. Нечего треха таить: У’нас воспиты-
вается много рыхлых, изнеженных моло-
дых. людей.

Дети, которые чуветвуют себя в центре
внимания дома, попадая в коллектив, не-
редко вступают © ним в конфликт, При-
выкние к постоянным уотункам, к пре-
клонению: и замскиванию., они пускаются
		свергнуть монархию Романовых и крепост-   тором обнаруживать понимание требова-

лье ие НИЕ

Комсомольсная организация проходит ул.
мо вопиющих инетоладок, не вникают BR
хозное производетво, не борется 3a 10, wy.
а. стал ее

кретарем KOMCOMOIBCKO opran

колхоза работает Верх Фомичева. ты
могная девушка, она окончила шесть клас,
сов. Среди молодежи пользуется авторит-
том, & вот приковать внимание комеомоль
Цей н хозяйственным вопросам она хо cH
пор ‘не сумела, Если бы комсоуольцы п
настоящему взялись за организащию вым
ки хлеба на элеватор, развё нельзя бых
бы быстро выполнить план зорнопюставок)
Они могли на полную Филу использовать
сортировку, организовать сушку хлеб,
обеспечить бесперебойную работу молот.
ки. Молодые ‘колхозники Владимир Ваент
Николай Артамонов и Владимир Тори
amma ‘предложили бъюлю Downend oy.
браться BMecTe H OOCYTETS, как лучше о.
танизоваль обмолот, ‘но она’ наотрез отка-
заласьт

— ПШуоть правление обсуждают, sm x
дело...

- Ba pee лето комоомольская организани
	‘ие обсудила ни одного хозяйственного м.
	проса. Фомичева не интересовалась, ках
работают комсомольцы ‘на производетве,

Конечно, нельзя винить в бездеятетьн-
ети ‘только секретаря, Фомичева мномь
могла бы сделать, если бы ef отазым
поддержку райком  ВЛКОМ. Or patina
центра ’Ванкиры до `Дудьююво enon
больше десяти километров, #о-районные py
ководители редко заглядывают в этот ва.
мый ототающий в районе колхоз. А оды
вало бы заглядывать и почаще! Артетьние
хозяйство «6 sabpomieno,” OTTO Toru 4
©д40. 0 хлебе тут уже давно перестали
беспокоиться, не тревожат дудылювцев уа-
лый урожай, потери зерна, низкий труд:
день, благо хлеба в селью круглый пл в
избытке! Дюди больше занимаются Tour
дорами, картошкой, овощами, считая, чт
«это куда выгоднее». Потому-то в Лужьто-
BO но удобряют поля под зерновые кул
туры, ` забычи ‘уже, когда вывозили в п-
ле навоз. Оттого тут Tam паюхо ролимя
шленища, рожь, 0800,

Вольготно в колхозе  лежебокам, Лил
боятоя ‘наруптить спокойствие друг ут,
стараются жить мирно, без ‘треволнений,
Na и как лодырям не чувотвовать себя Go
UbPOTHO, HOTTA WN POO WoTpopersyer: pabor
в колхозе производится скопом, учет тру
поставлен кустарно, трудодни начисляются
всем поровну. Цотому-то и ниэка прозы
дительноеть труда и так мало у людей з-
боты 0б общественнюм хозяйство. Ват ха-
рактерный пример.

На сортировку зерна выхелено воем
колхозниц, они должны давать по четы
тонны ежедневлю, сортируют Ke, OF omy,
две с половиной — вдвое меныше. нору
А трудодни начисляются всем сполна,

ey & &
	Позхно вечером в колхозном правлении
собираются люди, Предеедатель колхоз
хает наряды на завтрапгний дань. Кому
надо везти зерно нз, элеватор.
	— №1 же поедет? -—— спрашивает ее.
	седатель.
‚ Bea присутствующие молчат, Ним
HO хочет «ехать в такую грязь, да еще
пятнахцать километров». У каждого нах
	дятел отговорки: отному нахо завтра уп
	виться © надворьем, другой хочет пюетать
в город,
— НУ, & вю же Ba оловатор? — ем
раз мягко произносит предеедатель,
Сидевший a yy стзрик привстал, 1
дошел ближе в столу:
		поеду...

Старик закряхтел, он хотех овазать еп
ч Го-1 3106, HO HO нашел елов и толь
перед самым уходом бросил ‘председатели:

— Потворетвуешщь, Степан, нерадивоста
За ум нам надо взяться: свое ж дб
разве так можно?

Мих. КОТОВ.
	Кащирский район
Московской области.
	Ранним октябрьским ‘Утром в деревню
Дудылово в’ехал на двуколке ‘чюловек. Он
остановился У большого пятистенного дома
с палисадником”и зычно крикнул:

— Эй, Абросимов!

Немного спустя на крыльцо вышел 34-
	‘спанный хозяин в ‘больших валенках, pac-
‘поясанный.
	Овес-то у Тебя начинает портить-
	C8... заметил приезокий,
	КОГЛА НЕ УЧАТСЯ.
РУКОВОЛИТЕЛИ...
	От корреспондента «Комсомольской правды» по Узбекской ССР
	Недавно бюто Тапшкентокого торкома  материализма, вопросы литературы, исто-
		в комсомольской организании Фрунзенского    Срели части комсомольского актива таш-
района. При этом обнаружилось, что мно-  кентокой ортанизажии имеет широкое хож-
гие активисты учатся от случая к случаю.   дение нелепая «теория». ©  невозмож-
	Пропатандиеты предоставлены салим ©6бе,
некоторые ‘из них ® работе относятся недо-
бросовестно. В результате занятия кружков
по истории паргии часто срывалтся.
тучию положение и в других
районах торода. В Ташкенте плохо органи“
зовано политическое воспитание комсомоль-
	в занимается тлавным образом
сбором сведений для отчетных докладов.
В чем же причины такого положения?
Основная причина заключается в тои,
что многие руководящие комсомольские
работники Ташкента сами че дружат с
книгой, занимаются нерегулярно. В круп-
нейшей в Узбекистане комеомольской. ор-
танизации Ташкентского комбината имени
Сталина большинство секретарей фабрич-
ных комитетов ЛВСМУз по нескольку ме-
сяцев но брало в руки «Краткого курса
иеторпи Р№ПКб)>, Тов. Мухатлин Яйхя,
секретарь комитета ‘управления главного
‘механика, еще в прошлом году законелек-
тироват две тлавы Юраткого. курса, и с тех
пор в книгу ве заглядывает, Он ничем не
знает о Чернышевеком, Герцене, Добролю-
6086, не помнит основных решений XVI
партийного е езла, -

Невелики познания и у тов. Гафурова
(ткацкая фабрика № 1), З& год он не про-
читал ни одного художественного. произве»
дения. Секретарь. комитета комсомола вит
пепочатной фабрики тов. Махмудов ‘ечи-
табтея подитичееки фазвитым человеком,
Ox oxomiax куры пропагандиетов. Но,
KA ни странио, тов, Махмудов имеет сла-
doe предотавление 06 «Апрельских тези-
сах» Ленина, не прочитал ни. одного 000-
извеления Ленина и Сталина, Никто m3
этих товарищей даже HO читах речи
Тенина на Ш с’езде комеомола.

` Соваршенню: нелеритимо, что ` некоторые
юселреташи райкомов и работники Таликеняз
ского горкома комеомола, вместо того чт0-
бы подавать пример серьезного изучения
маркоизма-ленинизма, сами учалоя е «про-
хладдей», Так, секретарь Куйбышевского
райкома тов. Аблуллаев давно уже не
бралея. за книгу, смутно представаяет себе
важнейшие --вехи в HOTOPHH партии, За
последние два тода ой че прочитал ни
одного романа или повести. Нелостаточно
работают над <0б0й секретарь Лениновото
райкома тов. Азейкович и секретарь го-
POACKOTO комитета комсомола тов. Мухаме-
дов. Неудивительно, что эти товарищи в
беседах © молодежью избегают затративать
BOIDOCH лизлектического и исторического
	дение нелепая «теория» 09  неззюа-
ности совместить общественную работу с
учебой. Ссылки на «загруженность» не
получают должного отпора. Секретарь
Вуйбышевекого ` райкома тов, Абтуллаев
тоже считает возможным оправдывать свою
	теоретическую ототалоеть тем, что «некот-
	да, заниматься», .

Товарищи, рассуждающие подобно Аб-
хуллаеву, видимо, до сих пор не поняли,
что удел неуча-— стать крохобором-деля-
	гой, потерять уважение молодежи. Пфене-
	брежение учебой несовместимо с уставом
комсомола, TAO говоритея, что  чдены
ВЛКСМ обязаны! «изучать труды Маркса,
	Энгельса, фенина, Сталина и фаз’яснять
	маркоиотево-ленинекое учение широким
массам молодежи». Нало требовать, эл\обы
	кажлый комсомольский руководитель повы-
	и Культурный
gaan, Ho ffam-
	шатл свой политический и Ky
уровень, изучал историю партии,
	кентекий торком комсомола ограничивается
	лишь ю00ром сводок © количестве р
НЕХ глав.
	Недавно rateta «Комсомолец ^ Узбеки-
	стана» ‹ поставила в пример . секретаря
комитета, комсомола обувной фабрики тов.
Луценко, 00 учебе которой хоропю отзьтва-
ютея в торкоме.

— Я быль очень удивлена, — говорит
тов. Луценко, — потда прочитала © себе в
газете. Ведь я изучила всего семь тлав
и © весны не соборуеь вновь принятьея за
внигу. Четвертую главу вою пропуотила.

Поверхностно занимаясь .пропатандой,
горком помоомола не заботится о том, что-
бы помогать аютиву в маркеиетеко-тенин-
ской учебе, обеспочить молодежь пвалифи-
цированными коноультачияоги, чалце праж-
тиковать товарищеские собеседования,  с03-
дать обогановжу, в которой было бы стыд-
но не заниматься, А ведь в деловой помо-
щи нуждаются многие. товарищи. Напри-
мер, секретарь Кировском райкома тов.
Хасанов, изучивший пять глав Юраткого
курса, принялся было за  «Вапитал»
К. Маркса, но это оказалось ему еще не по
силам. Такую поспешность можно было
предупрелить, еели бы в горкоме прахти-
ковали инливидуальные беседы © активом,
самостоятельное изучающим историю пар-
THE.

Пренебрежение № ‘теоретической учебе
ачтива проявляется еще и в другом: с мая
в Таликенте не было прочитано для ком-
сомольцев ни’ олной лекции по истории
	А. КОЖИН.
	— С дождем разве что поделаешь...

— А хлеба много вывозить еще?

— Хватит, болышо половины, — отозвал-

ся Абросимов.
- a 9 братец, злорово тянешь, так и до
рождества к вывезешь. Молотилка-то пю-
чему стоит?-— 6 укоризной произнее при-
езжий и тронул коня,

`На краю деревни, у пруда, он остановил
лошадь, оглянулся. Дождь перестал накра-
нывать. пройенилось, & в `Дулылово все
ele, казалось, спали,

— Й как от люди ту жить так
беззаботно? -—— велух произнее приезжий;
Это был MeRCOAATET соседнето Колосов
ското колхоза.

Нежданный Визит соседа заставил. прел-
седателя Дудылювского колхоза Абросимова
ветреценуться. Вскоре юн вышел на улицу,
юлоравилея ю крайнему дому, постучался в
	дверь,

— Ты, Варвара, со эвеном на картофель
иди. Перебрать гурт надо.

‚ — Да что я одны пойду? — ответила
та.

Из еосбеднето лома вышли две молодые
котхозницы — Клавдия Еремина и Мария
Горячева.

— Мы одни не пойдем на картотку,
всех надо посылать, — бойко заговорили
и.
— Да нак же, девоньки, картошка-т
может попортиться? Прямо беда, ведь ком-
сомелки, &@ примера викакого,— обиженно
произнес председатель и отправилея даль-
Наотутил momen, a ди все еще толь-
ко собирались выходить в поле.

kw

Дудыловекий колхоз издавна елывет в
районе отстающим, Вот ‘уже сколько лет
он не выходит из прорыва. В етом тоду
артель затянула уборку. Уже ибтекли
сроки сдачи зерна тю хлебопоставкам, а
дудылювцы вывезли только восемьдесят
центнеров вместо трехсот по плану.

\ Многие воседние колхозы ‘успешно за-
вершают полевые работы и сумели во-вре-
мя отправить ‘зерно на элеватор. Почему
же так плохи дела в Дудыловеком колхозе?

Косовица зерновых в артели была зал

кончена еще в первой половине августа.
Стояла хорошая погода, Тогда бы и надо
было молотить, в колхозе же рассудит
так: «еще успеем»,
› Можно было бы молотить и ® сырую по-
году, ведь есть навес, «но кто же в дождь
Молотит, подождем морозов»,— говорят те-
перь дудымовцы.

Тах или иначе обмолоченное зерно лежит
на TORY неотсоортированное, сырое. Для
вывозки хдебу на элеватор предполахталось
использовать одиннахцать лошадей, в хоху
же только четыре. Нет повозок. Весной ду-
мели: подойдет лето, купим бестарки, Лето
подошлю — не оказалось денег, Тах дотя-
нули до осени, и теперь, в страдную пору,
не на чем ездить, Межху тем в колхозе
есть свой мастер, который мог бы своевре-
менно починить инвентарь,

В Дудылове нет партийной организации.
Девять комсомольцев призваны выполнять
роль передовых ‘организаторов колхозного
производства. Некоторые из них старатель-
ны в работе. Тракториюты Алексей Epe-
мин и Константин Фомичев хорошо работа.
ли на вопашие зяби. Алексей Еремин в
последнее время активно пюмотал вывозить
зерно. Но даже передовых комсомольцев
мало тревожит то, что в колхозе кругом не
ладится, что чаеть колхозников нерадиво
относитея в делу и норовит побольше ур-
вать себе, поменьше отдать труда артель-
ному хозяйству.
	Платные лекции для молодежи   Олимпиада юных физиков
	Началаеь воесоюзная олимииаца юных  .
	физиков, Учартникам ее -—— Школьникам
стариеих классов —— предстоит  рептить
несколько сложных физических задач. Пер-
вые два ‘тура проводятся преподавателя-
уи физики в школах. Местные советы
олимпиады, созданные при тородеких и
районных детских технических станциях,
выявят наиболее способных школьников,
показавших лучшие результаты в пер-
вых двух турах.

В третьем, заключительном туре учает-
никам олимпиады будут предложены еще
более сложные задачи, для решения кото-
рых необходимо проведение опытов,

Оргкомитет олимниады, в который  в0-
ли известные деятели науки, предетави-
тели общественных организаний; раюемот-
par ace работы юных физиков, Лучитие pa-
боты. будут премированья,
	‚-Олатные лекции для молодежи начали
проводиться в Сверхловоке совсем недавно.
Но они уже завоевали популярность среди
комсомольцев и молодежи. Первая тьлатная
лекция, организованная Ленинеким райко-
Мом. комсомола, на тему «Война в Западной
Европе», имела большой успех. Ее поее-
тилю несколько сот человек,

“В Сталинском райкоме на лекцию’ о ком-
д ‚морали, рассчитанной Ha
250 слушателей, пришло 400, Комиссия по
агитащионно-пропагандиютокой работе этого
‘же райкома, которой руководит студент
Уральского индустриального института тов.
‘Benes, 16 октября организует лекцию «0
браке и семье в социалистическом 0б-
пестве». Уже продано свыше 400 биле-
	тов.
М. МИНЬКОВ.
Свердловск.
			моментом в искусстве, Он считал, что bor
M& зависит OT содержания, что форма я
ляется лишь особом выразить солей
ние,

Однако в известный период своей лите
ратурно-критической деятельности Писарез
Bat в преувеличение и крайность. Ему
стало казаться, что художественная форма
не имеет никакото значения, что она де
затемняет выражение передовых идей. (и
создал топда теорию «разрушения эетети-
ки». Свое мировозарение-—Философекое, по-
	хитическое, общественнюе——Пиеарев имени
вал реализмом. «Эстетика и реализм, —пи-
ват Писарев, — дейетвительню находятея в
непрерывной вражде между” собой, а ре
THOM должен раликаыжьню истребить эстети-
‚ку, которая в настоящее время отравляет и
`обеземыюливает вое отрасли нашей научей
деятельности, начиная ют высших сфер на-
учного труда и кончая самыми обыюновег-
ными отнотпениями между мужчиной и Mee
щиной».

Во имя этой оттибочной теории 189ру-
шения эстетики Писарев отрицал Пушкин
и резко отозвалея о первых произведениях
Салтыкова-Щедрина.

Враги Писарева пытались свести ви
ето эстетическую позицию к разрушению
эстетики, Это неверно. Разрушение 901
TARA было лищь временной и онибочной
крайностью в воззрениях Писарева,

Следует отметить, что даже в тем
самой ожесточенюй войны Писарева ¢
эстетикой он проявлял и верность в№ус%,
и точить критического содержания, Be
пример, в оценке туртпеневекого Базарова

Под конец своей жизни Писарев сбли:
зился с Некрасовым и Щедризым, © двух
книгах которого он было отозвалея TAR CY-
рово. Котдь Некрасов и Салтыков-ШЩетрии
стали во главе «Отечественных записок»,
они пригласили Писарева в качестве одно
го из ближайших сотрудников журнала.

Последние статьи ЦШисарова были неле-
‚чатавы ‘в «Отечественных записках»,
Только неожиданная смерть (Писарев ут
нудл в 1868 году в Дуббельне ma Балтий-
ском побережье) прервала ето литературне
	критичесюую работу, обецаюитую в 0УДУ
Щем еще многие и богатые результаты,

Однако. и то, что сделал Дмитрий Ива-
нович Писарев, относится к сларнойши
	ний рабочего класса, поед’явленных им
буржуазии в революции 1848 тода.
	Однако Писарев, просветитель и ученик
утошистов, не понимал эначения классовой
борьбы в истории, У него не было также
талото зрелого представления © роли масс
в революции, кахое выработал его стар-
ший современник, — Чернышевокий. Лоэ-
тому ему начиналю казаться, что если
дать пгирокое естественню-нахучное образо-
вание «молодому землевладельцу» и «моло-
OMY калританиету», то они смогут освобо-
дитьея OT трубых экоплозлатореких ‘зама-
шек своих в НТЫХ И Moryodpaso-
ванных отцов, Напомним, что Писарев
писал за два десятилетия до возникнове-
ния маркоизма в России и за три десяти-
летия до начала маюсовото рабочего лви-
жения в Робеии. Ошибки ето об’яснялись
историческими обстоятельствами и уровнем
эвономического развития ‘тотдапней pyc-
ской действительности. Однако за наивной
иногда оболочкой социальных воззрений
Писарева крылось большое, важное п та-
	зехнического  прогреюбела.

‚ВЕЛИКИЙ ПУБЛИЦИСТ И КРИТИК
	К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. И, ПИСАРЕВА
	ческие споры вытеснили влияние COMBE,
университетекомо преподавания и Узко-
акалемических интересов,

В той среде, в которой вращалея Пиеа-
рев-отудент, на Добролюбова смотрели ©
комическим сожалением, как на человека,
затубившего свои стюсобности «ученого»
во имя второстепенной будто бы журналь-
ней деятельности. Писарев же стал, как и
многие передовые русские люди, учеником
Белинекого, Чернышевского, Добролюбова,

В 1861 году в журнале «Русское см-
po», издававшемея Благосветловым, Писа-
рев напечатал статью «Схоластика ХХ
века», Это было первое большое выетуп-
ление Писарева, которым он вмешалея в
ожесточенные схватки различных идеоло-
гических направлений 60-х голов. (о «Схо-
ластики» и начинаются известность и ши-
рокое влияние Писарева. ‹,..Вот Ультима-
тум нашего лагеря: — писал Писарев в
«Схоластике»,— что можно фазбить, то и
нужно разбивать; что выдержит удар, то
годится; что разлетитея вдребезги, то
хлам: во всяком случае, бей направо и на-
лево, от этого вреда не будет и не может
быть»,

Реакционная пресса подняла вой по тю-
воду стальи Писарева. Революционный же
лалерь русской журналистики принял Пи-
сарева как новое свежее подкрепление.

Мечты Писарева о булущех России. но-
сили реалистический хараклер, Они опира-
лись на материалистическую философию.
Писарев боролся 6 идеализмом, Во многих
своих статьях он совершенно правильно
указывал на связь идезлизиа © полити-
щеской реажщией. «В наше время было бы
странно думать, что лух не зависит от ма-
терии»,— начинают Писарев ©вою  етатью
© физиологических  эскизах Молешютта.
Основу. малериалислтическото митопонимания
Писарев видел в естествознании. Он учил,
что естественные науки ставят человела,
лицом к лицу © действительной жизнью,
$ реальной природой, с реальными людь-
ми. Писарев много сделал для пропаганды
естествознания в России. Пох влиянием
статей Писарева начали свою научную .ра-
боту знаменитый физиолог И. П. Павлов
Г ныне здравотвующий академик А. Н.

x,

Пропатанлируя необходимость и тюльзу
	сетественных найк, Писарев продолжал
традиции, утвержденные ем предшествен-
никами, Еще Терцен в «Иисьмах об изу-
	В статье «Промахи незрелой. мысли».
Д.И. Писарев писал: «Моя мечта может.
‚обгонять естественный ход событий, или
Жо она может хватать совершенно в CTO-
‘рону, туда, куда никакой естественный ход
событий никогда не может притти, В пер-
вом случае мечта пе приносит никакого
вреда; она может даже поддерживать и уеи-
ливать энергию трудящегося человека...
Если бы человек был совершенно лишен
способности мечтать таким образом, если.
бы он не мог изредка забегать вперед, и со-
зерцать воображением своим в цельной и
законченной красоте то самое творение,
‘Которое только что начинает складываться
под его руками, — тогда я решительно не
могу представить, какая ‘побудительная
причина заставляла бы человека предпри-
‘нимать и доводить до конца обширные и
утемительные работы в области июкусства,
науки и практической жизни»,

Ленин любил эту пыльхую защиту мечты
 У Писарева. В кните «Что делаль?», поле-
иизируя в меньшевиками, доказывая реа-
лиетический характер представления боль-
шевиков о будущем, он ссылался на Писа-
рева, Конспектируя «Метафизику» Аристо-
теля, Ленин отмечал: «...нелепо отрицать
роль фавтазии и в самой строгой науке:
‹р.(авни:) Писарев % мечте полезной, как
толчке к работе, и о. мечтательности. пу-
стой»,

Короткая, но аркая деятельность Писа-
рева была вся вдохновлена мечтой © ко-
ренном политическох и социальном преоб-
разовании его .родины м © человеке буду-
Mere, бодром труженике, образованном та-
ботнике, свободном от гнета.

Писарев родился в 1840 году в хворян-
ской семье. Училея он в Петербургском
‚увиверситете. Николаевский университет
был учреждением затхлым. Преподавание
поставлено было в нем плохо. Немногочие-
ленное студенчество было иаотроено кон-
сервативно.

В 1858 году юноша Писарев стал е0-
трудничать в «Рахевете» — «журнале для
`девиц». Журнальчик этот был второсте-
`пенный, однако в биографии Писарева, юн
еытрал эначительную роль, «Рассвет» свя-
‘Зал Писарева, с литературой и с обществен-
исетью, вэволнованной поражением царской
Росии в Крымской войне,

. Атмосфера 60-х годов увлекла Писарева.
Политические события эпохи, все обостряв-
„змаяся классовая борьба, шумные идеозюги-
	чении природы» говорил о важности 6OTC-
ствознания. Черныпетекий в самом пред-
дверии литературной деятельности Писаре-
в& дал в статье «Антропологический прин-
цип философии» богатейшее  естеетвенно-
научное обослювание материалистического
миропонимания. В то время, как реакцио-
неры, славянофилы, например, старались
еблизить философию © религией, с миети-
кой, русские публициеты революционного
латеря соединяли Философию © естество-
знанием,

Нало отметить, 9170 ` РВ мате-
	риализм Писарева был ниже по своему’
	уровню, чем материализи Чернышевекого—
Добролюбова. Писарев не прошел школу
гегелевекой диалектики, Он был последо-
взтелем не Фейербаха, предшественника
Маркса, & материалистов-эупириков типа
Вюхнера и Молепютта. И тем не менее
материализм Писарева сыграл большую
прогрессивную роль в борьбе с поповщи-
ной, с идезлизмом, с реакцией, становив-
шейся’ вое ожесточенней, со времени ‘афе-
cta Чернышевского Писарев — один из
первых популяризаторов дарвинизма в Рос-
сии, Он много способотвовал росту есте-
ственно-научной мысли в нашей стране.

В области общественных наук, незави-
CHMO. OT своей воли, юн мала в идеа-
лизм, Это не было, однако, специфической
особенностью мировоззрения Писарева, Весь
Демарксовый малериализи не ‘мог решить
залачи  материалистическох  об’яенения
истории. Только марксизм впервые ‘утвер-
дил материализм в области общественных
Haye, Однако Писарев хорошо разобрался

в расстановке классовых CHI, B обществен-
ной обставовке 60-х подов. ‘On решитель-
но поддержал латерь революции, лагерь
Черныевоком и его сторонников, Писа-
NCH присоединил свой голое к призывам
	Птаменное желание Писарева увидеть
свою страну покрытой густой сетью желез-
ных дорог и каналов, мноточисленныюхи
фабрищами и. заводами, перерабатывалоти-
ми на месте отечественное еырье, не могло
быть осуществлено в царской России, ню
оно овидетельствовало о ето дальнозоркости,
о революционном характере ео мечты
о будущем Роесии.
	\ритика Писарева носила синтетиче-
ский хараклер. Он был яростным врагом
теории чистого искусства. Критику, как и
литературу, Писарев рассматривал как
оружие в обществетнюй борьбе. Поэтому в
его критических отзывах соединялись вов-
дино и ето философские представления. и
	«го политическая пропралема, и его weary