В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 января указано, что местная промышленность со
вершенно недостаточно производит, в частности, таких товаров, как кирпич, черепица, известь и дру
гие строительные материалы и изделия. В Москве, в связи с огромным размахом реконструктивных ра
бот, производство строительных материалов развито сравнительно широко. Однако, и в Москве населению бывает не легко приобрести необходимые ма
териалы и изделия для ремонта и оборудования своих квартир. Немало трудностей при приобрете
нии стройматериалов испытывают те из москвичей, которые в связи с реконструкцией, получив от го
сударства необходимые денежные средства, ведут строительство на специально отведенных им загородных и пригородных участках.
Насыщение торговой сети необходимыми для населения строительными материалами и изделиями (известь, алебастр, масляные и меловые краски, обои, скобяные изделия, детали к газоаппаратуре и т. п.) является необходимым условием культурной эксплоатации жилфонда и его оборудования.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) обязывает всемерно использовать местные сырьевые ре
сурсы в целях развития производства строительных материалов для удовлетворения потребностей населения. Выполнение этого указания московскими ор
ганизациями окажет самое благотворное воздействие и на местную промышленность стройматериалов и стройдеталей, призванную снабжать продукцией своего производства строительные организации Москвы. Так, например, известно, что ныне значительная доля таких материалов, как песок, гравий, бутовый камень, кирпич, известь, алебастр и др., за
возится в Москву из весьма отдаленных от нее пунктов. Различные нерудные ископаемые в Москву везут из Ленинградской, Калининской, Тульской, Орловской, Рязанской, Ивановской, Ярославской, Смоленской областей. Между тем, в Московской области и в непосредственной близости от Москвы есть множество богатых месторождений минеральных материалов. Многие из них когда-то разрабатывались, но ныне забыты и запущены; другие раз
веданы в последние годы, но еще не эксплоатируются; наконец, разрабатываемые месторождения эксплоатируются кустарно, и потому производитель
ность их невелика, а стоимость продукции весьма высокая.
Дальнейшее игнорирование богатейших естественных ресурсов минеральных строительных мате
риалов, находящихся в непосредственной близости от Москвы, совершенно нетерпимо. Отделы и управ
ления Исполкома Московского Совета Должны принять энергичные, оперативные меры к тому, что
бы в кратчайший срок покончить с зависимостью Москвы от дальнепривозных стройматериалов. Кардинальное разрешение этой проблемы создаст усло
вия для полного удовлетворения потребностей в такого рода материалах как населения Москвы, так и строительных организаций Моссовета.
В постановлении партии и правительства о развертывании производства товаров ширпотреба из местного сырья указано, что изделия местной про
мышленности и промысловой кооперации должны быть «прочные, удобные для пользования и красиво оформлены». Это указание заслуживает особого внимания со стороны архитекторов, скульпторов и художников. Оно возлагает на них большую ответственность за художественные качества разнообразных промышленных изделий, обслуживающих стро
ительство и бытовой обиход, заполняющих интерьер жилья и тем самым в значительной мере определя
ющих его художественные достоинства и недостатки.
Продукция таких отраслей местной промышленности, как стекольная, фарфоро-фаянсовая, химиче
ская (пластмассы, краски), металлическая (скобяные изделия, посуда, различные предметы бытового обихода), текстильная (декоративные ткани), арматур
ная и особенно мебельная, характеризуется ныне еще очень низкими художественными качествами. Руководители промышленных предприятий и торго
вых организаций зачастую не склонны проявлять в этом отношении высокую требовательность. Проис
ходит это по разным причинам: и потому, что не изучают вкусов потребителей; и потому, что сами не обладают достаточным вкусом; и потому, что легче производить изделия по раз установленному шаблону, и т. п.
Выпуск высококачественных, красиво оформленных изделий в ряде случаев затрудняется случайными, вполне устранимыми помехами. Так, например, красильно-аппретурные фабрики вырабатывают полуфабрикат-пряжу в крайне ограниченном ассортименте расцветок. Это неизбежно наклады
вает печать уныния, серости, однообразия на деко
ративные ткани, вырабатываемые из этой пряжи другими предприятиями. В результате, мебельные магазины, а через них - квартиры жителей Москвы заполняются безвкусными диванами, кушетками, креслами и пр„ совершенно не гармонирующи
ми по своей расцветке и рисунку с архитектурой интерьера.
Художественные качества и утилитарные свойства вещей в нашем, современном представлении неотделимы. Нельзя представить себе изящную, красивую вещь, которая не отвечала бы требованиям бытового удобства, целесообразности, комфортабель
ности. Точность и тщательность отделки вещей; продуманность и соответствие их формы и габаритов условиям малометражных квартир, строительство которых становится типичным для Москвы;
органическая увязка декоративных элементов с формой, габаритами, практическим назначением самих предметов - все это требует дружного и повседневного сотрудничества архитектора, художника и скульптора с работниками промышленности.
Такое сотрудничество в первую очередь должно быть налажено в мебельной промышленности, как наиболее неблагополучной в отношении художест
венных и утилитарных достоинств своей продукции, в арматурной, металлической и др., выбрасывающих на рынок огромное количество предметов, далеко не отвечающих ни эстетическим, ни практическим требованиям потребителей.
Вновь созданный Отдел местной промышленности и промысловой кооперации Мосгорисполкома, совместно с московскими отделениями союзов архитекторов, скульпторов и художников, должен развернуть большую организационную работу по привле
чению работников искусств, которыми так богата столица, к повседневному практическому участию в работе местной промышленности.
VI сессия Московского Совета депутатов трудящихся, в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 января, приняла решение, предусматривающее большой рост местной промышленности, рост производства товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья, повышение качества этих товаров, приведение их ассор
тимента в соответствие с требованиями населения Москвы. Важнейшее постановление партии и пра
вительства, а вместе с тем и решение VI сессии Моссовета должны выполняться без раскачки, настойчиво, изо дня в день.