ментов благоустройства и комфорта свидетельствуют о том, что авторы этих домов стремились в равной мере ответить как эстетическим, так и бытовым запросам будущих жильцов.
К сожалению, перечисленные достоинства свойственны далеко не всем новым жилым домам. В ряде случаев через слишком низкие, а иногда и узкие входные двери трудно проносить мебель; форточ
ка расположена так, что, прежде чем ее открыть, приходится все снимать с подоконника (новые дома на Б. Садовой); балкон, устро
енный по всему этажу, не имеет перегородок (улица Горького, № 12); при кухнях устроены бал
коны, тогда как жилые комнаты их лишены; отделка перил, дверей, окон и прочих деталей недостаточно тщательна; выступающие кон
структивные элементы уродуют комнаты. Эти и другие мелкие не
достатки сильно понижают общую качественную оценку многих новых жилых домов.
Материалы конкурса показывают, что в работе над типовой секцией
московские архитекторы добились значительных результатов и в области экономики жилищного строительства. Как известно, использование строительного объема жилого дома характеризуется отношением этого объема к жилой пло
щади здания. В проектах прошлых лет это соотношение достигало 10. В 1937 г. на пленуме Союза совет
ских архитекторов, специально посвященном жилищному строитель
ству, были предложены секции, где упомянутое соотношение было сни
жено до 7,5, и этим достигалась экономия на строительном объеме в 25%. Позднее были запроектированы еще более экономные сек
ции. Так, например, в секции арх. З. М. Розенфельда и инж. А. И. Гохбаума (для строительства 1940 г.) соотношение объема к пло
щади составляло 6,5, и применение этой секции дало по сравнению с типовой секцией 1939 г. снижение по земляным работам на 32,9%, по фундаментам и подвалам - на 49%, по перегородкам - на 20%, а в целом - на 20%.
Отказ от узких корпусов с двумя квартирами на одну лестнич
ную клетку и переход на широкие секции с четырьмя, шестью и даже восемью квартирами на лестничную площадку дали колоссальную эко
номию на строительстве лестниц, лифтов, на протяженности фасадов, сетей сантехники и т. д. Кроме того, применение многоквартир
квартирах под переднюю, кухню, ванную и уборную отводится не менее 40%; расходы по ремонту в квартирах индивидуального пользования на 50 - 60% ниже расхо
дов по коммунальным квартирам. В некоторых случаях проектировщики учли эти чрезвычайно важные обстоятельства. Так, например, арх. Л. О. Бумажный в доме № 87 - 99 по 1-й Мещанской улице большинство квартир запроек
тировал двухкомнатными. Однако, даже в лучших домах количество многокомнатных квартир все еще чрезмерно велико. Так, в доме, вы
строенном по проекту арх. М. И. Синявского, из 75 квартир одной семьей занято всего 39 квартир; в доме арх. И. З. Вайнштейна из 99 квартир индивидуальных всего 43, а в одном из домов на Б. Ка
лужской улице (корпус 5) из 76 квартир одной семьей занято всего 7.
Все это свидетельствует о том, что архитекторы еще недостаточно работают над тем, чтобы размеры квартир соответствовали воз
можности заселения их одной семьей.
Значительных успехов добились московские архитекторы в деле внутренней планировки квартир. Удачные пропорции комнат, дающие возможность удобно разместить мебель, отсутствие в квартире закоулков, рациональное распо
ложение подсобных помещений - все это характерно для планиров
ки квартир в домах, авторы которых премированы. В этих же до
мах много любовной заботы вло
жено в архитектуру интерьера. Хороший рисунок и тщательная отделка оконных переплетов, две
рей, подоконников, карнизов и прочих деталей, приятная окраска комнат, наличие мусоропроводов, встроенных шкафов и других эле
Фрагмент фасада дома, построенного по проекту арх. Л. О. Бумажного.