народное хозяйство СССР превышает уровень 1940 г. более чем в полтора раза.
Поставив перед страной величественные задачи, XVӀӀӀ партконференция указала пути и средства их решения. Пользуясь испытанным оружием больше
вистской критики и самокритики, партконференция вскрыла серьезные недостатки в работе промышлен
ности и транспорта, устранение которых является необходимым условием дальнейшего развития социалистической экономики.
Невыполнение производственных планов по ряду отраслей промышленности, наличие отстающих пред
приятий и дорог, несвоевременный ввод в эксплоатацию новых производственных мощностей, невыполнение заданий по снижению себестоимости промышленной продукции, несоблюдение правил технической эксплоатации — таковы крупнейшие недостатки, отмеченные конференцией в работе промышленности и транспорта.
Эти недостатки характерны и для ряда промышленных, строительных и эксплоатационных хозяйств Московского Совета.
Работа городского хозяйства столицы в 1940 г. значительно улучшилась, достигнуты немалые коли
чественные и качественные успехи в выполнении плана, но отдельные отрасли городского хозяйства и отдельные строительные организации, промышленные и коммунальные предприятия работали неудовлетворительно. Так, Управления коммунального строительства, дорожно-мостовое, трамвайно-троллейбусного транспорта, таксомоторного транспорта, то
пливно-энергетическое не выполнили плана 1940 г. Таков же итог годовой деятельности 14 строительных трестов Московского Совета и 18 эксплоатационных хозяйств, условия работы которых ничем су
щественно не отличались от 20 других строитель
ных трестов и 22 эксплоатационных хозяйств, успешно справившихся с плановым заданием.
В результате плохой работы ряда строительных организаций в 1940 г., не были введены в эксплоатацию Люблинская станция аэрации (на полную очистку), 21 км водопроводной и канализационной
сети, 24,2 км трамвайных и троллейбусных линий, Костомаровский и Госпитальный мосты через реку Яузу, бани и прачечные в Сталинском и Москворец
ком районах, некоторые жилые дома на Можайском
шоссе, на Дербеневской набережной и на улице Кирова.
Партийная конференция глубоко проанализировала причины крупных недостатков в работе про
мышленности и транспорта. Эти причины кроются в том, что наркоматы зачастую руководят пред
приятиями бюрократическими, канцелярскими методами, подменяя заседательской работой непосредственное ознакомление с предприятиями, оперативную помощь им в исправлении недостатков и систе
матическую проверку исполнения своих решений. С другой стороны, партийная конференция отметила, что многие обкомы и горкомы партии не помо
гают наркоматам и отдельным предприятиям, ослабили свою работу как в промышленности, так и на транспорте, не вникают в существо работы пред
приятий, не изучают их экономику и, вместо этого, ограничиваются поверхностными обследованиями и решениями.
Отмеченные конференцией недостатки руководства со стороны наркоматов и парторганизаций свойственны и многим отделам и управлениям Мос
ковского Совета. В этом, прежде всего, причина того, что в ряде управлений и отделов Моссовета, наряду с хорошо работающими трестами, предприятиями и хозяйствами, имеются и отстающие, не выполняющие плановых заданий.
VII Сессия Московского городского Совета депутатов трудящихся утвердила плановые задания по развитию хозяйства Моссовета в 1941 г. Объем капитальных работ по централизованным и нецентра
лизованным затратам определен в сумме 967,3 млн. Руб.
Устанавливая такую обширную программу развития городского хозяйства, VII Сессия исходила из насущных потребностей города, из необходимо
сти форсировать жилищное строительство, добиться скорейшей ликвидации имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей городского хозяйства.
Настойчиво осуществляя постановления XVIII
партконференции, партийные и непартийные работники промышленных, строительных и эксплоатационных хозяйств Моссовета имеют полную возмож
ность выполнить и перевыполнить плановые задания на 1941 г.
Партийная конференция указала на необходимость установить правильный учет оборудования, материалов, имущества, а также на недопустимость бесхозяйственного их использования, как и расто
чительного использования инструмента, топлива, электроэнергии.
Это указание целиком относится к хозяйствам Московского Совета. Как учет, так и использование
оборудования, материалов, топлива, электроэнергии в этих хозяйствах находятся еще далеко не в удо
влетворительном состоянии. Достаточно, например, напомнить, что по одной из передовых строитель
ных организаций Моссовета — по Управлению куль
турно-бытового строительства — за 1940 г. процент использования (к установленным нормам) мощностей по пяти видам основных механизмов колеблет
ся от 30,6 по бетономешалкам до 85,8 по растворонасосам. Правда, использование башенных кранов в трестах этого управления достигло 105,4% нормы, однако этот сам по себе положительный факт косвенно свидетельствует об огромных нереализованных возможностях столь же эффективного использования и других строительных механизмов.
Ряд организаций Московского Совета вплотную приступил к практическому разрешению различных мероприятий, дающих значительную экономию бензина, ликвидирующих зависимость этих организаций от дальнепривозного топлива. Управление промыш
ленности строительных материалов приступило к разработке торфа на территории будущего Южного порта канала Москва—Волга; Управление автогрузового транспорта должно оборудовать в текущем году 200 автомашин установками для работы на сжиженном газе; Управление жилищного строитель
ства успешно проводит эксперименты по переводу питания экскаваторов на электроэнергию и на газогенераторные установки и т. д.
Все эти и подобные мероприятия заслуживают всяческого одобрения. Однако, хозяйственные ру
ководители должны помнить, что задача сводится не только к нахождению и освоению заменителей
остродефицитных и дорогих видов топлива, но и к тому, чтобы рационально, экономно расходовать любые виды топлива и энергии.
XVIII конференция ВКП(б) указала на необходимость бережно относиться к государственному имуществу — сооружениям, зданиям, оборудованию, инструменту и другим материальным ценностям. Конференция указала на недопустимость раз
базаривания государственного имущества (так назы
ваемого демонтируемого и излишнего оборудования и материала) путем его продажи и обмена с другими предприятиями.
И эти указания конференции целиком относятся к хозяйствам Московского Совета. В недавнем прошлом «операции» по купле, продаже и обмену излишнего материала были, к сожалению, достаточно распространенными среди строительных организаций. Ныне такого рода антигосударственная практика запрещена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1941 г. Необходимо повсе
дневно контролировать выполнение этого Указа, строго следить за проведением его в жизнь.
Задача обеспечения сохранности государственного имущества для работников городского хозяйства столицы особенно актуальна. Государство снабдило строительные организации Москвы огромным парком дорогих строительных машин. Государство обес
печило сотни и тысячи коммунальных предприятий, культурно-бытовых учреждений, жилых домов столицы таким ценным оборудованием как лифты, га
зоаппаратура, центральное отопление, электропроводка, телефоны, специальное оборудование для ле
чебных учреждений и т. п. Из года в год растет количество новых жилых и общественных зданий, увеличивается площадь усовершенствованных до
рожных покрытий, возрастает численность подвижного состава всех видов городского транспорта и т. д. Все это имущество представляет огромную ценность, оно призвано обслуживать разнообразные