От редакции

2-й дом СНК СССР будет одним из крупнейших сооружений Москвы. Постройка этого грандиозного здания на территории хаотически застроенного Зарядья - большой шаг вперед по пути осуществления генерального плана реконструкции столицы.
По своим масштабам и по размещению в плане города 2-й дом СНК окажет сильное влияние на формирование ансамбля всего центра Москвы. Поэтому архитектурное решение здания имеет глубоко принципиальное значение.
Публикуя статью арх. Л. М: Полякова, редакция надеется, что анализ и объективная критика принятого к осуществлению проекта академиков архитектуры А. А. и В. А. Весниных окажет благотворное влияние на повышение мастерства московских архитекторов, а также поможет авторам, в процессе дальнейшего проектирования, улучшить свое произведение.
Арх. Л. М. ПОЛЯКОВ

2-й дом СНК

В текущем году закончено проектирование застройки территории Зарядья.
История проектирования на этом месте здания Наркомата тяжелой промышленности, а затем дома СНК прекрасно отражает все господствовавшие в течение последних шести-семи лет направления советской архи
тектуры. Картина будет еще полнее, если сюда присоединить проектирование здания НКТП на месте ГУМ. Проектирование ве
лось в порядке серии конкурсов, в которых участвовали все виднейшие архитекторы нашей страны. Большинство из них последовательно принимало участие во всех стадиях конкурсов.
Первый период проектирования этих крупнейших сооружений характеризуется полным отрывом проектов от требований жизни. Одних архитекторов увлекала возможность экспериментировать, других же — фантазировать на тему монументального сооружения
в таких масштабах, которые не снились даже Пиранези. Наиболее яркими примерами это
го увлечения являлись знаменитые проекты архитекторов К. Мельникова и И. Леони
дова. В самом деле, вряд ли архитектор хоть на минуту мог подумать, что к постройке примут нелепые приямки на деся
ток этажей и открытые лестницы, идущие прямо на небо, да еще через какие-то рото
ры генераторов, как в проекте Мельникова. Не мог также и Леонидов рассчитывать на то, что он увидит когда-либо осуществлен
ными в натуре свои, непонятного назначения и вида столбы-небоскребы. Небоскребы эти поросли гигантскими грибами-трибунами, неизвестно для чего сделанными и задранными на огромную высоту.
К решениям этого типа приближались стеклянные небоскребы А. и В. Весниных и М. Гинзбурга. Но эти проекты, несмотря на свою нереальность, все же целиком были в
Генплан (штриховкой показано строительство 1941 г.)