В автогрузовом, автобусном, таксомоторном транспорте и авторемонтных заводах средства направля
ются на расширение стоянок для машин, укрепление и расширение ремонтной базы.
В 1940 г. был проведен ряд мероприятий по улучшению эксплоатации городского транспорта. Важнейшим из них является перевод троллейбуса с роликового токоприемника на скользящий (угольный) токоприемник.
Крупнейшей хозяйственной задачей в 1941 г. является решительный перевод грузовых и автобус
ных машин на новые виды горючего. По решению Мосгорисполкома, в 1941 г. 700 машин должно быть оборудовано газогенераторными установками и 200 машин — установками для работы на сжиженном газе.
Не менее важной задачей является широкое использование и развитие грузового трамвая. В 1941 г. перевозки грузов трамваем увеличатся до 1995 тыс. т, или на 222,4% к 1940 г. Значительно расширяются перевозки грузов троллейбусом.
В целях ликвидации отставания топливно-энергетического хозяйства, в текущем году намечены большие работы по теплофикации и газоснабжению города. Правительство ассигновало 72 млн. руб. на строительство в г. Москве новых теплоэлектроцен
тралей. Наркомат электростанций выделил 6 млн. руб. и Московский Совет — 5 млн. руб. для строитель
ства тепловых магистральных и разводящих сетей. Теплофикация охватит в первую очередь район Б. Дорогомиловской улицы и Можайского шоссе.
По плану Моссовета, на развитие газового, топливного и энергетического хозяйства ассигновано 61,7 млн. руб., т. е. в 4 раза больше, чем в прошлом году. Эти затраты обеспечивают широкое раз
вертывание нового строительства для увеличения выработки газа, окончание строительства газгольдера, сооружение 27,6 км новых газовых сетей, перекладку 22,1 км существующих сетей.
В 1941 г. намечено закончить строительство завода торфо-угольных брикетов, мощностью в 20 тыс. брикетов в год.
Значительные средства отпущены на строительство культурно-бытовых учреждений. Строятся 9 новых школ (в Ленинградском, Куйбышевском, Ок
тябрьском, Киевском, Москворецком, Первомайском. Сталинском и Бауманском районах), будет продолжаться строительство театра им. Немировича-Данченко, реконструкция театра Оперетты, и закончится строительство театра в Сталинском районе. В Цен
тральном парке культуры и отдыха им. Горького сооружается новый летний театр. Шесть кинотеат
ров будет построено в первых этажах новых жилых домов, и закончится переоборудование под кинотеатр бывш. костела в Ростокинском районе.
На благоустройство парков культуры и отдыха предусмотрено 3 млн. руб., из них: 700 тыс. руб. — Центральному парку культуры и отдыха им. Горь
кого, 1,5 млн. руб. — парку культуры и отдыха им. Сталина, 200 тыс. руб. — парку культуры и отдыха им. Дзержинского и 600 тыс. руб. — Сокольническому парку.
На капитальное строительство, ремонт и благоустройство учреждений здравоохранения выделено 21,5 млн. руб. Заканчивается строительство поликлиники в Ленинградском районе, инфекционного корпуса при больнице им. Дзержинского, инфекционно
го корпуса при Таганской больнице, корпуса при больнице «Светлые горы». При больнице на Соко
линой горе и при родильных домах будет построен ряд обслуживающих помещений; развернется строительство центральной станции скорой помощи, центральной дезинфекционной станции; реконструируется Глазная больница.
Объем капитальных вложений в торговлю и общественное питание за счет средств Моссовета составит 12,8 млн. руб. Значительные средства вкладываются другими организациями. В 1941 г. в первых этажах новых жилых домов будет оборудова
но 439 магазинов, столовых, парикмахерских, ателье, пунктов бытового ремонта и других предприятий по обслуживанию населения.
Намечено построить овощехранилища емкостью на 12,6 тыс. т.
В соответствии с решением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 января 1941 г. «О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого потреб
ления и продовольствия из местного сырья» за счет накоплений районной промышленности и собственных средств промысловой кооперации, на строительство новых и расширение существующих предприя
тий предусмотрены ассигнования в размере 110 млн. руб. Предстоит построить и ввести в эксплоатацию 8 прядильно-ткацких фабрик, 4 предприятия по про
изводству посуды из литой бумажной массы, 9 пред
приятий металло-ширпотреба, 3 мебельные фабрики, 5 фабрик химической чистки, 1 швейную фабрику и др. Расширяются завод «Лифт», фабрика «Моспластмасс», заводы «Мосштамп», «Красный металлист» и другие предприятия.
Важнейшее значение для осуществления строительной программы 1941 г. и последующих лет име
ет развитие все еще отстающей промышленности стройматериалов и стройдеталей. В текущем году должен войти в эксплоатацию ряд новых предприятий: заводы № 5 и № 6 готового бетона и железобетонных конструкций, вторая очередь завода орга
нической сухой штукатурки, цех сухого прессования и цех керамических блоков на Бескудниковском за
воде, две печи на Тучковском известковом заводе, цех терракоты и глазурованного кирпича на Куликовском заводе. Укрепляется также производствен
ная база на существующих кирпичных заводах и заводах стройдеталей.
В целом программа строительных организаций на 1941 г. утверждена Моссоветом в сумме 502,1 млн. руб. (без субподрядных работ), вместо 440 млн. руб. в 1940 г.
Так же как и в предыдущие годы, в этом году обращено большое внимание на укрепление и даль
нейшее развитие материально-технической базы строительных организаций Моссовета. На эту цель по плану капитальных работ предусмотрено 15 млн. руб. Сооружается 6 жилых домов для строителей; выделено 1,2 млн. руб. на приобретение новых ме
ханизмов и 2,3 млн. руб. — на расширение подсобных предприятий.
Плановые задания по хозяйствам Моссовета на 1941 г. предусматривают дальнейшее движение впе
ред по пути выполнения сталинского генерального плана реконструкции Москвы. В строительных и эксплоатационных организациях, в коммунальном хозяйстве, городском транспорте и промышленности есть еще масса резервов, мобилизация и использование которых должны обеспечить не только выполнение, но и перевыполнение плана.
Успешное выполнение строительного плана 1940 г. Управлениями жилищного и культурно-бытового строительства объясняется широким применением поточно-скоростных методов. Там, где эти методы применялись в недостаточной мере, — в Дорожно-мо
стовом и Топливно-энергетическом управлениях — план 1940 г. не был выполнен. Внедрение на стройках этих управлений методов поточно-скорост
ного строительства является поэтому основным условием выполнения большой программы строительства в 1941 г.
Партия и правительство поставили перед Московским Советом на 1941 г. большие задачи по дальнейшей реконструкции столицы, по улучшению работы городского транспорта, местной промышленности и т. д.
Все организации Московского Совета должны перестроить методы своей работы на основе подлинно большевистского выполнения директив XVIII Всесо
юзной партконференции. Такая перестройка явится лучшей гарантией дальнейшего успешного осуществления сталинского плана реконструкции и достиже
ния новых успехов в улучшении культурно-бытового обслуживания населения Москвы.