Строительство

ежемесячный
ЖУРНАЛ
ИСПОЛКОМА московского ГОРОДСКОГО
СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

Сталинские премии

обязывают к новому творческому подъему

В ознаменование 60-летия Иосифа Виссарионовича Сталина Совет народных комиссаров СССР в 1939 г. учредил ежегод
ные премии за выдающиеся работы в области науки, литературы и искусства, за лучшие изобретения и достижения в области техники я военного дела. В марте 1941 г. Совнарком Союза ССР принял постановление о присуждении Сталинских премий виднейшим деятелям науки и техники, литературы и искусства.
Эти мероприятия советского правительства свидетельствуют об исключительном внимании социалистического государства к работникам науки, техники и искусства, о стрем
лении всемерно стимулировать расцвет во всех областях знания и творчества.
Сталинские премии присуждены многим ученым, изобретателям, писателям, артистам, скульпторам, живописцам и представителям других отраслей культуры за крупнейшие успехи, достигнутые ими за последние шестьсемь лет. Имена этих людей популярны в широчайших массах трудящихся. Созидательная мысль, творческие искания, самоотвер
женный и плодотворный труд этих людей обогатили и прославили нашу родину, укрепили ее могущество.
Постоянные заботы партии и правительства о развитии и расцвете культуры дали богатые плоды. Наряду с маститыми представителями старшего поколения, в славную плеяду Сталинских лауреатов в преобладающем числе вошли молодые деятели. Особенно в годы сталинских пятилеток, когда вся страна в неудержимом порыве устремилась вперед, широко и бурно развернулись дарования лучших сынов и дочерей великого советского народа. «С точки зрения культурного разви
тия народа, — сказал товарищ Сталин на XVIII съезде партии, — отчетный период был поистине периодом культурной революции». Присуждение Сталинских премий показало всему миру глубину и размах прогресса культуры в социалистическом обществе.
В среде лауреатов почетное место занимают представители архитектуры. В эпоху великого градостроительства советские зодчие своим творческим трудом не только
создают огромные материальные и культурные ценности, но и утверждают новые, социалистические принципы архитектуры.
Знаменательным является награждение представителей различных творческих направлений советской архитектуры. Правитель
ство наградило Сталинской премией первой степени академика архитектуры А. В. Щусе
ва, автора проекта здания Института Маркса — Энгельса — Ленина в Тбилиси. Ха
рактерной чертой творчества А. В. Щусева, нашедшей яркое выражение в архитектуре здания ИМЭЛ, является стремление глубоко освоить и претворить в советской архитектуре исторические традиции народного искусства, органически слить черты национальной архитектуры с классической основой своей композиции.
Сталинской премией первой степени награжден автор проектов станций московского метрополитена «Комсомольская» и «Киевскаяархитектор Д. Н. Чечулин. В этих произ
ведениях, отмеченных высокой наградой правительства, наиболее полно проявились своеобразие дарований и творческого направления Д. Н. Чечулина. Богатство декоратив
ных средств, жизнерадостность, сильный художественный темперамент — таковы осо
бенности архитектуры этих станций метрополитена.
Другие черты характерны для архитектуры станции метро «Дворец Советов», которую правительство отметило премией второй степени. Отличительной ее особенностью является большая сдержанность форм и исключи
тельная простота отделки. Вместе с тем, авторы проекта этой станции — архитекторы А. Н. Душкин и Я. Г. Лихтенберг, умело расположив источники света, создали ощущение величественности сооружения и простора в нем.
Характерной чертой творчества другого лауреата, академика архитектуры Б. М. Иофана, является желание выразить революционные идеи эпохи победоносного строи
тельства социализма в новых архитектурных формах, в синтетическом слиянии архитекту
ры и скульптуры. Ярким образцом творчества Б. М. Иофана является отмеченное Сталин

Москвы