ской премией второй степени здание павильона СССР на Парижской выставке 1937 г.
Здание Верховного Совета УССР, сооруженное по проекту архитектора В. И. Забо
лотного, награжденного за это Сталинской премией первой степени; павильон Азербайд
жана на ВСХВ (архитекторы С. А. Дадашев и М. А. Усейнов) и павильон Грузии (архитектор А. Г. Курдиани), авторы которых полу
чили премии второй степени; ансамбль жилой застройки новой магистрали столицы — Б. Калужской улицы, — осуществлен
ный по проектам академиков архитектуры А. Г. Мордвинова и Г. П. Гольца, удостоенных премии второй степени, -— все эти соору
жения наглядно показывают индивидуальные творческие тенденции, разнообразные худо
жественные средства и приемы, присущие их авторам.
Отмечая высокой наградой самые различные произведения архитектуры, правитель
ство тем самым подчеркнуло закономерность смелых творческих исканий наших зодчих, необходимость и впредь развивать многообразие социалистического искусства, шире использовать огромные возможности, кото
рые раскрывает перед архитекторами метод социалистического реализма.
Большинство произведений архитектуры, авторы которых получили Сталинские премии, сооружено в Москве. Это ко многому обязывает московских архитекторов, проекти
рующих десятки и сотни новых жилых, общественных и культурно-бытовых зданий для строительства на реконструируемых улицах, магистралях и площадях столицы. Ма
стера архитектуры должны стремиться к тому, чтобы каждое новое здание, воздвигаемое в столице Советского Союза, было оце
нено наивысшим баллом и было достойно по своим архитектурным качествам тех со
оружений, авторы которых награждены Сталинскими премиями.
Свыше четырехсот работников науки, техники, искусства включены в славную плеяду Сталинских лауреатов. Среди этих лучших из лучших людей нашей страны мы встречаем имена тех, кто своими замечательными науч
ными работами способствовал прогрессу строительного дела в Советском Союзе. Таковы профессор В. З. Власов, академик Н. И. Мусхелишвили, академик Е. О. Патон, профессор И. И. Китайгородский.
Однако, надо признать, что на первый всенародный сталинский смотр выдающихся достижений многочисленная армия работни
ков строительной индустрии и промышлен
ности строительных материалов пришла с недостаточными успехами. Размах осущест
вляемого в нашей стране строительства не
имеет себе равного ни в прошлом, ни в настоящем всех народов и стран. В среде строителей имеется немало талантливых изобретателей, смелых новаторов, которые спо
собны решить самые сложные творческие задачи реконструкции строительного дела. И не может быть сомнений в том, что «У нас откроются новые громадные резервы, как только проявим настоящую заботу о на
ших многочисленных изобретателях, рационализаторах и их помощниках. Нужно активно, материальными и общественными мерами,
поощрять и продвигать это дело, как учит этому товарищ Сталин» (из доклада товарища Молотова на XVIII съезде партии).
За годы сталинских пятилеток строительное производство непрерывно совершенство
валось. Многочисленный отряд строителей Москвы неизменно шел в передовых рядах армии строителей. В процессе великой и напряженной стройки изживались дедовские кустарные традиции и осваивались передовые индустриальные методы строительства. Особенно крутой поворот от кустарщины к инду
стриализации в московском строительстве связан с именем Сталинского лауреата — академика архитектуры А. Г. Мордвинова.
По его инициативе в 1939 г. впервые было осуществлено поточно-скоростное строитель
ство 24 жилых домов, основанное на новых рациональных принципах организации всего
процесса строительного производства. Этот вполне оправдавший себя опыт поставил пе
ред строителями ряд актуальных требований: возникла потребность в новых разнообразных строительных и транспортных механизмах; назрела задача полного вытеснения со строи
тельных площадок так называемых мокрых процессов; выявилась необходимость реши
тельного отказа от традиционного приема облицовки здания после окончания кладки кирпичных стен и перехода к одновременному производству этих работ; остро встал вопрос о новых конструктивных решениях строительных деталей, о новых строительных материалах и т. д.
Ряд задач уже успешно решен, но предстоит сделать еще очень многое. Перед ра
ботниками научно-исследовательских и строи
тельных организаций, перед практикамистроителями, изобретателями и рационализа
торами во весь рост стоят конкретные задачи дальнейшего совершенствования строительной техники, дальнейшего увеличения и улучшения ассортимента строительных материалов при одновременном их удешевлении, всестороннего роста культуры строительного производства.
Москва с ее грандиозными масштабами строительства является лабораторией передового строительного опыта. В Москве особенно многочисленны и разнохарактерны научноисследовательские, проектные и другие орга
низации, консультация и непосредственная помощь которых бывает необходима для наи
более полной реализации ценных идей специалистов-практиков и самородков-изобретателей. В Москве, больше чем где-либо, усло
вия благоприятствуют успешной творческой работе новаторов, изобретателей и рационализаторов.
И именно поэтому мы вправе ожидать, что ко второму всенародному сталинскому смот
ру крупнейших достижений в области науки, техники, литературы и искусства не только архитекторы, но и строители Москвы придут
со значительными успехами, способствующими мощному прогрессу строительного дела.