Инж. В. И. БОБЕРКО

Проекты типовых секций для строительства 1941 г.1

Проектными организациями Моссовета, Институтом массовых со
оружений Академии архитектуры и Отделом типового проектирования треста «Горстройпроект» раз
работаны новые секции для строительства многоэтажных жилых домов.
Технико-экономический анализ позволяет установить, что по боль
шинству новых проектов секций получается некоторое снижение стоимости жилой площади по сравнению с типовыми секциями 1940 г.
Если принять за эталон наиболее распространенную в жилищном строительстве 1940 г. секцию арх. Розенфельда и инж. Гохбаума, то по секциям Академии архитекту
ры и Горстройпроекта снижение составляет около 8%, а по секциям Моссовета — около 6%.
Наряду с сокращением стоимости жилой площади, заметно сни
жены и эксплоатационные расходы. По секциям Академии архитектуры и Горстройпроекта сокращение достигает 10%, а по секциям Мос
совета—5%. Экономия получена главным образом за счет некоторого уменьшения объемных коэфи
циентов и увеличения количества жилой площади, приходящейся на один лифт.
В большинстве новых решений отмечается увеличение площади
секций, достигающее по проектам Моссовета и Горстройпроекта в среднем 225—235 м2, а по проек
там Академии архитектуры — 275 м2, против 160 м2 в секциях 1940 г. (арх. Розенфельда и инж. Гохбаума).
Увеличение жилой площади секции в 1,5 раза, при стоимости лифта в 50 тыс. руб. и эксплоатационных расходах в 6 тыс. руб.
в год на один лифт, сокращает строительную стоимость жилой площади на 3% и эксплоатационные расходы — на 8—9%.
Наряду с этими достижениями экономического порядка, во многих проектах улучшено архитек
турно-планировочное решение жилой квартиры. Об этом свидетель
ствует отказ от. глубоких комнат с альковами, устройство входов в жилые комнаты из просторных передних, необходимая изоляция санузлов и т. д.
Но наиболее интересным и но1 В порядке обсуждения.
вым в области проектирования жилья является то, что секции Академии архитектуры и Гор
стройпроекта решены на основе изучения фактического расселения и его влияния на бытовые удоб
ства и экономику жилищного строительства.
Обширный и детальный анализ большого количества секций про
ектирования 1940 г. и предыдущих лет, а также обследование эксплоатации ряда новостроек в Мо
скве и на периферии, проведенные Академией архитектуры и Горстройпроектом, позволили выявить ряд недостатков, свойственных на
шему жилищному строительству1
Одним из существеннейших недостатков секций прошлых лет яв
ляется большая площадь квартир и комнат. Так, например, двухком
натные квартиры проектировались площадью в 40—45 м2, трехкомнатные — в 50—60 м2; размеры
комнат достигали 24—26 м2, а в среднем колебались от 18,5 до 20 м2.
Проектировщики стремились обеспечить «парадность» решения квар
тиры и низкий объемный коэфициент. Фактически же это привело к ухудшению экономических показателей и бытовых удобств.
Обследования ряда вновь выстроенных домов в Москве и на периферии регистрируют преиму
щественно покомнатное заселение квартир. При этом 70—80% семей
имеют одну комнату, и количество комнат, приходящееся в среднем
на семью, составляет всего 1,2— 1,3.
Между тем, совершенно ясно, что чем меньше будут площади квартир, тем большее количество се
мей будет обеспечено отдельными
квартирами. Очевидно также, что чем меньше будет средняя жилая
площадь комнаты, тем большее количество семей будет получать две комнаты, вместо одной.
Подсчеты показывают, что при тех же затратах, уменьшив площадь комнаты и доведя среднюю площадь квартиры до 20—30 м2,
1 Результаты обследования Академии архитектуры приведены в статье арх. И. Л. Длугача «Рациональное расселение — основа про
ектирования жилой секции» в № 1
журнала «Строительство Москвыза 1941 г.
В секциях прошлых лет, как уже указывалось, площадь комнаты достигала 19 м2, и это вело к рассе
лению большинства семей покомнатно в больших квартирах ком
мунального типа или к перерас
ходу жилой площади, что связано с повышением затрат на одну семью. Так, например, при предо
ставлении семье из трех-четырех человек квартиры в 40 м2 (сред
ний размер квартиры в секциях прошлых лет) затраты на одну семью составляют 24 тыс. руб., а при предоставлении такой же семье квартиры в 24 м2 (из расче
та 6 м2 на человека) затраты на семью составят не более 15 тыс. руб.
Известный интерес представляет практика зарубежного жилищного строительства. В журнале „The Atnerican Architecte приводятся размеры жилых комнат в муниципальных
жилых домах по ряду европейских стран (Англия, Франция, Германия, Голландия, Швейцария, Австрия). Из этих материалов видно, что площадь столовой в среднем составляет 12,4 м2 (при колебании от 7,7 до 17,0 м2), гостиной —
16,2 м2 (при колебании от 9,0 до 18,5 м2), спальни — 9,7 м2 (при колебании от 5,0 до 15,5 м2). Американская практика дает среднюю
можно обеспечить до 60% общего числа семейных отдельными квар
тирами. Поэтому одной из главных
задач при проектировании жилых секций является правильно и обоснованно выбранная средняя площадь комнаты. Эта величина на
ходится в прямой зависимости от принятой нормы площади на одно
го человека и среднего количества комнат на одну семью.
Обследование показало, что фактически в среднем на одного человека приходится около 6 м2 жилой площади. Для обеспечения более благоприятных бытовых условий количество комнат, приходя
щееся в среднем на одну семью,
должно быть не менее 1,5, так как только при этом показателе семьи, состоящие из четырех и более че
ловек, могут быть обеспечены двумя-тремя комнатами.
Приняв эти установки и средний коэфициент семейности в 3,5, получим, что площадь комнаты: