площадь столовой — 9,4 м2, гостиной—17,5 м2, спальни — 11,6 м2. По всем этим данным, средний размер комнаты составляет около 13 м2.
Проекты малометражных квартир с небольшими комнатами встреча
ют различные возражения. Одни утверждают, что в малометражных квартирах повышается строи
тельная стоимость жилой площади за счет увеличения количества перегородок, внутренних стен, сани
тарно-технического оборудования и т. д. Другие указывают на то, что малометражная квартира не соответствует перспективам увели
чения нормы жилой площади на человека.
Произведенные технико-экономические подсчеты показали, что удорожание строительства имеет место в пределах 4% от общей стоимости здания. Наряду с этим, анализ секций с малометражными квартирами показывает, что коли
чество полезной жилой площади в этих секциях получается большее, чем в секциях с большими квартирами. Увеличение полезной жил
площади происходит за счет уменьшения площадей передних, кухонь, за счет совмещения убор

ных с ванными и других планиро

вочных приемов, оправданных для квартир, заселяемых одной семьей. Следовательно, незначительное удо
рожание строительной стоимости компенсируется эксплоатационными выгодами.

Что же касается перспектив увеличения нормы жилплощади на че

ловека, то по мере ее увеличения квартира будет заселяться меньшим количеством людей. Так, на
пример, квартира площадью в 24 м2, заселяемая при норме в 6 м2 семьей из четырех человек, при увеличении нормы до 8 м2 будет заселена семьей из трех человек и т. д.
Целесообразность внедрения в массовое жилищное строительство квартир площадью в 20—30 м2 не исключает необходимости строи
тельства определенного количества квартир площадью в 40—60 м2, рас

считанных на заселение большими семьями.

Таким образом, установка на уменьшение площадей комнат и квартир должна быть положена в основу массового жилищного строительства.
При средней площади комнаты в 14—15 м2 ее размеры могут колебаться в пределах от 9 до 18 м2.
Ограничить максимальную площадь комнаты необходимо, во из
бежание заселения одной комнаты семьей из четырех-пяти человек.
Помимо всего этого, необходимо, чтобы в каждой секции был на

бор квартир и комнат разных раз

меров, в целях лучшего расселенния семей различного состава.
Стремление обеспечить значительно больший, по сравнению с прошлым, контингент населения отдельными квартирами характерно для значительного числа секций, разработанных для 1941 г.
Считая, что принципы, заложенные в основу этого стремления, являются для массового жилищного строительства основными и ре
шающими, дальнейший анализ предложенных решений строится главным образом под этим углом зрения.

* * *

Почти все секции, запроектированные мастерскими Моссовета, состоят из больших квартир и ком
нат. Однокомнатные квартиры имеют площадь в 20—22 м2, двухкомнатные— 36—40 м2, трехкомнатные — 53—61 м2. Размеры от
дельных комнат достигают 24— 26 м2, при колебании средней площади комнаты от 18,5 до 19,3 м2.
Лучшими из числа проектов, разработанных мастерскими Моссове
та, являются новые секции арх. Розенфельда и инж. Гохбаума.
Четкая планировка, проработанная архитектура интерьера, нали
чие входов во все жилые комнаты из просторных передних, изоляция санитарного узла, экономичное решение мусоропровода, удобная кух
ня, разнообразие набора квартир в секции и, наконец, простая и четкая конструктивная схема свиде

тельствуют о дальнейшем улучшении секции 1940 г. тех же авторов.

Однако, следует отметить, что эти секции характеризуются срав
нительно неблагоприятными экономическими показателями (объемный коэфициент 7,18 и 7,28). Кроме того, они состоят из двух- и трех
комнатных квартир площадью в 36—60 м2, при средней площади комнаты в 19 м2. Следовательно, в массовом строительстве эти секции использованы быть не могут.
Остальные секции, разработанные мастерскими Моссовета, не могут быть рекомендованы в качестве типовых по следующим соображениям.
Секции архитектора Бумажного и Джуса состоят из квартир больших площадей (40—55 м2) с кух
нями-столовыми. Эти квартиры пригодны лишь для заселения од
ной большой семьей. В случае покомнатного заселения этих квартир и вытекающего из этого пересчета объемных коэфициентов (исключе
ние жилой площади в кухнях) секции становятся экономически менее выгодными, по сравнению с лучшей по планировочному реше

нию секцией арх. Розенфельда и инж. Гохбаума.

Секции арх. Пучкова и проф. Фридмана состоят из еще боль
ших квартир или имеют ряд других недочетов: темная лестница в секции проф. Фридмана, недоста
точная нагрузка на лифт (130— 160 м2 жилой площади) в секциях арх. Пучкова и т. п.
Интересную работу по проектированию секций выполнил Институт массовых сооружений Академии архитектуры. Секции, предложенные институтом, состоят глав

ным образом из квартир весьма малых площадей.

Приводимые нами секции арх. Длугача включают квартиры площадью в 19,5—25,0 м2, что позво
ляет заселить их семьями в тричетыре человека, а такие семьи составляют до 50% общего количества семей.
В секциях архитекторов Блохина и Зальцмана запроектированы квартиры таких же площадей (18,5—25,4 м2) с устройством входа в квартиры не из общего ко
ридора, как это имеет место в секции арх. Длугача, а из широко развитых «карманов» лестничных клеток.
Этот прием представляет известный интерес, так как обеспечивает вход в каждую квартиру непосредственно с лестничной площадки. Но в то же время устройство «карманов» увеличивает периметр внутренних стен, площадь железо
бетонных перекрытий лестничных площадок, усложняет планировку первого этажа, не дает возможности осветить входы во все кварти
ры. Применение двух спаренных лестниц при одной клетке лифта спорно в отношении пожарной безопасности.
Секции мастерских Моссовета отличаются большой площадью квартир и комнат; в секциях Академии архитектуры имеет место другая крайность; здесь в подавляющем большинстве случаев предусмотрены лишь малометражные