же подводит посетителей другая транспортная магистраль, идущая от Дмитровского шоссе. Территория выставки связана с аллеями бывш. Останкинского парка и специальными дорогами с Окружной, Ярославской и Октябрьской железными дорогами.
Основными магистралями выставки являются: главная аллея с площадями Колхозов, Механизации и Прудовой и параллельные ей северная и южная дороги. По периметру выставки устроена кольцевая дорога.
Дороги и площади выставки устроены так, что, связывая территории ее разделов и сооружения, они постепенно раскрывают перед посетителем содержание и архитектурные перспективы выставки.
Въезд с Ярославского шоссе, главный вход, главная аллея, площадь Колхозов с павильонами союзных республик, площадь Механизации, отраслевые павильоны, отдел жи
вотноводства, отдел «Новое в деревне», «Мичуринский сад», «Охотничья тропа», «Субтропики», «Участок открытого грунта», «Экспонатные посевы» и «Зона отдыха» — основные части или разделы генерального плана выставки.
В 200 м от поворота с Ярославского шоссе к главному входу выставки на большом гранитном пьедестале воздвигнута 25-метровой высоты статуя «Рабочий и кол
хозница», выполненная из нержавеющей стали. Стремительным порывом, подняв серп и молот, рабочий и колхозница как бы приветствуют посетителя выстав
ки. На постаменте скульптуры стальными буквами начертана первая статья Сталинской Конституции: «Союз Советских Социа
листических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян».
Перед скульптурой расположен бассейн. Зеркальная гладь воды, отражая статую, удваивает впечатление. По сторонам въезда— богатые цветники, электрические фонари, флаги. Въезд широким проспектом, обсаженным старыми липами, подводит к триум
фальной арке труда — главному входу на выставку.
Перед главным входом — площадь, к которой стекаются все виды городского наземного транспорта: автомобили, троллей
бусы, автобусы, трамваи. Расположение мест разгрузки, загрузки, прибытия и стоянки транспорта строго продумано: сигнализация радиофицирована и автоматизирована. Мощ
ный «динамик», свободно перекрывающий 800-метровое расстояние, передает прибывающим необходимую информацию. Здесь начинается выставка.
Пройдя сквозь монументальные арки главного входа, богато украшенного скульпту
рами, прославляющими труд и его дары, посетитель попадает на Административную
площадь. Перед ним главная аллея; справа павильон администрации, украшенный пор
тиком с огромной одноцветной фреской, изображающей разнообразные виды сельскохозяйственных работ в колхозах.
Главная аллея богато декорирована цветами, зеленью; по сторонам расставлены
большие светильники. Вдали виднеется мощная башня Главного павильона; ее украшает золоченый орнамент из злаков. 56-метровая башня служит пьедесталом для увенчивающей ее золоченой 13-метровой скульптурной группы «Тракторист и колхозница». Ря
дом с башней, выделяясь строгими, четкими архитектурными формами и белизной стен, стоит Главный павильон. На его фасадах золоченые гербы одиннадцати союзных республик и огромный герб СССР. Перед павильоном, на фоне знамен, установлены ста
туи Ленина и Сталина. Экспонаты павильона красочно рассказывают о победах социалистического сельского хозяйства в одиннад
цати братских республиках, о передовых колхозах, совхозах, МТС, о новой культуре, науке, обороне, о роли партии в преобразо
вании сельского хозяйства, о Сталинской Конституции.
Внушителен величественный центральный зал павильона. В нем продемонстрировано нерушимое единство многонационального социалистического государства. В 11 диаграммах, выполненных лучшими художни
ками, изображается каждая из 11 союзных республик. Показ завершается скульптурным апофеозом торжества ленинско-сталинской национальной политики. Не менее внушительно, средствами скульптуры, живопи
си, кино и радио, выражены темы Главного павильона в остальных залах.
Центр выставки — площадь Колхозов. Она больше Красной площади в Москве. Посере
дине ее, в ярком обрамлении из цветов, устроен большой водный бассейн с мощными фонтанами. С наступлением темноты струи фонтана освещаются разноцветными огнями. Вокруг площади высятся павильо
ны союзных республик и областей РСФСР.
В архитектуре этих павильонов выражено единство и своеобразие республик и областей великого Советского Союза.
Нарядная, величественная Москва, солнечная, приветливая Грузия, обильная Украина, суровая, щедрая Сибирь, молодая, бодрая Белоруссия, яркий Азербайджан, поэтиче
ская Армения, героическое Поволжье, цве
тистая Туркмения, грозный Дальний Восток и остальные республики, края и области — все спаяны крепкой дружбой, все — победители колхозных урожаев.
Каждый зональный павильон окружен растительностью, характерной для данного района: тунговое дерево, кусты чая, персики, вишни, карагач и альпийские травы, то
поль и кипарисы, туя и серебристая ель, хурма и виноград, тутовое дерево и кедр и т. д.
У некоторых павильонов среди зелени и цветов размещены фонтаны с водоемами. Кое-где белеют статуи и вазы. Удобные скамейки дают возможность отдохнуть, полюбоваться архитектурой павильонов.
Главная аллея выставки, продолжаясь за площадью Колхозов, подводит к площади Механизации с отраслевыми павильонами и павильоном Механизации.
В середине площади возвышается мону