ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДВУХНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ МОСКОВСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

АВГУСТ 1940 год СЕМНАДЦАТЫЙ ГОД ИЗДАНИЯ

За полную ликвидацию сезонности в строительстве

Одним из важнейших условий, определяющих освоение индустриальных методов в строительстве, является планомерное, круглогодичное производство строительных ра
бот, т. е. полная ликвидация сезонности в строительстве. Практика последних лет подтвердила полную возможность и необходимость непрерывного ведения работ без за
метного ослабления темпов строительства в условиях зимнего периода. Рост промышлен
ности стройматериалов, рост производства и практического внедрения в строительство сборных конструкций, полуфабрикатов и стройдеталей, изготовляемых на заводах и крупных механизированных стройдворах, в значительной мере облегчают задачу нор
мального круглогодичного строительства и резко ослабляют зависимость строительства от условий осенне-зимнего сезона. В част
ности, применение сборных конструкций и заводских стройдеталей вытесняет заготовительные операции, связанные с так называе
мыми мокрыми процессами на стройплощадках, а именно эти мокрые процессы чрезмерно усложняют производство строительных работ зимой и являются основным источником удорожания зимнего строительства.
Однако, успешное ведение зимнего строительства требует от строителей самой тщательной и всесторонней подготовки. Подготовка должна быть осуществлена заблаго
временно, задолго до наступления морозов. Низкий уровень зимних работ всегда сказы
вается там, где строители слишком поздно развернули и провели подготовительные работы.
Подготовка к зиме должна быть начата прежде всего с всемерного форсирования и, по возможности, завершения тех работ, которые в условиях зимы вызывают чрезмер
ное удорожание строительства, снижение темпов и удлинение сроков производства. Сюда в первую очередь относятся земляные работы, бутовая кладка фундаментов, бетонные работы, наружные работы по устройству вводов, производство всевозможных планировочных работ и пр. Нет нужды доказывать значение этого организационного мероприятия в планировании зимнего строительства и в снижении стоимости последнего.
В деле культурной организации и успешного осуществления всех внутренних работ, в первую очередь отделочных, исключительное значение имеет обеспечение технически рационального и экономически эффектив
ного теплового режима в здании. Практика зимнего строительства за последние годы показала, что наилучший эффект достигает
ся в тех случаях, когда к началу производ
ства отделочных работ в здании строители
заканчивают монтаж котельных устройств и всей системы центрального отопления и используют эту систему с целью сушки зда
ния, обогрева отделываемых помещений, ис
кусственной сушки штукатурки и пр. При этом отпадает надобность в содержании штата истопников на отдельных устройствах и достигается значительная экономия топ
лива. Поэтому, наряду с указанными ранее мероприятиями по подготовке к зиме, необходимо во всех случаях добиваться осуще
ствления также и этого важнейшего в технико-экономическом отношении и культурного с точки зрения организации зимних работ мероприятия.
Выбор рациональных тепловых установок и эффективных источников тепла имеет важ
ное технико-экономическое значение. При невозможности использовать центральную систему отопления или при недостаточности ее для нужд производства следует, как правило, избегать мелких печных устройств, от
личающихся малой производительностью, требующих большого расхода топлива и обслуживающей рабочей силы и весьма небезопасных в пожарном отношении. К сожалению, в проектах, поступающих на рассмот
рение в Экспертно-технический отдел Мосгорисполкома, чаще всего преобладают именно такие мелкие, малоэффективные уст
ройства. При значительных объемах зимних работ оборудование временных котельных установок в таких случаях, несомненно, явится более рациональным, более культурным и наименее опасным в пожарном отношении мероприятием.
Своевременно отремонтировать инвентарь для зимних работ, заготовить топливо и утеплительные материалы, утеплить подсобные помещения, заготовить зимнюю спецодежду для рабочих, утеплить водопровод