и другие временные устройства, переоборудовать растворное хозяйство в соответствии с требованиями зимнего производства и объемом запланированного строительства - все эти элементарные требования должны быть выполнены со всей тщательностью и полно
той, так как каждое из них, являясь звеном в общей цепи производственных мероприя
тий, определяет собой качество подготовки и успех зимнего строительства в целом.
Не нарушать технологии зимнего производства! Выполнение этого основного требования должно быть обеспечено тщательной и своевременной разработкой технических условий на все виды строительных работ в зимних условиях. Правильная органи
зация работ на основе строгого соблюдения технических условий является важнейшим требованием в борьбе за качество, за недо
пущение чрезмерного удорожания зимнего строительства. Необходимо во всех строительных трестах, а также в техническом аппарате строительных управлений организовать краткосрочные семинары для технических работников и лекции для руководителей рабочих бригад, с целью массового инструктажа по вопросам зимнего строитель
ства, по техническим условиям зимнего производства работ, по вопросам технического контроля.
Однако, разрабатывая технические условия и организуя зимнее строительство, необходимо решительно отходить от старой технологии и смело внедрять новую технологию, используя передовой опыт, накоплен
ный в строительной практике последних лет, а также в результате многочисленных, ус
пешно осуществленных за последние годы научно-экспериментальных работ. Новая технология должна основываться прежде всего на решительном сокращении и вытеснении мокрых процессов, чрезвычайно усложняющих и удорожающих зимнее производ
ство работ. Применение облицовочного кирпича и других облицовочных фасадных материалов, укладываемых одновременно с возведением стен здания, внедрение «сухих ме
тодов» отделки за счет применения сухой штукатурки и различных офактурованных элементов, массовое применение сборных стройдеталей в перегородках, перекрытиях и пр. - таковы пути вытеснения мокрых процессов в общестроительных и отделочных работах в зимних условиях.
Мы располагаем положительным опытом применения сборных фундаментов на строи
тельстве многоэтажных жилых зданий. В частности, опыт этот был успешно реализован Трестом блочного строительства в условиях исключительно суровой прошлогодней зи
мы на строительстве двух шестиэтажных корпусов по Дербеневской набережной, по инициативе и по проекту арх. Блохина и ин
женеров Кучерова, Авакова, Карманова и др. Мы располагаем положительным опытом треста «Мосжилстрой» и его центральной лаборатории (инж. Б. Иванов) по сушке штукатурки методом вымораживания, а также с помощью электрической энергии и не
которыми другими методами. Эти новые достижения строителей также должны быть включены в арсенал технического оснащения зимнего строительства.
Целый ряд ценных технических достижений в зимнем строительстве явился резуль
татом упорной научно-исследовательской деятельности строительных организаций, ла
бораторий и институтов. Недаром методы зимнего строительства в СССР являются в техническом отношении наиболее передовыми в мире. Это обязывает нас с еще боль
шей настойчивостью продолжать научноэкспериментальную работу во всех областях зимнего строительства, добиваясь новых и новых достижений, добиваясь дальнейшего неуклонного совершенствования зимней строительной техники.
В течение примерно пяти месяцев в году строителям приходится иметь дело с разра
боткой мерзлых грунтов. Наибольшие объемы таких работ выполняются в водопровод
но-канализационном строительстве. Кроме того, ликвидация различных аварий в подземном хозяйстве также связана с производством земляных работ. Поэтому механизация земляных работ в зимних условиях пред
ставляет собой задачу исключительной важности.
В течение последних лет в практике московского зимнего строительства успешно были проверены методы разработки мерзлых грунтов с помощью электропрогрева, паропрогрева, а также применение взрывной тех
ники. Большая работа, выполненная в этом направлении Экспертно-техническим отделом, а также Управлением водопроводно-канализационного хозяйства Мосгорисполкома, по
казала, что московские строители могут и должны стать пионерами широкой механи
зации зимних земляных работ. От клина, кувалды и лома необходимо решительно и смело переходить к передовым, культурным
и технически совершенным методам зимних земляных работ.
Успешное ведение зимнего строительства в немалой степени будет зависеть также и от работы предприятий промышленности стройматериалов и стройдеталей, от того, как эти предприятия подготовились к зиме. Срыв производственного плана ряда предприятий,
не подготовившихся как следует к зимнему сезону, повлек за собой в прошлогодний зимний сезон срыв производственного гра
фика на ряде строек. Не повторять ошибок прошлого года, обеспечить бесперебойную, четкую работу заводов стройдеталей, не до
пускать снижения темпов производства - такова задача руководителей предприятий и Управления промышленности стройматериалов и стройдеталей Мосгорисполкома.
В борьбе за культурную, стахановскую организацию производства на базе широкой и всесторонней подготовки, вооружаясь пе
редовой техникой, московские строители и руководители строительных организаций обеспечат высокие стахановские темпы зим
него строительства и успешное выполнение строительной программы.