Проф. Л. А. ИЛЬИН
Пять лет прошло со времени опубликования исторического по
становления ЦК ВКП(б) и СНК СССР о генеральном плане реконструкции г. Москвы. Это постано
вление явилось развернутой про
граммой преобразования Москвы в социалистический город, в подлинную столицу страны и потребовало, в качестве завершения и ито
гового выражения новых форм, создания ансамбля Москвы.
В результате руководящих указаний партии и правительства и на основе уроков практики, обогащенных теоретической мыслью, советские архитекторы осознали необходимость ансамбля в градостроительстве. Работа над реконструкцией городов помогала выя
вить значительные архитектурные преимущества ансамбля в тех случаях, когда он удавался, и ошиб
ки, порой очень наглядные и ощу
тительные, когда он забывался или не удавался.
Для создания в наших городах полноценного ансамбля недостаточно сознавать его необходимость. Кроме этого, надо понимать средства и пути создания ансамбля и действенного его осуществления. Создание ансамбля города - одно из труднейших ис
кусств, потому что оно требует способностей и умения использо
вать многочисленные разнородные компоненты городского строительства с учетом их функционально
го назначения и одновременно в целях организации ансамблевого архитектурного порядка. Эта за
дача особенно усложняется при решении ансамбля большого города, где даже однородные компо
ненты ансамбля размещены на большом пространстве и, кроме того, могут быть различны по ве
личине, силе и характеру. Вопрос создания ансамбля становится еще интереснее и сложнее в условиях такой развитой топографии, какую имеет Москва. Ансамбль новой Москвы - одна из труднейших и благороднейших проблем этого ро
да, так как, помимо всего пере
численного при решении ансамбля, приходится учитывать влияние старого города, линий его плана, его построек, среди которых имеется много различных помех и много таких историко-художест
венных ценностей, как Кремль, бывш. храм Василия Блаженного,
Большой театр, Университет, дом Пашковых (Библиотека им. Ленина) и масса других прекрасных зда
ний и ансамблей, включаемых в новую систему города.
Сталинский план реконструкции Москвы определил все основные положения реконструкции города. Им были определены направления главных магистралей, с использованием старых и созданием новых улиц, установлены масштабы жилых кварталов, места реконструируемых и создаваемых вновь жи
лых массивов, регламентирован характер, тип и высотность капитальной застройки, принята плот
ность населения, намечено размещение промышленности, располо
жение вокзалов, решена основа зеленой системы города, опираю
щейся на существующие массивы парков и пригородных лесов, зафиксированы крупнейшие новшества в жизни Москвы - метропо
литен и соединение Москва-реки с Волгой - и, наконец, утвержде
но место строительства и форма величайшего здания Москвы - па
мятника нашей эпохи - Дворца Советов.
За истекшие со времени постановления пять лет проведена большая работа по детализации пла
на. Почти полностью определены красные линии застройки города, но далеко не в одинаковой мере выявлено объемно-архитектурное решение различных частей города, тогда как именно в этом заключается переход от чисто террито
риальных к пространственным представлениям. Детализация плана проведена под общим руководством главного архитектора города акад. арх. С. Е. Чернышева специальными планировочными мастерскими, во главе которых стоя
ли крупнейшие архитекторы страны. Параллельно с проектирова
нием шли значительные по объему первоочередные работы по рекон
струкции города, давшие, с одной стороны, ощутительные практиче
ские результаты, а с другой - послужившие необходимой проверкой ряда проектных предложений.
Расширенные и технически благоустроенные магистрали обеспе
чивают быстрое и комфортабельное передвижение по городу при резко возросшем и продолжающем развиваться городском транс

Об ансамбле Москвы

порте. Освобожденные от излишней застройки улицы и площади открывают перспективы и напол
няют город воздухом, делая его просторным и все более ясным.
Новые набережные Москва-реки и Яузы и новые мосты через реку заметно преобразили прилегающие к ней районы города. Сня
то бесформенное скопление домов на подходах от реки к Красной площади, и сразу образовалась замечательная перспектива с Мос
кворецкого моста на бывш. храм Василия Блаженного и Кремль. Снесена хаотическая застройка на Манежной площади, и этим положено начало величественному проспекту Дворца Советов. Расширенные и благоустроенные магистра
ли застраиваются большими домами различного технического и архитектурного уровня.
Все это сильно изменило город в санитарно-гигиеническом, техническом и архитектурном отношении.
Однако, еще очень мало участков, где бы сформировался новый пейзаж, новый ансамбль, созданный из вновь построенных элементов или в гармоническом сочетании старого с новым.
Можно утверждать, что за истекшие пять лет искусство композиции отдельных зданий окреп
ло и выросло в мастерство. Но еще не созрело среди градостроителей искусство создания ансамбля, т. е. умение так поставить здание, так его решить в части мате
риала, отделки и цвета, чтобы оно органически вошло в круг других зданий, как новых, так и старых. Анализ новых построек на 1-й Мещанской улице позволяет ут
верждать, что отдельные здания не находятся в стилистическом, масштабном и архитектоническом согласии. Нет единства и в материале отделки, колорите и фактуре. Не чувствуется, что проектировщики стремились к архитектур
ному единству улицы, к ансамблю. Наоборот, можно подумать, что каждый из них боялся, что его дом сольется с соседними и не бу
дет заметен. В результате, может оказаться, что когда какой-либо участок магистрали будет закон
чен, то вместо ансамбля получится занимательная выставка различных по характеру зданий. Вряд ли то