гда авторы этих домов будут довольны общими результатами и друг другом.
Чтобы избежать такого результата, необходимо единое четкое и достаточно волевое градостроительное руководство. Социалисти
ческий ансамбль такого города,
как Москва, города, созидаемого почти заново, надо организовать, начиная от отдельных элементов и переходя постепенно ко все большим величинам: кварталам, ули

цам, магистралям, площадям, мик

рорайонам, и, наконец, к городу в целом.
В настоящее время реконструкция Москвы осуществляется главным образом на магистралях и
площадях. Это объясняется тем, что выросший почти вдвое город тре

бует в первую очередь развитых путей сообщения. Реконструкция магистралей и площадей заключа

лась не только в их расширении, но и в застройке жилыми и обще
ственными зданиями. Основным недостатком в этой значительной по масштабам работе было то, что застройка магистралей велась
только по фронту улицы, кулисно, без необходимой реконструкции кварталов в целом. Это, несомненно, снижает санитарно-гигиениче
ский эффект реконструкции и во многих случаях превращает новую застройку в своеобразный декорирующий заслон. Но даже этот
принцип застройки выдержан не до конца, ибо часто новое строительство на данной магистрали ве
дется не целыми квартальными отрезками, а отдельными домами.
В архитектурном отношении получаются презентабельные дома, нередко идущие от ренессансных и более поздних палаццо, за которыми, однако, нет ни прекрасных дворов, ни нового современ
ного решения пространства. Фронт улицы излишне монотонен и ли
шен игры объемов и стен. Повто
ряется система улицы-коридора, достаточно осужденная современ
ностью и в гигиеническом, и в архитектурном отношении.
Так, например, на 1-й Мещанской улице даже у Ботанического сада не оставлен разрыв против этого зеленого массива. На Боль
шой Калужской улице Нескучный сад в значительной своей части заслоняется зданиями. Таким об

разом, даже на вновь создаваемые отрезки магистралей, впервые за

страиваемые, переносится принцип застройки центральных улиц. Что
бы этого избежать, необходимо перейти на застройку магистралей целыми кварталами, решая их заново на вновь осваиваемых участ
ках и решительно реконструируя на старых. Улицу и квартал нуж

но решать одновременно. Тогда архитектура зданий будет подчи

нена требованиям организации квартала, отпадет возможность компановать отдельные дома порознь, возникнет композиция квартала в целом - его ансамбль.
Часто оба фронта улицы могут компановаться одновременно и органически связанно. На Большой Калужской улице это, казалось бы, бесспорное положение, не нашло должного отражения. Расположе
ние на ней новых домов, даже схожих между собой, зачастую не согласовано. Оси сдвинуты, и по
лучается впечатление случайного размещения зданий. Правда, на старых улицах противоположные фронты почти никогда не только не симметризировались, но даже не уравновешивались. Это объяс
нялось тем, что сами улицы были узкими, размеры отдельных домов меньшими и здания редко стави
лись отдельными объемами. При ширине улицы от 30 до 50 м может быть достигнута вполне ощутимая связь между противоположными фронтами.
Одним из важнейших вопросов решения фронта улицы является определение оптимального для
Вид на Красную площадь со стороны реки Москвы.