каждого участка ордера домов, т. е. основного их порядка по вертикали. Ордер домов на опре
деленном участке магистрали, меж
ду двумя ее узлами, создает ордер улицы.
Однако, органически связанной композицией фронтов улицы и прилегающих кварталов не исчерпываются основы организации ан
самбля улицы. Надо еще решить перекрестки и особенно площади. Площадь слишком понятный в ор
ганизации города элемент, чтобы была необходимость обсуждать ее ведущую роль в формировании города и его ансамбля.
Площади должны решаться более выразительно и сильно, чем соединяющие их отрезки улиц. Между тем, в ряде случаев в Москве рядовые дома на улице в пла
стическом и декоративном отно
шении решены так сильно, что почти не остается архитектурных средств для выявления преобладающей роли площадей, завершающих эти улицы. На улицах появляются дома с башнями (на улице П. И. Чайковского) или с ак
центированными осевыми курдонерами, хотя архитектонических поводов к этому, вроде изгиба улицы или изменения ширины, нет. Такие приемы вносят неиз
бежный спор между ансамблем улиц и площадей, т. е. неясность и путаность в общем ансамбле современного города.
Справедливо будет констатировать, что пока в Москве не созда
но ни одной новой площади. Есть расчищенные, освобожденные про
странства, раскрыты перспективы, но еще нет объемных решений и архитектурных силуэтов площа
ди, - словом, нет еще ансамбля. Раскрытие пространства не всегда дает только положительные результаты, даже при наличии значительных по архитектуре зданий,
ограничивающих это пространство. Убранная с Манежной площади
застройка раскрыла прекрасный ансамбль Кремля, но в то же вре
мя раскрытие пространства позволяет воспринимать сразу весь архитектонический и стилевой раз
нобой противоположного фронта площади, образуемого зданиями Университета, Американского по
сольства и гостиницы «Националь». Чрезмерная высота гостиницы
«Москва» и здания СНК давит на этот фронт площади и несколько снижает впечатление монументаль
ности кремлевских башен. Застройка Охотного ряда не корреспон
дирует характеру архитектуры корпусов «А» и «Б» по улице Горького. Последние решены не
достаточно монументально, и это не соответствует необходимому торжественному характеру триумфальной магистрали города.

Площади в большинстве случаев являются местом размещения об

щественных зданий, способных доминировать над общей массой застройки улиц и кварталов. Уме
лое распределение этих зданий, их взаимоувязка по высоте, в объемах, в архитектонике, по силе пластики и но цвету решают одновре
менно и практические задачи, и ансамбль.
Площадь Свердлова когда-то являла собой как бы форум. Ров
ный контур ее прямоугольника, обстроенный зданиями небольшой высоты, упирался с одной стороны в стену Китай-города, а с дру
гой - завершался мощно вздымав
шейся массой Большого театра. Театр был доминантой площади и
определял все идеологическое и архитектурное содержание ее ан
самбля. Постройка на одном из боковых фронтов площади громадного объема гостиницы «Метро
поль», здания из другого мира архитектуры, нарушила порядок,
равновесие и идеологический смысл площади, а возведенные здания

напротив «Метрополя» и пестрота дома Мосторга окончательно уни

чтожили былой ансамбль. Теперь перед градостроителями стоит большая задача - создать новый ансамбль этой площади.
Однако, ампирный и греко-римский ансамбль - не основной в природе архитектуры площадей Москвы. Многие из них стоят на перегибах холмов и требуют, по своему плану и рельефу, асиммет

ричных живописных композиций. При решении таких площадей нет

ясных законов, почти шаблонов, позволяющих наверняка достигать определенного эффекта. Здания на них можно размещать многими способами, в решениях больше свободы, но гармонию создать

труднее, и поэтому путь создания ансамбля сложнее.

Примером может служить площадь Маяковского. Она представляет собой перекресток радиаль
ной улицы Горького с кольцевой Садовой, по плану вытянута вдоль последней, в то время как доми
нантой в ее решении должен быть именно перекресток. В этом несоответствии - основная трудность ее композиции.
Здание Концертного зала в решении площади должно быть ве
дущим, и хотя другие здания, окаймляющие площадь, еще не
решены, уже чувствуется, что вряд ли это здание займет доминирую
щее положение в ансамбле. В этом пример опасности проектирования площадей отдельными элементами.
История знает примеры длительного, постепенного формирования ансамбля площадей (площадь св. Марка в Венеции), но этот путь всегда труднее, и в данном случае итти по нему не было никаких оснований. Застройка площади, несомненно, будет осуществлена в
Вид на Манежную площадь от Исторического музея.