ближайшие три - пять лет, и, следовательно, замысел всего ансамб
ля должен быть дан одновременно. Только тогда можно избежать случайностей и неудач.

Композиция площади Маяковского не может быть решена изо

лированно, а должна объединять вливающиеся в нее отрезки улиц Горького и Садовой. Здесь ком
позиция улиц переливается в ком
позицию площади, и обратно. В качестве неизбежного вывода возникает необходимость ком
плексности композиции, а отсюда и комплексности проектирования.
Ансамбль города достигается не решением архитектуры отдельных зданий и сооружений, а подчине
нием отдельных частностей общей идее ансамбля и влиянием частностей на детальную характеристику общего.
Может быть поставлен вопрос: а где же пределы комплексов? Комплексность архитектурной ор
ганизации может быть достигнута только в том случае, если рассма
тривать магистраль города, как стержень какой-то его части, не приравнивать ее к линии, а да
вать магистрали более широкие пространственные границы, включая в понятие о ней кварталы и
площади, ее образующие. В интересах процесса работы этот ком
плексный организм может быть подразделен на отдельные участ
ки, однако объединенные общей мыслью. Отсюда ясно, что умение построить ансамбль в современном, быстро растущем городе покоится прежде всего на правиль
ной организации проектирования. В принципе вопрос этот в Москве решен созданием института «маги
стральных архитекторов». Архитектор - руководитель магистрали, - исходя из заданий генераль

ного плана города, детальной пла

нировки района, идеи магистрали и ее роли, должен дать кон
кретную детализацию архитектуры, суметь передать ее архитекторам, реализующим отдельные участки, суметь согласовать их действия, - словом, как режиссер, организо
вать и вдохновить их на работу не порознь, а ансамблем. Весь состав проектировщиков и строите
лей какой-то комплексной части города должен составлять творческий ансамбль, и только тогда может получиться ансамбль материальный.
Организованность в подходе к построению ансамбля заключается не только в моменте проектирова
ния, не только в решении декоративной стороны, но и в согласованности всего процесса городско

го строительства. Ведущими прин

ципами в этом процессе являются типизация зданий, стандартизация частей и механизация процесса.
Ансамбль не требует различия во всех элементах архитектуры города. Скорее напротив. Жилье, на
пример, является основной массой города, его фоном, и преобладающий сейчас в Москве чересчур индивидуальный подход к реше
нию архитектуры жилых домов неуместен. Известная близость в типах жилых зданий при разнообразии в сочетаниях и в поста
новке служит только на пользу ансамбля. Хорошие типы школ, детсадов и яслей, при умелом их применении, создают благоприятную повторяемость и ритм в ансамбле. Все это позволяет выделяться ведущим, уникальным, главным образом общественным зданиям, ибо нельзя ставить типовые дворцы культуры, театры, клубы и т. д.
Существенную роль в построении ансамбля может сыграть стандар
тизация. Стандартов должно быть много, но они не должны изго

товляться для одного или немно

Вид на Библиотеку имени В. И. Ленина.