ее обычном применении (ковры, мебель, драпри и дорожки), мы должны уже сейчас думать и о возрождении монументальной ткани — гобеленов и тканых ковров.
Качество существующих гобеленовых тканей очень низко; так же плохо обстоит дело и с шелковой промышленностью. Для всего этого сейчас нет достаточной производственной базы и необходимого оборудова
ния. Возникают особые требования к цвету, к прочности красок, долговечности волокна, возможности создания прочных льняных и бумажных тканей, тканей из новых материалов, стеклянной пряжи и др.
Все это вместе взятое заставляет уже сейчас серьезно продумать организацию производства по текстилю, формы и методы со
вместной творческой работы текстильщикапроизводственника, художника и архитектора.
Для Дворца Советов потребуется изготовить большое количество мебельных изделий. В связи с общим характером интерьеров Дворца, нужно разработать тип такой мебели, которая, соответствуя требованиям нашего времени и практически отвечая поставленным целям, носила бы отпечаток высоко
го художественного стиля и не повторяла собой старых образцов. Те же качества тре
буются и от осветительной арматуры Дворца, проектирование и производство которой еще только налаживается.
Не менее трудный вопрос — это создание производственной базы экспериментальной работы, научно-исследовательских лабораторий, опытных станций и пр.
Дворцу Советов нужна живопись многовековой прочности, и надо уже сейчас ре
шать технику живописных работ и выбрать соответствующие красящие вещества. В связи с этим возникает вопрос об изучении способов и техники, как современной, так и
Чрезвычайно большой круг людей интересуется различными устройствами сооружаемого в столице Дворца Советов. Цель насто
ящей статьи — дать в самой краткой форме описание проектируемого освещения Дворца.
Грандиозные размеры здания, богатство архитектурной отделки помещений, отсутствие в 70% помещений естественного осве
щения — все это предъявляет к искусственному освещению высокие требования. В Двор
це Советов проектируются следующие виды
освещения: рабочее, дежурное, праздничное, аварийное, сигнализационное или эвакуаци
онное, пожарное, ПВО, иллюминационное, театральное (белое и цветное) и освещение для фото- и киносъемок.
Такое большое количество видов освещения оправдывается потребностями сложного
средних веков: помпейской росписи, фрески, темперы, энкаустики. По заданию строительства Дворца в лаборатории отделочных ра
бот Всесоюзной академии архитектуры уже работают над изучением рецептуры и техники энкаустической живописи. Там же изготовляются экспериментальные образцы фре
сок по сырой штукатурке и на различных грунтах, различные виды сграффито и шту
катурные инкрустации, сочетания рельефа с фреской и сграффито и т. п.
Мировая история знает многочисленные примеры, когда значительные стройки крупнейших по тому времени сооружений в самом процессе строительства воспитывали кад
ры нужных им мастеров. Вспомним хотя бы архитектурную деятельность Брунеллески и блестящую плеяду — Андреа Пизано, Джотто Арнольфо ди Камбио, Франческо Таленти и других, которых выдвинуло во Флоренции сооружение одной только Санта Мариа дель Фьоре.
При социалистическом строе имеются неисчерпаемые возможности для создания кадров мастеров. Мы живем в эпоху небывалого расцвета социалистической художественной культуры в нашей стране, когда основным принципом работы является вовлечение широчайших масс в строительство социа
лизма. Советскому художнику даны все условия и возможности для его творческого труда.
Участники строительства Дворца Советов должны вооружиться марксистско-ленинской теорией, чтобы стиль архитектурно-художественного образа монумента великой Сталин
ской эпохи был идеологически выдержан и отображал величие учения коммунизма.
Страстно учась и работая, каждый в своей области, мы должны в срок и отлично выполнить почетное задание партии и правительства.
и разнообразного функционирования Дворца Советов и технико-экономическими расчета
ми. 44 тыс. квт установленной мощности и 24 тыс. квт нагрузки, 200 тыс. световых то
чек, в том числе 15 тыс. прожекторов, 5 тыс. м2 светящихся поверхностей, 5 тыс. пог. м газосветных трубок, 600 щитовых помещений и 135 осветительных подстанций, 4 районных диспетчерских пункта управления освещением, подчиненных главному осветителю Дворца Советов, — таковы цифры, характеризующие количественную сторону проектируемого освещения.
Качественная сторона заключается в том, что освещение Дворца Советов преимущест
венно архитектурное, оно должно с лучшей стороны показать будущим посетителям Дворца богатство отделки помещений. В то

Освещение Дворца Советов

Инж. А. ЧЕКАЛИН