Инж. Д. В. САНИН Наружная облицовка Дворца Советов
Выбор материала и характеристика основного месторождения
Вопрос о выборе материала для наружной облицовки Дворца Со
ветов неоднократно обсуждался в печати и был предметом обшир
ной дискуссии среди архитекторов и инженеров строительства Дворца, а также на специальном экспертном совещании под председательством акад. Левинсон-Лессинга. Некоторые специалисты высказывались за отделку Дворца мрамором, другие выступали в качестве активных сторонников гранита.
Контора художественной облицовки при Управлении строитель
ства проделала большую работу по определению устойчивости раз
ных пород естественного камня против всех видов выветривания: химического, механического и органического. Эта задача в значи
тельной мере усложнялась тем, что в нашей технической литературе нет никаких данных о службе камня в сооружениях в каче
стве долговечного отделочного материала для наружной облицовки.
Данные иностранного опыта (работы «Британского комитета по сохранению зданий», труды Кислингера, Ратгена и Коха, Гирш
вальда и др.) также оказались недостаточными для всестороннего
освещения вопроса, поскольку опыт этот относится к иным климатическим условиям и охватывает лишь ограниченное количе
ство горных пород, примененных в отделке некоторых сооружений (Вестминстерское аббатство, Кельнский собор и др.). Однако, эти данные бесспорно доказали, что влажность, температурные колебания и наличие в воздухе углеки
слоты и сернистых газов влияют определенным образом на долго
вечность камня в сооружении. Эти данные говорили за то, что для столь монументального сооружения, каким является Дворец Советов, наиболее подходящим материалом в качестве облицовки не
обходимо признать силикатные породы, в частности граниты, а не карбонатные (мрамор).
Эти соображения легли в основу решения экспертной комиссии, остановившей свой выбор на граните. Однако, это решение, обос
нованное только соображениями
технического порядка, столкнулось с рядом задач, связанных с худо
жественной сущностью отделки Дворца Советов, с его идейным значением. Естественно поэтому, что авторы проекта настаивали на применении для облицовки Двор
ца Советов гранита светлых тонов и окраски.
Основным поставщиком гранитов является Украина. Однако, наряду с богатым разнообразием ее гра
нитных пород, палитра тонов в них ограничена незначительными переходами от серых к черным и от грязно-розовых до мясистокрасных оттенков. Эти обстоятельства вынудили контору художественной облицовки при Упра
влении строительства организовать поиски светлых силикатных пород по всей территории Советского Союза.
На Северном Кавказе, в Карачаевской автономной области, летом 1938 г. были обнаружены светло
серые граниты в Даутском, Учкуланском и Уллукамском месторождениях. Образцы этих камней бы
ли одобрены авторами проекта и утверждены правительством в ка
честве облицовочного материала для наружной отделки Дворца Советов. В качестве основной сырьевой базы для наружной облицов
ки намечены Даутское и Уллукамское месторождения.
Ввиду того что указанные месторождения до настоящего вре
мени не разрабатывались и оба они расположены в трудно до
ступном горном районе, контора художественной облицовки решила провести в 1939 г. более де
тальные поиски в районе этих месторождений, с целью выбора участков с наиболее благоприят
Рис. 1. Долина реки Даут.
Рис 2. Типовой выход гранитов.