Малый зал (Бригада арх. Ю. В. Щуко)

Стальной каркас Дворца Советов

Дворец Советов будет величайшим зданием мира. Его высота, объем и величина от
дельных внутренних помещений превзойдут все построенное ранее. Склетом всего здания, несущим на себе как собственный вес всех частей его, так и все прочие на
грузки, служит стальной каркас, описанию которого и посвящена настоящая статья.
Основное условие, которое нужно было учитывать при проектировании Дворца Советов и его стального каркаса, — это исклю
чительная долговечность, которая должна быть обеспечена Дворцу. Это диктовало вы
бор всех строительных материалов, в том числе и стали для каркаса. Залы Дворца будут вмещать несколько десятков тысяч людей. Это, в свою очередь, заставило с исключительной серьезностью подходить к надежности каркаса Дворца и его отдельных элементов.
Нагрузки, действующие на каркас Дворца Советов, делятся на основные и случайные. К основным относится собственный вес и полезные нагрузки; к случайным — ветро
вая и температурная нагрузка. Кроме того, при расчете рассматриваются нагрузки, действующие при монтаже самого каркаса.
Собственный вес одной только высотной части, без веса амфитеатра, составляет примерно 660 тыс. т. Вес стального каркаса все
го здания Дворца, включая высотную часть, статую Ленина, стилобат с Малым залом, составляет, по предварительным подсчетам, 306 тыс. т. Временная полезная нагрузка во
всех помещениях принята в размере 400 кг/м2; исключение составляют отдельные помеще
ния, которые могут получать более высокую нагрузку, например от скульптур, количество которых во Дворце Советов будет достаточно велико, от книжных шкафов в биб
лиотеках, от специального оборудования и т. д.
При расчете каркаса в целом полезная нагрузка уменьшалась. Для высотной части она принималась в 200 кг/м2 на все пере
крытия, лестницы, площадки и т. д. Для стилобата полезная нагрузка принималась: от двух верхних перекрытий — полностью, от двух последующих — в размере 75% и от всех остальных перекрытий — 50%.
Полезная нагрузка составляет для высотной части всего около 6,5% от всей нагрузки; для стилобата этот процент выше. Не
смотря, однако, на малый процент, размеры полезной нагрузки весьма значительны, о чем можно судить, например, по тому, что для создания нагрузки в 200 кг/м2 на всех перекрытиях высотной части потребуется больше полумиллиона человек (при отсутствии мебели и другого оборудования).
Для определения ветрового давления на здание Дворца Советов, данные о возможной максимальной скорости ветра были соб
раны специальной бригадой Центрального института экспериментальной гидрологии и метеорологии. Эта скорость ветра на высоте 400 м была определена Институтом примерно в 70 м/сек. Экспертная комиссия по
Инж. В. Н. НАСОНОВ
Инж. А. В. ГЕММЕРЛИНГ