За последнее время бригада т. Шептуна добилась укладки бетона по 72 м3 на человека при норме в 24 м3, при отличном качест
ве работы. Заработок бетонщика-стахановца достиг 38 р. 41 к. в день. На рис. 1 приведе
на «производственная карта» стахановца т. Шептуна, показывающая достижения бригады в области организации производственного процесса, рационализации инструмента и поднятия производительности труда.
Среди машинистов, обслуживающих экскаваторы и краны на строительстве Дворца Советов, лучшим стахановцем является т. А. Ф. Лопатников, «производственная карта» которого приведена на рис. 2. Его про
изводительность труда доходит при полной загрузке крана или экскаватора до 426%, а заработок — до 95 руб. в день. Тов. Ло
патников регулярно получает доплату за сохранность и безаварийность механизмов; за высокое качество работы он неоднократно был премирован.
Работая с 1929 г. последовательно кочегаром, слесарем и машинистом, т. Лопатников освоил работу кранов и экскаваторов всевозможных типов. Большой опыт позволяет
ему быстро ориентироваться в затруднительных случаях, применять рационализаторские приспособления и совершенствовать отдель
ные конструктивные детали различных частей машины. Тов. Лопатников исключительно умело обнаруживает и исправляет малейшие повреждения машины. Он научился экономить расход пара на машинах с напряжен
ным режимом работы (механическая лопата, дрегляйн, грейфер), добиваясь равномерной, без рывков, работы паровой машины, ис
пользуя инерцию движущих частей машины и сокращая до минимума непроизводительные движения.
В часы интенсивной работы т. Лопатников практикует в каждом цикле совмещение двух и трех операций, сокращая тем са
мым общую продолжительность цикла и лишние движения. Он сконструировал ры
чажно-тяговый механизм для открывания днища ковша на экскаваторе «ППГ», радиус
ный футомер для кранов «Индустриал», саморазгружающуюся бадью, клапан травления в регуляторе для быстрого спуска гру
за, масленку «Пушка» для смазки цилиндров паровой машины.
Тов. Лопатников систематически передает
свой опыт молодым машинистам.

Перспективы крупноблочного строительства и задачи архитекторов

Октябрьская конференция по крупноблочному строительству в Киеве, в числе других проблем по данному виду строительства, коснулась и вопросов проектирования, и тут выявилось почти единодушное мнение,
что в области специального проектирования зданий из крупных блоков сделано весьма мало.
Это относится в не меньшей степени и к Москве, хотя здесь крупноблочное строи
тельство выходит уже на широкую дорогу и из года в год непрерывно растет.
Конференция отметила также недостаточную роль архитекторов в оформлении зда
ний из крупных блоков, а также незнание и непонимание ими природы блока как ар
хитектурного элемента. В результате, налицо неудовлетворительная, неоригинальная и обезличенная архитектура зданий, выстроенных из крупных блоков.
Успех строительства во многом зависит от правильности выбора конструкций при проектировании. Особенное значение проек
тирование приобретает в строительстве индустриальном, где большинство деталей
заготовляется на специальных заводах или стройдворах, а на строительной площадке производится лишь монтаж здания из привезенных деталей.
В этом случае нужно требовать от проектировщика разработки таких деталей конструкций, которые бы удовлетворяли сле
дующим требованиям: 1) детали должны быть просты для изготовления; 2) они должны иметь массовый характер и быть пригодными для применения в зданиях различных типов; 3) детали, должны быть транс
портабельны, т. е. легко переносить всякого рода перегрузки и транспортировку, и в то же время давать возможность максимально использовать при их перевозке грузоподъемную способность транспорта; 4) детали должны быть компактны, т. е. занимать на складских помещениях минимум площади.
Крупноблочное строительство, являясь одним из видов индустриального строитель
ства, полностью удовлетворяет указанным выше требованиям.
Рассматривая проекты крупноблочных зданий, выпущенные за последние годы проектной конторой Треста блочного стро
ительства, можно констатировать, что в большинстве своем архитекторы проекти
руют обыкновенные кирпичные здания, в соответствии с техническими условиями проектирования последних, а затем уже «разрезают» их на блоки. В результате, получается огромное количество разновид
Инж. А. АВАКОВ
Инж. Н. ПОРФИРЬЕВ