В. П. НИКОЛАЕВ

Четыре года работы

московского метрополитена

Четыре года назад в число действующих предприятий вступил московский метрополитен им. Л. М. Кагановича. За эти годы он вошел в быт трудящихся столицы. Без него не мыслится многообразное хозяйство огром
ного города. Об этом красноречиво свидетельствуют цифровые итоги эксплоатации московского метрополитена.
Основным показателем работы метрополитена является количество перевозимых пассажиров. Перевозки на московском метро росли из года в год, что видно из приводимой таблицы.
Пассажирские перевозки метро
В 1939 г. в сутки перевозится в среднем свыше 800 тыс. человек. За 4 года существо
вания метрополитеном перевезено свыше 600 млн. пассажиров. Хотя московский трамвай до сих пор принимает подавляющую массу пассажиропотоков, тем не менее удельный вес его в перевозках снижается из го
да в год. В 1937 и в 1938 гг. метро стоял на третьем месте, но уже в декабре 1938 г. он обогнал автобус и вышел на второе место по количеству перевезенных пассажиров.
Загрузка метрополитена особенно возрастает в дни революционных праздников. Так, 7 ноября 1938 г. было перевезено 1 084 тыс. пассажиров (рекордная цифра за все четыре года).
Специальное обследование показало, что наибольшую нагрузку метро несет в утренние часы, от 8 до 11. Затем поток пассажиров несколько снижается с тем, чтобы начи
ная с 4 часов дня и до 7 часов вечера вновь резко увеличиться. Утром метро перевозит трудящихся, спешащих на работу, вечером развозит их после трудового дня по домам.
Интересная деталь: растет круг постоянных пассажиров в метро — увеличиваются перевозки по абонементам. В 1937 г. по абоне
ментам было перевезено 846 тыс. человек, в 1938 г. — 1210 тыс. В 1938 г. количество поездок по абонементам возросло на 45,3%, а общий объем перевозок за этот же срок вырос только на 37,3%.
Рост перевозок и увеличение нагрузки отдельных станций происходили за счет рас
1) Данные за 7 1/2 месяцев, т. е. с момента пуска метро 15 мая.
ширения сети метро. Весной 1937 г. была сдана в эксплоатацию линия Смоленская —
Киевский вокзал. В марте 1938 г. вступил в строй Покровский радиус, связавший Кур
ский вокзал с площадью Революции, а в сентябре 1938 г. — Горьковский радиус. Сейчас идет строительство третьей очереди, ко
торая свяжет центр со стадионом им. Сталина.
Развернутая длина пути в 1938 г., по сравнению с 1935 г., увеличилась почти в 3 раза, протяженность тоннелей выросла более чем в 2 раза, количество ленточных лестниц с 15 (в 1935 г.) возросло до 42. Парк подвижного состава удвоился только за один год.
На торжественном заседании, посвященном пуску московского метрополитена, Лазарь Моисеевич Каганович говорил: «Перед нами стоят еще сложные задачи, особенно в части образцовой эксплоатации метрополитена».
Четыре года работы метрополитена показали, что мы умеем не только создавать пер
воклассный транспорт, которому нет равного в мире, но и быстро осваивать его. Непре
рывное улучшение работы метрополитена
показывает приведенная ниже таблица эксплоатационных показателей:
Управление метрополитена ведет систематическое изучение особенностей перевозок по сезонам года, по отдельным дням шести
дневки, по отдельным часам суток. Изучается посадка на каждой станции. Оказывает
ся, что наиболее загруженными являются: по Кировско-Фрунзенскому диаметру (Сокольники — Парк культуры и отдыха) — стан
ции «Кировская» и «Дзержинская»; по Арбатско-Покровскому диаметру — перегон стан
ция «Арбатская» — «улица Коминтерна» и по Горьковскому радиусу — станция «Маяковская» и «Площадь Свердлова».
По Кировско-Фрунзенскому диаметру время участкового хода поезда составляло 16 мин. и по Арбатско-Покровскому — 12 мин.
В результате применения стахановско-кривоносовских методов вождения поездов, сейчас участковый ход на Арбатско-Покровском
Зам. Нач. Управления метрополитена