Проект станции «Стадион им. Сталина». Арх. В. М. Таушканов.
лодежь, — каждый участник этого творческого процесса стремился сказать свое слово, внести свое предложение в решение ве
личественной задачи. Это замечательное явление необходимо в дальнейшем направить в более организованное русло, предельно расширив участие архитекторов в со
здании новых образцов архитектуры метро путем четкой организации открытых всесоюзных конкурсов.
Станции глубокого заложения решались на этот раз значительно легче, чем две станции мелкого заложения («Стадион им. Сталина» и «Завод им. Сталина»). Это станет понятным, если учесть огромный
опыт проектирования глубоких станций, с одной стороны, и наличие пределов архитектурных возможностей, диктуемых кон
структивными габаритами, — с другой. Иное дело — станции мелкого заложения. Здесь возможности архитектора несравненно ши
ре и задача сложнее. В данном же случае архитектура обеих станций мелкого зало
жения приобретает особо ответственный и почетный характер, так как наименования их связаны с именем великого Сталина.
Стандартный тип конструкций станции глубокого заложения, заключающийся в том, что на границах трех параллельных станционных тоннелей (превращаемых в цент
ральный и два перронных зала) существует стена с проемами для сообщения этих залов между собой, сохранился на третьей очере
ди лишь в трех станциях: «Спартаковской», «Электрозаводской» и «Новокузнецкой». Архитектура остальных двух станций глу
бокого заложения основывается на новых конструкциях.
Архитектурный образ станции «Спартаковская» решается арх. Б. М. Иофаном на основе исторической темы восстания Спар
така в древнем Риме. Для развития своей темы автор пользуется методом синтеза архитектуры и скульптуры, включая в ком
позицию цитаты из относящихся к этому событию высказываний классиков марксизма.
Композицию на протяжении всего пути пассажира, начиная с входов и кончая стан
ционными залами, автор решает в виде цельного ансамбля. В трактовке фасада вестибюля мы видим простые, суровые формы портала, оживляемого двумя скульптур